Ретро
Катя Ежова

Измены, наркотики, эмансипация: о чём писали женские журналы в Российской империи и СССР

На примере самых популярных женских изданий прослеживаем, как менялись интересы читательниц и мир вокруг них.

Девушки разгадывают кроссворды в перерыве от работы, 1941 год Фото Маргарет Бурк-Уайт 

За 250 лет существования женская печать в России прошла трудный путь: от воспитательных альманахов до подпольных феминистских изданий и глянца. Журналы для женщин отражали не только интересы читательниц, но и служили органом просвещения, а для многих специализированная пресса стала рупором свободы и равноправия.

С наступлением СССР женские журналы масштабно преобразились, став частью машины пропаганды. От моды издания перешли к темам труда, женских прав и беременности, а позднее нашли компромисс между дискуссиями о стилях моды и трудностях женского быта в России.

От мужчин для женщин

Первый в мире журнал для женщин появился благодаря модному изданию для мужчин. В 1660-х годах английский издатель Джон Дантон решил разбавить светскую хронику и советы по стилю для джентльменов в журнале «Афинский Меркурий». Он предложил читателям прислать вопросы, ответы на которые давали приглашённые специалисты, и инициатива сработала. А заодно так родилась рубрика «вопрос-ответ».

С ростом успеха Дантон сделал несколько специальных выпусков с ответами на женские вопросы, а затем решил издать отдельный журнал. Первый номер «Дамского Меркурия» вышел в феврале 1693 года и перевернул мир журналистики, ведь никто ранее не создавал прессу специально для женщин. Газета рассказывала читательницам об отношениях, семье, манерах поведения и стиле.

Первый выпуск «Дамского Меркурия», 17 февраля, 1693 год

«Дамский Меркурий» сформировал образ идеальной читательницы 18-го века: состоятельная аристократка с лёгким характером, единственный интерес которой в слепом подражании модным тенденциям.

Первый женский журнал в России появился в 1779 году. Его издателем стал Николай Новиков – известный журналист эпохи Просвещения. «Модное ежемесячное издание. Библиотека для дамского туалета» выходило год и имело небольшое количество подписчиков: 58 человек, семь из которых женщины.

Обложка «Модного ежемесячного» вместе с гравюрами, 1779 год

В издании не существовало каких-либо специальных рубрик, а моде отводилось несколько страниц, которые выпускались в качестве приложения. Страницы журнала занимали стихи о любви, песни, сентиментальные повести, иностранные переводы Овидия, Лафонтена и Анакреонта.

Приложение к журналу, состоящее из гравюр-карикатур, сопровождалось насмешливыми подписями. Например, «Щеголиха на гулянье», «Чепец победы» и «Раскрытые прелести». Однако, несмотря на забавные названия, все предметы дамского туалета прорисовывались с детальной точностью.

Следующий женский журнал вышел в 1791 году. Издатель Василий Окороков решил пойти отличным от Новикова путём. «Магазин французских, английских и немецких мод» знакомил читателей с новостями мировой моды, а также содержал большое количество цветных гравюр с иллюстрациями модных тенденций.

Цветные гравюры из «Магазина французских, английских, немецких мод», 1791 год

Здесь впервые появились театральные рецензии, однако критика или аналитический разбор представления в них отсутствовали. Билет на балет или в театр стоил четыре тысячи рублей, поэтому немногие могли увидеть постановку лично. Репортёр подробно описывал происходящее на сцене, пересказывал сюжет спектакля и делился реакцией зрителей.

Кроме того, редакция «Магазина» держала в штате несколько иностранных корреспондентов, которые подробно описывали быт и нравы жителей европейских городов.

Странная вещь и мешающая весьма много успеху зрелища, что некоторые женские роли играются холодными кастратами, которые хотя и похожи на женщин фигурою и голосом своим, но не могут иметь их прелестей в речах, жестах и походке, кои суть исключительным уделом наилюбезнейшей половины человеческого роду. Сие получеловеки ещё больший возбуждают смех в пантомимических балетах.

О тетрах в Риме

Спустя несколько лет, в 1804 году, 15-ти летний Михаил Макаров издал «Журнал для милых», отмечая, что в журнале «ничего не будет мудрого, политического, но будут помещены часы милых девушек: каждые два часа (две части – прим. TJ) будут содержать романсы, стишки, занимательные песенки».

Несмотря на чинную благопристойность, заявленную Макаровым во вступительном слове, журнал прославился публикациями эротического содержания. Например, повесть «Победа над нимфами» подробно описала любовные игры Амура и нимф, а главные герои повести «Аннушка» состояли в гражданском браке и имели незаконнорождённого ребёнка.

Титульный лист «Журнала для милых», 1804 год Фото из журнального архива РНБ

Шарада для знатоков французского из «Журнала для милых», январь 1804 год. Фото из журнального архива РНБ

Песня из «Журнала для милых», 1804 год Фото из журнального архива РНБ

«Журнал для милых» впервые открыто призвал женщин стать соавторами: им предлагали писать критику на публикации в издании или присылать собственные сочинения, но эта затея не увенчалась успехом. Стремление женщин выразить себя через литературу рассматривалось как маленький каприз, демонстрирующий образованность женщины наравне с умением хорошо петь и танцевать.

Современник Пушкина, писатель Николай Верёвкин отзывался о литераторшах уничижительно. В повести «Женщина-писательница» он утверждал, что женщины из-за оттока крови от гениталий к мозгу могут насовсем потерять возможность рожать детей.

Чтобы писать и заставить читать себя, надобно родиться с талантом. Талант состоит из сильного и быстрого соображения, богатства и возвышенности мыслей и дара излагать их ясно и увлекательно: все эти способности составляют принадлежность той прибавочной четверти фунта мозгу, которая дана мужчине и не дана женщине.

Николай Вёревкин

От легкомысленности к эмансипации

Середина 19-го века ознаменовалась плавным переходом от сугубо просветительской функции женской периодики к общественно-политической. Бурное развитие женского движения привело к созданию сразу нескольких феминистских изданий — «Рассвет», «Женский вестник» и «Друг женщины».

Журнал «Рассвет» отказался от представления традиционных ценностей женщины 19-го века. Он предлагал читательницам научно-популярные статьи о естественных и технических науках, актуальную новостную повестку, юридические аспекты положения женщин в России.

Особняком стояло издание «Женское образование», которое писало о правах женщин на обучение и получение профессии. Здесь публиковались новости об открытии учебных заведений для дам, а главный редактор Василий Сиповский вопреки общественному мнению продвигал идею о развитии женского образования в России.

Отчего атмосфера бальных зал и гостиных считается для девушки более здоровою в физическом и нравственном смысле, чем атмосфера аудиторий? Проиграет ли общество, если женщины вместо тех бесед, которые ведут теперь в зале или гостиной, будут вести другие, вроде тех, какие ведут их отцы, братья, и мужья, когда серьёзно говорят между собою?

Василий Сиповский

Примерно через 30 лет во главе феминистских изданий встали женщины, в том числе врач и главный редактор «Женского вестника» Мария Покровская. Она освещала проблемы проституции, писала о необходимости юридического равноправия между супругами и требовала разрешения на разводы.

Манифестация женщин в Петрограде, 19 марта 1917 год Фото Штейнберга

Манифестация женщин в Петрограде, Невский проспект, 19 марта 1917 год Фото Буллы

Женская демонстрация на Невском проспекте у Городской Думы, 19 марта 1917 год Фото Оцуп

И всё же самым популярным женским изданием в первой половине 20-го века оставался консервативный «Журнал для хозяек», содержащим выкройки в натуральную величину, советы по хозяйству, кулинарные рецепты и рубрику «Беседы игрушечной маркизы». В этом разделе читательницы могли получить ответ на вопросы о сексе, браке и здоровье от анонимной колумнистки.

Не менее вредны, конечно, и другие наркотики: опиум, гашиш, морфий, кокаин и т. п. Кроме прямого вреда организму они приносят ещё и страшное ослабление впечатлительности, все нервы тупеют, перестают передавать ощущения…

Тот, кто употребляет наркотики, теряет способность ощущать наслаждение естественных возбуждений. Чай, кофе и табак, конечно, гораздо менее вредны, нежели алкоголь и опиум, но, тем не менее, для тех, кто хочет быть молодым и в 40, и даже в 50 лет, и они не должны существовать.

«Беседы игрушечной маркизы»

Мужчины-журналисты принялись критиковать популярный формат: некоторые утверждали, что анонимная советчица – на самом деле «лысый, с неряшливой щетинистой бородой, растрёпанный субъект в грязной нижней сорочке».

Как часто женщины подходят к мужьям с желанием открыть своё истинное «я», поделиться мыслью, а в ответ слышат резкую буркотню: «Не понимаю тебя, чем ты недовольна, чего тебе не достаёт. Рожна что ли в бок?».

Нет ничего тяжелее духовного одиночества, и не все женщины способны его перенести. В большинстве случаев на первую измену толкает не физическая неудовлетворённость, а духовная.

«Беседы Джоконды»

«Журнал для хозяек» создавался для среднего класса, где женщина одновременно домоправительница, швея и кухарка. Экономия денег и наиболее рациональное их применение занимали практический отдел журнала.

Издание своевременно реагировало на потребности читательниц. В разгар Первой мировой войны кулинарный отдел публиковал преимущественно вегетарианские блюда, а рождественский ужин 1916 года предлагалось сделать полностью из одной индейки.

Тушку птицы советовали разделить на части и приготовить из них пудинг, бульон, котлеты, рагу и заливное. А модный отдел предлагал сшить «изменяющееся платье», в котором, в зависимости от съёмных лифа или накидки, можно идти на работу или в театр.

Обложка «Журнала для хозяек», май, 1916 год

Страница из «Журнала для хозяек», февраль, 1913 год

Обложка «Журнала для хозяек», апрель, 1914 год

Страница со свадебными нарядами из «Журнала для хозяек», февраль, 1913 год

Реклама в «Журнале для хозяек», февраль, 1913 год

Обложка «Журнала для хозяек», декабрь, 1916 год

Все шесть вариантов изменяющегося платья, «Журнал для хозяек», декабрь, 1916 год

Новая власть = новый образ женщины

Февральская революция изменила привычный порядок вещей. Женские журналы признали «буржуазными» и уже к 1918 году практически все дореволюционные издания закрылись. Страна советов предоставила женщинам новую прессу и совсем иную ролевую модель.

Журнал «Работница» создавался по инициативе Ленина ещё в 1914 году, но спустя семь номеров, три из которых конфисковали, закрылся. Издание возобновило работу в 1917 году и окончательно укрепило позиции в 1923 году. В состав первой редколлегии «Работницы» входили соратницы вождя: его сестра Анна Ульянова-Елизарова, Надежда Крупская, Инна Арманд, Александра Коллонтай.

Новая власть формировала новый образ женщины. Вместо аристократок в корсетах на обложку помещались коротко остриженные, коренастые товарки в свободной одежде. Изменениям подверглась не только внешность женщины, но и её ценности. Вместо семейного счастья — активная гражданская позиция, вместо ухода за собой — тяжёлый труд на благо Родины.

Обложка «Крестьянки», февраль, 1923 год

Обложка «Коммунистки», январь, 1928 год Фото из архива Научной библиотеки ТГУ

Обложка «Батрачки», май, 1923 год Фото из архива Музея-заповедника Ленинские горки

Обложка «Крестьянки», июль, 1934 года

Советская периодическая пресса охватила все слои женского населения: журналы издавались для представительниц разных профессий и быта. Но с этим исчезли странички мод, косметики и бытовых советов.

В вопросах моды мы до сих пор являемся слепыми подражателями Запада. Женщинам нашего Союза, работающим на производстве, в общественных учреждениях, нет времени изощрять свой ум над изобретением причудливых мод, как это делают заграничные «барыни».

Письмо в редакцию «Нам нужна своя мода»

Журнал «Коммунистка» выпускался для глав женских отделов. Издание рассказывало о деятельности коммунисток по всему миру и обличало капиталистический строй через описание безработицы и нищеты женщин в западных странах. Кроме того, «Коммунистка» просвещала руководительниц женотделов о методах агитационно-пропагандистской работы. Главным редактором издания на протяжении десяти лет его существования была Надежда Крупская. Журнал закрылся вскоре после упразднения женотделов, так как целевая аудитория «Коммунистки» исчезла.

«Бабская евангель»

Журналы «Крестьянка» и «Работница» пользовались большим спросом, хотя значимую часть журналов занимали агитационные материалы. Оба издания создавались для малограмотных слоёв населения: «Крестьянка» предназначалась для жительниц деревень, а «Работница» для женщин, живущих в городе.

«Крестьянку» выписывали всем селом «в складчину», либо обращались в редакцию с просьбой выслать номер бесплатно в силу бедности. Однако редакция предлагала обмен: обещали прислать пару номеров за заметки о жизни и работе женщин-колхозниц. За написанные материалы платили, поэтому авторов у «Крестьянки» хватало.

Журнал пользовался популярностью не только среди женщин. Мужчины называли его «бабская евангель», однако всё же читали, так как там публиковались новые декреты о сельском хозяйстве. К изданию прикладывались выкройки для шитья и рукоделия, а также репродукции картин, которыми украшали избы.

Обложка «Крестьянки», январь, 1956 год Фото интернет-архив «Журналы СССР»

Первая страница журнала «Крестьянка», январь, 1956 год Фото интернет-архив «Журналы СССР»

Страничка с карикатурами, журнал «Крестьянка», январь 1956 год Фото интернет-архив «Журналы СССР»

Обложка «Крестьянки», май, 1964 год Фото интернет-архив «Журналы СССР»

Кулинарная страничка в «Крестьянке», май, 1964 год Фото интернет-архив «Журналы СССР»

Моде, как и рецептам отводилась одна страница. Журнал «Крестьянка», май, 1964 год Фото интернет-архив «Журналы СССР»

Журнал содержал множество рубрик, включая женские права и тонкости воспитания детей. Вдобавок — медицинские советы, мировые новости, рекомендации по ведению сельского хозяйства и домашнего быта и развлекательная литература: частушки, карикатуры на кулаков и попов, смешные рассказы.

Обложка «Работницы», декабрь, 1936 год Фото интернет-архив «Журналы СССР»

Статья из «Работницы», декабрь, 1936 год Фото интернет-архив «Журналы СССР»

Обложка «Работницы», октябрь, 1958 год Фото интернет-архив «Журналы СССР»

Журнал «Работница», октябрь, 1958 год Фото интернет-архив «Журналы СССР»

Страничка с репродукциями в «Работнице», октябрь 1958 год Фото интернет-архив «Журналы СССР»

«Юность отцов», А. Хмельницкий. Репродукция из  «Работницы», октябрь 1958 год Фото интернет-архив «Журналы СССР»

Журнал «Работница» не сильно отличался от «Крестьянки». Издание освещало юридическое положение женщин на заводах, отдельные страницы посвящались военной подготовке работниц. Встречались публикации о гигиене, советы по хозяйству и быту, заметки о достижениях СССР в науке.

В первые годы, когда женщины получили равные с мужчинами права и пришли на заводы, они столкнулись с рядом проблем, которые освещал журнал «Работница». Здесь и отсутствие предварительного обучения, и презрение мужчин, и сексуальные домогательства.

Мужчины нередко воспринимали присутствие женщины как сексуальный вызов, нарушение общепринятых норм и вели себя соответственно. Женщины становились объектом домогательств и оскорблений, направленных на то, чтобы выжить их с работы.

Венди Голдман

Несмотря на это, «Работница» публиковала рассказы о женщинах, которые смогли найти на заводе мужа. Таким образом пресса пыталась романтизировать труд на производстве.

В 1930-е «Крестьянка» и «Работница» заполнялись рассказами женщин, которые принимали участие в Гражданской войне. Рассказы участниц тщательно редактировались: исчезли кровавые детали и переживания от смерти близких и друзей. Подготовке женского населения к отражению военной угрозы отводились постоянные рубрики: «Наши коммунистки», «Враг не дремлет», «Работница и оборона страны», «Страничка обороны», «На оборону страны».

Образ женщины, которая пошла воевать за советскую власть, представляется неконкретным, плоским, плакатным. Не случаен выбор жанров для создания этого образа: очерк или рассказ. Мы не найдём интервью – их вообще нет в женской печати довоенного периода.

С помощью образа героини Гражданской войны романтизировалась война, показывался новый стереотип поведения женщины – равноправие она доказывала с оружием в руках. Женщина может и должна воевать за социалистическую Родину, которая дала ей эту свободу – вот главный вывод из сказанного.

Ольга Минаева

Смена парадигмы: из стахановок в домохозяйки

Первый «Журнал мод» вышел в СССР после Великой Отечественной войны и выпускался тиражом в 50 тысяч экземпляров, который обеспечивал лишь малую часть советской элиты. Затем появились «Модели сезона», а чуть позже собственный журнал завёл ГУМ и некоторые региональные дома моделей.

В «Журнале мод» публиковались рисунки и фотографии одежды, а советские модницы активно охотились далеко не за отечественными журналами мод. Прибалтийские издания «Силуэт» и «Рижские моды» печатали западные фасоны, а сам журнал было сложно достать даже в период оттепели.

Журнал «Рижские моды» № 1, 1962 год

Журнал «Рижские моды» № 1, 1962 год

Журнал «Рижские моды» № 1, 1962 год

Обложка «Журнала мод», 1945 год Фото Леона Максимова

Повседневные платья, «Московский дом моделей», 1945 год Фото Леона Максимова

Платья для школы, университета или работы, «Московский дом моделей», 1945 год Фото Леона Максимова

Тяжёлое послевоенное время сменилось спокойствием и стабильностью. Государству требовалось повысить рождаемость и в журналах постепенно менялся образ идеальной советской женщины. Вместо ударниц труда на страницах «Работницы» и «Крестьянки» появились истории о заботливых матерях и жёнах, которые успевали не только работать, но и заниматься бытом и воспитанием двух и более детей.

В нашей стране не может быть одиноких людей.Слово „мать-одиночка“ не имеет права на существование. […]

У матери есть ребёнок. Уж по одному этому она не одинока. У неё есть коллектив, членом которого она является, вместе с которым трудится на благо Родины.

«Они не одиночки!»

Многие бытовые неурядицы замалчивались официальной прессой, а в эпоху диссидентского движения феминистского самиздата не было. Эту проблему решили три ленинградки, которые создали альманах «Женщина и Россия», позже переименованный в «Марию».

Одна из десяти копий альманаха попала из Ленинграда в Европу через французское посольство. Мировая известность и гласность спасли трех редакторов от тюрьмы

Эту подпись составила Татьяна Мамонова вместе с мужем

Редакция альманаха вместе с Юлией Вознесенской на обложке американского журнала MS, ноябрь 1980 год

Татьяна Горичева, Наталья Малаховская и Татьяна Мамонова выпустили самиздат в 1979 году. В альманахе рассказывалось о плачевном положении женщин в семье и обществе, ужасающих условиях в роддоме, пьянстве мужей. В нём опубликовали текст Клавдии Ротмановой «Хозяин дома», который впервые поднял тему домашнего насилия в СССР.

Нигде не встретишь такого глумления над человеческой личностью, как в родильном доме. На роженицу смотрят с брезгливым презрением, как на женщину лёгкого поведения, муки её считают проявлением особенной низости. […]

Неимоверная грязь, царящая в родильных домах, усугубляет физические страдания женщины, а категорический запрет на допуск родственников — её моральные страдания.

Н. Малаховская

Первый выпуск альманаха печатали на машинке и переплетали гвоздями. Всего издали десять копий «Женщины и России». «Если сделаешь больше десяти, то поедешь на больше лет в тюрьму», — так объясняла маленький тираж самиздата Малаховская.

Одна из копий альманаха попала во французское посольство в Ленинграде и оттуда отправилась за границу. Французское издательство Éditions des Femmes с одобрения создательниц журнала выпустили его отдельной книгой. Известность за пределами СССР помогла Малаховской, Мамоновой и Гордеевой избежать тюрьмы, а перед Олимпиадой все три редактора эмигрировали из России.

Я шла через Матвеевский сад и ко мне подошёл очень ухоженный господин. Он проговорил сдержанно и веско: «До десяти вечера позвоните по этому номеру и скажите, что вы согласны уехать за границу. Иначе завтра утром вас арестуют». И протянул мне карточку: на ней был указан номер телефона.

Наталья Малаховская

В 1987 году на прилавках печатных киосков появился журнал Burda Modern. Он стал первым зарубежным изданием, которое официально разрешили издавать в СССР. Несмотря на высокую цену в пять рублей, Burda пользовалась невероятной популярностью. Помимо красочных фотографий с одеждой, в журнале размещались специальные рубрики, посвящённые рукоделию, кулинарии и красоте.

Обложка первого официального выпуска Burda Modern в СССР, 1987 год

Burda Modern, 1987 год.

Burda Modern, 1987 год

Burda Modern, 1987 год

Burda Modern, 1987 год

Кулинарный отдел Burda Modern, 1987 год

* * *

Спустя четыре года СССР перестал существовать и в страну пришла свободная экономика. Зарубежные издательские дома Burda (Oops! Mini, Joy, Girl, «Лиза»), Condé Nast (Vogue, Glamour), а также российский издательский дом Independent media (Cosmopolitan, Yes!, Harper’s Bazaar, Cosmo Shopping, Cosmo Beauty, Gloria, «Домашний очаг»), представили читательницам глянцевые журналы. Они раскрывали секреты успешных интимных отношений между мужчиной и женщиной, писали о сексуальности женщин за 35 и 40 лет, а параллельно иллюстрировали роскошный и гламурный образ жизни.

Помимо глянцевых изданий на рынок пришли фан-журналы о знаменитостях: Bravo, Cool, «Все звёзды». Российская журналистика переживала время экспериментов: так появились журналы «Ом», «Птюч», «Молоток».

Журналы «Ом» и «Птюч» писали о столичной и заграничной молодёжной моде. Первый уделял внимание российской поп и рок-музыке: главными героями выпусков часто становились Земфира, Би-2, Мумий Тролль, Сплин. Журнал «Птюч» рассказывал читателям о техно, транс и клубной музыке и рейв-культуре.

«Молоток» появился в издательском доме «Коммерсант» и ориентировался на читателей не старше 20 лет. Журнал рассказывал о подростковом сексе, брал интервью у музыкальных кумиров молодёжи 1990-х и публиковал объявления о знакомствах.

«Крестьянка» и «Работница» пережили бурные 90-е и продолжили выходить. «Крестьянка» закрылась в декабре 2015 года, а выпуск последней до сих пор можно купить по подписке.

Новое время сформировало новую картину быта и образ идеальной женщины, но это уже совсем другая история.

#ссср #история #журналы #лонгриды #лигаавторов