Промо
Artyom Slobodchikov

Зарядка для мозга

Колонка научного руководителя «Викиум» Николая Французова о принципах работы когнитивных тренажёров и о том, как держать мозг в тонусе.

Материал подготовлен при поддержке сервиса «Викиум»

«Тренажёры-предки»

Сейчас трудно сказать, как именно выглядел первый когнитивный тренажёр. Скорее всего, это был неисправный или списанный экземпляр устройства, на котором новичку объясняли, как с ним работать. Например, устаревший самолёт, неработающая коробка передач или телефон.

С развитием технологий «тренажёры-предки» постепенно приобретали собственный вид. Развитие тренажёров происходило в три стадии:

  1. Объединение со своими «прародителями» из различных технических отраслей;
  2. Специальное проектирование и разработка тренажёров — моделирование основных функций и свойств объекта. На этой стадии активно задействуются автоматизация и компьютеризация;
  3. Формирование самостоятельной отрасли тренажёростроения со своими особым производством, традициями, пользователями и заказчиками.

Где-то между второй и третьей стадией появились прообразы нейротренажёров. Это были вспомогательные устройства для спортсменов, военных, музыкантов и танцоров (формирование физических и сенсорных навыков), больных (восстановления утраченных возможностей), пилотов и работников цирка (развитие физиологических функций).

Симулятор для тренировки навыков пилота

Теоретическое обоснование и методические рекомендации для использования тренажёров оформились в двух психологических направлениях: ассоцианизме (лат. associatio — соединение) и бихевиоризме (англ. behaviour — поведение). Адепты этих направлений придерживались механистических представлений о человеке в целом и процессах обучения и формирования навыков.

Сторонники этих направлений считали, что можно выучиться чему угодно, если повторить действие достаточное количество раз, будь то прыжок в длину, стрельба из лука, вычисление интеграла или заучивание стихотворения.

Со временем целостные операции для простоты стали делить на фрагменты. Тут есть два пути. Можно тренировать каждый необходимый навык по отдельности, но это неэффективно. А можно отрабатывать каждый навык в контексте всей операции — этот подход позволяет тренироваться более комплексно.

Важные термины

Биологическая обратная связь (БОС) — методика, когда человеку через компьютер сообщается информация о состоянии его организма. Например, если видеть на экране температуру кончиков пальцев, можно научиться её менять.

Затем появились первые медицинские тренажёры для нейрокоррекции и реабилитации на основе биологической обратной связи. А следом и многие другие, в которых стали применяться передовые научные методы.

Тренажёр на основе биологической обратной связи

История «Викиума» началась с несчастного случая. Основатель компании Сергей Белан отвлёкся, разжигая костёр, и слишком близко подошёл к огню. Бутылка с жидкостью для розжига взорвалась прямо у него в руках. C ожогами 45% поверхности тела Сергея доставили в НИИ Склифосовского — там во время восстановления ему и пришла идея создать когнитивные тренажёры.

При создании «Викиума» мы использовали опыт западного конкурента Lumosity, но по части продукта «Викиум» пошёл дальше и помимо игровых когнитивных тренажёров разрабатывает специализированные курсы. С 2015 года — ещё и нейротренажёры на основе биологической обратной связи.

Как работают когнитивные тренажёры

Изначально все наши способности существуют в виде задатков. Постепенно человек учится, познаёт мир и формируется как личность, а вместе с ним развиваются его способности. Но есть и противоположный процесс — угасание способностей. Он связан не только с болезнями, но и с отказом от развития способностей: «ничегонеделаньем» или «закапыванием таланта».

Способности отличаются от навыков, знаний и умений тем, что они необходимы для успешного овладения одним или несколькими видами деятельности. Приобретение знаний, умений и навыков — это прямой результат обучения делу, а способности формируются косвенно, за счёт развития психических функций — мышления, внимания, памяти и восприятия.

Один из тренажёров «Викиума» для развития памяти — нужно запомнить предметы на стеллаже и после указать, какие из них упали с полок

Процесс развития при этом должен быть комплексным, поскольку зачастую в одной психической деятельности участвуют несколько когнитивных функций, объединённых общей задачей. Поэтому программа развития в «Викиуме» состоит из нескольких тренажёров. В случае памяти она выглядит так:

  • Разминка — пара тренажёров на зрительное восприятие и общую активность мозга;
  • Пара тренажёров на повышение объёма памяти;
  • Пара на развитие пространственного мышления;
  • Пара на рабочую память;
  • Пара на внимание: удержание задачи, концентрация и умение переключаться.

Задействуются все необходимые когнитивные функции, и в результате формируются навыки для решения практических и житейских задач.

Важные термины

Функциональное состояние мозга — «фон» психической деятельности человека — ещё называется «уровнем активации». Есть девять функциональных состояний от комы до сверхвозбуждения: на каждом из них мозг в разной степени «активирован».

Нейротренажёры БОС помогают переключаться между функциональными состояниями мозга и через это развивают навыки саморегуляции, лежащие в основе большинства видов деятельности.

Тренируемый учится внимательно следить за своим уровнем активации и понимает, что может его контролировать. Это полезно для представителей профессий, требующих повышенной концентрации внимания — например, корректорам, бухгалтерам, водителям и диспетчерам. Кроме того, занятия учат расслабляться в условиях повышенного напряжения.

Тренажёр «Викиума» для развития внимания — среди похожих фигур нужно быстро найти уникальную

Научные основы нейротренажёров

В 2014 году было опубликовано два противоречащих друг другу письма. В первом международная группа из более 70 человек утверждала, что эффективность тренажёров для мозга не доказана. Несколько месяцев спустя другая международная группа из 133 ученых и практиков оспорила первое письмо, заявив, что доказательств достаточно.

Есть работы, которые как подтверждают, так и опровергают эффективность когнитивных тренажёров.

В 2016 году американский психолог Дэниел Симонс вместе с коллегами опубликовали большой обзор, в котором проанализировали все исследования, на которые ссылаются четыре лидирующих производителя тренажёров (Lumos Labs, Posit Science, Cogmed, Nintendo) — суммарно 374 статьи.

Помимо существенных проблем в методологии, учёные обнаружили, что тренажёры способствуют прогрессу только в заданиях, которые необходимо выполнять во время тренировок. Не обнаружилось никаких подтверждений того, что полученные результаты от выполненных задач можно перенести на социальную действительность.

С другой стороны, есть научные исследования, которые подтверждают эффективность нейротренажёров, используемых в реабилитации. Например, методика InTime разрабатывалась и тестировалась пять лет силами команды специалистов из разных дисциплин. Или метод Tomatis — его действенность доказана во множестве исследований и публикаций.

В этой сфере постоянно ведутся новые исследования. Недавно появились публикации о достижениях учёных в улучшении работы мозга — работы Майкла Мерзенича и Ивы Мардер, за которые они получили премию Кавли по нейробиологии. Учёные доказали, что взрослый мозг тоже может перестраиваться с приобретением новых навыков, в том числе и в пожилом возрасте.

«Викиум» совместно с Центром тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ провёл исследование для выявления способностей, необходимых для конкретных специальностей. В исследовательский состав вошли 14 кандидатов наук и десять профессоров, а в опросе приняли участие 11 056 человек из 173 профессий. В итоге удалось определить когнитивные способности и навыки, важные для определённой профессиональной деятельности — научное исследование такого масштаба проводилось впервые.

Важные термины

Тахистоскоп — прибор, проецирующий изображения с определённым интервалом. Используется для исследования и развития памяти и внимания.

Существуют и проверенные временем приёмы, эффективность которых уже доказана, вроде развития внимания с помощью тахистоскопа. То есть методы развития когнитивных способностей всё-таки существуют, вопрос скорее в их грамотной реализации и научном подходе.

Тахитоскопы бывают двух типов — в одни нужно смотреть, другие проецируют изображение на экран

Как работает «Викиум»

В сервисе сочетаются аналоги многочисленных отечественных и зарубежных методик с подтверждённой эффективностью. Например, упомянутый тахистоскоп, таблицы Шульте, эффект Струпа, счёт по Крепелину и множество других.

Важные термины

Высшие психологические функции — восприятие, воображение, мышление, память и речь.

Всё начинается с методологии: мы разрабатываем программу развития высших психологических функций. Сначала теоретическая база, затем практическая — после этого научный эксперт передаёт разработку программистам и дизайнерам. Тут возникает множество трудностей, поскольку методики нужно правильно встроить в сервис с соблюдением графических тонкостей и чёткими инструкциями.

Программа формируется с учётом индивидуальных особенностей пользователя, которые мы получаем из опроса при регистрации, результатов входной диагностики и ежедневных тренировок. При этом задания постепенно усложняются соразмерно развитию способностей пользователя.

В качестве примера разберём тренажёр «Наблюдатель». Он направлен на развитие образного мышления, произвольного внимания, кратковременной и рабочей памяти.

В основе находится методика Евгении Хомской — изначально она представляла собой набор карточек с размещёнными на них фигурами, которые требовалось запомнить. Экспериментатор клал карточку перед испытуемым, после поверх неё клал другую, на которой нужно было указать изменения.

Впоследствии методику перенесли на предметный уровень — сделали поле, на котором вручную выставлялись различные фигуры. Испытуемого просили закрыть глаза или прятали от него доску, накрыв её чем-то сверху. После этого меняли расположение фигур и просили обозначить все изменения.

Теперь «Наблюдатель» полностью перенесён на компьютер. Всё так же появляются и меняются разные фигуры, которые теперь закрывает проезжающий грузовик.

Сейчас у «Викиума» 44 когнитивных тренажёра, пять обучающих курсов, восемь нейротренажёров на основе БОС для тренировки концентрации и деконцентрации внимания с применением нейроинтерфейсов, датчика положения глаз и VR. Сервис сам распределяет тренировки — обычно заниматься нужно 10-15 минут три-четыре раза в неделю.

Как держать мозг в тонусе

Помимо «Викиума» и других сервисов, есть и более простые способы для тренировки когнитивных способностей. Вот несколько советов:

  • Систематизировать новые знания, а не просто накапливать их;
  • На время «отключить» одно из чувств: поесть или принять душ с закрытыми глазами. Так вам будет легче формировать «образность» происходящего и проводить логические связи между образами;
  • Развить амбидекстрию — умение одинаково работать обеими руками. Для этого нужно постепенно использовать не ведущую руку в обыденных делах. Амбидекстрия помогает формировать нейронные связи в новых областях мозга, что положительно сказывается на работе памяти;
  • Тренировать наблюдательность. Например, в течение всего дня обращать внимание только на зелёный цвет или на автомобили определённой модели из общего потока;
  • Как можно больше читать и записывать. Один раз записать — это как дважды прочесть и всё организовать в своей голове;
  • Решать головоломки и задачи на творчество.

#партнерский