Промо

«Идея игры в том, чтобы провести как можно больше времени в виртуальной реальности, не покидая её»

Мультидисциплинарные художники рассказывают о своих проектах.

Материал подготовлен при поддержке HP

Создатели, работающие на стыке разных дисциплин, говорят на множестве языков, используя разные инструменты для самовыражения. Мы пообщались о том, для чего расширять количество медиумов, с которыми работаешь, как успевать за технологиями, справляться с выгоранием, — и есть ли работодатели, которым всё это нужно.

Этот материал создан при поддержке HP, чей лёгкий ноутбук-трансформер HP Envy x360 15-ed0019ur (2020) создан для креативной работы на стыке разных дисциплин. Сенсорный экран лэптопа, поворачивающийся на 360 градусов, подойдёт для стилуса и превратит ноутбук в планшет за несколько секунд.

Эллина Геннадьевна

Мультимедиа-художница. Создаёт проекты на стыке технологий и современного искусства, использует дополненную реальность и игровой движок Unity.

Сейчас я готовлю новый проект и параллельно преподаю движок Unity. Совмещать обычную работу с полным рабочим днём и заниматься мультимедийным искусством практически невозможно. При этом денег в последнем не то чтобы много.

Лет до двадцати пяти я жила в Казани, окончила факультет вычислительной математики и кибернетики и работала программистом. В какой-то момент поняла, что больше этим заниматься не хочу.

Перепробовала много всего, и позже это пригодилось при поступлении в школу Родченко, в мастерскую интерактивных и смешанных медиа. К тому моменту я уже умела программировать, работала с фото, видео и музыкой.

Несколько суток жить в виртуальной реальности

«Зона» — это мой дипломный проект, который выставлялся на разных площадках, в него я вложила огромное количество сил и времени. Суть в следующем: я сделала свою 3D-модель с помощью фотограмметрии и разместила на платформе VRChat. Мой персонаж существовал в мире, который я создала, очень простом — там днём светло, а ночью выключается свет и наступает кромешная тьма.

Это было сделано, чтобы напомнить о тюремном режиме существования — отбой, подъём, распорядок дня.

А ещё это было нужно с практической точки зрения — идея игры в том, чтобы провести как можно больше времени в виртуальной реальности, не покидая её. Если свет не выключать, то не получится заснуть в очках.

Ко мне могли приходить люди. На выставке был установлен компьютер и очки, любой мог надеть их, прийти, сесть и поговорить. Ещё мои друзья (или те, кто где-то об этом прочитал) могли скачать себе приложение и войти с помощью него у себя дома.

Физически я находилась дома, в своей комнате. Когда живёшь в очках виртуальной реальности, чтобы не навредить себе и не разбить то, что тебя окружает, нужно очертить границы — сделать виртуальную клетку, в рамках которой можно передвигаться физическим телом. Эта сетка называется Chaperone. Моей целью было не выходить за её пределы как можно дольше.

Я продержалась три дня, после меня эксперимент повторяли другие, но пока никто не побил этот рекорд. Чтобы я могла оставаться в «Зоне», мне помогали друзья: приносили еду и воду, помогали удовлетворять базовые потребности. В сами очки я встроила датчик с токопроводящей нитью: если снять их больше чем на минуту, то игра заканчивается. Из-за этого спать тоже приходилось в них, а модель у меня достаточно старая, проводная, тяжёлая и склонная к перегревам.

Экспозиция с проектом первый раз выставлялась в фонде «Екатерина», два раза в «Электромузее» на выставках «Тело: цифровые границы» и «Datasets vs Mindsets. Исследование цифрового общества в постсоветском пространстве» и на виртуальной выставке the wrong — международной биеннале цифрового искусства.

Игрок, поставивший себя в условия добровольного заключения, находится дома, а с экспозиции можно подключиться и поговорить. Кроме меня этот опыт повторили четыре человека. Дольше всех из них — двое суток — просидел мой друг.

Оповещение о том, что за вами следят

Когда я придумала «Зону», моей отправной точкой была сама исправительная система, книга Фуко «Надзирать и наказывать» и виртуальная реальность. Во время пандемии появился ряд работ, которые тоже именно с этими темами взаимодействуют, но я свой проект сделала ещё в 2019 году.

Мне в итоге достаточно легко далась вынужденная изоляция прошлого года, ровно потому, что у меня уже был опыт заключения. Самоизоляция даже была «свободной» — я могла выйти в магазин, в парк ненадолго, иногда сделать пропуск. А в рамках «Зоны» ты не просто устаёшь от заключения, ты ещё завязан на оборудовании, на технике, нельзя даже выглянуть наружу.

«Сталк» — это предшествующий «Зоне» проект, который я ещё надеюсь развить. В рамках него несколько человек постоянно присылали мне свою геопозицию в реальном мире, а я могла отправиться к ним в шлеме виртуальной реальности, чтобы следить: по схематично воссозданному городу бродили их 3D-модели. В следующей версии очень хочется сделать так, чтобы человек получал оповещение, когда на него смотрят в виртуальном пространстве.

Идея была в том, чтобы показать, как видит своих граждан современное государство, использующее технологии распознавания лиц, большие данные и слежку. И дать возможность «последить» за участниками проекта тем, кто посетил выставку.

Цифровая синестезия

Я отношусь к выбору медиума, как к выбору языка, с помощью которого можно ярче и легче донести мысль. Разносторонний опыт, полученный на протяжении жизни, пополняет запасы этих языков. А каждый из них открывает больше возможностей. Работа с разными медиумами — это точно не минус, а сплошные плюсы.

Когда я поступала в Родченко, то считала себя музыкантом. Но вообще я была программистом и приятно удивилась, когда этот опыт пригодился в мастерской интерактивных медиа. Например мы изучали программу Max/MSP и с помощью неё делали учебные проекты генеративного характера. Генерировали изображения с помощью звука, или, наоборот, получали музыкальный ряд на основе видео.

Для создания проекта «Прецедент» мне очень пригодился опыт работы видеоинженером в телецентре «Останкино». Нужно было следить за происходящим на телепередачах «Первого канала» в реальном времени, — например, чтобы не пропустить быстрый наезд и вовремя изменить диафрагму. Поэтому моя насмотренность стала колоссальной. И было легко передать современную телевизионную атмосферу в своём проекте.

Мне нравится работать с микроконтроллерами Arduino, потому что у них огромные возможности при небольшой себестоимости. Например, использовала его в проекте «Стабильность» с привязанным датчиком положения.

В работе «фуррминатор» я оснастила матрас вибродинамиком, который озвучивал низкочастотные урчания кошки. На экспозиции можно было лечь на искусственный мех и прочувствовать всем телом искусственно воссозданное урчание кошки.

Если говорить о программном обеспечении как о медиуме, то я использую игровой движок Unity для виртуальной и дополненной реальности. Работа с современными графическими движками — это такая цифровая синестезия. Можно смешивать разнообразные медиумы: видео, 3D, музыку, текст, иллюстрацию. В общем, что сам придумаешь, то и будет.

Следующая вещь, которой я собираюсь плотно заняться, — это нейросети. У меня есть идея игры, которая будет использовать машинное обучение для анализа эмоций на лице у игрока. И нужно будет изображать разные эмоции, чтобы перехитрить игру и пройти дальше. Люди умеют интуитивно считывать искренность эмоции, а вот можно ли научить машину тоже так делать?

Ещё очень интересно, как нейросети учатся работать с музыкой. Раньше они оперировали отдельными нотами, тонами, а теперь — целыми кусками музыки. Это огромный прорыв. Вообще, думаю, нас всё-таки скоро ждёт сингулярность. Пока что мы все решаем, как произойдёт интеграция компьютера и человека, но так будет не всегда.

Илон Маск разрабатывает эти технологии сам и вживляет чипы в свинью в Neuralink, чтобы не было монополии, когда такой мощный инструмент доступен одной корпорации или государству. Если каждый сможет влиять на слияние компьютера и человека, то ещё есть надежда, что кто-то не воспользуется технологией безнаказанно и для злого умысла. Нужно, чтобы нейроинтерфейсы стали широко доступны.

Ноутбук HP Envy x360 15-ed0019ur (2020) — тоже разносторонняя личность, как и Эллина, развитая во всём (по меркам лэптоп-социума). Начиная с тонкого металлического корпуса, премиальной аудиосистемы Bang & Olufsen и заканчивая продвинутой архитектурой для обеспечения конфиденциальности. В неё входит механическая шторка на вебкамере, отдельная кнопка для отключения микрофона и сканер, считывающий отпечаток пальца владельца.

Даша Сазанович

Мультимедиа-художница, студентка магистратуры «Цифровые медиа» в Бременской высшей школе искусств. Создаёт творческие проекты разной направленности с помощью цифровой иллюстрации, кода, видео, анимации и веб-пространства.

Я третий год живу в Германии и доучиваюсь в магистратуре. Из-за ковида учёба затянулась, но сейчас я наконец на этапе магистерской диссертации, где буду исследовать ведьм как политические фигуры. Пока ещё не знаю, в каком именно медиуме будет работа, но это последнее, что предстоит решить.

Программа в университете идеальна для медиахудожников, с хорошим балансом между теорией и практикой (во всяком случае так было до локдауна). Учёба в Германии бесплатна, но чаще всего требуется знание немецкого. Это редкая программа магистратуры на английском.

Кроме учёбы, я подрабатываю в стартапе в области генеративной инженерии и работаю над несколькими проектами как художница. Например, мы с подругой делаем большую текстильную работу про события в Беларуси. Ещё готовлюсь к выставке в Киеве с цифровым проектом.

Другое направление моей деятельности — я много лет сотрудничаю с независимыми медиа, НКО и гражданскими инициативами в качестве иллюстраторки и дизайнерки. Время от времени выступаю перед активистами, высказывая идею, что им важно сотрудничать с художниками и иллюстраторами.

Мне важно переключаться, а не сидеть над одним проектом. С ноября в Бремене закрыто примерно всё, но я редко скучаю — всегда есть миллион идей и занятий.

Медиаискусство

Как это часто бывает, я начала заниматься медиаискусством (прим. — имеется в виду new media art — искусство, созданное с применением современных технологий, в том числе и коммуникационных), когда ещё не знала, что у этого есть название. Где-то шесть лет назад я сделала фейковое СМИ с новостями из регионов Беларуси «Маланка» («молния» по-белорусски) и так играла с повесткой.

Сейчас бы я сказала, что это проект про постправду, но тогда такого слова ещё не было. Поскольку белорусские государственные СМИ — это fake news и пропаганда, я брала пустяковые, но добрые новости из региональных изданий и на основе их сделала целое медиа.

В 2016 году я попала в летнюю школу медиаискусства в Венеции, и не то чтобы там перевернули моё сознание, но теперь я смогла обозначить то, чем занималась.

Обычно медиаискусство включает в себя эксперименты с видео и анимацией, веб-пространство как медиум, интерактивные проекты на микропроцессорах типа Arduino (это компьютерные схемы, которые можно превратить в роботов с помощью простых команд и паяльника и заставить делать всё что угодно) и многое другое.

Элементы из разных миров

Мой самый большой проект — это Spectacular Discipline. Годами я тайком снимала тренировки солдат к параду и не знала, что дальше делать с уникальным видеоархивом. Казалось, что сделать из этого фильм — слишком банально. Так в дополнении к видео появилась инсталляция с монструозной машиной, которая вращает винтовку. Солдаты на видео и робот как бы соревнуются, выясняя, у кого выходит зрелищнее. Несмотря на военную тематику, хочу, чтобы проект считывали исключительно как антимилитаристский.

Из свежих я люблю проект Sudden extreme intimacy, который родился на воркшопе в «Стрелке», а сейчас я как раз его дорабатываю. Он про то, как в 2020-м, несмотря на всю разлуку, мы стали ближе через постоянные созвоны. Теперь наши коллеги — у нас в спальне, а мы сидим в трусах перед монитором и говорим серьёзные вещи. В проекте показан видеозвонок с незнакомой мне участницей воркшопа, где интерфейсы между нами смешиваются в одном интимном глитче.

Преимущество мультимедийных проектов в том, что они очень гибкие, существует большое поле для эксперимента. Чтобы заниматься таким искусством, нужна развитая общая эрудиция и понимание, как работают элементы «из разных миров». Художник может взять привычный медиум и сделать с ним что-то оригинальное.

Усилить техническую составляющую и зайти на территорию науки, робототехники, медицины — чего-то несвойственного для творческих проектов. Настоящих специалистов это бесит, но выходит круто. Например, так, как это делает российский медиахудожник vtol — он делает много всего, включая батарейки на основе собственной крови и маски, которые превращают дыхание в музыку.

Выучить за пару месяцев то, что годами учат в технических университетах, нереально. И иногда из-за этого приходится отказываться от идеи или сильно её упрощать, потому что просто не справляешься. В обычной работе подкованность в создании мультимедийных проектов пригодится тогда, когда работодатель будет ждать новых идей и экспериментов. Для этого в меньшей степени нужен тот, кто выучил одну программу на компьютере.

Вообще я считаю, что в медиаискусстве другое восприятие «ошибки», возможно не такое критичное, потому что глитч — это уже элемент эстетики. Этот принцип у меня не только в медиаискусстве: долго не горюю, если что-то не получается, а глитчу — всегда радуюсь.

Абсолютная свобода и шитьё

Сегодня можно легко делать коллаборации с другими художниками, программистами, звукорежиссёрами. Музыку для моего видео Crysis писал киевский музыкант zolaa. Я ему — видео (без каких-либо комментариев), он мне — звук (без комментариев по видео). Идеальное сотрудничество.

Маски, которые сшила Даша

Мне бы хотелось уйти в 3D, потому что это медиум абсолютной свободы. Тебе доступны любые фэнтезийные миры и реальности. Например, мне пришла в голову идея антиутопии: у всех спрятано лицо (как сейчас в реальной жизни), а из-за уровня загрязнения в мире глаза постоянно раздражены, и у людей текут слёзы. Государство тут же пытается внедрить сенсоры, которые будут считывать новую биометрию, вместо того чтобы бороться с загрязнением воздуха. Хотелось бы реализовать этот образ в 3D, с полной свободой, а пока выходит только на видео. Хотя сейчас мой любимый «медиум» — это вязание и шитьё, без шуток. После года в онлайн-режиме хочу меньше времени проводить у монитора.

Из российских мультимедийных артистов мне очень нравится Елена Никоноле. Видела её deus X mchn на фестивале CTM в Берлине и чуть не умерла от восторга. А в глобальном плане я вдохновляюсь всем, что происходит. Как пример — эта женщина и переворот в Мьянме — вообще готовый арт-проект.

Даша много лет занимается цифровой иллюстрацией и путешествует. В каком-то плане ноутбук HP Envy x360 15-ed0019ur (2020) создан для неё, потому что оснащён защитным стеклом Corning Gorilla Glass. С ним можно не бояться, что поцарапаешь экран стилусом или что он повредится, если ноутбук упадёт со стола. А автономная работа до 12 часов 45 минут выручит в дороге.

Степан Поливанов

Режиссёр документальных фильмов и CGI художник. Снимает, монтирует, создаёт графику и пишет сценарии.

С 19 лет режиссура была моей страстью, а зарабатывал я всегда больше на монтаже и простенькой анимации. В последнее время — уже созданием графики. Иногда это что-то масштабное, интересное, но чаще — мелкая работа по «клинапу» — чистке картинок.

Я люблю «клинап» — убрать лишние тени, кабели, то, что не должно появляться в кадре. Во-первых он приносит неплохие деньги, а во-вторых, это всегда технологическая загадка: на материале со съёмок меняется движение камеры, меняется свет, много разных факторов, и всё нужно учесть. Я люблю медитативность этих задач и кристально ясные цели.

Меня всё больше зовут работать как режиссёра, и это прекрасно. На рынке уже знают, что я умею разное, и зовут на проекты, которые содержат в себе смесь задач. Для меня работа режиссёром не ограничивается сидением за плейбэком (просмотр только что отснятого материала на площадке — TJ) и работой с актёрами.

Можно залезть во все процессы: костюмы, сценарий, свет, технологии. Я хочу верить, что это позволяет выходить за традиционные рамки и думать так, как раньше думать было невозможно. Но когда за всё берёшь ответственность, то сложно делегировать.

Сейчас хочу снять художественный фильм на свои деньги про бывший пионерский лагерь, куда на время летних Олимпийских игр 1980 года в Москве ссылают людей, так называемые нежелательные элементы. Включая главную героиню, валютную проститутку.

Я всю жизнь занимался чем-то визуальным. Рисовал в детстве, и моя мама, очень творческая натура, меня в этом поддерживала. Потом в 13 лет через «Яндекс» нашёл сайт Артемия Лебедева и благодаря «Ководству» и бизнес-линчу понял, что про визуальный мир — искусство, дизайн — можно думать, его можно анализировать.

Позже попал в колледж при ВГИКе, где научился работать со светом. Я очень рад, что учились мы не на модных регулируемых LED-панелях с диммером, а с олдскульным сильным светом и разными отражателями. То есть, по сути, со световой техникой прошлого века, аналоговой, а не цифровой. Благодаря этому многое понял про то, как работает свет.

Кино про виниловые пластинки и рейв у парламента в Грузии

Окольными путями я пришёл к созданию фильма про историю винила «Переверни пластинку». Рома Навескин (мой сорежиссёр) позвал снимать видео для соцсетей его винилового лейбла — в 2013 году это казалось хорошей идеей. Лейбл, к счастью всех участников, не собрался. Но мы начали собирать интервью, процесс нам понравился, и в итоге решили сделать целый фильм.

Смонтировали трейлер из имеющегося материала и показали студии Горького. Они в итоге нас поддержали. Не в смысле, что нас засыпали деньгами, — нам просто дали технику, а потом организовали дистрибуцию.

При этом, если честно, идея фильма про винил — очень странная и для меня не очень интересная. Ну пластинки и пластинки, музыка и музыка. И этот настрой даже в чём-то помог, потому что получился фильм про то, как люди наделяют фундаментально бессмысленные вещи каким-то смыслом. Это базовое человеческое свойство — создавать смысл там, где его нет. И хотя это мой первый проект, местами наивный, но он занимает большое и важное место в сердце.

В какой-то степени нам повезло, что не было ни хрена денег и я был сорежиссёром, оператором, монтажёром, колористом. По жизни я одновременно занимаюсь компьютерной графикой и документальным кино. Это смешно, ведь компьютерная графика — это когда ты делаешь то, чего не было. А документальное кино — это когда ты снимаешь то, что на самом деле было.

И не то чтобы эти вещи существуют как две полностью несвязанные карьеры. В своём втором фильме про грузинский рейв у парламента Raving Riot я сам делал графику — например, я сделал 3D-модель Грузии для заставки.

Этот фильм получился практической случайно. Мы с подругами Идой Ивановой и Ариной Носковой (они в итоге выступили продюсерами картины) оказались в Грузии, думали снять что-то про грузинскую техно-сцену. Но оказались в тусовке ровно в тот момент, когда полиция устроила рейд по ночным клубам и тысячи людей вышли к парламенту высказать своё несогласие и играть музыку.

Началась движуха, какой я никогда в жизни не видел. Мы бросились снимать рейв у парламента, на вторую ночь уже нашли оператора с техникой и, кажется, были единственными, кто снимал там что-то серьёзное, а не просто репортаж. Впоследствии рейв у парламента стал центральной сценой фильма.

Оцифровать реальность

Прогресс постоянно ускоряется, и это одновременно круто и страшно — тысячи людей, которые занимаются компьютерной графикой, потеряют работу. Многие из них смогут переучиться, но это всё равно тяжело.

Считается, что работа над графикой — это ты сидишь в тёмной комнате, наедине с собой, и там что-то создаёшь. В конце прошлого года у меня появился телефон, который позволяет почти моментально отсканировать любой объект, который встречаешь, и превратить его в 3D-модель.

Теперь прогулки под подкасты стали настоящим приключением — за новыми объектами, текстурами и вдохновением. Как поход за закладкой, но закладка — это реальность. Я не умею моделировать и не очень хочу этому учиться. А вот создавать быстро локацию мне нравится. Раньше я скачивал себе модели из интернета, а теперь могу их найти в мире и сделать скан за минуту.

Например, вот эта картинка создана из объектов, снятых в Переславле-Залесском, Москве и Сочи. Мир, который не может существовать в реальности, но при этом именно на ней основан. Создал я эту картинку за время перелёта между Сочи и Москвой.

Картинка из объектов, снятых в Переславле-Залесском, Москве и Сочи

Очень интересно наблюдать, как технологии постепенно приближаются к моменту, когда технические знания будут вообще не важны и определяющим будет именно видение — базовых навыков обращения с инструментами будет хватать. Если взять в руки карандаш и бумагу, то ты сразу можешь рисовать, интуитивно понятно, как это делать. Мощные телефоны и компьютеры, а также гениальный софт вроде Blender ведут нас туда, к цифровому «карандашу».

В 2021 году мы ждём от ноутбука бескомпромиссности: чтобы он был лёгким и красивым, производительным и тихим, защищал нашу конфиденциальность и был качественным во всех своих комплектующих. Одинаково хорошо показывал себя в работе и развлечениях вечером.

HP ENVY x360 15-ed0019ur (2020) — это лёгкий ноутбук-трансформер с металлическим корпусом, который способен на многое:

  • Быть производительным с 16 GB DDR4, Intel i7-1065G7 (1,3 ГГц с возможностью увеличения до 3,9 ГГц) и встроенным графическим адаптером Intel Iris Plus.

  • Держать заряд до 12 часов 45 минут. И заряжать батарею до 50% всего за 30 минут.

  • Прекрасно звучать благодаря премиальной аудиосистеме Bang & Olufsen.
  • Быть лёгким и удобным: вес ноутбука — 2 кг, толщина — 18,9 мм при экране 15,6”.
  • Защищать экран от царапин во время работы и при случайном падении с Corning Gorilla Glass.
{ "author_name": "Промо", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 25, "likes": -8, "favorites": 23, "is_advertisement": true, "subsite_label": "promo", "id": 362125, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Wed, 07 Apr 2021 09:57:28 +0300", "is_special": false }
0
25 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
5

 чтобы провести как можно больше времени в виртуальной реальност

Некуда время тратить? Отдай мне

Ответить
0

А зачем оно тебе?

Ответить
10

Я не успеваю спать

Ответить
–2

Просто ложись раньше

Ответить
3

Мне некогда, я делаю дела всякие полезные

Ответить
0

Какие полезные дела ты делаешь после 10 вечера?

Ответить
0

Читаю Мураками.

Ответить
0

Высыпаться полезнее чем твой Мураками

Ответить
0

@Кхалиси Бот

Ответить
0

Высыпяться поизние чем твой Мюйякями

Ответить
1

Это уже было в Сим... в Рик и Морти

Ответить
1

Нужно сделать дайджест лучших работ в NFT.
TJ к этому приведёт. Кто, для кого, зачем blockchain, и прочее - не главное.

Ответить
1

"Междициплинарные художники" - это синоним слова "бездельники" и "тусовщики". Бессмысленные существа, наподобие тиктокеров, пытаются монетизировать свое безделье. "Гениальные" эйчпишные менеджеры решили продвигать ноутбук за счет таких обормотов. Да уж. 

Пы Сы. Посмотрел рекламу на сайте. Ноут продвигается через гендерфлюидных политически корректных существ с правильной пропорцией рас и угнетенных групп. 

Ответить

Заслуженный кран

0

Можно как-то навсегда там остаться

Ответить

Молчаливый хичхакер

0

Не получится так, глаза устают уже через минут 40

Ответить
0

Да и устройство кажется двое суток без зарядки не проживет

Ответить

Молчаливый хичхакер

N/a
0

Проводные ж шлемы

Ответить
Читать все 25 комментариев
Обсуждаемое
Новости
В РПЦ предложили поэтапно вывести аборты из системы ОМС. Сначала — для женщин с доходом выше прожиточного минимума​
Среди других предложений — обязательная консультация с психологом/соцработником перед абортом и запрет врачам предлагать беременным такую процедуру.
Интернет
«Счастлива, что в России такого нет»: Навка раскритиковала мужскую художественную гимнастику. Её осудили в соцсетях
«У меня культурный шок».
Новости
«Стопкоронавирус» выпустил видеоэкскурсию по ковидному госпиталю для покупателей сертификатов о вакцинации
В ролике главный врач московской больницы показывает койки, аппараты ИВЛ и коридор, по которому умерших от коронавируса везут в морг.
Популярное за три дня
Интернет
YouTube заблокировал расследование ФБК про главу Ростуризма. Там рассказывали о её квартире за 60 миллионов рублей
На видео пожаловалась блогер, которая брала у Догузовой интервью.
Спорт
Женская сборная Норвегии по пляжному гандболу отказалась выступать в бикини и надела шорты. Команду оштрафовали
Спортсменки считают стандартную форму неудобной: она вызывает дискомфорт, сексуализирует их и мешает в период месячных.
Наука
Джефф Безос слетал в космос. На борту также были самый молодой и самый пожилой астронавты в истории
С ним полетели родной брат, 82-летняя ветеранка NASA и 18-летний сын гендиректора частной инвестиционной компании.
null