Здоровье
Игорь Николаев

Бунт антипрививочников, погромы и высылки: чем обернулась попытка власти Рио спасти горожан от оспы в 1904 году

Сначала городские власти настроили против себя весь город, а потом не смогли защитить его от болезни.

Картина бразильского художника Марсело Лелиса, посвящённая бунту против вакцин Фото DA Press

10 декабря 2020 года Федеральное правительство Бразилии подписало договор с фармацевтической компанией Pfizer и, скорее всего, жителей страны привьют её вакциной от коронавируса. Этому предшествовали долгие споры и попытки даже отрицать существование Covid-19 со стороны президента страны Жаира Болсонару. Но Бразилии не привыкать к проблемам с вакцинацией. В 1904 году назад попытка привить жителей Рио-де-Жанейро от оспы едва не стоила жизни тогдашнему президенту страны.

В те годы власти Рио превращали его в европейский город, при этом выгоняя бедняков из центра на окраины. Оставшиеся без жилья, люди перестали доверять власти, и когда та решила вакцинировать их, в городе неожиданно вспыхнул бунт. Почти неделю центр был во власти повстанцев, а мэр Рио и президент Бразилии едва не лишились постов.

Крысы за 300 и реновация по-бразильски: Рио становится европейским городом

На рубеже 19-20 веков Рио-де-Жанейро был столицей Бразилии и богатейшим городом страны, её политическим, финансовым и культурным центром. Самые успешные жители города селились в шикарных виллах и дворцах в южных районах, оставив беднякам центр, где царила антисанитария и разруха.

Канализация и водоснабжение здесь работали плохо, мусор вывозили нерегулярно, он валялся прямо на улицах. Общественный транспорт состоял в основном из старых трамваев, часто ломавшихся и попадавших в аварии. По улицам бегали своры бродячих собак. В таких условиях в Рио-де-Жанейро регулярно случались вспышки туберкулёза, кори, тифа, проказы, жёлтой лихорадки, бубонной чумы, оспы. В 1850-1898 годах одна лишь жёлтая лихорадка унесла жизни 60 тысяч человек.

Ситуацию осложняла перенаселённость города. В конце 19 века в Бразилии отменили рабство, и в столицу хлынул поток бывших рабов и мигрантов из-за рубежа, особенно из Португалии, Италии и Испании и Японии. В 1890-1906 годы численность населения Рио выросла с 522 до 811 тысяч, и почти все новоприбывшие ютились в тесных многоквартирных домах в центре города. Иностранцы продолжали прибывать в город ежедневно.

Узкие извилистые улочки были забиты новыми потоками людей и товаров.

Хайме Бенхимол

Всё это портило репутацию города в мире, отпугивало туристов и инвесторов. Европейские турфирмы даже организовывали престижные круизы до Аргентины без остановки в Рио, а сам город получил печальную репутацию «кладбища иностранцев». Так продолжалось до 1902 года, пока новоизбранный президент Бразилии Франсишку Родригеш Алвеш в рамках кампании «Рио цивилизует себя» не взялся наводить порядок в медицине города.

Восстановление Рио в глазах всего мира станет началом новой жизни, началом работы в далеко идущих районах страны, где есть земля для всех культур, климат для всех народов, инвестиционный потенциал для всех видов капитала.

Франсишку Родригеш Алвеш

В марте 1903 года президент назначил врача-инфекциониста Освальдо Круза главой управления общественного здравоохранения Рио-де-Жанейро. Несмотря на молодой 30-летний возраст, он уже прославился тем, что за короткие сроки остановил вспышку бубонной чумы в Сан-Паулу. Прибыв в Рио, врач сразу же велел обработать город инсектицидами от комаров, распространявших жёлтую лихорадку.

Малограмотные бедняки не понимали, как насекомые могут переносить инфекции, а городские газеты высмеивали казавшуюся странной инициативу Круза, переходя на личности и сочиняя про него оскорбительные стишки и карикатуры.

Освальдо Круз в 1915 году Фото Getty Images

Освальдо Круз с сыновьями, 1910 год Фото Casa de Oswaldo Cruz

Карикатура на Освальдо Круза в одной из бразильских газет 1900-х

Не обращая на это внимания, доктор вскоре организовал в Рио ловлю крыс – разносчиц бубонной чумы. Появилась даже новая профессия – ловцы крыс, получавшие по 300 реалов за каждое пойманное животное. В городе сразу же появилось немало охотников на грызунов, конкурировавших за трофеи (позже из-за частого мошенничества эту практику пришлось отменить). Пресса высмеивала новое ремесло, считая, что все болезни – из-за «плохого воздуха», источаемого болотами вокруг города.

Но самая известная инициатива Круза – снос домов. Он наладил работу медицинских бригад, которые иногда вычищали и ремонтировали «антисанитарные» дома бедняков, но чаще всего бесцеремонно сносили их без согласия жильцов (при этом все их вещи сжигали за городом).

Снос домов был затеей не только Круза, но и президента Алвеша и мэра города Перейро Пассоса. Они понимали, что уродливые трущобы в центре Рио портят облик города, особенно в сравнении с европейскими мегаполисами. Власти давно хотели снести эти дома и выстроить на их месте новые роскошные здания, проложить широкие проспекты вместо узких улочек, но у них на это не было основания. Благодаря инициативе Круза оно появилось.

За несколько месяцев в центре города снесли более 600 многоквартирных домов, оставив их жильцов без крыши над головой и не предложив им ничего взамен. Люди нашли убежище на окраинах Рио, поселившись в фавелах. Власти лишь пообещали выделить им общественный транспорт, чтобы те могли хотя бы ездить на работу, но не сделали даже этого.

На месте одного из разрушенных домов

Городской театр Рио-де-Жанейро, построенный на месте снесённых домов бедняков, в 2010 году Фото Vânia Laranjeira

Иногда заражённый дом не сносили, но мебель внутри обрабатывали серой, приводя её в негодность. Жильцы не сопротивлялись, ведь врачи и дезинфекторы приходили вместе с полицией, иногда даже в отсутствие хозяев. Уже через год заболеваемость чумой и жёлтой лихорадкой пошла на спад, но суровые меры Круза и Алвеша вызвали недовольство жителей Рио. Их поддержали многие военные, сенаторы, журналисты. Городские газеты запугивали читателей страшилками о современной медицине.

Представьте себе рабочего, который жил в центре и должен был прийти домой и увидеть агентов, которые хотят войти, вакцинировать всех, не объясняя, что именно происходит.

Жоао Малайя Сантос

Власти Рио усугубили ситуацию ещё и тем, что подняли в городе налоги на дезинфекцию и ввели многочисленные штрафы. Чаще всего их приходилось выплачивать тем, кто и так остался без дома. Мэр города Перейра Пассос в рамках борьбы с антисанитарией запретил продавать на улицах молочные продукты, оставив бедняков без дохода.

На переднем плане – президент Бразилии Родригеш Алвеш и мэр Рио-де-Жанейро Перейра Пассос  Фото Senado Agency

«Долой вакцину!»: бедняки, военные и оппозиция против врачей и президента

Главной головной болью врачей в столице оставалась оспа. Зимой 1904 года в Рио произошла очередная вспышка болезни, унёсшая жизни четырёх тысяч. Круз понимал – заболевание можно победить лишь прививками. 31 октября 1904 года под его напором городские власти издали указ о поголовной обязательной вакцинации и ревакцинации всех горожан старше шести месяцев. Её старт запланировали на 10 ноября.

Служба вакцинации от оспы работала в Рио с 1811 года, но прививки делали лишь богачам и завезённым из Африки рабам. Остальные жители по разным причинам избегали уколов. Многие боялись получить от шприцев уродливые шрамы или подхватить какую-нибудь болезнь вроде сифилиса. Люди почти не делали повторных вакцинаций – один раз пострадав из-за укола, они больше не хотели с этим связываться. Они не понимали плюсов вакцинирования, а их минусы видели своими глазами. В 1898-1904 годы в городе прививали от оспы не более 10% населения.

В то время вакцина была новинкой. Даже открытие болезнетворных микроорганизмов Луи Пастером произошло совсем недавно.

Флавио Фернандо Батиста Моутиньо

Многие жители Рио, особенно среди бывших чёрных рабов и бедноты, были адептами афро-бразильской религии Кандомбле и поклонялись, помимо прочего, духу оспы. Они считали, что врачи не должны лечить эту болезнь – с этим якобы справятся их языческие ритуалы. Прихожане популярной на рубеже 19-20 веков в Бразилии Позитивистской церкви (религиозное течение, основанное философом Огюстом Контом – прим. TJ) считали обязательную вакцинацию нарушением личных свобод.

Со дня вступления в силу этого закона ворота моего дома будут закрыты, и вакцинаторы войдут для вакцинации моих детей и внуков только если пройдут через мой труп. Где бы вы меня ни встретили, мой разум и моя совесть будут стараться противодействовать вмешательству правительства в этот вопрос исключительной компетенции личной свободы... Вся статистика показывает, что профилактика прививки вакцины не имеет общих и абсолютных эффектов. Известны случаи, когда люди, даже вакцинированные, заразились оспой. И ещё я говорю, что вакцина часто вызывает настоящее отравление.

Барата Рибейро

Многочисленные бедняки в Рио не доверяли государству и не хотели, чтобы оно вмешивалось в их жизнь, особенно после уничтожения их жилищ. Консервативное население видело в модернизации Рио угрозу их традиционному жизненному укладу, а особенности вакцинации считались нарушением личной жизни людей.

В ту пору в Бразилии даже безобидный поход женщины к врачу в отсутствие мужа считался нарушением чести супруга. При вакцинации врач касался тела женщины, и мужчины в Рио воспринимали это оскорблением для себя. Масла в огонь подливала пресса, призывавшая мужей и отцов сопротивляться «вопиющему» нарушению морали. Появились слухи, что для вакцинирования женщин будут раздевать догола, а сама вакцина не спасёт от оспы, а, наоборот, заразит ею людей, и у них могут вырасти рога. Попытки властей апеллировать к успешному европейскому опыту вакцинирования от оспы были бесполезны.

Карикатура, намекающая, что главная цель вакцинации – позволить докторам полюбоваться руками пациенток Карикатура Revista

Вся эта разношёрстная масса жителей Рио отказалась прививаться. В газетах постоянно высмеивали этот указ, а количество добровольно вакцинирующихся постоянно сокращалось. При этом государство не спешило решать проблему горожан, оставшихся без жилья, что лишь увеличило социальную напряжённость. Люди сознательно отказывались верить медицине, так как она у них ассоциировалась с потерей жилья или имущества.

Многие люди были неграмотными, но они видели обложки в газетных киосках, видели карикатуры, комментировали их. Информация – и дезинформация – распространялась очень часто.

Жоао Малайя Сантос

5 ноября 1904 года, когда указ о вакцинации вступил в силу, против него выступило народное движение Лига против обязательных вакцин, состоявшее из рабочих, профсоюзных активистов, маргинальной бедноты, журналистов, политических радикалов и младших кадетов из Военной академии Прайя Вермелья.

Они собирались в кружки и обсуждали грядущую вакцинацию. 9 ноября после одной из таких встреч несколько молодых профсоюзных активистов повздорили на улице с полицейским, и тот задержал их. Узнав об этом, их союзники начали демонстрации на городских площадях, а некоторые из них отправились штурмовать полицейский участок.

В тот же день в газете A Notícias опубликовали новые правила вакцинации – ещё более жёсткие, чем предполагалось ранее. Тех, кто отказывался прививаться, могли не взять на работу или в армию, запрещали заключать брак, не брали в школы и даже не селили в гостиницы. Предусматривалось наказание и для врачей, выписывавших «липовые» справки о якобы сделанной прививке. Вакцинацию предполагалось повторять раз в семь лет. Тысячи горожан, возмущённые этим, начали серию протестов на городских площадях.

Полиция ответила непропорциональной жестокостью, спровоцировав митингующих на беспорядки. 10 ноября около трёх тысяч человек вышли на проспкт Авенида Сентрал с лозунгами: «Умри, полиция! Долой вакцину!».

Бунт в Рио 1904 года Рисунок из журнала O Malho

Газетное сообщение об антивакцинном бунте Фото Senado Agency

Уже через несколько часов центр Рио превратился в зону боевых действий. В городе не ходил общественный транспорт, закрылись почти все учреждения. Бунтовщики баррикадировали улицы, сжигали трамваи, вырывали рельсы, разграбляли магазины, ломали уличные фонари, перерезали телефонные линии, громили полицейские участки и больницы. Портовые районы города были перекопаны траншеями. Полиция уже не справлялась с толпой, вооружённой ружьями, палками, камнями, дубинами, ножами, и ей помогали армия, флот и даже пожарные.

Перевёрнутый трамвай на Площади Республики в Рио, ноябрь 1904 года Фото Revista da Semana

За кулисами бунта оппозиционеры из числа высших армейских чинов и сенаторов готовили переворот в стране, вербуя курсантов из Военной академии. Они считали, что эпоха, когда Бразилией правили президенты-военные Деодоро да Фонсека и Флориано Пейшото (1891-1894 годы), была удачной для страны, и хотели вернуть её. Восстание против вакцин представилось им неплохим шансом для реванша.

Пока мятежники бились против полиции, отвлекая её на себя, сенатор Федерального конгресса от штата Пара полковник Лауро Содре возглавил военный переворот. Рано утром 15 ноября 1904 года, в день военного парада в честь провозглашения Республики, команда завербованных им кадетов-позитивистов пыталась свергнуть правительство Бразилии при помощи уличной толпы. Те направились к президентскому дворцу Паласиу-де-Катете, но информаторы доложили об их планах, и военные перехватили повстанцев и уничтожили их в бою.

Победа здравого смысла: власти отложили вакцинацию, но без проблем провели её несколько лет спустя

17 ноября правительство страны отменило указ об обязательной вакцинации от оспы и сообщило об этом в газетах. Только после этого народный бунт пошёл на спад. Теперь уже полиция перехватила инициативу и принялась наводить порядок в городе. Более тысячи человек арестовали, в том числе одного из вожаков мятежа по прозвищу «Чёрное Серебро», на которого надели смирительную рубашку.

18 ноября завершились бои в афро-бразильском районе Сауде – последнем оплоте бунта. После этого власти страны принялись наказывать зачинщиков. Наиболее агрессивных посадили в тюрьму или депортировали для принудительного труда в Акко – малонаселённую территорию на границе с Боливией, незадолго до этого присоединённую к Бразилии. Амнистию получили лишь кадеты, хотя совершили госизмену.

Задержанные бунтовщики в Рио-де-Жанейро, ноябрь 1904 года Фото Senado Agency

Последствия бунта были серьёзными. Бунтовщики перекрыли все газо- и водопроводы, сожгли трамваи, оставив Рио без транспорта и без коммунальных услуг. Не работали магазины, аптеки. По официальным данным, в ходе бунта погибли 23 человек и ранено 110, несколько тысяч бунтующих арестовали.

Успех восстания был частичным. Бунтовщики добились главной цели – отмены принудительного вакцинирования. Стоявшие же за ними политические оппозиционеры не смогли свергнуть бразильское правительство. В провластной прессе бунтовщиков выставили суеверными варварами и членами мафии. Спустя некоторое время власти продолжили сносить дома, заставляя людей и дальше перебираться в фавелы. Они и поныне остаются одним из главных символов Рио-де-Жанейро.

Карикатура, высмеивающая сенаторов Барата Рибейро и Лауро Содре – противников вакцинации Фото Senado Agency

В 1908 году в Рио произошла новая вспышка оспы, унесшая жизни девяти тысяч человек. Спустя год властям удалось провести полноценную поголовную вакцинацию, и на этот раз она уже не встретила сопротивления. К тому времени зачинщиков бунта 1904 года не было в городе, а оппозиция уже не стояла за их спинами.

Эпидемиолог из США Фред Сопер прививает детей от жёлтой лихорадки в Белене, Бразилия, 1930-е годы Фото Getty Images

На протяжении всего 20 века вакцинации в Бразилии проходили успешно. Окончательно оспу победили в Бразилии только в 1973 году. В 1990-е 95% детей были вакцинированы от неё, хотя сейчас этот показатель сокращается.

Бунт против вакцин явился результатом стечения причин, особенно социального характера. Рабство было отменено всего 16 лет назад, но правительство не рассматривало бедняков, в том числе бывших рабов, как полноправных граждан. Эта часть общества игнорировалась в её просьбах о работе, жилье, социальных правах и меньших репрессиях... Обязательная вакцинация со штрафом и тюремным заключением была лишь одним из факторов, которые суммировались и вызвали взрыв общего недовольства.

Таня Мария Фернандес

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#здоровье #медицина #протесты #вакцинация #лонгриды #лигаавторов