Фанфики
Аня Бегиашвили

Кем ты стал: Хана Вишнёвая — одна из самых популярных фикрайтеров в рунете

О недооценённости писательского труда и месте фанфикша в её жизни.

Иллюстрация Дани Соловей

Хана Вишнёвая (настоящее имя — Анна Алексеева) — одна из самых популярных фикрайтеров в рунете. На сайте «Книга фанфиков», более известном как фикбук, она занимает первое место в рейтинге авторов: 23,6 тысячи подписчиков, рассказы и стихи в избранном у 23,7 тысяч читателей.

В интервью TJ Хана рассказала о том, как начала писать фанфики, кто и и зачем их читает и какое место они занимают в её жизни.

Детство и первый писательский опыт

Я была довольно творческим ребёнком. Как только научилась более-менее внятно говорить, постоянно выдавала что-то типа «вилки да ложки идут по дорожке» или «собака идёт, гуляет без забот». Это баловство, конечно, но кто знает, что именно стало началом начал? Первый рассказ я написала в восемь. Я помню, что тетрадь постоянно терялась, и мне приходилось его переписывать заново по памяти. С каждым разом добавлялись новые детали, так что когда я года через четыре нашла оригинальную версию, она была совсем не похожа на то, чем всё закончилось. А сам рассказ был про русалок, и это, к сожалению, всё, что я о нём помню.

В девять я начала строчить стихи. Они были кривые, наивные, почти все — про любовь. Что такое ритм и рифма, я понимала весьма приблизительно, просто писала, как пишется. Это, кстати, не изменилось. Я хорошо знаю теорию стихосложения, но моё бессознательное лучше знает, как должны выглядеть мои стихи.

До фикбука я пару раз печаталась в местном городском журнале и пересмотрела кучу сайтов. Долгое время сидела на Beon — это сеть дневников. Но с поиском фанфикшна там была беда. Фикбук стал для меня огромным открытием. Тогда он был совсем маленьким, ни лайков, ни дизлайков, уютное болотце, удобное оформление. Сначала я почитала на нём пару фичков (фанфиков — прим. TJ), а зимой две тысячи одиннадцатого решила зарегистрироваться. Это я там уже... восемь с половиной лет?

Мне было четырнадцать. Я училась в школе, ходила на плавание, участвовала во всех школьных и внешкольных мероприятиях и постоянно ходила по больницам. У меня довольно слабое здоровье, поэтому больницы запомнились лучше всего. На атмосферу стихов того периода это повлияло достаточно сильно.

Карьера в фанфикшне

Я сразу пришла в большие фандомы. Не для того, чтобы меня заметили, а просто потому что очень их любила. Из реакций мне запомнилась только одна: в фандоме Fairy Tail (манга о вымышленном мире, населённом магами — прим. TJ) обитала девушка с ником Фурия, все, кто там что-то писал, со страхом ждали её реакции, потому что она приходила и разносила работу в пух и прах. Меня это раздражало, раззадоривало, восхищало, такой конструктивной и одновременно едкой критики я не видела уже много лет. И когда-то Фурия пришла под мою работу и похвалила меня. Я выдохнула, потому что поняла, что стала писать намного лучше, чем раньше. В том возрасте чужое, пусть и не любое, мнение было для меня важнее собственных ощущений.

Популярность пришла одновременно с тем, как на фикбуке появился раздел «Популярное». Сейчас сайт без него сложно представить, а тогда нововведение вызвало ажиотаж. Но пока ко мне не пришёл кто-то из постоянных читателей и не сказал, что у меня какое-то место в «Популярном», я вообще не подозревала о существовании раздела. По-моему всё началось со сборника АУшных драбблов по Fairy Tail (AU — альтернативная вселенная; драббл — короткий фанфик — прим. TJ). Потом всё почему-то ушло в стихи. Не то чтобы меня это расстраивало, конечно.

Фанфики читают, потому что это интересно, они заставляют смотреть под другим углом и учат считаться с чужой точкой зрения. Чтение фанфиков — развивающее занятие. Не шучу.

О чём я больше всего пишу, о сказках? Да нет, у меня между сказочными стихами перерывы в несколько лет. О ком-то? У меня нет конкретного человека, которому я могла бы посвятить это всё. Я думаю, правильнее всего будет сказать, что я пишу о своих чувствах — не о себе, а о том, что во мне вызывает отклик. Это в принципе можно свести к тому, что я пишу обо всём, что так или иначе меня коснулось.

Написание чего-либо всегда бессистемно. Я могу мыть посуду, придумать концепт и пойти его описывать. Почти все мои фанфики либо драбблы, либо мини. Я не могу в большие тексты, не знаю, почему. Сколько бы я ни старалась, довольно редко получается дописать что-то большое до победного конца. Я храню в себе идею, моменты, которые мне хотелось бы туда запихнуть, но очень мало текстов большого формата удалось закончить. Например, фанфику по Fairy Tail уже лет девять или десять? У меня всё ещё есть на него идеи и хэдканоны, но он всё равно не пишется. Вообще я редко долго сижу над прозой. Если она не идёт легко, обычно оставляю дело на потом. Так появляется шанс, что история будет дописана.

Я люблю, когда форма и содержание дополняют друг друга. Стихи с идеальной формой бывают пустыми. Простые стихи с глагольными рифмами бывают очень цепляющими. Можно вывести в абсолют и форму, и содержание, но сделать так, чтобы стих забылся сразу же после прочтения. Я очень стараюсь, в первую очередь, цеплять, во вторую — рассказывать. Я люблю писать стихи за то, что они дают мне возможность всё это делать.

Я достаточно редко читаю чужие фанфики, но у меня есть список избранных авторов. Чаще всего читаю их, когда мне чего-то не хватает. Ориджиналы (фанфики, не принадлежащие к какому-либо фандому — прим. TJ) на фикбуке мне не интересны.

Иллюстрация Дани Соловей

О фикбуке и недооценённости писательского труда

Сейчас я пытаюсь получить гражданство другой страны, вылечиться от многолетней депрессии и готовлю к выпуску свой первый сборник — медленно и печально, но уверенно. Иногда я плету ловцы снов, чтобы было, чем занять руки. Раньше я 24/7 работала риэлтором, но даже тогда не думала о том, что писать фички интереснее. Я не сравниваю разные сферы деятельности, всё это полезный опыт, и иногда весело.

Моя семья, мои близкие друзья — практически со всеми из них я познакомилась на фикбуке или благодаря ему. Сами фандомы занимают в моей жизни достаточно большое место. Просто потому что я так привыкла, это весело, да и почему нет? Фикбук удобный, привычный, приятный. Да, разработчики очень много косячат и своими нововведениями часто показывают, какой длины болт они хотели бы положить на целевую аудиторию. Но на сайте очень удобная система поиска. Мне легче найти что-то там, чем на своём собственном ноутбуке.

Я считаю, что фикрайтерский труд недооценён по сравнению с тем же фан-артом. Не так давно решила указать на фикбуке номер карты и Яндекс-кошелька для донатов. Очень сильно стесняюсь, потому что мне всё ещё кажется, что это наглость, но это не так.

Текст — это не плевок, над текстами люди очень много работают, вкладывают силы и ресурсы. Поэтому я считаю, что писатели имеют право получать хоть какие-то копейки, имеют право говорить об этом.

Практически никто не считает, что текст стоит денег. Я работала корректором, я знаю, что это не так. Деньги перечисляют нечасто. Но для меня важен не тот факт, что мне будут приходить деньги, а то, что я признаю, что этого заслуживаю. Может быть, моя уверенность поможет кому-то ценить свой труд точно так же, как чья-то уверенность в этом помогла мне.

У меня очень сложные отношения со своими стихами: мне сложно их читать вслух, сложно делиться ими с людьми, которых я знаю. Я люблю их, ценю, вижу недостатки и достоинства, но мне всё время кажется, что я недостаточно крута для того, чтобы что-то с ними сделать. Что я не имею права, что я не должна об этом думать и прочие подобные мысли. А потом по Твиттеру прокатился скандал с идеей «Цените писательский труд». И он повлиял на меня: я решила ценить свой собственный труд. Так что создание сборника стихов — это ещё и символ того, что я сама верю в то, что делаю.

Если честно, я с детства мечтала написать книгу. Думала, это будет приключенческий роман. Но со временем начала понимать, что это не моё. Мой сборник стихов будет сказочным, на него меня вдохновила как раз буча на тему того, что тексты — это труд. Я никогда не теряла интерес к писательству, просто потому что это мой способ говорить и доносить вещи в массы. Вы же не теряете интерес к разговорам в принципе?

Если вы хотите предложить героя для рубрики «Кем ты стал», пишите на [email protected].

#кемтыстал #фанфикшн