Промо Миша Тепловодский
17 198

Критика: Стоит ли получать высшее образование

Главред TJ и представители бизнеса нападают на вузы, а ректоры заступаются.

В закладки

Материал подготовлен при поддержке олимпиады «Я — профессионал»

Нападает

Никита Лихачёв

главный редактор TJ

Процесс отбора студентов в вузы коррумпирован и сломан. ЕГЭ не учитывает индивидуальные особенности студентов, он не развивает креативность мышления и ум в целом, на него можно натренироваться — вокруг этого существует целая индустрия репетиторов.

Кроме того, ЕГЭ можно просто купить, «счастливо» оказавшись в одном из регионов, где это поощряется, и таким образом отнять место у действительно талантливого студента.

Я поступал в вуз в ту пору, когда ЕГЭ уже существовал, но ещё не был обязательным для приёма. Тогда индивидуальные особенности и мотивация студентов проверялись на четырёх дополнительных вступительных экзаменах, которые проводили разные преподаватели. Худо-бедно, но это делало процесс более конкурентным, позволяя принимать действительно талантливых и мотивированных студентов.

Сейчас все индивидуальные вступительные испытания и экзамены запрещены, вузы обязаны принимать по результатам ЕГЭ, который на самом деле недостаточно сложный для отбора на некоторые факультеты. А преподаватели даже в престижных вузах вынуждены мириться с тем, что в одной и той же группе у них как едва пробившиеся вундеркинды, так и дети каких-нибудь влиятельных или богатых родителей.

Защищает

Адель Овакимян

помощница ректора НИУ ВШЭ

Такое мнение о ЕГЭ распространено среди тех, кто не сталкивался с экзаменом, это подтверждают социологические фокус-группы. Те, кто его сдавал, знают, что вторая часть экзамена требует развернутого ответа. В гуманитарных предметах это проверка способностей излагать свои мысли и аргументировать их.

Репетиторы — это следствие конкуренции за места в вузах. Они существовали и с прежними форматами экзаменов, но субъективных факторов было больше. К примеру, репетитор готовил человека к определённому вузу, и если поступить не получалось — всё оказывалось насмарку. Теперь репетиторы готовят к универсальному экзамену, результаты которого можно подавать в любой вуз.

Несколько лет назад действительно существовал «ЕГЭ-туризм», когда городские школьники регистрировались в сельской местности и сдавали там экзамен. С тех пор все помещения для экзаменов оборудовали камерами, появились общественные наблюдатели, и это явление считается побеждённым.

Нападает

Максим Спиридонов

основатель образовательного проекта «Нетология»

Главные недостатки системы высшего образования — громоздкость и консервативность. Под громоздкостью я имею в виду продолжительность обучения для овладения профессией.

Во многих направлениях складывается такой эффект: пока студент учится, полученные знания успевают устареть. На мой взгляд, если обучение не разбито на более короткие отрезки, агрессивно привязанные к рабочим задачам, это неразрешимая проблема.

Защищает

Владимир Васильев

ректор Университета ИТМО

Высшее образование не готовит людей под конкретное рабочее место, не готовит ремесленников. Оно состоит из двух частей. Первая — это фундаментальное образование: формирование критического, системного и рационального мышления. Сюда же добавляются «soft skills» — умение выстраивать отношения с людьми и нести ответственность.

Вторая часть — это знания, необходимые для развития науки, техники, экономики и общества. Эта часть состоит из коротких модулей, которые реагируют на текущие потребности рынка и социальной сферы. Если образование в вузе построено по этой схеме, выпускники быстро переориентируются даже на те профессии, о которых миру ещё не известно.

Нападает

Сергей Марданов

директор по работе с вузами Mail.Ru Group

Высшее образование слишком формализовано и непрозрачно. Большое количество формальных требований и излишней отчётности мешает вузам быть гибкими и соответствовать интересам студентов, бизнеса и экспертного сообщества. Каждый раз, чтобы запустить новый курс или образовательную программу, нужно не менее полугода собирать и подписывать документы.

Формальный язык мешает вузам свободно и прозрачно общаться со студентами. Студенты узнают все новости не на сайте вуза, а из социальных сетей и мессенджеров. К счастью, учебные заведения развивают свои аккаунты в соцсетях, но, как правило, новости написаны не на языке студентов. Редкий преподаватель, а тем более ректор, готов проводить прямые эфиры и вебинары и общаться со студентами в онлайн-режиме.

Защищает

Андрей Рудской

ректор СПбПУ, академик РАН

Количество формальностей во взаимоотношениях между вузами и министерством уже снизилось. У нас есть ряд удобных сервисов, например, «Личный кабинет ректора», где без лишней бюрократии ректоры могут обмениваться информацией с министерством. Упростилась и отчётность: электронные формы заполняются и передаются автоматически.

Важное уточнение — у ряда ведущих вузов есть право самим формировать образовательную программу. Нам никто не диктует, какие программы и курсы открывать, их не нужно дополнительно согласовывать в министерстве.

Конечно, мы придерживаемся государственных стандартов, но можем быстро запустить актуальные программы. Сейчас мы уделяем много внимания компьютерному инжинирингу, цифровой экономике, роботизации и созданию автоматизированных производств. Это зов времени.

Площадка для цифрового общения тоже есть. Все авторы онлайн-курсов находятся в контакте с нашими студентами: ведут диалог, объясняют наиболее сложные моменты лекций. Мы активно переводим практическую деятельность в цифру и считаем это правильным подходом.

Нападает

Брайан Каплан

профессор экономики, автор книги «Дело против образования»

Для студентов высшее образование становится способом сигнализировать работодателю о своих качествах. Студенты выбирают вузы, специализации и преподавателей не по уровню знаний, которые они могут получить, а по привлекательности для потенциальных начальников.

Студентам не так важно, что пригодится им в будущем, а какая часть знаний моментально забудется — они начинают работать на цвет обложки диплома и оценки в нём.

Для работодателей, в свою очередь, это тоже сигнал — человек с хорошим дипломом настроен конформистски, умеет взаимодействовать с другими людьми и готов посвящать себя задачам, которые его не развивают.

В этой системе общественных отношений высшее образование становится наклейкой в виде звезды на лбу. Развитие интеллекта и профессиональных навыков отходит на второй план.

Из интервью.

Защищает

Виктор Кокшаров

ректор Уральского федерального университета

Реальное положение дел говорит об обратном, работодателю гораздо важнее, что конкретно умеет выпускник, поэтому представители бизнеса давно и надолго стали одними из основных участников образовательного процесса.

Вузы создают для работодателей немало возможностей для старта работы со студентами: от создания базовых кафедр и разработки образовательных программ до стажировок и карьерных мероприятий. К примеру, наши студенты занимаются сложными проектами в командах с самого начала обучения, а их курсовые направлены на решение конкретных задач в интересах работодателей.

Это непросто: каждый день нам приходится согласовывать наши планы с работодателями и пересматривать их, потому что внешняя среда диктует все новые и новые условия. Приходится думать и над психологическими аспектами — например, запросами молодого поколения на геймификацию.

Для тех, кто в системе высшего образования видит скорее плюсы, проводится олимпиада «Я — профессионал». В ней бесплатно принимают участие студенты и недавние выпускники российских вузов.

По итогам прошлогодней олимпиады более 750 человек поступили в магистратуры, ординатуры и аспирантуры ведущих вузов на льготных условиях, а ещё 434 вышли на стажировки в крупные российские компании. Денежные призы в 200 или 300 тысяч рублей забрали 53 человека.

Партнёрами олимпиады являются более ста компаний, в числе которых «Сбербанк», Банк ВТБ, «Росатом», «Яндекс» и Трубная металлургическая компания.

Регистрация на олимпиаду уже закрылась, а следить на её ходом можно по ссылке:

Узнать больше

#партнерский

{ "author_name": "Миша Тепловодский", "author_type": "editor", "tags": ["\u043f\u0430\u0440\u0442\u043d\u0435\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439","advertising"], "comments": 65, "likes": 26, "favorites": 34, "is_advertisement": false, "subsite_label": "promo", "id": 79248, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 02 Nov 2018 16:30:00 +0300" }
Комментарии

Уникальный Данила

4

С тех пор все помещения для экзаменов оборудовали камерами, появились общественные наблюдатели, и это явление считается побеждённым

Считается

Начали с фокус-групп, а закончили со "считается". А где-нибудь есть объективные данные про то, что это явление в самом деле победили?

Регулярный калькулятор

3

Мало практики ещё. Вузы отбивают бабки пустой болтовнёй, которую можно прочитать в электронных лекциях и книгах, но при этом не прикладывая никаких усилий к тому, чтобы материал закрепился действиями.

Зимний чайник

7

Главред TJ и представители бизнеса нападают на вузы, а ректоры заступаются.

Честно говоря, полемика вышла так себе.
Наступающий: А плохо (в деталях, но без пруфов)
Защищающийся: Нет, А не плохо (тоже в деталях, но тоже без пруфов)
И так почти по всем пунктам.

Промо
дискуссии в сообществе доступны только владельцам клубного аккаунта
С клубным аккаунтом вы сможете
создавать записи и вести дискуссии в закрытых сообществах
наслаждаться нашим сайтом без рекламы
помочь проекту и почувствовать себя лучше
Купить за 75₽

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]
Узнавайте важные новости первыми
Подписаться на push-уведомления