Промо

Стокилограммовая камера, километры плёнки и 22-метровый экран

Чем хороши кинотеатры IMAX и как для них снимают фильмы.

Материал подготовлен при поддержке IMAX

IMAX, 2016

Первый кинотеатр IMAX в России запустился в 2003 году. Кажется, что в этом году и началась история компании, хотя на самом деле её создали ещё в середине 1960-х с целью вывести кинокартинку на новый уровень. Image Maximum — отсюда произошло и название компании.

За свою историю компания успела открыть больше тысячи кинотеатров (в России их более 50), выпустить 450+ фильмов (а для IMAX снимать непросто, но об этом ниже) и снять кино в околоземном пространстве.

Залы IMAX могут лучше и качественнее других кинотеатров погружать зрителя в события фильма. О том, что это значит и за счёт чего достигается — ниже.

Прежде всего — гигантский экран

Кинозалы, а в частности, экраны — это то, чем известен IMAX. Экран проектируют таким образом, чтобы зритель, сидя в зале, не видел его границ. Для этого экран не только делают большим (от 22 метров в ширину), но и ломают логику работы человеческого глаза.

Поле зрения человеческого глаза — 180 градусов. Центральное зрение (то, что мы видим перед собой) занимается лишь малую его часть — около 10 градусов. За этим радиусом начинает работать периферическое зрение, увеличивая поле зрения ещё примерно на 10 градусов с каждой стороны. Обычный экран в кинотеатре построен с учётом особенностей зрения, и его угол обзора составляет примерно 54 градуса.

Экран IMAX изогнут по краям и находится ближе к креслам, чтобы достичь обзора в 70 градусов. Периферического зрения не хватает, чтобы замечать движение на экране по бокам. Поэтому, чтобы сконцентрироваться на этом, нужно двигать головой и выбирать, на что смотреть. Это и есть та самая «степень погружения».

Сложный съёмочный процесс — но это окупается для зрителя

Студии арендуют камеры IMAX у компании — иногда с оператором, иногда без. Снимать на камеры IMAX раньше было сложно: они были тяжелыми и расходовали много плёнки.

К примеру, 150 метров плёнки хватало всего на пару минут съёмок. После этого оператору приходилось её менять — и это занимало ещё несколько минут. Сложнее всего из-за этого было при создании фильмов «Космическая станция 3D» и «Хаббл IMAX 3D», которые снимали на околоземной орбите. Для 8 минут съёмок пришлось загрузить на шаттл 1800 метров киноплёнки.

Сейчас от плёночных камер отошли — на них снимаю только в исключительных случаях, когда этого хочется режиссёру. Например, на такую камеру снимали «Интерстеллар». Чаще используют цифровую 65-миллиметровую камеру ALEXA IMAX. На неё снимали «Мстителей: Война бесконечности» и предстоящие «Мстители: Финал».

С другой стороны, это не останавливает режиссёров, потому что им прежде всего важно качество. К примеру, Кристофер Нолан начал использовать IMAX-камеру в масштабных сценах «Тёмного рыцаря» — снимал город и битвы. Но уже к «Интерстеллару» режиссёр разошёлся и крепил IMAX-камеры даже на скафандры актёров, чтобы добиться максимально качественной картинки.

IMAX, 2016

Но для того, чтобы фильм показали в IMAX, не обязательно снимать его на специальные камеры. В 2002 году компания придумала Digital Media Remastering, или DMR — технологию, которая позволяет конвертировать фильмы в формат IMAX.

Фильмы IMAX снимают с соотношением сторон 1,9:1

Обычные фильмы чаще всего имеют соотношение 2,4:1. Соотношение 1,9:1 делает картинку, грубо говоря, более высокой — из-за этого она становится больше и объёмнее.

Убедиться можно на примере кадров из нового кинокомикса DC «Аквамен»: всё, что находится за пределами голубой рамки, зрители смогут увидеть только на экранах IMAX.

Для правильного 3D используют экран с серебряным покрытием

Для съёмки 3D-фильма используют сдвоенную камеру вместо обычной. Её объективы находятся на расстоянии друг от друга, равном расстоянию между зрачками взрослого человека.

Для показа 3D-фильма в IMAX используют поляризационную технологию. Для этого на объективы ставят фильтры, которые синхронизированы с фильтрами в очках зрителя. На экран наносят серебряное напыление — чтобы он не менял поляризацию из-за света, падающего от двух проекторов сразу.

Чтобы сделать идеальный звук, используют лазеры

В IMAX динамики расположены за экраном и вокруг кинозала. Но все кинотеатры разные, поэтому при акустическом проектировании используют лазерный дальномер. Он нужен, чтобы установить динамики в нужные места и соблюсти фазовые характеристики звука. Это делает звуковое сопровождение чётким, а диалоги внятными.

Из-за точно выверенного расстояния, во всех частях зала фильм звучит одинаково и впечатляюще — от гула самолётов дрожат кресла, а щебет птицы, пролетающей в кадре, сначала раздаётся в одной части зала и медленно перетекает в противоположную. Проверьте сами (желательно в хороших наушниках):

Где всё это посмотреть

В России 51 кинотеатр IMAX. 13 находятся в Москве, 4 в Петербурге, остальные разбросаны по другим городам — Екатеринбург, Воронеж, Тюмень, Краснодар, Нижний Новгород и другие. Смотреть IMAX логичнее, чем читать о нём, поэтому если он есть в вашем городе, испытайте всё это на себе.

0
43 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Василий

А что думает о стокилограммовой камере стокилограммовый дядя?

Ответить
50
Развернуть ветку
Oldfag TV

1:1

Ответить
9
Развернуть ветку
Василий

слабо на камеру повторить это?

Ответить
11
Развернуть ветку
Мутный корабль

Cтокилограммовая камера, кушающая 150 метров плёнки за пару минут

Ответить
3
Развернуть ветку
Oldfag TV

да, протеина не хватит

Ответить
0
Развернуть ветку
Мутный корабль

Интерстеллар он уже откритиковал

Ответить
2
Развернуть ветку
Мутный корабль

Восхищается фиолетовым океаном из статьи

Ответить
1
Развернуть ветку
Василий

читая ее на новом айфоне

Ответить
1
Развернуть ветку
Мутный корабль

Сидя с девушкой, которая делает селфи на очередной новый айфон

Ответить
2
Развернуть ветку
Василий

а на фоне открыт дтф…

Ответить
0
Развернуть ветку
Мутный корабль

И в стакане лежит протеин

Ответить
1
Развернуть ветку
БудниНедомаркетолога

Открытые комментарии на тж

Ожидание: новые люди с другими мнениями.

Реальность:внутряковые мемы,но с большим оборотом.

Ответить
0
Развернуть ветку
Поразительный химик

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
19
Развернуть ветку
Vladimir Medvedev

>В IMAX динамики расположены за экраном и вокруг кинозала. Но все кинотеатры разные, поэтому при акустическом проектировании используют лазерный дальномер. Он нужен, чтобы установить динамики в нужные места и соблюсти фазовые характеристики звука

>лазерный дальномер

Другими словами, у них есть удобная "рулетка" ценой пару тысяч рублей, которой сейчас пользуются все кому не лень...

Ответить
6
Развернуть ветку
Что происходит.

💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯💯 💯💯💯💯

Ответить
4
Развернуть ветку
Что происходит.

Если долго всматриваться можно увидеть изображение ...

Ответить
0
Развернуть ветку
Мутный корабль

Если долго всматриваться в изображение, изображение начнёт всматриваться в тебя

Ответить
1
Развернуть ветку
Denis Poperechny

Елистратова?

Ответить
0
Развернуть ветку
Мутный корабль

десяти айфонов

Ответить
0
Развернуть ветку
FOX

В 2002 году компания придумала Digital Media Remastering, или DMR — технологию, которая позволяет конвертировать фильмы в формат IMAX.

А вот это самое стремное, маркетинг рулит: тупой апскейл за цену imax.

Ещё не написали, что даже если "фильм снят в формате imax", то это обычно не весь фильм, а только некоторые сцены.

Ответить
5
Развернуть ветку
Eisenstein

Более того - в кинотеатрах половина фильмов в IMAX идет даже без этого хитровыдуманного апскейла. К примеру, Хищник 2018, который смонтирован в 2К - спокойно себе крутили на этом здоровенном экране))

Ответить
1
Развернуть ветку
Valery Kirichenko

Так вопрос не в разрешении, а в формате картинки

Ответить
0
Развернуть ветку
Eisenstein

Ну, вообще-то и в разрешении тоже. Это все равно что VHS к бытовому проектору подрубить.

Ответить
0
Развернуть ветку
Максимальный микроскоп

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
5
Развернуть ветку
Максимальный микроскоп

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0
Развернуть ветку
Никита Лихачёв

Стоит сходить на «Аквамена» в IMAX? Там есть что смотреть — или только слушать шуточки Момоа?

Ответить
0
Развернуть ветку
Николай Чумаков

Стоит. Тупое говно тупого говна, но в IMAX сцены с нырянием под воду, последней битвой и пустыней будут выглядеть шикарно.

Ответить
6
Развернуть ветку
Мутный корабль

Из красот будет виды на Атлантиду (на гифке видно) и Эмбер Хёрд :3

Ответить
2
Развернуть ветку
Закомплексованная Душа

На "картинку" стоит пойти именно в IMAX, на фильм нет.

Ответить
0
Развернуть ветку
Мутный корабль

слабоватая статья. Для просмотра в IMAX (3Д) в год выходит 1-2 фильма, остальное прекрасно смотрится и в обычном 2д. Поэтому постоянно ходить на imax вы меня не убедили.

Ответить
1
Развернуть ветку
Vladimir Medvedev

>Чаще используют цифровую 65-миллиметровую камеру ALEXA IMAX.

Было бы интересно посмотреть реальные скриншоты с её 20 мегапикселей :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Vladimir Medvedev

дааа, реально клевая картинка!

Ответить
0
Развернуть ветку
Eisenstein

скрины с пленочного IMAX в сравнении выглядят менее выигрышно, хотя знатоки утверждают, что у пленки детализация в разы лучше https://cloud.mail.ru/public/BD4d/KYQetJQzj

Ответить
1
Развернуть ветку
Vladimir Medvedev

Ну, в идеальных условиях, конечно пленка такого формата должна давать больше 20 мп. Но ваще, в динамике на видео я и 2 мп разглядеть толком не могу.

Ответить
0
Развернуть ветку
Мутный корабль

Где ещё подобного найти?

Ответить
0
Развернуть ветку
Eisenstein

Чаще используют цифровую 65-миллиметровую камеру ALEXA IMAX. На неё снимали «Мстителей: Война бесконечности»

И кучу сериалов на NetFlix)))

Ответить
0
Развернуть ветку
Престижный пёс_анон

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0
Развернуть ветку
wmhy

Вполне совпадают, есть уйма широкоформатных мониторов, даже 32:9. Для фильмов берём 21:9, что то же, что и 2.4:1 (маркетинг убрал ещё треть из 21). Бытовые заточены под другой опыт.

Ответить
0
Развернуть ветку
Престижный пёс_анон

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0
Развернуть ветку
wmhy

Бытовые заточены под другой опыт. Далеко не весь контент в 21:9, глазу это неудобно. е Формат продиктован особенностями кинотеатров и в комнате с телевизором на стенке это работает не так.
Дешёвые широкоформатники до сих пор очень посредственны из-за несовершенных матриц, которые постепенно искажают цвета дальше от взгляда, что усугубляется дополнительным пространством с боков, потому с бюджетом меньше 50к в их сторону нельзя смотреть.

Резкого скачка, как с 4:3 на 16:9, скорее всего, не будет, учитывая зачем-то развивающуюся культуру вертикального контента.

Ответить
0
Развернуть ветку
Неясный дым

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 43 комментария
null