Промо

Граница с неизвестностью: интервью с Дмитрием Глуховским о вселенной его нового проекта «Пост»

Создатель «Метро 2033» рассказывает о своём новом постапокалиптическом аудиосериале.

Материал подготовлен при поддержке Storytel

16 мая в сервисе аудиокниг Storytel вышел аудиосериал Дмитрия Глуховского — «Пост». Он похож на обычный сериал из 10 серий, но без картинки — его можно только слушать. Писатель рассказал TJournal, чем «Пост» отличается от «Метро», как живут люди в постапокалиптической вселенной аудиосериала, и каково было работать над новым для него форматом.

Крайний форпост Московии построен на западном берегу Волги, недалеко от мёртвого и непригодного для жизни Ярославля. Гарнизон и обитатели называют свою крепость просто Постом. Тут нашли свой приют и уцелевшие жители бывшего Ярославля, и беженцы, чей путь в столицу или из нее оборвался вместе с регулярным транспортным сообщением именно на Посту.

Тизер

Расскажите про первые версии «Поста» — в формате сериала и комикса про Америку.

«Пост» был у меня в разработке долгое время. Я отталкивался от идеи фронтира, расположенного на границе неизвестного оплота цивилизации. Эту тему я давно исследую, мотивы можно уловить ещё в «Метро 2033». Я бы сказал, что это не самоповтор, а задумка, которая меня не отпускает.

Изначально была идея истории, которая сильно напоминала то, что в итоге получилось. Только с другими темами, которые по прошествии времени мне показались ненужными и отпали. История подходила для телевидения, но в какой-то момент она стала политически рискованной.

Так проект оказался в тупике. Потом появилась идея графического романа с той же концепцией — форпост, находящийся на страже границ цивилизованного мира. С сюжетными изменениями задумку перенесли в американские реалии (вышел только один том — TJ).

Проект мне очень нравился. Поэтому, когда ко мне пришла компания Storytel с идеей создать аудиосериал, я предложил им именно его. Для «Поста» это правильный партнёр, который готов к креативным вызовам, при этом не давит и предоставляет свою платформу для реализации.

Сначала я просто описал последствия дезинтеграции страны и превращение её в удельные княжества. Мне были интересны взаимоотношения Москвы и регионов, то есть отношение провинции к Москве. В моей истории в регионах копится глухая ненависть и зависть к столице.

Если говорить о политических или общественных аспектах, то меня интересует история ответственности и безответственности поколений детей; их отношение к тому, что делали их родители; отсутствие исторической памяти. Эти вещи меня очень занимают: нежелание учить историю в общем и своей страны, признавать ответственность своих дедов за ситуацию в мире; фантазии, что можно что-то строить в будущем без связей с прошлым.

Постапокалиптика мне кажется романтическим жанром. Это мир без взрослых, где вся иерархия, существующая с давних времён, отменяется. Поколение признает себя банкротами, будучи ответственными за уничтожение Земли и мира. Ответственность перекладывается на детей.

«Метро» и «Пост» — вселенные про постапокалипсис, Россию и берег Волги (если учитывать Metro: Exodus). Чем они отличаются?

У «Поста» совершенно другая концепция и иначе расставлены акценты в сюжете. Единственное, что их сближает, — это последствия некой разрушительной войны, которая случилась в России. Даже войны, о которых мы говорим, разные. В случае с «Метро» это глобальная война, а в случае с «Постом» — локальная.

Глобальная мысль сериала: опасность пропаганды ненависти. Политики считают, что в угоду сиюминутным целям они вправе стравливать людей. Они забыли уроки Второй Мировой войны.

В «Метро 2033» тоже затрагивалась эта тема, но там ей было уделено не так много внимания. К тому же «Метро» — это про ностальгию по Советскому Союзу и про желание вернуть его. В «Посте» тоски по прошлому нет.

Из описания сериала

С кем была война в мире «Поста»?

Как и в случае с «Метро 2033», я обычно не рассказываю, с кем была война. Мне кажется, когда ты уточняешь, то всё превращается в буквальное высказывание. Я бы сказал, что в случае с «Постом» это проблемы внутреннего характера. Это не война с внешним противником.

Как изменилась природа? Появились ли мутанты или сверхъестественные вещи?

У меня никаких мутантов нет. И сверхъестественных вещей тоже. Пожалуй, из всех моих постапокалиптических произведений это наименее фантастическое. Тем не менее, есть элемент триллера и хоррора. Я не хочу спойлерить, потому что основную фишку мы старательно держим в тайне. Она раскрывается только к концу сезона. Поэтому мы не говорим о фантастических допущениях этого мира. Начинать читать это нужно как «Тихий Дон», а потом уже как пойдёт.

Вы писали, что ничего не известно о восточной части России. А что на западе? Появились ли новые государства, кроме Московии?

У меня другая традиционная фишка — туман войны, как в Warcraft. Эта концепция мне кажется гениальной: ты знаешь ровно столько, сколько знают твои герои. Как только ты описал весь мир целиком, он стал скучным. Не надо давать читателю слишком много знаний. Герой едет из точки «А» в точку «Б», и читатель узнаёт что-то о вселенной вместе с ним. Мне не хотелось бы слишком много рассказывать о мире, который читателю предстоит открыть самостоятельно.

Что нужно знать. Есть столица, которая некоторое время назад находилась в состоянии войны с провинцией. Регионы взбунтовались против Москвы. Через некоторое время порядок удалось восстановить, но на территории, которая несоизмеримо меньше современной России. Теперь это Московская империя — Москва и несколько сотен километров вокруг в каждую из сторон как во времена Ивана Грозного до завоевания Казани.

Московия, оправившись от всех потрясений, начинает собирать земли обратно. Теперь это царство, где есть государь-император. Он бодр, уверен в себе, преисполнен сил и намерений вернуть утраченные территории.

О дальнейших событиях слушатели узнают самостоятельно. При этом, в отличие от аналогичных произведений Владимира Сорокина, к которому я отношусь с большим пиететом, описываемый мир, — не сатирический и не пародийный, а реалистичный. Поскольку в «Посте» всё происходит в окрестностях Ярославля, это изображение российской глубинки: какая она сейчас, какой была в советские годы и будет всегда, вне зависимости от человека у власти.

Какие технологии сохранились в мире? Как живут люди?

Я бы описывал эту реальность как послевоенную. Конечно, нет интернета и мобильной связи. Инфраструктура разрушена, связаться с кем-то можно только по телефонным проводам. Мир снова становится неизвестным, закрытым и безграничным.

Смартфоны в этом мире выполняют функцию хранилища воспоминаний: фотографий, видео и музыки. Из-за того, что ремонтировать их некому, смартфоны ломаются и их становится всё меньше и меньше. Электричество и топливо встречаются, но редко, на всех не хватает.

Как изменилось мировоззрение людей?

Поскольку события, которые описываются в «Посте», происходят через непродолжительное время после коллапса, то и существенных изменений мировоззрения нет. Я бы сказал, что самое интересное здесь то, как провинциальный человек с нынешним российско-советским сознанием попадает в загадочную и жуткую ситуацию, и как он с этим справляется.

Смена мировоззрения требует смену поколения. Это касается любых основных психологических установок — лояльности, солидарности, стремления к справедливости, коллективизма — всё нуждается в смене поколений. Люди, которые были сформированы одним образом, должны состариться, умереть и уступить место другим людям, которые будут сформированы иначе.

Сложно было работать над аудиосериалом? Чем это отличается от написания романа?

Изначально я думал, что это будет больше похоже на киносценарий: описание сцен и разговоров между героями. Скоро мне стало ясно, что описания должны быть художественными, потому что лишая человека картинки перед глазами, ты должен стимулировать его воображение.

В нашем случае я попытался словами заменить видеоряд телевизионного сериала. То, что получилось в итоге, можно назвать художественным киносценарием, который структурирован как телевизионный сериал.

Есть несколько линий, несколько героев, которые попадают в драматические ситуации. Их судьбы переплетаются. В каждом эпизоде 10-12 больших сцен, что похоже на структуру серий телешоу. При этом все описания сделаны так, чтобы у человека заработало воображение.

Ещё, поскольку у человека нет возможности возвращаться и перечитывать, текст должен быть зачитан в правильном темпе и достаточно убедительно для того, чтобы оставаться у слушателя в сознании, когда он прослушал момент.

Так получилось, что я сам впервые начитал всю историю. До этого мои книги, которые выходили в аудиоформате, были озвучены профессиональными актёрами, которые, на мой взгляд, наделали много ошибок со смысловыми ударениями и паузами. Теперь люди смогут послушать историю так, как я это задумал.

Думали о видеоиграх по «Посту»?

Сейчас таких планов нет, но у меня и по поводу «Метро» их тоже изначально не было. Я считаю, что порочно и ошибочно расписывать историю, думая о том, во что её можно превратить. Надо исходить из того, что должна быть хорошая яркая задумка, в которой есть своя однозначная тема.

Одни истории легко адаптировать, другие — нет. Если вдруг получится перенести её на другой формат, это будет очень мило, но мне кажется, что здесь нет пространства для компьютерной игры. А для экранизации — да.

Storytel — сервис для аудиокниг с тысячами произведений. С ним можно не откладывать чтение ради дел и наоборот.

«Пост» для компании — только начало. Storytel планирует выпускать около четырёх аудиосериалов в год для разной аудитории: детективы, любовные истории, комедийные скетчи и так далее.

Полный первый сезон «Поста» доступен только в Storytel и не выйдет в печатном формате. Второй уже запланирован. Подписка на месяц стоит 449 рублей, но первые 14 дней — бесплатно.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Что происходит.

В Аниме

Ответить
Развернуть ветку
Аниме

Извини, у нас тут реклама кондиционеров.

Ответить
Развернуть ветку
Александръ Смирновъ

Что ж в снг так популярны постапокалипсисы. Итак за окном хватает их.

Ответить
Развернуть ветку
Спокойный ГОСТ

Лет 12 назад это было интересно читать, а сейчас как-то чувствуешь, что уже не по возрасту.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Malakhov

Поправлю опечатку - лет В 12 было интересно, сейчас уже не по возраcту. Хотя я в 10-12 читал Луи Буссенара, да и сейчас бы его рекомендовал вместо Метро.

Ответить
Развернуть ветку
Спокойный ГОСТ

В чем опечатка? 12 лет назад, я универ заканчивал.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Malakhov

Сорри, это была шутка - в смысле что Метро это чтиво для подростков

Ответить
Развернуть ветку
Асрор

Почему я плачу 75 рублей?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Виталий Лановой

Дали бы промокод хотя бы.

Ответить
Развернуть ветку
Danil Khasanshin

За 14 дней можно успеть!

Ответить
Развернуть ветку
Ilya.A—Petya.A's bro

О, прикольно, аудиоплеер работает на любой странице ТЖ

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ilya.A—Petya.A's bro

2007)

Ответить
Развернуть ветку
sdavaisya

Очень круто, что к каждому эпизоду своя обложка. Редко такое встретишь

Ответить
Развернуть ветку
Артур Лиамов

Нужно выпустить про это сериал в нетфликсе или создать аниме

Ответить
Развернуть ветку
Max Hopkins

Постненько.

Ответить
Развернуть ветку
Stan Majors

Идея очень гуд. Послушаю

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 17 комментариев
null