Промо
Fedor Karnakov

Без компьютера и интернета: как работали двадцать лет назад

Риелтор, госслужащая, предприниматель и инженер — о том, как распределяли задачи, хранили информацию и проводили презентации.

Материал подготовлен при поддержке «Билайн»

Наталья, 50 лет, риелтор

Когда я только начала работать, у нас был один компьютер на весь офис. Тогда и стационарный телефон был не у всех, про сотовую связь я вообще молчу. Поэтому все агенты боролись за дежурный телефон в офисе, чтобы поднять трубку и ответить по рекламному звонку. Информацию об объектах записывали в тетрадки и носили в карманах.

Раз в какое-то время по собранным данным мы заполняли предлистинги — бумаги, в которых указывали основную информацию о квартире: адрес, количество комнат. Потом отдавали их единственному человеку в офисе, у которого был компьютер. Он объединял информацию, заносил в какую-то программу и печатал небольшой журнальчик, в котором по группам были разбиты однокомнатные, двухкомнатные, трёхкомнатные квартиры. Они выходили в алфавитном порядке по названию улицы.

Естественно, квартиры не фотографировали. Да и возможности куда-то занести эти снимки тоже не было

Поэтому риелторы рассказывали друг другу о квартирах: где какой ремонт, куда выходят окна, в каком состоянии подъезд. Вживую увидеть квартиру получалось только на показе с клиентом.

15-20 лет назад и покупателей, и объектов было меньше, потому что ни ипотеку, ни субсидии не давали. По заданным параметрам ты мог показать клиенту только 3-5 квартир. И этого было достаточно, даже считалось много. А сейчас при таком огромном количестве предложений на рынке иногда даже после двадцати объектов у покупателя есть ощущение, что он посмотрел не всё.

Юлия, 47 лет, госслужащая в администрации города

Ещё лет двадцать назад письма, обращения, инструкции, поздравления — вся входящая корреспонденция отдела, департамента или любого другого структурного подразделения сначала поступала в приёмную к секретарю. Он регистрировал полученные документы в журнале, затем раскладывал их по папкам руководителей и разносил. Представляете, какая трата времени?

И для руководителя в том числе, потому что ему с утра нужно было всё это добро руками разобрать, наметить свой план работы и распределить задачи по сотрудникам подразделения. В течение дня исполненные документы поступали на подпись руководителю и передавались секретарю, который снова их регистрировал, снимал копию и подшивал её в папку с исходящей корреспонденцией.

Если это был какой-нибудь приказ, его нужно было распечатать на цветном фирменном бланке. Тогда документ относили в машинописное бюро, где специалисты на пишущих машинках набирали нужный текст на уже готовые листы с печатями.

Когда появился электронный документооборот, всё заметно упростилось: на компьютере высвечивалось окошко-уведомление о новой информации. Открываешь специальную программу, где всё разбито по категориям, и смотришь. Очень удобно, особенно по сравнению с тем, как было раньше.

Электронной почты тоже не было, приходилось отправлять телеграммы, факсы или по телефону разговаривать

Были сложности и с презентациями — например, когда нужно предоставить руководству отчёт о проделанной работе. Приходилось передавать всё в устной форме, но иногда для наглядности были нужны графики или диаграммы. Тогда брали ватманский лист и рисовали вручную. Это уже потом появились большие принтеры и цветная печать.

Нина, 69 лет, владелица сети продуктовых магазинов

В девяностые годы, когда мы начинали бизнес, не было ни компьютеров, ни интернета. Чтобы заказать товар, мы ездили на огромные базы. Я ходила по этим нескончаемым витринам с блокнотом и смотрела товар, который мне нужен. Потом садилась за стол к девочкам и диктовала, что выбрала, а они записывали. После этого на базах у тех, кто принимал заявки, появились огромные ЭВМ. Я всё так же ходила с блокнотом, но заказ уже регистрировали на компьютере.

И всё равно каждый раз нужно было обязательно ехать самой, закупать, грузить и везти товар. Никак иначе нельзя, потому что пока почтой прайсы придут, на складе уже всё протухнет. А сейчас — нажала на кнопку и напрямую связалась с поставщиком. Он прислал на электронную почту каталог с ценами, мы выбрали и тут же отправили заявку.

Я ещё помню те времена, когда не то что компьютеров, калькуляторов не было

Мы пользовались счётами, потом перешли на арифмометры: это такая маленькая машинка размером с миксер, набираешь цифры, крутишь ручку — и она сама множит.

Арифмометр «Феликс-М»

Уже потом появились электронные калькуляторы, мы быстро научились ими пользоваться. Это было здорово. А с появлением интернета и компьютеров мир перевернулся. Они сэкономили много времени и сил. Но в то же время это так захватывает: нажал — и вот вся нужная информация, иногда приходится себя отрывать, чтобы перестать работать.

Николай, 70 лет, инженер

В годы моей молодости все проекты выполняли вручную. Сначала производишь расчёты по конструкции, фундаментам, стенам, перекрытиям. Потом чертишь фундамент, каркас, всю начинку, технологическую линию. Прорисовываешь расположение всего оборудования. Довольно-таки серьёзное дело.

Мы всё делали от руки на огромных листах. Точно не помню размеры, где-то метр в длину и сантиметров семьдесят в ширину. Сначала чертили карандашом, потом обводили тушью, наносили тени.

Это сейчас 3D-проекты на компьютере делают, а тогда даже фасад здания в перспективе рисовали на бумаге

Однажды я работал над проектом завода железобетонных изделий в Самарской области. Жена уехала сдавать выпускные экзамены, я черчу проект дома на столе. Рядом, в метре, стоит небольшой аквариум с рыбками. Я уже почти доделал какую-то схему: обвёл тушью, отмывку сделал, буквально пару штрихов осталось и готово. Тут в комнату забегает мой годовалый сын, трясет тумбу с аквариумом — и вода расплёскивается по чертежу. Естественно, вся тушь поплыла. Пришлось заново чертить. Ну ничего, переделал. Кстати, этот завод работает до сих пор.

Галина, 63 года, экономист по труду на добывающем предприятии

Если упростить, то моя работа заключается в высчитывании зарплаты сотрудников. И если сейчас сделать это можно в удобной программе на компьютере, то в конце 90-х процесс занимал огромное количество времени.

Процесс был устроен так. Табельщики заносили данные в специальные табели — это были такие таблицы с пустыми ячейками, напечатанные на больших листах бумаги. В них табельщики вписывали ручкой данные о сотрудниках: фамилии, должность, количество отработанных часов. Чаще всего рабочая смена составляет восемь часов, так что табельщики просто ставили вручную восьмёрки в каждый из столбиков.

После эти табели попадали ко мне, экономисту по труду. Я высчитывала все сверхурочные и работу в праздничные дни. Кроме того, у водителей оплата труда сдельная, так что нужно было посчитать оплату за каждый рейс с учётом расстояния и массы груза. И всё это без каких-либо программ и готовых формул вносилось в табели вручную.

Если мне нужно было взять работу на дом, то я в прямом смысле брала с собой кипу бумаги и несла домой

Итоговую сумму, которую каждый сотрудник получит по итогам месяца, считали в специальном электронно-вычислительном центре. На выходе у нас были расчётные листы, которые каждый работник получал на руки. И не дай бог, чтобы где-то была ошибка и кто-то увидел в расчётном листе не ту сумму!

* * *

То, что раньше занимало много времени, теперь занимает минуты

Компьютеры сделали работу многих людей проще: больше не нужно считать вручную и хранить информацию в тетради. Это избавляет нас от многих артефактов прошлого, таких как арифмометр и бумажные табели.

И если раньше для создания центра обработки данных нужно было покупать или арендовать серверы, то сегодня для этого можно использовать облачные технологии. Например, виртуальный ЦОД BeeCLOUD.

С ним можно:

  • Разворачивать виртуальные серверы менее чем за минуту;

  • Масштабировать бизнес без проблем с нагрузкой;

  • Управлять облаком в удобном личном кабинете;

  • Платить только за выбранные сервисы.

Блок special_button недоступен

#партнерский