Промо
Миша Тепловодский

Критика: Стоит ли получать высшее образование

Главред TJ и представители бизнеса нападают на вузы, а ректоры заступаются.

Материал подготовлен при поддержке олимпиады «Я — профессионал»

Процесс отбора студентов в вузы коррумпирован и сломан. ЕГЭ не учитывает индивидуальные особенности студентов, он не развивает креативность мышления и ум в целом, на него можно натренироваться — вокруг этого существует целая индустрия репетиторов.

Кроме того, ЕГЭ можно просто купить, «счастливо» оказавшись в одном из регионов, где это поощряется, и таким образом отнять место у действительно талантливого студента.

Я поступал в вуз в ту пору, когда ЕГЭ уже существовал, но ещё не был обязательным для приёма. Тогда индивидуальные особенности и мотивация студентов проверялись на четырёх дополнительных вступительных экзаменах, которые проводили разные преподаватели. Худо-бедно, но это делало процесс более конкурентным, позволяя принимать действительно талантливых и мотивированных студентов.

Сейчас все индивидуальные вступительные испытания и экзамены запрещены, вузы обязаны принимать по результатам ЕГЭ, который на самом деле недостаточно сложный для отбора на некоторые факультеты. А преподаватели даже в престижных вузах вынуждены мириться с тем, что в одной и той же группе у них как едва пробившиеся вундеркинды, так и дети каких-нибудь влиятельных или богатых родителей.

Никита Лихачёв

Такое мнение о ЕГЭ распространено среди тех, кто не сталкивался с экзаменом, это подтверждают социологические фокус-группы. Те, кто его сдавал, знают, что вторая часть экзамена требует развернутого ответа. В гуманитарных предметах это проверка способностей излагать свои мысли и аргументировать их.

Репетиторы — это следствие конкуренции за места в вузах. Они существовали и с прежними форматами экзаменов, но субъективных факторов было больше. К примеру, репетитор готовил человека к определённому вузу, и если поступить не получалось — всё оказывалось насмарку. Теперь репетиторы готовят к универсальному экзамену, результаты которого можно подавать в любой вуз.

Несколько лет назад действительно существовал «ЕГЭ-туризм», когда городские школьники регистрировались в сельской местности и сдавали там экзамен. С тех пор все помещения для экзаменов оборудовали камерами, появились общественные наблюдатели, и это явление считается побеждённым.

Адель Овакимян

Главные недостатки системы высшего образования — громоздкость и консервативность. Под громоздкостью я имею в виду продолжительность обучения для овладения профессией.

Во многих направлениях складывается такой эффект: пока студент учится, полученные знания успевают устареть. На мой взгляд, если обучение не разбито на более короткие отрезки, агрессивно привязанные к рабочим задачам, это неразрешимая проблема.

Максим Спиридонов

Высшее образование не готовит людей под конкретное рабочее место, не готовит ремесленников. Оно состоит из двух частей. Первая — это фундаментальное образование: формирование критического, системного и рационального мышления. Сюда же добавляются «soft skills» — умение выстраивать отношения с людьми и нести ответственность.

Вторая часть — это знания, необходимые для развития науки, техники, экономики и общества. Эта часть состоит из коротких модулей, которые реагируют на текущие потребности рынка и социальной сферы. Если образование в вузе построено по этой схеме, выпускники быстро переориентируются даже на те профессии, о которых миру ещё не известно.

Владимир Васильев

Высшее образование слишком формализовано и непрозрачно. Большое количество формальных требований и излишней отчётности мешает вузам быть гибкими и соответствовать интересам студентов, бизнеса и экспертного сообщества. Каждый раз, чтобы запустить новый курс или образовательную программу, нужно не менее полугода собирать и подписывать документы.

Формальный язык мешает вузам свободно и прозрачно общаться со студентами. Студенты узнают все новости не на сайте вуза, а из социальных сетей и мессенджеров. К счастью, учебные заведения развивают свои аккаунты в соцсетях, но, как правило, новости написаны не на языке студентов. Редкий преподаватель, а тем более ректор, готов проводить прямые эфиры и вебинары и общаться со студентами в онлайн-режиме.

Сергей Марданов

Количество формальностей во взаимоотношениях между вузами и министерством уже снизилось. У нас есть ряд удобных сервисов, например, «Личный кабинет ректора», где без лишней бюрократии ректоры могут обмениваться информацией с министерством. Упростилась и отчётность: электронные формы заполняются и передаются автоматически.

Важное уточнение — у ряда ведущих вузов есть право самим формировать образовательную программу. Нам никто не диктует, какие программы и курсы открывать, их не нужно дополнительно согласовывать в министерстве.

Конечно, мы придерживаемся государственных стандартов, но можем быстро запустить актуальные программы. Сейчас мы уделяем много внимания компьютерному инжинирингу, цифровой экономике, роботизации и созданию автоматизированных производств. Это зов времени.

Площадка для цифрового общения тоже есть. Все авторы онлайн-курсов находятся в контакте с нашими студентами: ведут диалог, объясняют наиболее сложные моменты лекций. Мы активно переводим практическую деятельность в цифру и считаем это правильным подходом.

Андрей Рудской

Для студентов высшее образование становится способом сигнализировать работодателю о своих качествах. Студенты выбирают вузы, специализации и преподавателей не по уровню знаний, которые они могут получить, а по привлекательности для потенциальных начальников.

Студентам не так важно, что пригодится им в будущем, а какая часть знаний моментально забудется — они начинают работать на цвет обложки диплома и оценки в нём.

Для работодателей, в свою очередь, это тоже сигнал — человек с хорошим дипломом настроен конформистски, умеет взаимодействовать с другими людьми и готов посвящать себя задачам, которые его не развивают.

В этой системе общественных отношений высшее образование становится наклейкой в виде звезды на лбу. Развитие интеллекта и профессиональных навыков отходит на второй план.

Из интервью.

Брайан Каплан

Реальное положение дел говорит об обратном, работодателю гораздо важнее, что конкретно умеет выпускник, поэтому представители бизнеса давно и надолго стали одними из основных участников образовательного процесса.

Вузы создают для работодателей немало возможностей для старта работы со студентами: от создания базовых кафедр и разработки образовательных программ до стажировок и карьерных мероприятий. К примеру, наши студенты занимаются сложными проектами в командах с самого начала обучения, а их курсовые направлены на решение конкретных задач в интересах работодателей.

Это непросто: каждый день нам приходится согласовывать наши планы с работодателями и пересматривать их, потому что внешняя среда диктует все новые и новые условия. Приходится думать и над психологическими аспектами — например, запросами молодого поколения на геймификацию.

Виктор Кокшаров

* * *

Для тех, кто в системе высшего образования видит скорее плюсы, проводится олимпиада «Я — профессионал». В ней бесплатно принимают участие студенты и недавние выпускники российских вузов.

По итогам прошлогодней олимпиады более 750 человек поступили в магистратуры, ординатуры и аспирантуры ведущих вузов на льготных условиях, а ещё 434 вышли на стажировки в крупные российские компании. Денежные призы в 200 или 300 тысяч рублей забрали 53 человека.

Партнёрами олимпиады являются более ста компаний, в числе которых «Сбербанк», Банк ВТБ, «Росатом», «Яндекс» и Трубная металлургическая компания.

Регистрация на олимпиаду уже закрылась, а следить на её ходом можно по ссылке:

Блок special_button недоступен

#партнерский