Ретро: 70 лет со дня первого и последнего полёта «летающей лодки» Говарда Хьюза
Он смог пролететь 1,6 километра.
Hughes H-4 Hercules, 1947 год, Associated Press
2 ноября 1947 года в воздух в первый и последний раз поднялся гидросамолёт Hughes H-4 Hercules, получивший прозвище Spruce Goose («Пижон»). Его создал миллиардер, авиатор, инженер и кинопродюсер Говард Хьюз (Howard Hughes).
Полёт «Пижона» над Порт оф Лонг-Бич в Калифорнии продлился около минуты, он поднялся на высоту 21 метр и пролетел 1,6 километра. Единственный экземпляр «летающей лодки» был изготовлен из древесины и оснащён восемью двигателями. Размах крыльев достигал 97,5 метров, самолёт весил 200 тонн.
Самолёт начали строить ещё в 1942 году по госконтракту для трансатлантических рейсов. Его проектировали так, чтобы в нём могли разместиться 750 военных или танк М4 «Шерман». Hercules достроили уже после окончания войны — в 1947 году. Отсрочку одобрил президент США Франклин Рузвельт.
Хьюз пытался поддерживать самолёт в рабочем состоянии до самой смерти в 1976 году — каждый месяц он запускал двигатели. Сейчас самолёт выставлен в музее Evergreen International Aviation в Орегоне.
В 1947 году Сенат допросил Хьюза, чтобы выяснить, на что ушли государственные деньги. Однако он был на хорошем счету у правительства из-за других удачных проектов.
Кроме того, Хьюз понимал, что Сенат вызовет его друзей и некоторых сотрудников его компании Huges Aircraft. Тогда он отправил многих потенциальных свидетелей в долгие командировки и опубликовал в газетах материалы, где утверждал, что на деньги правительства были построены летательные аппараты. Он также нанял детективное агентство Schindler, чтобы собрать компромат на своих противников и опубликовать его.
Все попытки выяснить, что правительство приобрело за 40 миллионов долларов, оказались безуспешными. Хьюз отмёл все подозрения и сам перешёл в атаку, заявив, что самолёт готов к испытаниям и он лично может их провести или покинет страну.
Hercules был монументальным предприятием. Самый большой летательный аппарат в мире. Это труд всей моей жизни. Я поставил на этот самолёт свою репутацию и, как уже неоднократно повторял, если испытания закончатся неудачей, вероятно, я покину страну и никогда не вернусь.
Хьюз на слушаниях в Сенате
Начало строительства самолёта, 1945 год. Снимок Keystone Feature, Getty Images
Фото Betmann, Corbis
Фото Associated Press
Фото Time&Life
Говард Хьюз. Фото Time&Life
Говард Хьюз в кабине пилота. Фото Beltmann, CORBIS
Сравнение размаха крыла Hughes H-4 Hercules c другими самолётами
#фото #ретро