Промо
5 162

Граница с неизвестностью: интервью с Дмитрием Глуховским о вселенной его нового проекта «Пост»

Создатель «Метро 2033» рассказывает о своём новом постапокалиптическом аудиосериале.

В закладки
Аудио

Материал подготовлен при поддержке Storytel

16 мая в сервисе аудиокниг Storytel вышел аудиосериал Дмитрия Глуховского — «Пост». Он похож на обычный сериал из 10 серий, но без картинки — его можно только слушать. Писатель рассказал TJournal, чем «Пост» отличается от «Метро», как живут люди в постапокалиптической вселенной аудиосериала, и каково было работать над новым для него форматом.

Крайний форпост Московии построен на западном берегу Волги, недалеко от мёртвого и непригодного для жизни Ярославля. Гарнизон и обитатели называют свою крепость просто Постом. Тут нашли свой приют и уцелевшие жители бывшего Ярославля, и беженцы, чей путь в столицу или из нее оборвался вместе с регулярным транспортным сообщением именно на Посту.

Тизер

Расскажите про первые версии «Поста» — в формате сериала и комикса про Америку.

«Пост» был у меня в разработке долгое время. Я отталкивался от идеи фронтира, расположенного на границе неизвестного оплота цивилизации. Эту тему я давно исследую, мотивы можно уловить ещё в «Метро 2033». Я бы сказал, что это не самоповтор, а задумка, которая меня не отпускает.

Изначально была идея истории, которая сильно напоминала то, что в итоге получилось. Только с другими темами, которые по прошествии времени мне показались ненужными и отпали. История подходила для телевидения, но в какой-то момент она стала политически рискованной.

Так проект оказался в тупике. Потом появилась идея графического романа с той же концепцией — форпост, находящийся на страже границ цивилизованного мира. С сюжетными изменениями задумку перенесли в американские реалии (вышел только один том — TJ).

Проект мне очень нравился. Поэтому, когда ко мне пришла компания Storytel с идеей создать аудиосериал, я предложил им именно его. Для «Поста» это правильный партнёр, который готов к креативным вызовам, при этом не давит и предоставляет свою платформу для реализации.

Сначала я просто описал последствия дезинтеграции страны и превращение её в удельные княжества. Мне были интересны взаимоотношения Москвы и регионов, то есть отношение провинции к Москве. В моей истории в регионах копится глухая ненависть и зависть к столице.

Если говорить о политических или общественных аспектах, то меня интересует история ответственности и безответственности поколений детей; их отношение к тому, что делали их родители; отсутствие исторической памяти. Эти вещи меня очень занимают: нежелание учить историю в общем и своей страны, признавать ответственность своих дедов за ситуацию в мире; фантазии, что можно что-то строить в будущем без связей с прошлым.

Постапокалиптика мне кажется романтическим жанром. Это мир без взрослых, где вся иерархия, существующая с давних времён, отменяется. Поколение признает себя банкротами, будучи ответственными за уничтожение Земли и мира. Ответственность перекладывается на детей.

«Метро» и «Пост» — вселенные про постапокалипсис, Россию и берег Волги (если учитывать Metro: Exodus). Чем они отличаются?

У «Поста» совершенно другая концепция и иначе расставлены акценты в сюжете. Единственное, что их сближает, — это последствия некой разрушительной войны, которая случилась в России. Даже войны, о которых мы говорим, разные. В случае с «Метро» это глобальная война, а в случае с «Постом» — локальная.

Глобальная мысль сериала: опасность пропаганды ненависти. Политики считают, что в угоду сиюминутным целям они вправе стравливать людей. Они забыли уроки Второй Мировой войны.

В «Метро 2033» тоже затрагивалась эта тема, но там ей было уделено не так много внимания. К тому же «Метро» — это про ностальгию по Советскому Союзу и про желание вернуть его. В «Посте» тоски по прошлому нет.

Из описания сериала

С кем была война в мире «Поста»?

Как и в случае с «Метро 2033», я обычно не рассказываю, с кем была война. Мне кажется, когда ты уточняешь, то всё превращается в буквальное высказывание. Я бы сказал, что в случае с «Постом» это проблемы внутреннего характера. Это не война с внешним противником.

Как изменилась природа? Появились ли мутанты или сверхъестественные вещи?

У меня никаких мутантов нет. И сверхъестественных вещей тоже. Пожалуй, из всех моих постапокалиптических произведений это наименее фантастическое. Тем не менее, есть элемент триллера и хоррора. Я не хочу спойлерить, потому что основную фишку мы старательно держим в тайне. Она раскрывается только к концу сезона. Поэтому мы не говорим о фантастических допущениях этого мира. Начинать читать это нужно как «Тихий Дон», а потом уже как пойдёт.

Вы писали, что ничего не известно о восточной части России. А что на западе? Появились ли новые государства, кроме Московии?

У меня другая традиционная фишка — туман войны, как в Warcraft. Эта концепция мне кажется гениальной: ты знаешь ровно столько, сколько знают твои герои. Как только ты описал весь мир целиком, он стал скучным. Не надо давать читателю слишком много знаний. Герой едет из точки «А» в точку «Б», и читатель узнаёт что-то о вселенной вместе с ним. Мне не хотелось бы слишком много рассказывать о мире, который читателю предстоит открыть самостоятельно.

Что нужно знать. Есть столица, которая некоторое время назад находилась в состоянии войны с провинцией. Регионы взбунтовались против Москвы. Через некоторое время порядок удалось восстановить, но на территории, которая несоизмеримо меньше современной России. Теперь это Московская империя — Москва и несколько сотен километров вокруг в каждую из сторон как во времена Ивана Грозного до завоевания Казани.

Московия, оправившись от всех потрясений, начинает собирать земли обратно. Теперь это царство, где есть государь-император. Он бодр, уверен в себе, преисполнен сил и намерений вернуть утраченные территории.

О дальнейших событиях слушатели узнают самостоятельно. При этом, в отличие от аналогичных произведений Владимира Сорокина, к которому я отношусь с большим пиететом, описываемый мир, — не сатирический и не пародийный, а реалистичный. Поскольку в «Посте» всё происходит в окрестностях Ярославля, это изображение российской глубинки: какая она сейчас, какой была в советские годы и будет всегда, вне зависимости от человека у власти.

Какие технологии сохранились в мире? Как живут люди?

Я бы описывал эту реальность как послевоенную. Конечно, нет интернета и мобильной связи. Инфраструктура разрушена, связаться с кем-то можно только по телефонным проводам. Мир снова становится неизвестным, закрытым и безграничным.

Смартфоны в этом мире выполняют функцию хранилища воспоминаний: фотографий, видео и музыки. Из-за того, что ремонтировать их некому, смартфоны ломаются и их становится всё меньше и меньше. Электричество и топливо встречаются, но редко, на всех не хватает.

Как изменилось мировоззрение людей?

Поскольку события, которые описываются в «Посте», происходят через непродолжительное время после коллапса, то и существенных изменений мировоззрения нет. Я бы сказал, что самое интересное здесь то, как провинциальный человек с нынешним российско-советским сознанием попадает в загадочную и жуткую ситуацию, и как он с этим справляется.

Смена мировоззрения требует смену поколения. Это касается любых основных психологических установок — лояльности, солидарности, стремления к справедливости, коллективизма — всё нуждается в смене поколений. Люди, которые были сформированы одним образом, должны состариться, умереть и уступить место другим людям, которые будут сформированы иначе.

Сложно было работать над аудиосериалом? Чем это отличается от написания романа?

Изначально я думал, что это будет больше похоже на киносценарий: описание сцен и разговоров между героями. Скоро мне стало ясно, что описания должны быть художественными, потому что лишая человека картинки перед глазами, ты должен стимулировать его воображение.

В нашем случае я попытался словами заменить видеоряд телевизионного сериала. То, что получилось в итоге, можно назвать художественным киносценарием, который структурирован как телевизионный сериал.

Есть несколько линий, несколько героев, которые попадают в драматические ситуации. Их судьбы переплетаются. В каждом эпизоде 10-12 больших сцен, что похоже на структуру серий телешоу. При этом все описания сделаны так, чтобы у человека заработало воображение.

Ещё, поскольку у человека нет возможности возвращаться и перечитывать, текст должен быть зачитан в правильном темпе и достаточно убедительно для того, чтобы оставаться у слушателя в сознании, когда он прослушал момент.

Так получилось, что я сам впервые начитал всю историю. До этого мои книги, которые выходили в аудиоформате, были озвучены профессиональными актёрами, которые, на мой взгляд, наделали много ошибок со смысловыми ударениями и паузами. Теперь люди смогут послушать историю так, как я это задумал.

Думали о видеоиграх по «Посту»?

Сейчас таких планов нет, но у меня и по поводу «Метро» их тоже изначально не было. Я считаю, что порочно и ошибочно расписывать историю, думая о том, во что её можно превратить. Надо исходить из того, что должна быть хорошая яркая задумка, в которой есть своя однозначная тема.

Одни истории легко адаптировать, другие — нет. Если вдруг получится перенести её на другой формат, это будет очень мило, но мне кажется, что здесь нет пространства для компьютерной игры. А для экранизации — да.

Storytel — сервис для аудиокниг с тысячами произведений. С ним можно не откладывать чтение ради дел и наоборот.

«Пост» для компании — только начало. Storytel планирует выпускать около четырёх аудиосериалов в год для разной аудитории: детективы, любовные истории, комедийные скетчи и так далее.

Полный первый сезон «Поста» доступен только в Storytel и не выйдет в печатном формате. Второй уже запланирован. Подписка на месяц стоит 449 рублей, но первые 14 дней — бесплатно.

Заценить
{ "author_name": "Nikita Yakimov", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 17, "likes": 24, "favorites": 32, "is_advertisement": true, "subsite_label": "promo", "id": 98224, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Thu, 23 May 2019 15:55:28 +0300" }
{ "id": 98224, "author_id": 234026, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/98224\/get","add":"\/comments\/98224\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/98224"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 214361, "last_count_and_date": null }

17 комментариев 17 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
9

В Аниме

Ответить
2

Извини, у нас тут реклама кондиционеров.

Ответить
8

Что ж в снг так популярны постапокалипсисы. Итак за окном хватает их.

Ответить
5

Лет 12 назад это было интересно читать, а сейчас как-то чувствуешь, что уже не по возрасту.

Ответить
0

Поправлю опечатку - лет В 12 было интересно, сейчас уже не по возраcту. Хотя я в 10-12 читал Луи Буссенара, да и сейчас бы его рекомендовал вместо Метро.

Ответить
0

В чем опечатка? 12 лет назад, я универ заканчивал.

Ответить
0

Сорри, это была шутка - в смысле что Метро это чтиво для подростков

Ответить
1

Почему я плачу 75 рублей?

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

2

Дали бы промокод хотя бы.

Ответить
0

За 14 дней можно успеть!

Ответить
1

О, прикольно, аудиоплеер работает на любой странице ТЖ

Ответить
1

Ты из 2006 приехал?

Ответить
1

Очень круто, что к каждому эпизоду своя обложка. Редко такое встретишь

Ответить
1

Нужно выпустить про это сериал в нетфликсе или создать аниме

Ответить
0

Постненько.

Ответить
0

Идея очень гуд. Послушаю

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]
Узнавайте важные новости первыми
Подписаться на push-уведомления