{"id":734,"title":"\u0412\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u044b \u043b\u0438 \u0440\u043e\u043c\u0430\u043d\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441\u0435","url":"\/redirect?component=advertising&id=734&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/259126-open-talk&hash=fec332d96351537fb9302c3be12200b6afa110f6576560c55c0b83e05d1505b7","isPaidAndBannersEnabled":false}
Пора валить
astridsnus

Автомобиль в Эстонии: как я получал права и покупал свою первую машину

Об обучении в местной автошколе, экзамене, покупке машины, вождении и дорогах.

После прочтения недавней статьи о получении водительских прав в Швеции решил рассказать о своём опыте в другой европейской стране.

29 лет я жил в Москве без водительских прав и собственного автомобиля, и это не доставляло мне особых неприятностей. Пробки, которые никак не сокращали мой путь до работы, дешёвое такси, в целом неплохо развитый общественный транспорт и сложность с парковочными местами никак не мотивировали пойти в автошколу.

В 2020 году мы с супругой переехали в Эстонию (рассказывал об этом ранее 1, 2, 3, 4, 5), и новая реальность замотивировала.

Во-первых, во время пандемии стало ясно, что машина конечно помогает избежать ненужных рисков в общественном транспорте + при эстонских ограничениях ты остаешься вполне мобильным.
Во-вторых, мы приехали не только работать и сидеть по выходным на жопе, а смотреть страну и практически в любую погоду гоняем в лес, на море, в другие интересные места - а самое интересное за пределами возможностей общественного транспорта.

Заводимся

Начнем с записи в автошколу. Скорее всего, сделать это без местной ID-карты, не выйдет - школа подаёт данные об учениках в дорожно-транспортное министерство, а в Эстонии все действия с государством завязаны на ID-номере. Школы по качеству очень разные, где-то инструктора - совковые старпёры на довольно раздолбанных машинах, где-то учат хорошо на автомобилях не старше 5 лет. Большая часть преподавателей в столице из местных русскоязычных, многие работают сразу на трёх языках. На сайте транспортного департамента есть метрика для каждой школы - процент сданных выпускниками экзаменов относительно числа попыток. По ней я выбрал школу с процентом повыше, относительно недорогую и недалеко от дома. Расположение кстати роли не играет, т.к. большая часть людей сейчас проходит теорию в виде видеоуроков - либо их записывает сама школа, либо предоставляется доступ к рекомендованной государством учебной среде - лекции на эстонском, но с русскими или английскими субтитрами. Госэкзамен по теории можно сдавать ещё до окончания школы, - это тест из 40 вопросов, язык на выбор.

Я выбрал обучение на механике. Зачем и почему, если планировал брать машину автомате - вопрос без ответа. Наверно неосознанно положился на великую силу традиции. В результате обучение ожидаемо вышло дороже, т.к. чтобы привыкнуть к МКПП требуется куда больше времени.

Площадки тут нет, на неё возят только на первом занятии, чтобы просто дать почувствовать автомобиль, научиться трогаться на горке и т.д. Со второго занятия начинается городская езда, и это довольно нервно - на светофоре выстраиваешь за собой поезд из машин, потому что ещё не привык трогаться, глохнешь, инструктор поддерживает, но со сцеплением не помогает. Что характерно - сзади никто не сигналит.

Обязательных занятий 28, их проводят парами. На них езда по обычным городским улицам, а также обязательно по частному сектору - узкие проезды и равнозначные перекрестки и загородным шоссе. Все парковочные упражнения проходят на обычных дорогах и парковках супермаркетов (зимой на подземных).

Кроме того, есть три обязательных дополнительных курса:
1) первая помощь - тут всё как в России, лекция и оживление резинового манекена
2) вождение в тёмное время суток - выезжаешь с инструктором на полностью неосвещенную дорогу за городом и учишься переключать дальний и ближний свет, не слепить встречных/жаб/лосей/медведей и не бояться скорости в темноте
3) курс вождения на скользкой дороге: на специальном полигоне, где есть сухой участок, лужа, разные метки. Это такая большая лабораторная работа - тормозишь на разных покрытиях с разной скоростью, смотришь длину тормозного пути, учишься входить в поворот на скользкой дороге, пробуешь резкий занос машины с системами стабилизации и без.

Если школа хорошая и печётся о своём рейтинге - то внутренний экзамен по вождению (без которого не допустят до государственного) не будет формальностью. Его я сдал его со второго раза.

Государственный экзамен

Алгоритм простой: запись через электронную систему, пошлина, и около 2 месяцев ожидания. В назначенный день прибываешь к бюро обслуживания дорожно-транспортного министерства. Поскольку очередь длинная, есть смысл продолжать занятия до самого экзамена. По всей стране вождение сдают на Opel Astra 2019 года, но можно и на своём учебном автомобиле.

Формально сдавать можно только на государственном языке, фактически - экзаменаторы хорошо говорят и по-русски и по-английски. Перед началом испытания - блок небольших заданий и вопросов - могут попросить оценить глубину протектора, проверить осветительные приборы, помыть стекло, открыть капот и на пальцах объяснить как измерить уровень масла, куда долить омывайку.

В автомобиле три зеркала (помимо боковых) - водительское и два для экзаменатора - первое дублирующее, второе для того, чтобы видеть глаза экзаменуемого. Безопасность оценивают очень строго, а отправить на пересдачу могут незамедлительно по следующим причинам:
- объезжаешь мешок с листвой на маленькой улице, где нет абсолютно никого и не посмотрел в зеркала;
- проехал на мигающий зелёный, хотя мог (хоть и резко) затормозить;
- не повернул голову при выезде на главную дорогу
- на шоссе не вошел на правильной скорости в полосу торможения или разгона.

Езда длится около часа, в обязательную программу входит частный сектор и ползание по равнозначным перекресткам, круговые перекрестки, выезд за город, где кроме правильного вождения на шоссе, несколько раз по указаниям нужно изменить направление по дорожным указателям. Кстати, если вдруг накрыло (поехал не туда, куда сказали - попутал лево и право или не успел перестроиться в нужную полосу) это вообще не будет считаться ошибкой, потому что нарушения ПДД нет.
К программе есть интерактивы на выбор экзаменатора: это обязательно парковка (задом, передом или боком), разворот в три приёма, движение задом. Их нужно выполнить в сумме за 10 минут.
В целом ощущения приятные, так как можешь пользоваться возможностями автомобиля. Если машина оборудована парктроником, - используешь, на шоссе можно включить круиз-контроль, да и просто слушать радио. Экзаменаторы подчёркивают, что экзамен - это обычная езда, а не тест ради теста.
Вечеринка завершается сценой из такси: экзаменатор ставит вам оценку в своем приложении за безопасность, знание правил и владение машиной, хорошую музыку и приятную беседу (нет). Если все оценки зелёные - ждешь права в почтовый ящик.

Почему в таких условиях получилось сдать только со второго раза? На первом экзамене я просто в какой-то момент занервничал, тронулся с третьей передачи, поддал газу и ожидаемо заглох на довольно оживлённом перекрестке. Второй раз прошёл отлично, экзаменатор болтал всю дорогу, был максимально расслаблен, и это тоже хорошо на меня подействовало. А вот если бы я не сдал второй и третий экзамен, меня бы вернули обратно в автошколу на допзанятия.

Немного о правах. Сначала выдают временные - их заменят на постоянные только по окончании испытательного срока в 2 года. За это время нельзя ездить более 90 км/ч, даже если ограничение на трассе позволяет 110. Если полиция зафиксирует некоторые нарушения, то права могут не обменять на постоянные без пересдачи теории. Кроме того, в течение этих двух лет нужно обязательно пройти дополнительный курс вождения на скользкой дороге в любой автошколе.

Сумма за обучение в автошколе (со всеми спецкурсами и дополнительными уроками) + государственные пошлины за экзамены (а они немаленькие, одна попытка сдать вождение стоит 40 евро) у меня составила примерно 1200 евро.

Обзаводимся

Как только права пришли в почтовый ящик - можно регистрировать их в сервисах каршеринга. Сейчас их три - CityBee, BoltDrive и ElmoRent. BoltDrive только вышел на рынок, поэтому сильно дэмпингует, автопарк только на автоматической коробке и сплошь машины 2021 года, - VW, Skoda и Toyota, да ещё и в неплохой комплектации. ElmoRent специализируется на электромобилях, у CityBee есть миникуперы и малютки Fiat-ы на механике. То, что правам один день - никого не волнует - машину можно брать.

В целом, в пределах города каршеринга достаточно, но для загородных поездок километраж начинает бить по карману. И да, не буду лукавить, хотелось иметь свою.

Изначально я рассчитывал на умеренно-подержанный автомобиль, но потом представил, что каждый раз его нужно проверять, отгоняя в какой-то сервис, при этом ещё и общаться с живыми людьми в виде владельцев и работников сервисов. О нет - лишняя социализация. Все местные коллеги тоже советовали брать новый или подержанный у дилера на гарантии.

Но внезапно оказалось, что на дворе 2021 год, пандемия не кончилась, с поставками плохо, люди раскупают то, что есть, и у дилеров из подержанных осталось либо совсем старьё, либо наоборот уже достаточно дорогие экземпляры. Примерно такая же история была и с новыми складскими машинами: где-то было по 1-2 автомобиля, где-то только тестовые, в Seat например предложили подождать полгода. Из бюджетных что-то нашлось только в Kia, Skoda, Toyota и Renault. И тут в нескольких салонах я столкнулся с разрывом шаблона: менеджеры абсолютно не хотели мне ничего продать. Никаких плясок с инновационными технологиями и самыми выгодными предложениями. Никто не пытается всунуть визитку, дать свой номер и быть на циферках. Вся инфа и разговор об автомобиле укладывались в несколько фраз типа "ну да, вот это машина, она ездит". В итоге после нескольких тест-драйвов разных марок была выбрана новая Skoda Scala в средней комплектации.

Возможно бандиты из Нарвы приезжают на чёрном гелике и заносят пачкой наличные, но мы совершенно обычные люди, поэтому взяли лизинг под 1,89% на 5 лет. Лизинг одобрили кстати за несколько часов, даже несмотря на то, что вид на жительство истекает на год раньше конца выплат. При лизинге обязательно каско, но я бы взял его и так.

Разгоняемся

Тут скорее об общем впечатлении от езды по городу и за его пределами. У меня оно двоякое, но я не могу объективно сравнить, т.к. не водил ни в какой другой стране. В Эстонии вообще очень мало полиции, а полицейские, как правило, - няшки. Сильно следят за тремя вещами - ремнем безопасности (всех пассажиров), пьяными (есть знаменитые рейды "Дуют все") и превышением скорости (не могу найти точные данные о ненаказуемом пороге, но он существенно меньше российского). И если пристегиваются реально все, то пьяных ловят каждый день, а скорость превышают вокруг постоянно. Когда я еду строго по знакам, и меня нельзя объехать, за мной всегда выстраивается недовольный поезд.
Перестроения без поворотников, развороты через сплошные - тут сплошь и рядом. Полиция за это может вместо выписывания штрафа строго поговорить. Серьезно? О да.
Пьяных лишают прав на определенный срок, и если он составляет менее 6 месяцев, то после не нужно пересдавать экзамен.
Есть современные методы для улучшения вождения - успокоительная остановка или курсы управления гневом, на которые отправляют особо агрессивных водителей.
Дорожных камер очень мало, они заранее обозначены знаками, и о них знает каждый навигатор, полиция с радаром в кустах бывает, но только на самых основных дорогах.

Очевидно, что содержать автомобиль дороже, чем в России, но дешевле, чем в более богатых странах Европы. Обязательное страхование стоит 18 евро в месяц, каско - 30, литр 98 бензина - 1,45 евро, 95-ого - 1,40. Заправка полного бака обходится примерно в 65 евро. Парковка на нашей улице бесплатная, но уезжая куда-то даже на несколько дней лучше поставить машину на платную, - тут любят установить временные знаки, за месяц такое происходило уже два раза. В Эстонии нет налога на владение и покупку нового автомобиля.

В Таллинне дороги намного хуже, чем за городом, чего стоит только жуткое бетонное Peterburi tee, которое не трогали со времен СССР и озаботились его судьбой лишь начиная с прошлого года. По стране же ездить одно удовольствие - за городом покрытие очень неплохое, дороги иногда совершенно пустые. У каждого интересного места, будь то начало тропы по болоту, водопад, старый монастырь или озеро - оборудована стоянка, хотя к природным достопримечательностям не всегда ведёт асфальт. При этом я совершенно не топлю за общую автомобилизацию, было бы великолепно, если повсюду можно было бы быстро и удобно добираться общественным транспортом. Но зачастую даже редко ходящие (и бесплатные для местных жителей) пригородные автобусы передвигаются почти пустыми, поэтому в обозримой перспективе Эстония всё-таки останется страной автомобилистов.

{ "author_name": "astridsnus", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 7, "likes": 19, "favorites": 14, "is_advertisement": false, "subsite_label": "emigration", "id": 384565, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 10 Jun 2021 23:46:50 +0300", "is_special": false }
0
7 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
0

На первом экзамене я просто в какой-то момент занервничал, тронулся с третьей передачи, поддал газу и ожидаемо заглох на довольно оживлённом перекрестке.

и за это сразу на пересдачу? В Латвии глохнуть считалось "легкой" ошибкой, и допускалось аж 3 раза заглохнуть за экзамен, когда сдавал

превышением скорости (не могу найти точные данные о ненаказуемом пороге, но он существенно меньше российского).

скорей всего, как и у нас, в Латвии, его просто нет (во всяком случае, называется он не так). Есть по-моему +/- 5км/ч, что списывают на погрешность радара. Есть радары со смайликами на въездах в города, которые грустненькие уже при 54 км/ч. Стационарные радары срабатывают с 61 км/ч (при разрешенной 50). 

Ответить
0

ну тут сыграло то, что я вывалился на оживлённую дорогу и заглох в ну очень неподходящем месте.

про порог - да, читал тоже самое, что он считается от погрешности прибора (около 10%), в автошколе учили не более 3 км/ч.

радары со смайликами, кстати тоже есть и вот они грустные уже когда показывают +1 от ограничения :(

Ответить

Довольный мангал

0

 2) вождение в тёмное время суток

Прикольно, жалко у нас такого не было. Ни разу не водил в темноте (и вряд ли буду в общем-то).

Ответить
0

есть ток спец курсы, ну или в Питере зимой вечером, считай ночь)

Ответить
0

За сколько купить предлагали напиши, а самое главное КАК предлагали, спасибо. 

Ответить
0

Такого не было, и я ни от кого об этом не слышал ;) я не буду утверждать, что это абсолютно невозможно, просто потому что не знаю. Но совершенно точно это очень редко и нелегко.

Ответить
0

взяли лизинг под 1,89% на 5 лет.

Я не плачу, это просто ветер

Ответить
Читать все 7 комментариев
Обсуждаемое
Новости
Московских работников, отказавшихся от вакцинации, отстранят без выплат. Власти одобрили предложение бизнеса
Предпринимателей за это наказывать не будут.
Новости
Парламент Венгрии принял закон, запрещающий рассказывать в школах о гомосексуальности и трансгендерности
Он устанавливает список организаций, которые могут проводить уроки полового просвещения.
Разборы
Главные вопросы о новой волне Covid-19 в России: виноват ли в ней «индийский» штамм и почему проваливается вакцинация
Власти Москвы говорят о «взрывном росте» заболеваемости и объявляют частичную обязательную вакцинацию, а в соцсетях спорят об эффективности прививок и покупают сертификаты на «чёрном рынке».
Популярное за три дня
Дизайн и архитектура
Подурачился с логотипом TJ в стиле других ресурсов
Поставил себе два условия для модернизации: сохранить оригинальные цвета и стилистику ключевых элементов. Пока нарисовал 10 логотипов, дальше может будет больше. Предупреждение: количество иностранных агентов на квадратный мегапиксель зашкаливает!
Беларусь
Глава Ryanair: пилотов самолёта заставляли на камеру сказать о добровольной смене курса на Минск
По словам главы авиакомпании, на экипаж оказали «существенное давление».
Истории
Лукашенко не первый: как президент Туркмении устраивал телемарафоны раскаяния и признания врагов-оппозиционеров
Лидер оппозиции якобы совершил покушение на президента, сдался властям и стал участником телемарафона раскаяний. А потом исчез в тюрьме.
Комментарии
null