Здоровье
Роман Персианинов

На всё ради ягодиц: история крайне опасной операции, которая обрела новую популярность благодаря инстаграму и тиктоку

Бразильское увеличение ягодиц позиционируют как шанс быстро добиться идеальных форм звезд соцсетей, редко рассказывая о болезненных и порой смертельных последствиях.

Фото Shutterstock

Проснувшись в частной клинике в Майами, 22-летняя американка Кайла Мальво почувствовала острую боль в области лица и распухших глаз, но не могла понять, почему. Совсем недавно она прошла операцию, в ходе которой жир из её живота переправили в мышцы таза. Она не может сказать наверняка, что произошло между окончанием операции и моментом пробуждения, но у неё есть предположение. «Как будто они бросили меня в инвалидную коляску, а потом я, должно быть, ударилась головой», — полагает американка.

Процедура, которую прошла девушка, называется «бразильская подтяжка ягодиц» (Brazilian Butt Lift, BBL). За последние годы она стремительно набирает популярность, в основном благодаря соцсетям. Мальво убедилась в этом, увидев в комнате ожидания «толпу девушек», записанных на ту же процедуру. Подобные им летят на операцию в Южную Флориду (США), Турцию, Мексику или Таиланд. Ценник плавает в районе трёх тысяч долларов (около 219 тысяч рублей), хотя порой стоимость услуги достигает 5500 долларов (405 тысяч рублей) без учёта послеоперационного ухода.

Эти процедуры обычно проходят в небольших клиниках, где доктора, по специальности хоть дерматолог или педиатр, законно могут рекламировать себя как «сертифицированных» врачей. Чтобы компенсировать высокую стоимость содержания операционной, они ежедневно принимают до восьми пациентов, серьёзно повышая риски для здоровья клиентов. Порой — фатально.

Историю BBL-операций рассказало Vox. TJ адаптирует материалы этого и других изданий.

Опасная мода из столицы пластической хирургии

Операции, связанные с объёмными женскими ягодицами, пользовались популярностью давно. Новая волна популярности этой части тела исходит от главных звёзд соцсетей, которые зарабатывают в том числе на своей внешности. Яркий пример — Ким Кардашьян, которая, чтобы развеять слухи о наличии у неё ягодичных имплантов, сделала рентген-снимок таза.

По этой причине среди фанатов звезды и в СМИ предполагают, что она и её сестры провели операцию по увеличению ягодиц, следы которой не появились бы на рентгене, так как она предполагает использование собственного жира.

Обложка журнала Paper с Ким Кардашьян, 2014 год

С 2015 года число BBL-операций увеличилось на 77% — такого роста в области пластической хирургии нет больше ни у одной операции в мире. При этом история таких процедур началась задолго до этого, в 1960 году, когда доктор Иво Питанги основал в Бразилии первый в мире центр пластической хирургии. К тому времени его уже знали как мастера своего дела, который, по слухам, проводил операции множеству знаменитостей, от Фрэнка Синатры до Софи Лорен, параллельно занимаясь и более бедными пациентами. В своём центре он обучал множеству техник, в том числе и BBL.

Страна сохранила статус ведущей страны в области пластической хирургии, в том числе благодаря наследию Питанги: дешёвые операции до сих пор доступны по системе общественного здравоохранения. Такая доступность позволяет стране сохранять лидерство: местные хирурги регулярно придумывают новые техники благодаря низким затратам и огромному потоку клиентов.

«В мировом сознании складывается впечатление, что бразильцы помешаны на задницах», — говорит антрополог Альваро Джаррин, изучавший историю пластической хирургии в стране. На деле далеко не все желают себе подобные формы — к примеру, богатые и белые жители Бразилии предпочитают выглядеть как европейские супермодели и не задумываются о BBL.

Из Южной Америки практика пришла в США и «выжидала», пока стандарты красоты, присущие темнокожим и латино, не стали ведущими и популярными у белых женщин. Бизнес не мог не отреагировать на изменения стандартов красоты, особенно в Южной Флориде, столице пластической хирургии США. В 1999 году примерно каждая десятая операция, выполненная сертифицированными специалистами, проводилась в этом штате, и с этим выросло число случаев злоупотреблений служебным положением.

Как и в любом другом штате, там врачам разрешается лечить пациентов не своей специальности, если тот согласен. «Вы можете открыть свою клинику и начать операции по липосакции уже завтра, без всякой подготовки, и это более чем законно», — говорит пластический хирург из Майами Адам Рубинштейн. Таким врачам не позволят работать в больницах или в официальных центрах хирургии, где ограничения строже, но ничего не мешает открыть им своё учреждение, где они сами регулируют процессы.

Я могу назваться кардиохирургом, подготовить операционную и проводить процедуры в офисе. Вы можете подать на меня в суд за злоупотребление служебным положением, но это гражданский процесс, не уголовный.

Артур Перри

Перри — специалист с 20-летним стажем, 10 лет из которого он проводил операции по липосакции. В 90-е, на заре процедуры, врачи порой отсасывали слишком много жира и вводили опасное количество лидокаина (сильный анестетик). Из-за этого сотни, а возможно и тысячи людей погибли, утверждает хирург. Чтобы исправить это, он организовал исследование, по итогам которого заключил, что в большинстве операций по липосакции лидокаин не требуется.

Как говорит врач, сама формулировка «подтяжка ягодиц» в названии BBL — неточность, так как она не «поднимает» ягодицы. Они «округляются, растут мгновенно, а жир пересаживают с живота или бёдер». Но когда жира не хватает, «хирурги-изобретатели» используют другие материалы, в том числе гиалоурановую кислоту, а порой — силикон или пластик.

Блок instagram недоступен

В исследовании 2017 года сказано, что в мире на каждые 3000 BBL-процедур приходилась одна смерть, 25 из них произошли в США. С тех пор статистика выравнивается в лучшую сторону — в 2019 году смерть одного пациента приходилась на почти 15 тысяч операций, а в 2020 году — на более чем 20 тысяч. Однако эти показатели всё ещё гораздо выше, чем при липосакции (1,3 смертей на 50 тысяч операций) или оперативной (амбулаторной) хирургии (0,25-0.5 смертей на 100 тысяч операций).

Основная причина смертности от BBL — неправильная техника проведения операции. Внутри ягодиц множество кровеносных сосудов, которые, если случайно ввести в них жир, могут перенести его в лёгкие и вызвать тромбы в лёгочной артерии. Поэтому профессиональные хирурги строго следят за количеством жира, что переправляют из одной части организма в другую. Так меньше риск столкнуться с жировым некрозом, который провоцирует появление опухолей и других осложнений.

Однако в популярных BBL-странах, особенно в США и Турции, врачи чаще используют больше жира. Причина? Это ускоряет процедуру и даёт возможность клинике принять больше пациентов. Из-за этого в одной из клиник в Майами за шесть лет умерли восемь женщин. Жир проник в их лёгкие и сердце, образовав тромбы и приведя к смерти.

В 2019 году 26-летняя жительница Джорджии Хелли Ларсон записалась на BBL-процедуру в клинике в Майами. Зная множество стриптизёрш, которые провели себе операцию, она решилась на неё сама. «Я записалась на консультацию с врачом, который занимался блогером, что я смотрела на YouTube. Он подтвердил мою заявку и я внесла депозит, всё в течение недели», — рассказывает девушка.

До операции девушке всё казалось нормальным. Но через четыре часа после того, как ей должны были ввести обезболивающее, в палату пришёл доктор и пожаловался на «непрофессионализм» анестезиолога. «В этот момент у меня закрались серьёзные сомнения и я начала успокаивать себя: «С тобой всё будет хорошо, всё будет хорошо», — говорит девушка. О трагичной статистике во время операций BBL она ещё не знала.

Годом ранее в том же штате пациент умер через три дня после процедуры. Причиной смерти стали постоперационные осложнения. «Думаю, в день моей операции врач провёл уже пять BBL», — вспоминает Ларсон. В преддверии операции клиника регулярно писала девушке по электронной почте и проверяла информацию, но когда всё закончилось — резко перестала.

Популярность в Инстаграме и Тиктоке вопреки нерешённой проблеме смертности

Многие клиники не раскрывают нюансов BBL, возникающих после операции. Большинству желающих добиться нужной формы ягодиц требуется не одна, а две-три процедуры, так как тело принимает лишь около 50% жира. Остальное поглощается организмом и выводится через лимфатическую систему. Всё пациенты после операции должны в течение трёх месяцев носить фаху — похожую на корсет одежду, которая сохраняет нужную форму таза.

Первые шесть недель следует спать на животе и использовать специальную подушку, чтобы садиться. Чтобы помочь циркуляции, пациенты должны регулярно посещать сеансы массажа, обычно довольно болезненные. Ходить в туалет тоже становится сложнее: «Я видела людей, которые не снимают [фаху], когда идут в туалет, они буквально писают под себя и живут так», — утверждает Ларсон в разговоре с журналистом Vox.

Клиники, предоставляющие постоперационный уход, тоже не всегда оказываются надлежащего качества, и порой не снимают боль и дискомфорт, а усиливают. В этом числе онемение в области живота, проблемы с кровообращением в сидячем положении, боли в спине и проблемы со сном. В тиктоке и инстаграме можно встретить различные ролики о преимуществах BBL (вроде «Не нужно ходить в зал, чтобы получить желаемое тело»), которые публикуют как обычные люди, так и врачи частных клиник.

Блок tiktok недоступен
Блок tiktok недоступен
Блок tiktok недоступен
Блок tiktok недоступен
Блок instagram недоступен

Сама BBL-операция проходит следующим образом:

  • Хирург обозначает чёрным маркером зону, из которой отсосёт жир, а красным — куда его перенесёт. Весь процесс фотографируется, чтобы избежать постоперационных конфликтов;
  • Пациенту вводят физраствор с обезболивающим и адреналином, чтобы сузить кровеносные сосуды (это поможет в случае внутреннего кровотечения) и увлажнить зону удаления жира. В противном случае липосакция будет слишком болезненной;
  • Хирург делает небольшой разрез и вводит в тело полую иглу, чтобы «собрать» жир. Он перемещается в закрытую ёмкость, где очищается от крови и анестетика. На весь процесс есть не больше двух часов — вне тела жир быстро портится, меняя цвет с желтоватого или оранжевого (если смешан с кровью) на коричневый;
  • После очищения жир вводят в отмеченные участки ягодиц через полую иглу и помпу. Для правильной закачки её нужно интенсивно двигать вперёд и назад, вводя и вытягивая из тела. Во время процесса хирург периодически держит руку на поверхности кожи, чтобы чувствовать, где жира достаточно, а где требуется добавка. Суммарно операция занимает три-шесть часов, по истечении которых даже опытный хирург изнурён.

Из правил этики пластических хирургов следует, что врачи должны отказывать людям, организм которых не приспособлен к BBL. Это люди с малым или избыточным весом, люди, в прошлом страдавшие от расстройства пищевого поведения, люди, которые не до конца обдумали своё решение.

Я всегда прошу пациентов показать фото с желаемым обликом, и зачастую они приносят фото из инстаграма. Многие из них отфотошоплены, с очевидно ненатуральными пропорциями, которых просто невозможно добиться в реальности.

Эдвард Чамата

Моду на BBL начинают высмеивать те, кто видит в подобной процедуре нелепость, а не красоту. Один из пользователей тиктока построил контент на высмеивании главных представителей так называемых «Мисс BBL» — Эмбер Роуз, Кайли Дженнер или её родных из семейства Кардашьян, пародируя их манеру садиться и выходить из машины по 45-60 секунд, чтобы продемонстрировать самих себя перед папарацци.

Блок tiktok недоступен

По итогу операции американка Хелли Ларсон осталась довольна результатом, хотя в течение года почти не могла смотреть на себя в зеркало из-за усилившейся дисморфофобии (психическое расстройство, при котором человек чрезмерно обеспокоен незначительным дефектом или особенностью своего тела). «Если бы я увидела в тиктоке или на ютубе девушек, которые рассказывали о реальности, стоящей за BBL, не уверена, что я в итоге решилась бы на операцию», — говорит американка.

Многие хирурги и врачи уверены, что мода на BBL схлынет, и вопрос лишь в том, когда. Ларсон, хоть и сама прошла через процедуру, согласна.

Задумайтесь, ни у кого сейчас нет этих огромных титек-арбузов. Когда я работала в танцевальной индустрии, многие клубы отказывались брать меня на работа из-за толстых бёдер, их мышление осталось в 90-х. Все эти женщины начнут уменьшать свои бедра и задницы, потому что они выйдут из моды.

Хелли Ларсон

#истории #мода #мнения #соцсети #сша