Промо
17 733

Критика: Стоит ли получать высшее образование Материал редакции

Главред TJ и представители бизнеса нападают на вузы, а ректоры заступаются.

В закладки

Материал подготовлен при поддержке олимпиады «Я — профессионал»

Процесс отбора студентов в вузы коррумпирован и сломан. ЕГЭ не учитывает индивидуальные особенности студентов, он не развивает креативность мышления и ум в целом, на него можно натренироваться — вокруг этого существует целая индустрия репетиторов.

Кроме того, ЕГЭ можно просто купить, «счастливо» оказавшись в одном из регионов, где это поощряется, и таким образом отнять место у действительно талантливого студента.

Я поступал в вуз в ту пору, когда ЕГЭ уже существовал, но ещё не был обязательным для приёма. Тогда индивидуальные особенности и мотивация студентов проверялись на четырёх дополнительных вступительных экзаменах, которые проводили разные преподаватели. Худо-бедно, но это делало процесс более конкурентным, позволяя принимать действительно талантливых и мотивированных студентов.

Сейчас все индивидуальные вступительные испытания и экзамены запрещены, вузы обязаны принимать по результатам ЕГЭ, который на самом деле недостаточно сложный для отбора на некоторые факультеты. А преподаватели даже в престижных вузах вынуждены мириться с тем, что в одной и той же группе у них как едва пробившиеся вундеркинды, так и дети каких-нибудь влиятельных или богатых родителей.

Никита Лихачёв

главный редактор TJ

Такое мнение о ЕГЭ распространено среди тех, кто не сталкивался с экзаменом, это подтверждают социологические фокус-группы. Те, кто его сдавал, знают, что вторая часть экзамена требует развернутого ответа. В гуманитарных предметах это проверка способностей излагать свои мысли и аргументировать их.

Репетиторы — это следствие конкуренции за места в вузах. Они существовали и с прежними форматами экзаменов, но субъективных факторов было больше. К примеру, репетитор готовил человека к определённому вузу, и если поступить не получалось — всё оказывалось насмарку. Теперь репетиторы готовят к универсальному экзамену, результаты которого можно подавать в любой вуз.

Несколько лет назад действительно существовал «ЕГЭ-туризм», когда городские школьники регистрировались в сельской местности и сдавали там экзамен. С тех пор все помещения для экзаменов оборудовали камерами, появились общественные наблюдатели, и это явление считается побеждённым.

Адель Овакимян

помощница ректора НИУ ВШЭ

Главные недостатки системы высшего образования — громоздкость и консервативность. Под громоздкостью я имею в виду продолжительность обучения для овладения профессией.

Во многих направлениях складывается такой эффект: пока студент учится, полученные знания успевают устареть. На мой взгляд, если обучение не разбито на более короткие отрезки, агрессивно привязанные к рабочим задачам, это неразрешимая проблема.

Максим Спиридонов

основатель образовательного проекта «Нетология»

Высшее образование не готовит людей под конкретное рабочее место, не готовит ремесленников. Оно состоит из двух частей. Первая — это фундаментальное образование: формирование критического, системного и рационального мышления. Сюда же добавляются «soft skills» — умение выстраивать отношения с людьми и нести ответственность.

Вторая часть — это знания, необходимые для развития науки, техники, экономики и общества. Эта часть состоит из коротких модулей, которые реагируют на текущие потребности рынка и социальной сферы. Если образование в вузе построено по этой схеме, выпускники быстро переориентируются даже на те профессии, о которых миру ещё не известно.

Владимир Васильев

ректор Университета ИТМО

Высшее образование слишком формализовано и непрозрачно. Большое количество формальных требований и излишней отчётности мешает вузам быть гибкими и соответствовать интересам студентов, бизнеса и экспертного сообщества. Каждый раз, чтобы запустить новый курс или образовательную программу, нужно не менее полугода собирать и подписывать документы.

Формальный язык мешает вузам свободно и прозрачно общаться со студентами. Студенты узнают все новости не на сайте вуза, а из социальных сетей и мессенджеров. К счастью, учебные заведения развивают свои аккаунты в соцсетях, но, как правило, новости написаны не на языке студентов. Редкий преподаватель, а тем более ректор, готов проводить прямые эфиры и вебинары и общаться со студентами в онлайн-режиме.

Сергей Марданов

директор по работе с вузами Mail.Ru Group

Количество формальностей во взаимоотношениях между вузами и министерством уже снизилось. У нас есть ряд удобных сервисов, например, «Личный кабинет ректора», где без лишней бюрократии ректоры могут обмениваться информацией с министерством. Упростилась и отчётность: электронные формы заполняются и передаются автоматически.

Важное уточнение — у ряда ведущих вузов есть право самим формировать образовательную программу. Нам никто не диктует, какие программы и курсы открывать, их не нужно дополнительно согласовывать в министерстве.

Конечно, мы придерживаемся государственных стандартов, но можем быстро запустить актуальные программы. Сейчас мы уделяем много внимания компьютерному инжинирингу, цифровой экономике, роботизации и созданию автоматизированных производств. Это зов времени.

Площадка для цифрового общения тоже есть. Все авторы онлайн-курсов находятся в контакте с нашими студентами: ведут диалог, объясняют наиболее сложные моменты лекций. Мы активно переводим практическую деятельность в цифру и считаем это правильным подходом.

Андрей Рудской

ректор СПбПУ, академик РАН

Для студентов высшее образование становится способом сигнализировать работодателю о своих качествах. Студенты выбирают вузы, специализации и преподавателей не по уровню знаний, которые они могут получить, а по привлекательности для потенциальных начальников.

Студентам не так важно, что пригодится им в будущем, а какая часть знаний моментально забудется — они начинают работать на цвет обложки диплома и оценки в нём.

Для работодателей, в свою очередь, это тоже сигнал — человек с хорошим дипломом настроен конформистски, умеет взаимодействовать с другими людьми и готов посвящать себя задачам, которые его не развивают.

В этой системе общественных отношений высшее образование становится наклейкой в виде звезды на лбу. Развитие интеллекта и профессиональных навыков отходит на второй план.

Из интервью.

Брайан Каплан

профессор экономики, автор книги «Дело против образования»

Реальное положение дел говорит об обратном, работодателю гораздо важнее, что конкретно умеет выпускник, поэтому представители бизнеса давно и надолго стали одними из основных участников образовательного процесса.

Вузы создают для работодателей немало возможностей для старта работы со студентами: от создания базовых кафедр и разработки образовательных программ до стажировок и карьерных мероприятий. К примеру, наши студенты занимаются сложными проектами в командах с самого начала обучения, а их курсовые направлены на решение конкретных задач в интересах работодателей.

Это непросто: каждый день нам приходится согласовывать наши планы с работодателями и пересматривать их, потому что внешняя среда диктует все новые и новые условия. Приходится думать и над психологическими аспектами — например, запросами молодого поколения на геймификацию.

Виктор Кокшаров

ректор Уральского федерального университета

Для тех, кто в системе высшего образования видит скорее плюсы, проводится олимпиада «Я — профессионал». В ней бесплатно принимают участие студенты и недавние выпускники российских вузов.

По итогам прошлогодней олимпиады более 750 человек поступили в магистратуры, ординатуры и аспирантуры ведущих вузов на льготных условиях, а ещё 434 вышли на стажировки в крупные российские компании. Денежные призы в 200 или 300 тысяч рублей забрали 53 человека.

Партнёрами олимпиады являются более ста компаний, в числе которых «Сбербанк», Банк ВТБ, «Росатом», «Яндекс» и Трубная металлургическая компания.

Регистрация на олимпиаду уже закрылась, а следить на её ходом можно по ссылке:

{ "author_name": "Миша Тепловодский", "author_type": "editor", "tags": ["\u043f\u0430\u0440\u0442\u043d\u0435\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439","advertising"], "comments": 63, "likes": 26, "favorites": 34, "is_advertisement": true, "subsite_label": "promo", "id": 79248, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 02 Nov 2018 16:30:00 +0300", "is_special": false }
Комментарии

Убежденный огонь

8

Опять что-то для успешных. Мы тут побираемся вообще-то.

Денежный Орзэмэс

7

Да вся эта еботня с бумажками, рефератами по ГОСТу и прочей поеботой в виде философии для технарей на первых курсах отбивают всяческое желание обучаться

Революционный химик

3

Мало практики ещё. Вузы отбивают бабки пустой болтовнёй, которую можно прочитать в электронных лекциях и книгах, но при этом не прикладывая никаких усилий к тому, чтобы материал закрепился действиями.

Промо
дискуссии в сообществе доступны только владельцам клубного аккаунта
С клубным аккаунтом вы сможете
создавать записи и вести дискуссии в закрытых сообществах
наслаждаться нашим сайтом без рекламы
помочь проекту и почувствовать себя лучше
Купить за 75₽
Обсуждаемое
Наука
Парижский зоопарк представил новый экспонат — это «слизь» без мозга с 720 полами и способностью к самоисцелению
Таинственное одноклеточное существо назвали в честь хоррора 1958 года, где инопланетная слизь напала на американский городок.
Интернет и мемы
Blizzard дисквалифицировала студенческую команду, которая на стриме показала плакат с призывом освободить Гонконг
Так студенты поддержали игрока, которого студия отстранила от соревнований за лозунг в поддержку протестов против Китая.
Новости
Глава Mail.ru: через 10-15 лет люди откажутся от готовки еды в пользу доставки
Бизнесмен считает, что кухни уменьшатся или вовсе исчезнут из квартир.
Популярное за три дня
Наука
Парижский зоопарк представил новый экспонат — это «слизь» без мозга с 720 полами и способностью к самоисцелению
Таинственное одноклеточное существо назвали в честь хоррора 1958 года, где инопланетная слизь напала на американский городок.
Интернет и мемы
Це pain
Новости
Патриарх Кирилл назвал «греховной» либеральную идею: в её центре — человек, а не Бог
По мнению главы РПЦ, либерализм является формой отказа от власти.

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovy", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chfbk", "p2": "gnwc" } } } ]