Все хотят акулу из IKEA
Плюшевая игрушка стала хитом в России: в соцсетях жалуются, что её трудно достать, а перекупщики повышают цены в два раза.
В начале 2018 года в западном интернете появились мемы с акулой из IKEA, которая стала популярна благодаря невозмутимому выражению морды. К концу года известность плюшевой игрушки добралась до России: в соцсетях постят фотографии с ней и советуются, где её достать, а перекупщики забирают акул партиями и продают в два раза дороже.
Популярность в соцсетях
О плюшевой акуле из IKEA (настоящее название — «Блохэй») в России узнали сравнительно недавно: судя по постам в Инстаграме или на «Пикабу» пользователей заинтересовали мемы с игрушкой, описывающей любое состояние хозяина. Однако вскоре они начали интересоваться тем, где достать такую же для себя — так появился хэштег #акулаизикеи, по которому можно найти десятки фотографий с плюшевой знаменитостью.
У акулы даже появились собственные российские аккаунты в Инстаграме. Они работают по тому же принципу: в бытовую ситуацию помещают плюшевую игрушку.
К концу лета 2018 года в Твиттере появилось несколько историй от пользователей, которые купили или запланировали купить себе акулу из IKEA. Они рассказали об очередях в магазинах и поездках на другой конец города ради плюшевой игрушки.
На дефицит плюшевых акул стали жаловаться и в Фейсбуке: якобы игрушку от IKEA быстро скупают фанаты и перекупщики, а новые партии завозят слишком долго. Некоторые даже попросили друзей найти акулу, а кто-то — съездил ради неё заграницу.
На акул прям какой-то ажиотаж. В моей IKEA за неделю 500 штук раскупили. Я не знаю, откуда такой рост популярности. То ли скидка 500 рублей, (999 рублей вместо 1,5 тысяч рублей), то ли люди ******* [сошли с ума].
Подруга охотилась за акулой несколько недель, на прошлой неделе наконец-то урвала себе одну. Говорит, что ей сказали, что их сняли с производства, оттуда и ажиотаж, и нехватка. У меня пруфов нет, но помню, что их уже снимали разок с производства, около года не продавали. Потом появились снова.
Она не моя, но всё таки мы вместе. Это я про акулу. Весь смысл поездки Вильнюс — нам капец как нужна была акула. И ещё приехать в Вильнюс, чтобы сходить в ресторан украинской кухни и поесть борща.
Фото Ивана Анисимова
Фото Ивана Анисимова
Фото Ивана Анисимова
Безумный спрос на акул
В начале октября пользователь «Пикабу» опубликовал фотографию покупателя в IKEA с десятком плюшевых акул. По его словам, он находил на Avito несколько объявлений, где игрушки продавали в два раза дороже: 2000 рублей вместо 999 рублей в магазине.
@anpirus
По состоянию на 23 октября игрушку нельзя купить в интернет-магазине IKEA в России: она показывается в поиске, но само объявление закрыто. Компания объяснила в Твиттере, что акулу не снимали с производства, но она быстро заканчивается из-за высокого спроса. Ориентировочные поставки новой партии намечены на 27 октября.
Скриншот поиска на сайте IKEA в России
Редактор TJ объехал два магазина IKEA в Москве, чтобы купить акулу: в торговом центре «Мега Белая Дача» игрушек не оказалось, но несколько штук удалось найти в торговом центре «Мега» в Химках. Продавец-консультант в одном из магазинов пояснил, что очереди за акулами выстраиваются по утрам и, как правило, покупатели берут минимум по две акулы. По его словам, в магазине не знают о перекупщиках и не намерены вводить ограничения на количество одинаковых товаров. В российской пресс-службе IKEA не ответили на запрос TJ о комментарии.
Перекупщиков акул проще всего найти в соцсетях: во «ВКонтакте» популярны сообщества доставки товаров из IKEA, которые уверяют, что плюшевые игрушки ещё остались в наличии. TJ нашёл такие группы в Ставрополе, Брянске, Курске, Липецке и Нижнем Новгороде. Аналогичные сообщества можно найти в Фейсбуке — как правило, они маскируются под профили IKEA, но не имеют галочки верификации.
Скриншот сообщества по перепродаже товаров из IKEA во «ВКонтакте»
Avito по просьбе TJ изучило количество объявлений о перепродаже плюшевых акул за осень 2018 года. Максимальная цена за игрушку была в сентябре — больше 2000 рублей при цене в 999 рублей в магазине. Тогда же спрос на блохэй вырос в 16 раз.
Статистика Avito
Площадка объявлений «Юла» тоже предоставила TJ статистику спроса на акулу из IKEA. Пик поисковых запросов за 2018 год пришёлся на октябрь, а конкретно — с 15 до 21 число. Количество поисков со словами «Акула Икеа» или «Акула из Икеи» за две недели выросло в 2,4 раза по сравнению с аналогичным периодом.
По сравнению с январём 2018 года, количество объявлений с акулой в октябре выросло больше, чем в 15 раз. Максимальная цена также установилась на второй месяц осени — более 2000 рублей за одну штуку, хотя ещё в октябре крайняя цена была только 1310 рублей.
Причина популярности
Акула из IKEA появилась в мировой продаже в 2014 году. По версии авторов энциклопедии «ВикиФур», причина популярности плюшевой рыбы — апатичная морда и глаза, которые выглядят пустыми и незаинтересованными. Как и почти все игрушки шведского магазина, она делается вручную, поэтому каждый экземпляр немного отличается по форме и наполнению. Из-за этого с игрушкой удобно спать или сидеть в обнимку за ноутбуком.
Но настоящая известность пришла к Блохэй после того, как она стала мемом. Акулу сажали за рабочий стол, отправляли на барбекю, водили в кинотеатр — игрушка с выразительной мордой стала олицетворением выражения «Это я в любой ситуации».
В соцсетях акул в шутку называют лучшим подарком для девушки и завидуют их популярности.
Популярность акулы заметили некоторые бренды.
В 2015 году IKEA убрала акулу из продажи — это вызвало волну недовольства среди поклонников. Они написали петицию, в которой объяснили свою любовь к плюшевой игрушке: «Акул мало кто любит из-за того, что их изображают как кровожадных убийц. Эта игрушка позволяла познакомить детей с акулами с другой стороны, благодаря чему они начали бы относиться к ним позитивнее». В 2016 году акула вернулась в продажу в магазинах по всему миру, а в 2017 году впервые начала продаваться в России.
P.S. редактор TJ Майя одной из первых в России поняла, насколько крутые акулы из IKEA.
#соцсети #мемы #деньги #бизнес