Здоровье
Великомученик

Судороги, дежавю и агрессия: моя история жизни с эпилепсией

Как я попрощался со спортом и возненавидел своё окружение.

​Больной эпилепсией, иллюстрация из книги «О душевных болезнях, рассматриваемых в медицинских, гигиенических и судебно-медицинских отношениях» Иллюстрация Жан-Этьен Доминик Эскироля

Ещё в школьном возрасте у меня диагностировали эпилепсию — заболевание, которое окутано множеством мифов и предрассудков. Я долго учился жить с этой болезнью и прошёл длительный этап лечения. Однако лекарства навсегда стали частью моей жизни.

Первый приступ эпилепсии: почему я не верил в свою болезнь

До 14 лет я был совершенно обычным подростком, который учился в школе и ходил на секцию карате. Но однажды я пожаловался матери на боль в языке — на нём были маленькие ранки, но тогда никто не придал этому значения. Возможно, просто прикусил его на тренировке.

Ситуация резко изменилась ночью того же дня, когда отец услышал шум в моей комнате. Он зашёл и увидел, как судороги охватили моё тело, я издавал хриплые звуки и сильно сжимал челюсти, потому у меня и был повреждён язык. Но как бы ужасно это ни выглядело со стороны, для меня этого момента не существовало. Я ничего не чувствовал и не помнил, а как только приступ закончился, то спал дальше.

Приступ эпилепсии в искусстве

Утром я увидел встревоженное лицо матери. В школу я тогда не пошёл, родители повели меня в больницу. Истинную причину визита не сказали, просто нужно проверить здоровье. Врач осмотрел меня, а потом отправил в коридор. Не знаю, что он сказал маме, но из кабинета она вышла в слезах.

Я ничего не понимал, а объяснить ситуацию мне не хотели. Вечером я как обычно собирался на тренировку, но отец запретил и лишь сказал, что через несколько дней мы поедем в областную больницу. Там родители долго разговаривали с врачом, а я молчаливо стоял в коридоре. Тогда мне казалось, что остальные дети тоже не понимают, зачем их сюда привели.

После длительного разговора меня положили в отделение, для детей с поражением центральной нервной системы. Я поступил с такими жалобами: приступы примерно в четыре утра, в виде хрипящего дыхания, сцепления зубов и судорог в конечностях. Травмы головы или других моментов, которые могли вызвать эпилепсию у меня не наблюдалось. Причина заболевания так и осталась загадкой. Врач грешил на моё увлечение карате, но по голове я получал редко.

​Из выписного эпикриза

Тогда я считал себя абсолютно здоровым, поэтому отказывался лежать в больнице. Думал, что болезнь всегда можно ощутить, как боль в горле или животе. Но ничего не болело. Всё прояснилось на следующий день, когда сосед по палате спросил про мои судороги. Я на него посмотрел в недоумении и уверенно сказал, что ничего такого у меня нет. Он лишь посмеялся, а потом подробно рассказал про мой ночной приступ, который случился уже в больнице.

В тот момент меня беспокоило только одно. Когда приехали мои родители, то я прямо спросил у них, можно ли мне теперь заниматься карате. Отец ответил, что с этим придётся завязать. Я заплакал — спорт был моей жизненной целью, а в один момент всё рухнуло. Несколько дней я ни с кем не общался, потому что отказывался признавать себя больным. А когда медсестра звала пить таблетки, то легко мог ей нагрубить. Лишь позже я осознал, что убежать от проблемы не получится.

Меня выписали через неделю с диагнозом «криптогенная генерализованная эпилепсия». Эта болезнь подразумевает избыточную и неконтролируемую электрическую активность клеток мозга. Внезапный скачок напряжения переносит свой заряд на соседние отделы мозга, чем распространяет электрическую активность, в том числе и на те зоны, которые отвечают за движение и сокращение мышц. Такой очаг активности может возникнуть по самым различным причинам. Но в большинстве случаев причина развития эпилепсии остаётся не выясненной.

​Из выписного эпикриза

Как изменилась моя жизнь: травля со стороны одноклассников и драки

Приступы у меня случались практически каждую ночь, но днём они отсутствовали. Я продолжил ходить в школу, а не перешёл на домашнее обучение, но моя жизнь всё равно изменилась. Одноклассники не знали про болезнь, ведь я учился в провинциальной школе, признание вызвало бы массу шуток и подколов. Но этого всего мне избежать не удалось, ведь особенность этой болезни такова, что происходит частая смена настроения. Я стал молчаливым и закрытым, а это вызывало вопросы, на которые я отвечать не желал.

В школе у нас практиковалась травля – либо ты, либо тебя. Честно признаюсь, что я оказался в первой группе. Я делал всё, начиная с оскорблений, и заканчивая рукоприкладством. Но с приходом болезни я резко изменился: прекратил участвовать во всех школьных разборках, потому что меня накрывала апатия. При этом стал агрессивен, мог на любой вопрос ответить грубостью, поэтому отходил от всех друзей и не хотел с ними общаться, а это вылилось в печальные последствия.

​Кадр из фильма «Молодой Тёрлесс»

День за днём, сам того не замечая, я стал объектом для травли. Сначала это были просто подколы, но потом всё переросло в серьёзные вещи. К тому же, благодаря таблеткам, я стал очень быстро набирать вес. Это стало ещё одним поводом для насмешек. Не раз доходило и до драк. Можно сказать, что я по полной хлебнул того, чем занимался и сам.

Испортились мои отношения не только с одноклассниками, но и с учителями. Ещё одна особенность эпилепсии — ухудшение памяти. Стало трудно считать, запоминать новую информацию и всё то, что необходимо для нормального обучения. Все учителя знали, чем я болею. Одни это понимали и делали поблажки. Другие, будто специально, этого не замечали. Учительница по алгебре при всём классе могла высмеять меня, потому что я не мог решить уравнение. Было сложно держать в голове множество чисел. Это становилось ещё одним поводом, для насмешек одноклассников. Родителям я ничего не говорил, поскольку искренне считал себя глупым. Только позже узнал, что так действовало заболевание на мою память.

Изменились мои отношения и с близкими людьми. Моя мама стала контролировать каждый мой шаг. Своей чрезмерной заботой она ещё сильнее внушала мысль, что я инвалид. С моей стороны шла агрессия, поэтому мы постоянно ссорились. Я также чувствовал вину перед отцом, ведь он очень гордился моими успехами в спорте. А болезнь положила конец достижениям, поэтому я считал, что подвёл его.

Расставание со спортом проходило тяжело. Около недели я уговаривал родителей разрешить вернуться к тренировкам. Крики не помогали, поэтому я решил уйти из дома. Целый день бродил по городу, чтобы убедить родителей передумать. Попытка провалилась, вечером отец вернул меня домой. На следующий день я порвал все свои грамоты и выкинул в мусорный ящик кубки. Мой тренер пытался образумить меня, но я не желал ничего слушать.

Болезнь прогрессировала, меня снова положили в больницу

Моё состояние только ухудшалось. К основным приступам ночью, добавились ещё дневные. Это проявлялось в виде затуманенного взгляда и отсутствие реакции на окружающих до одной минуты. К примеру, я мог застыть с ложкой в руке во время завтрака. Однажды, я спустился на первый этаж в школе и направился к выходу, затем моментально оказался уже там, а уборщица смотрела на меня перепуганными глазами. Только потом я понял, что потерял сознание и прошёл несколько метров на автопилоте. Или же когда я гулял со своим отцом, то отключался и непонятно двигался на одном месте.

Ещё одна особенность болезни — чувство дежавю. У меня это повторялось с завидной регулярностью, каждые час-два. У многих эпилептиков это чувство возникает перед приступом, поэтому они могут себя подготовить. У меня, к счастью, дежавю было без последующего приступа.

Всё это привело к тому, что летом я снова оказался в больнице. Я уже ни на что не надеялся. Из-за испорченных отношений с одноклассниками и постоянных приступов я полностью утратил веру в себя, мне хотелось только лежать. Но случилось неожиданное — мне попался опытный доктор. Он подобрал подходящие препараты, благодаря которым приступы стали реже, а я стал чувствовать себя намного лучше.

Мой стандартный набор таблеток​

Как я вернулся в нормальную жизнь

После летних каникул я перешёл в 10 класс, и всё кардинально изменилось. Мои бывшие друзья, с которыми были стычки, ушли в училища. Состояние улучшилось, приступов становилось всё меньше, я стал лучше учиться. К концу года приступы полностью прекратились. В 11 классе врач разрешил ходить в спортзал, за год я вернулся к нормальному весу.

Всё было отлично, я сдал экзамены и переехал в другой город. Исправно пил таблетки и проходил ежегодное обследование. На четвертом курсе лечащий врач, заметив полное отсутствие приступов, уменьшил дозу принимаемых препаратов. Не знаю, чем он руководствовался, но я тоже сглупил, что не посоветовался с прежним врачом, который смог убрать приступы. Мы стали постепенно снижать дозу, я нормально себя чувствовал, приступов не наблюдалось. Дошло до того, что врач полностью убрал все препараты и два дня я ничего не принимал.

И вот на третий день, я со своей девушкой ехал на экзамен. Как только мы вышли с метро, то я почувствовал состояние дежавю, про которое уже давно забыл. Я занервничал, хоть после дежавю у меня никогда не было приступов, и сел на скамейку. И правильно сделал, потому что через несколько секунд у меня случился приступ с судорогами. Он продлился около минуты, поэтому скорую не вызывали, моя девушка смогла оказать первую помощь. На экзамен в тот день я так и не попал, а поехал к врачу и высказал ему все претензии. После я сменил врача и продолжил пить таблетки. С того момента приступы больше не повторялись.

Сейчас я живу полноценной жизнью. С работой проблем никогда не возникало, потому что постоянные приступы закончились в школе. Я иногда посещаю ночные клубы и отдыхаю с друзьями, но эта болезнь накладывает определённые обязательства — необходимо соблюдать здоровый образ жизни и регулярно пить таблетки. На свой страх и риск иногда употребляю алкоголь, но это ни в коем случае делать не рекомендуется, поскольку алкоголь может спровоцировать приступ. Да и совмещать спиртное с препаратами тоже не нужно. Сюда же относится и курение. Только здоровый образ жизни помогает снизить риск повторного приступа.

Инструкция: первая помощь при эпилептическом припадке

Первая помощь во время приступа эпилепсии довольна проста. Человека не нужно пытаться переместить, достаточно аккуратно повернуть на бок и подложить под голову мягкую вещь. Следует зафиксировать время начала приступа. Если он длится больше пяти минут, то нужно вызывать скорую. Пытаться разжимать челюсти с помощью ложки или рук не надо, так можно только травмировать человека. Если приступ случился с незнакомцем, то у него при себе можно поискать документы, подтверждающие возможное заболевание. Ещё бывают идентификационные браслеты, но они встречаются редко.

Проще говоря, достаточно аккуратно придерживать человека до окончания приступа и следить за временем. Как только он придёт в сознание, то не стоит сразу поднимать его на ноги. Лучше задать несколько простых вопросов, чтобы оценить уровень сознания.

Скорую вызывают только в следующих случаях:

  • Продолжительность приступа более 5 минут;
  • Приход в сознание происходит медленно, наблюдается спутанность мыслей;
  • Во время приступа человек травмировался;
  • Эпилептический приступ возник впервые в жизни;
  • Если последовал сразу же следующий приступ.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#лонгриды #лигаавторов #личныйопыт #болезни #истории