Ретро
Влад Скрабневский

Весёлый, плохой, злой: история безумия Ивана Грозного

Что вызывало улыбку у Ивана Четвёртого и насколько далеко царь заходил в стремлении уничтожить своих врагов.

Иван Грозный и тени его жертв Картина Михаила Клодта

16 января 1547 года шестнадцатилетний Иван Васильевич венчался на царство и стал богоизбранным государем всея Руси. Началась эпоха его 37-летнего правления, которая породила множество споров среди историков и обывателей.

В правление Ивана Грозного государство, веками раздираемое междоусобицами и монгольским игом, окрепло и расширило свои границы за счёт восточных ханств. Вместе с Избранной Радой — кругом приближённых — царь провёл ряд реформ, но в 1565 году изменил политический курс и объявил о начале опричнины.

Опричный террор задумывался Иваном Четвёртым для истребления боярско-княжеской знати, замышлявшей против него заговоры. Но на деле репрессии затронули тысячи ни в чём невиновных людей, а методы, которыми они совершались, до сих пор вызывают вопросы о психическом здоровье царя.

Основные источники статьи:

  • Лихачёв Д.М. «Смех в Древней Руси»;
  • Кобрин В.Б. «Иван Грозный»;
  • Исабель де Мадариага. «Иван Грозный. Первый русский царь»;
  • Скрынников Р.Г. «Иван Грозный».

«Все мы родом из детства»

25 августа 1530 года в семье великого князя Василия Третьего и его второй жены Елены Глинской родился долгожданный наследник – будущий царь Иван. Спустя два года у него появился брат Юрий, глухонемой и слабоумный с рождения, поэтому все надежды Василий возлагал на старшего сына.

В 1533 году великий князь умер, и власть перешла в руки Елены Глинской. Она разбила боярско-княжеские группировки Дмитровских, Старицких и Шуйских, стремившихся воспользоваться малолетством Ивана и занять трон. Елена правила страной пять лет, но в 1538 году умерла. Иван и Юрий, постоянно находившиеся в окружении любящей матери и множества нянек, осиротели.

Василий Третий благословляет перед кончиной сына Ивана Четвёртого Рисунок Савелия Зейденберга

Взросление будущего царя происходило на фоне придворных интриг, во время которых до мальчика никому не было дела. Клан Шуйских, возглавляемый братьями Василием и Иваном, успешно боролся за влияние с Глинскими и Бельскими. В 1542 году они отправили князя Ивана Бельского в ссылку, несмотря на заступничество 12-летнего государя.

Лишившийся внимания и заботы, Иван всё время проводил за книгами, изучая священные писания, молитвы и апокрифы. Ежедневно он посещал богослужения и так часто слушал Псалтырь, что выучил его наизусть.

В подростковом возрасте Иван познакомился с историей великих императоров и тиранов прошлого. Их могущество вызывало в мальчике одновременно восторг и недоумение: из книг он рано осознал, насколько велика его власть, и не понимал, почему ему приходится её с кем-то делить.

В детстве Иван Грозный мог прочитать «Сказание о Дракуле воеводе», в конце 15-го века написанное дипломатом Фёдором Курицыным. Повесть о жестокости государя Валахии Влада Цепеша находилась в Белозерском монастыре, который Иван часто посещал.

Другим отличительным качеством будущего царя современники называли пылкий нрав и нервозность. Религиозный публицист и писатель Максим Грек говорил, что Иван часто впадал в гнев и зло насмехался над окружающими.

Престолонаследника одолевали вспышки жестокости: по воспоминаниям одного из его приближённых Андрея Курбского (в 1564 году он сбежал в Литву), одним из развлечений малолетнего царевича было скидывать кошек с высоты и наблюдать за результатом. Первый смертный приговор Иван Васильевич вынес в 13 лет, приказав схватить и убить ненавистного ему князя Андрея Шуйского.

В пятнадцать лет Иван с компанией ровесников-аристократов любил выезжать на городские рынки и площади и избивать простолюдинов, попутно их грабя. Бояре потакали забавам царя, восклицая: «О, храбр будет сей царь и мужественен!».

Царь Иван Грозный в юности​ Кадр из фильма «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна

В середине 1540-х годов он приказал задушить своего ровесника Михаила Трубецкого без веской на то причины: вероятно, подростки что-то не поделили и Иван решил спор радикально. Другому товарищу, Афанасию Бутурлину, Иван повелел урезать язык «за невежливое слово».

Летом 1546 года пятнадцатилетний царевич вместе со своим войском находился в Коломне и ради развлечения казнил перед строем трёх бояр. Через год по просьбе своего дяди Михаила Глинского Грозный посадил на кол сына князя Телепнева-Оболенского и обезглавил его племянника.

Внутреннюю безнравственность молодого Ивана Васильевича дополняла распущенность, царившая при его дворе. В конце 1540-х годов духовный наставник молодого государя Сильвестр вспоминал, что Ивана всегда окружали скоморохи, с которыми тот любил петь и танцевать (православная церковь не приветствовала скоморошество). Священник также призывал Ивана удалить из своего окружения многочисленных бесстыдников, «занимающихся содомским грехом».

Опричный террор в лицах

16 января 1547 года шестнадцатилетний Иван Васильевич венчался на царство и сосредоточил всю власть в своих руках. Условно правление Ивана Четвёртого Грозного делится на два этапа: период реформ и период опричнины.

Первый ознаменовался работой «Избранной Рады», которая состояла из ближайших советников царя и помогала ему проводить реформы по централизации государства после эпохи феодальной раздробленности. Прологом ко второму стало начало 1560-х годов, когда Грозного одолела паранойя – ему казалось (иногда вполне обоснованно), что боярско-княжеская знать плетёт против него заговоры с целью отнять престол.

Это привело к введению в стране опричнины: с 1565 по 1572 годы царь вместе с личной шеститысячной армией опричников карал всех, кто подозревался в измене.

​Венчание Ивана Васильевича на царство  Фрагмент из Лицевого летописного свода

Казалось бы, ничего удивительного – в эпоху Средневековья и раннего Нового времени европейские (и не только) правители постоянно подвергали политических противников гонениям и отправляли их на плаху. Однако в случае опричнины Ивана Грозного обращает на себя внимание не сам факт начала репрессий, а методы, которыми они проводились: зачастую под раздачу попадали не только члены княжеских и боярских родов, но и простолюдины.

Примечательна тяга царя к издевательствам и пыткам, которыми сопровождался опричный террор – в летописях и воспоминаниях современников осталось достаточно примеров садизма Ивана Грозного. Среди историков это породило вопрос: являлась ли опричнина хладнокровно выверенной системой борьбы с боярско-княжеской оппозицией или же результатом психической неуравновешенности царя, вышедшей из-под контроля?

«Открыла» опричнину казнь влиятельного князя Александра Горбатого, которого Иван Грозный подозревал в подготовке государственного переворота – царю доложили, что бояре хотели поставить на престол выходца из Горбатых. Это имело смысл, ведь Александр являлся потомком Рюрика и гипотетически имел право на престол. Грозный пресёк угрозу на корню: в феврале 1565 года он казнил сначала Горбатого, а затем и его 17-летнего сына, которого перед этим заставили наблюдать за мучениями отца.

Опричники в доме опального боярина​ Рисунок Александра Новоскольцева

В 1554 году за попытку сбежать в Литву в тюрьме оказался князь Семён Лобанов-Ростовский. Позже он вернулся на службу, но в 1565 году опричники схватили его и обезглавили. Тело князя они сбросили под лёд, а голову, по личному указанию царя, доставили в Кремль. Иван Грозный якобы обратился к ней со словами: «Глова, голова, сколько крови в своё время ты пролила!».

Лифляндцы Иоганн Таубе и Элерт Крузе, до 1571 года состоявшие на службе у Ивана Грозного, вспоминали о казни царского казначея Тютина, его жены, двух пятилетних сыновей и двух дочерей. Грозный приказал вывести их на площадь (современную Красную площадь), расчленить и оставить лежать «для зрелища». Тютину вменялась измена, однако неясно, чем заслужили расправы его малолетние дети.

С годами паранойя Ивана Грозного набирала обороты и иногда доходила до абсурда. Немецкий дворянин Альберт Шлихтинг, состоявший в опричном войске, вспоминал: «Скажет ли при дворе кто-нибудь громко или тихо, посмеётся или поморщится, сейчас же возникнет обвинение, что ты заодно с врагами или замышляешь против царя».

11 сентября 1568 года Иван Грозный расправился с боярином Иваном Фёдоровым-Челядиным, подозреваемым в заговоре. Современники единодушно говорили о нём как о порядочном человеке, который никогда не брал взяток (редкое в ту пору явление). Доказательств измены Фёдорова найти так и не удалось, да и вряд ли удастся: он не был ни потомком Рюрика, ни кого-либо ещё из знатных князей, поэтому не мог занять престол.

Но царь не желал слышать оправданий. По прибытии Фёдорова во дворец Грозный устроил маскарад: он заставил боярина облачиться в царские одежды, посадил его на трон, разыграл сценку коронации, а затем всадил в него нож. После этого Иван Грозный приказал изуродовать тело изменника и бросить на площади. Опричник Генрих Фон Штаден в «Записках о Московии» утверждал, что видел труп Фёдорова в навозной яме близ реки Неглинной.

Расправа над Иваном Фёдоровым Картина Николая Неверева «Опричники»

После этого опричники ещё год совершали набеги на владения Фёдорова, «производя повсюду истребление, опустошение и убийства». Репрессиям подвергались слуги опального: их вместе с семьями рубили, пытали, а порой «запирали в домах, насыпав туда серы и пороху, и поджигали». Шлихтинг упоминает об издевательствах над крестьянками: опричники раздевали их догола и загоняли в лес или забирали «в пользование». Карательные походы возглавлял лично Иван Грозный, криками «Гойда!» направлявший прислужников в бой. Тогда погибло более двух сотен человек.

В 1569 году до Ивана Грозного дошли слухи, что новгородская администрация, боярство и купечество ведут переговоры с королём Польши и Литвы Сигизмундом Вторым о переходе Новгорода под его власть. Вместе с тем, заговорщики якобы хотели поставить на русский престол двоюродного брата Ивана Грозного Владимира Старицкого.

Историки спорят, существовал ли заговор на самом деле. Один из крупнейших исследователей той эпохи Руслан Скрынников утверждает, что нет. Историк Борис Флоря наоборот, называет сговор Старицкого с боярами реальным.

Тогда Иван Грозный послал Старицкому, его жене и младшей дочери приглашение прибыть в Александровскую слободу (штаб-квартира опричнины) в гости. О том, что случилось дальше, подробно рассказывают сразу несколько независимых источников: «Послание» Таубе и Курузе и «Пискарёвский летописец».

Повар Грозного признался, что Старицкий якобы подкупил его, чтобы отравить царя. Сыграв удивление, Грозный приказал брату, его жене и дочери выпить вина из царского бокала, чтобы доказать обратное. Те, уверенные в своей невиновности, исполнили приказ и в муках скончались от отравления. Повара похвалили за участие в «спектакле».

После этого Иван Грозный приказал то ли утопить в реке Шексне, то ли уморить дымом в горящей избе мать Владимира Ефросинью — достоверно неизвестно. Примечательна непоследовательность и иррациональность действий царя в отношении семьи брата. Он приказал убить его мать, жену и малолетнюю дочь, которые не представляли никакой угрозы трону, но оставил в живых сына Владимира Василия и отдал ему отцовский удел.

Старица, удел князя Владимира, в 1912 году Фото Сергея Прокудина-Горского

В ноябре-декабре 1569 года Иван Грозный с опричным войском направился в Новгород, по дороге разгромив Тверь и Клин – сотни жителей этих городов погибли, не имея отношения к заговорам. 8 января царь с войском вошёл в Новгород, посетил обедню в храме Святой Софии и отобедал. Ничего не предвещало беды, как вдруг Грозный приказал опричникам начать погромы и переловить всех бояр и их слуг.

На следующий день в центре города состоялся суд над изменниками. Бояр, членов городского управления, их детей и жён пытали и сбрасывали в Волхов, перед этим разбив на реке лёд. Такой способ казни связан с древнерусским поверьем, что на дне рек находится проход в ад.

Новгородского купца Фёдора Сыркова Иван Грозный окунал в ледяную воду, чтобы узнать, где тот прячет свои богатства (новгородский погром сопровождался грабежом купцов и церквей, что слабо согласуется с причиной введения опричнины). Сырков не признавался, а когда царь насмешливо спросил у него, что тот видел на дне, ответил – свободное место в аду, приготовленное специально для царя. Разгневавшись, Грозный велел сварить купца в котле.

Опричники в Новгороде​ Картина Михаила Авилова

Новгородские казни подробно описаны в записках опричника Штадена. Им можно верить: историк Владимир Кобрин утверждает, что Штаден настолько лишён морали и стыда за свои ужасные поступки, что правдиво упоминает о самых мерзких из них и расценивает происходившее как повод похвастаться. К тому же, его воспоминания во многом сходятся данными новгородских летописцев.

Английский дипломат и историк Джером Горсей утверждал, что в результате новгородского погрома погибло 700 тысяч человек. Это сильно преувеличенный миф: в середине 16-го века население Новгорода не превышало 30 тысяч человек, а число погибших по различным подсчётам колеблется от двух с половиной до десяти тысяч.

Погром продолжался больше месяца и окончился 13 февраля 1570 года, когда Иван Грозный наконец покинул город. 25 июля того же года репрессии продолжились в Москве – царь начал искать изменников среди приближённых.

Первым под горячую руку угодил дьяк Иван Висковатый – давний соратник Грозного и хранитель большой государственной печати. Его обвинили в сношениях с турками и татарами, которых он якобы призывал совершать набеги на русские земли, и сговоре с новгородцами.

Царь приказал привязать Висковатого к столбу, а затем по очереди подзывал опричников, каждый из которых лишал осуждённого части тела. Малюта Скуратов (наиболее выдающийся палач Грозного) отрезал Висковатому нос, другой опричник – уши. Иван Реутов отсёк несчастному половые органы, отчего дьяк умер. Наслаждавшийся пыткой Иван Грозный заподозрил, что тот сделал это из жалости и пообещал Реутову такую же участь.

​Аллегория на правление Ивана Грозного Гравюра из немецкого еженедельника Давида Фассмана

Следом за Висковатым по обвинению в измене казнили казначея Никиту Фуникова: его поочерёдно обливали то холодной, то кипящей водой. За возможные связи с новгородцами лишились жизни инициаторы опричнины и верные сподвижники Грозного Алексей и Фёдор Басмановы. По царскому приказу Фёдор сначала казнил отца, а затем погиб сам.

Не менее жестокой оказалась расправа над Михаилом Черкасским: царь приказал казнить его 16-летнюю жену с полугодовалым сыном и положить их тела во дворе князя. Репрессии продолжались ещё несколько дней и унесли жизни больше сотни человек.

То, что произошло в Москве 25 июля, по своей жестокости и садистской изощрённости превосходило всё случавшееся ранее и может быть объяснено только изуверским нравом и больным воображением Ивана Грозного.

Александр Зимин

Приговорённые к казни лишались возможности перед смертью исповедаться в грехах, за их упокой запрещалось ставить свечи, их тела очень редко предавались земле. Так Грозный препятствовал спасению душ врагов, что являлось для него частью жестокой расправы наравне с пытками.

Царь оправдывал опричнину христианской верой – по его мнению, все казнённые так или иначе мешали исполнению возложенной на него Богом миссии и за это заслуживали смерти. В себе Грозный видел бич Божий, призванный очистить православную землю от скверны. Даже опричное войско он создал по образцу монашеского ордена.

Грозный играющий

В основе чувства юмора Ивана Грозного тоже лежала пытка, но не физическая, а моральная. Царь издевался над окружающими, устраивая театрализованные представления и притворно унижаясь с целью подчеркнуть своё высокое положение.

В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей разбил войско Грозного под Москвой и потребовал у русского царя выплатить дань. Просто отказать крымским гонцам показалось Ивану Грозному скучным, поэтому он нарядился в бедняка и стал давить на жалость: «Видишь же меня, в чём я? Таким меня ваш царь сделал! Всё моё царство пленил и казну пожёг, дать мне нечего царю!».

Принимая в Москве литовских послов, Иван Грозный надел на одного из придворных скоморохов литовскую шапку и велел ему по-литовски преклонить колено. Шут понятия не имел, как это сделать, поэтому царь преклонил колено сам, громко рассмеявшись.

В 1575 году состоялось самое грандиозное театральное представление Ивана Грозного: он отдал царский престол своему подданному Симеону Бекбулатовичу, а сам съехал из Кремля и стал играть роль боярина средней руки. Этот «политический маскарад» сопровождался нарочито унизительными челобитными Ивана Грозного к «царю», в которых он просил разрешения на новые репрессии.

Симеон Бекбулатович​ Фрагмент картины неизвестного польского художника

Реальной власти Симеон Бекбулатович не имел – правителем оставался Иван Грозный. Наигравшись, спустя 11 месяцев он лишил Симеона царских регалий и отправил того княжить в Тверь, а сам вернулся в Кремль.

Ложное самоуничижение казалось Ивану Грозному уморительным – он, великий царь всея Руси, в образе какого-то боярина должен просить разрешения на убийство своей же собственности. Грозный примерял на себя роли, в которых никогда не окажется, вновь и вновь испытывая наслаждение от осознания своего реального могущества.

В письме польскому королю и великому князю литовскому Стефану Баторию Иван Грозный сначала высмеял того за неродовитость, а затем вдруг «переоделся» в роль верного слуги и просил у Батория прощения, называя себя его рабом. С похожей издёвкой царь писал игумену Кирилло-Белозерского монастыря Козиме: в письме он то притворялся смиренным монахом, то яростно обличал монастырские нравы.

Князя Александра Полубенского царь обзывал всевозможными музыкальными инструментами скоморохов: «послание дворянину думному и князю Александру Ивановичу Полубенскому: дуде, пищали, самаре, разладе, нефирю».

Часто Грозный прибегал к иронии, которая порой принимала жуткие формы. В 1570 году он казнил воеводу Никиту Голохвастова, незадолго до этого принявшего схиму («ангельский чин»). Царь посадил его на бочку с порохом и велел её поджечь, добавив: «Ведь он ангел… Подобает ему на небо взлететь».

Другого опального, подозреваемого в государственной измене, Грозный привязал к запряжённой лошади и пустил по заледеневшему озеру, восклицая: «Отправляйся же к польскому королю, вот у тебя есть лошадь и телега!». Василия Телятевского, который обвинялся в сдаче Полоцка Речи Посполитой в 1579 году, царь утопил со словами: «Когда ты запотел там при этом огне, то здесь охладись».

Однажды Иван Грозный вершил суд над дьяком, который брал взятки в виде жареного гуся, набитого деньгами. Царь велел палачу не торопясь отрубать осуждённому конечности, вопрошая, «вкусна ли гусятина?». Когда измученному дьяку отсекли голову, Иван Грозный с ухмылкой спросил: «Ну что, хорош гусь?».

Для него была характерна иррациональная, жестокая глумливость, которая в очередной раз указывала на возможное наличие у Грозного психических расстройств. Современники вспоминали, что пытки для царя являлись любимым досугом и поводом вдоволь насмеяться, что он и делал, пока на его глазах мучили людей.

Психологический портрет

Согласно традиционной точке зрения, жестоким Ивана Грозного сделало окружение, в котором он рос. Детство мальчика проходило на фоне боярского своеволия, насилий, казней и придворных интриг, что оставило негативный отпечаток на характере царя и обозлило его на весь мир. Постоянный страх перед боярами, кружившими над троном, взрастил в Иване чувство перманентной тревожности и подозрительности. Позже оно побудило царя перейти к политике опричнины.

В 1560-х годах Иван Васильевич утверждал, что бояре относились к ним с братом пренебрежительно, держали в бедности как пленников и иногда даже забывали покормить. Со злостью царь вспоминал, как Шуйские грабили царскую казну и покупали роскошные шубы. Он не понимал, почему Иван Шуйский позволял себе сидеть на лавке «не преклонив колено» в их с братом присутствии.

​Родовой герб Шуйских

Однако характер детей складывается в первые 8‑9 лет жизни, а значит боярские распри не могли сильно повлиять на психическое здоровье царя: до восьми лет он рос, окружённый материнской заботой. «Опекуны» Ивана хоть и воевали за влияние при дворе, но всегда пытались делать это за спиной царевича. Исключение составляет случай, когда приверженцы Шуйских арестовали митрополита Иосафа в присутствии малолетнего Ивана.

В письмах Курбскому царь вспоминал об этом событии с полным равнодушием, а ведь случившееся якобы напугало его на всю жизнь. Ссылку Ивана Бельского тоже слабо можно назвать беззаконием, способным нанести ребёнку травму. К тому же, вскоре по решению Боярской думы он вернулся в столицу.

Воспоминания Грозного о том, что бояре не давали им с братом еды и держали в бедности, относятся ко времени, когда царь достиг подросткового возраста и жил в «самовольстве». Курбский вспоминал, что всё детство Шуйские потакали прихотям царевича и сильно его избаловали.

Наконец, теория о несчастливом детстве никак не объясняет маниакальную жестокость царя по отношению ко всему живому. Как ему навредили животные, которых он сбрасывал с крыш в малолетстве? Чем объясняется тот задор, с которым подросток избивал людей на площадях и рынках Москвы? Чем заслужили пытки жители Новгорода и Москвы в 1570 году?

О наличии у Ивана Грозного психических отклонений можно только гадать. Опираясь на косвенные данные и поведение царя, некоторые исследователи утверждают о наличии у него паранойи, шизоэпилепсии и биполярного расстройства (на последнее указывают постоянные перемены в настроении Ивана). Из четырёх сыновей Грозного Фёдор – наследник престола – страдал слабоумием, а Дмитрий – эпилепсией. Теория наследственности в данном случае тоже не на стороне царя.

В останках Ивана Грозного обнаружено большое количество ртути, которой в 16 веке лечили сифилис. Видимо, царь страдал этим заболеванием – иного объяснения наличию в его организме «жидкого серебра» нет. Третичная форма сифилиса поражает центральную нервную систему и характеризуется приступами ярости, паранойи, галлюцинациями и бредом величия.

Доподлинно неизвестно, что стало причиной безумия Ивана Грозного – психические расстройства вперемежку с пылким темпераментом или детские травмы, развившиеся на фоне придворных интриг и отсутствия родительской ласки. Но одно можно сказать наверняка: с малолетства Иван был одержим идеей неограниченности собственной власти.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

Блок special_button недоступен

#истории #лонгриды #лигаавторов