Герои сказок Андерсена: Не зная счастья, умерли в мученьях...

В закладки

Почему мы так любим произведения датского писателя, сюжеты которых должны приводить в ужас

Ханс Кристиан Андерсен, родившийся ровно 215 лет назад (2 апреля 1805 года), - единственный безоговорочно знакомый всему миру датский писатель.

«Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева» и другие его сказки могли бы запросто лечь в основу голливудских ужастиков или повестей Стивена Кинга.

От некоторых деталей произведений, сотканных автором из богатого скандинавского эпоса, стынет кровь в жилах.

При всем этом Андерсен все равно остается невыносимо детским писателем, как и мрачные братья Гримм, просто у них метод такой, иначе сквозь щит физиологической витальности юных читателей не пробиться.

«КП» вспоминает самые странные сказки автора.

«Русалочка» (1837)

То, что мы помним из диснеевского мультика, мюзиклов и аналогичных позитивных работ, не имеет никакого отношения к оригинальной версии «Русалочки» Андерсена.

Произведение в оригинале называлось «Маленькая морская дева» и в первом издании сказки в советском переводе финал такой: главная героиня гибнет.

Ведь принц женился на совершенно другой принцессе, поэтому убитой горем Русалочке предлагают нож, который она должна вонзить в сердце принца, чтобы капли его крови омочили ее ноги, и она стала жить полноценной жизнью.

Сердобольная дева на поступок не решается - и прыгает в морскую пучину, погибая и обращаясь в пену.

Чуть позже финал был чуть изменен: Русалочка стала уже не морской пеной, а «дочерью воздуха», которая ждет своей очереди, чтобы отправиться в Царство Божие.

Несомненно, более позитивный конец.

А вот про то, что она оставила свой дом не из чистой и искренней любви к принцу, хотя и спасла его, а ради обретения БЕССМЕРТНОЙ ДУШИ, коей у русалок нет по определению, все позабыли...

С легкой руки Диснея андерсеновская "Русалочка" считается историей несчастной любви, а бедного Андерсена из-за этого винят в садизме.

Мне же она всегда казалась, что такая интерпретация, полностью игнорируя христианскую подоплеку сказки, упускает то, что сказка эта берет главной темой моральную эволюцию самой русалочки и ее меняющееся понимание того, что значит быть человеком.

Начнем с того, что для христианского писателя все эти русалочки, фавны, домовые, лешие - это вовсе не люди с некотрыми милыми изменениями облика, как у Диснея.

Это нечисть, у которой по определению нет, да и быть не может души.

Да она к ней и не стремится.

Андерсен, таким образом, начинает свою сказку с невозможности: существо языческой легенды вдруг возмечтало очеловечиться.

В разговоре с бабушкой, русалочка очень четко выражает эту мечту, вздыхая:

"Отчего у нас нет бессмертной души! ... Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, с тем чтобы принять потом участие в небесном блаженстве людей".

Бабушка же в ответ рассказывает, что один путь все-таки имеется: "...пусть только кто-нибудь из людей полюбит тебя так, что ты станешь ему дороже отца и матери, пусть отдастся тебе всем своим сердцем и всеми помыслами и велит священнику соединить ваши руки в знак вечной верности друг другу; тогда частица его души сообщится тебе, и ты будешь участвовать в вечном блаженстве человека. Он даст тебе душу и сохранит при себе свою. Но этому не бывать никогда! Ведь то, что у нас здесь считается красивым, — твой рыбий хвост, люди находят безобразным: они мало смыслят в красоте; по их мнению, чтобы быть красивым, надо непременно иметь две неуклюжие подпорки — ноги, как они их называют."

Пятнадцатилетняя русалочка, несомненно, любит принца, но к ведьме она плывет именно после этого разговора, вздыхая: "На все бы я пошла ради него и бессмертной души!"

Ее мечта, таким образом, двояка: она мечтает о своем принце, но мечтает также и о том, чтобы приобрести душу и стать человеком.

Пока что, как многие юные существа, она не может разделить эти две мечты и считает, что может получить их обе без особых усилий, стоит только поменять свой внешний облик и приобрести ножки.

Как только она приведет себя в соответствие с некоторым идеальным образом, думает русалочка, принц тут же ее полюбит, и эта любовь мгновенно ее очеловечит.

В этом смысле история русалочки очень похожа на сказку о Пиноккио, деревянной кукле, которая желает стать настоящим, живым мальчиком.

Оба персонажа являются симулякрами - они имитируют людей формой, но не сутью.

В отличии от Пиноккио, у которого есть различные отличительные черты (деревянность, например), русалочка, после того как у нее выросли ножки, становится идеальной имитацией, и потому uncanny, как кукла Коломбина у Гофмана - как говорит принц, она даже "похожа" на девушку, в которую он влюблен.

По сути дела, русалочка, до самого конца истории - это живая кукла, нацеленная только на получение желаемого; ведь если принц на ней не женится, ее сердце разорвется, и она превратится в морскую пену.

Русалочке неважно, что принц безнадежно любит другую, и что в любом случае женитьба на немой девочке, найденной на берегу моря, вряд ли была бы удачным решением для будущего монарха.

Андерсен с читателями откровенен:

"День ото дня принц привязывался к русалочке все сильнее и сильнее, но он любил ее только как милое, доброе дитя, сделать же ее своею женой и королевой ему и в голову не приходило..."

сильнее, но он любил ее только как милое, доброе дитя, сделать же ее своею женой и королевой ему и в голову не приходило..."

Несомненно, русалочка многое приносит в жертву: она отдает свой голос, по которому принц мог бы ее узнать, и, ступая будто по острым лезвиям, танцует для него.

В то же время, эти жертвы принесены не принцу - он о них, конечно же, не просил и знать не знает, но подспудно все-таки принц считается ответственным за русалочкины несчастья: мысленно, она называет его тем, "ради кого она оставила родных и отцовский дом, отдала свой чудный голос и ежедневно терпела бесконечные мучения, тогда как он и не замечал их..." и восклицает: "Ах, если бы он знал, что я навсегда рассталась со своим голосом, чтобы только быть возле него!"

В некотором смысле, несчастная русалочка пришла в чужую, счастливую сказку, в которой прекрасные влюбленные наконец воссоединяются, и их союз одобрен и родителями, и государствами, пришла со своей горькой любовью и робкой надеждой на обретение души.

Пока русалочка считает, что, узнав о ее многочисленных жертвах, принц немедленно должен был бы ее полюбить в качестве компенсации, пока она винит его за перенесенные страдания, она остается идеальной имитацией человека - но не более того.

В этой сказке счастливый конец невозможен, так как он был бы нечестным - в христианском мире, симулякр не может стать человеком только потому, что человек его полюбил всем сердцем (это вам не Пигмалион с Галатеей!).

А любовь самой русалочки - это любовь пятнадцатилетней девочки, видящей себя в центре мира и нетерпеливо ожидающей, что в ответ на ее личные, секретные жертвы принц вдруг забудет и влюбленность, и политический альянс, и поведет ее к алтарю. Когда же этого не происходит, русалочка берет у сестер острый нож, чтобы отомстить принцу за попранную любовь и, одновременно, вернуть себе свой хвостик.

И вот тут, мне кажется, и присходит самое главное - русалочка не убивает принца, даже когда он во сне произносит имя молодой жены ("она одна была у него в мыслях!"), и русалочка поводит ножом в его сторону, почти решившись. Убив принца в этот момент, русалочка убила бы его от обиды за любовь к другой. Но она - выдерживает соблазн и выбрасывает нож в воду.

В этот момент симулякр становится человеком - когда принимает ответственность за свою собственную любовь, за свои собственные решения, за свои собственные жертвы, и даже за полное крушение всех своих планов.

В этом ирония этой сказки - человечность лежит не в том, чтобы успешно влюбить в себя принца, несмотря на его собственные намерения, а в том, чтобы понять, что это невозможно, что ты проиграла, несмотря на все, что было поставлено на кон.

Понять - и принять, не пытаясь обнулить все счета, убить принца, вырастить обратно хвостик, и уплыть в синее море.

Все мы немножко нежить, симулякр, имитация, подобие, пытающееся вырастить в себе душу.

Кто-то живет в греческом мифе, где боги могут сжалиться над скульптором и вдохнуть жизнь в его статую.

Ну, а я - в андерсеновской "Русалочке", где ни немота, ни хождение по лезвиям, ни сношенные железные сапоги и съеденные железные хлеба не могут гарантировать счастья, а важен только этот последний момент, когда немая девочка склонилась над спящими фигурами, а в руках у нее - нож. 

«Стойкий оловянный солдатик» (1838)

Тут все, казалось бы, просто - про любовь. Живет себе солдатик, правда, с одной ногой. Но такое часто встречается среди ветеранов.

В инвалида влюблена принцесса-балерина.

В это же время тролль (не в том смысле, как сейчас принято) из табакерки пытается соблазнить балерину.

Но солдатик защищает девушку, едва не погибает, проходит море препятствий и возвращается к любимой.

Она его дожидается.

Без пяти минут хэппи-энд, как...

Андерсен сжигает солдатика и балерину.

И где? В очаге, печке!

Символе любви и домашнего солнца. Мрачный датский троллинг

. Кстати, тролль тоже гибнет, но кому от этого легче?

Влюбленных-то за что?

За верность чувству?

«Красные башмачки» (1845)

Сказку впервые записали братья Гримм и даже добавили последний эпизод в историю о Белоснежке, а Андерсен представил свою версию произведения.

В ней на первый взгляд все вроде как прилично: волшебные туфельки наделяют владельца способностью сказочно танцевать, но не дают остановиться - виновато тщеславие.

Мол, нечего хвастаться ими. Но по сути все очень грустно.

Начинается с похорон матери главной героини - сказочно нищей девочки Карен. Мать хоронят в «убогом соломенном гробу» (представить себе такое уже больно).

Девочка идет за траурной процессией в красных башмачках на босу ногу - это подарок от доброй башмачницы, который очень нравится Карен, но не богатой барыне, случайно заприметившей сиротинку.

Обувь малышки («ужасные отрепья») сжигают, а ее саму забирают по сути в рабство - на попечение к богатой барыне, которая и покупает на обряд конфирмации для подросшей девушки другие красные башмаки.

В них и кроется ужас: туфли не дают девочке жить - ноги сами тащат ее в пляс то на кладбище, то в кромешную чащу, то в терновые кусты, раздирающие ноги в мясо.

Изможденная Карен встречает ангела и молит о пощаде, но нет, чашу Андерсена надо испить до дна.

«Ты будешь плясать, плясать в своих красных башмаках, пока не побледнеешь, не похолодеешь, не высохнешь, как мумия», - отвечает ангел из детской, напоминаем, сказки.

Дальше больше. Девочка просит палача отрубить ей ноги вместе с башмаками, тот рубит и приделывает вместо ног... деревяшки.

На костылях она бредет по полю, но мучения не заканчиваются.

Убежавшая красная обувь с обрубками ног не дает Карен попасть в храм и помолиться. Когда ангел все же разрешает девочке войти, она умирает от разрыва сердца прямо на службе.

Такое счастье ощутила.

И все почему?

Потому что сиротка посмела возгордиться из-за своих красных башмачков и подумала, что богатой барыне понравились именно они.

Глубоко.

«Пропащая» (1852)

Главный герой - мальчик, мама которого прачка-пропойца. Она одевает его в «тонкое платьице» осенью и подпаивает из бутылочки тем, «к чему не стоит привыкать». История пропащей мамаши банальна, как сериал канала «Россия»: была молода и красива, потом влюбилась, но из-за бедности выйти пришлось за нелюбимого, которого уже нет на свете. Элементов фэнтези в этой сказке нет. Несчастная женщина умирает от тяжелого труда, замерзнув в холодной воде и оставляя сына сиротой. Андрей Звягинцев мог бы снять фирменную драму по этому сюжету - только про нашу страну.

«Девочка, наступившая на хлеб» (1859)

Девочка Инге была просто девочкой - и иногда мучила насекомых: отрывала крылышки мухам, насаживала навозных жуков на ножик и так далее.

Выросла, начала работать в помещичьем доме.

И однажды отправилась навестить стариков-родителей.

Взяла хлеба, нарядилась, но как только наткнулась по пути на болотистую местность, кинула в лужу хлеб и ступила на него, чтобы не запачкать новые башмачки (фиксация на обуви у Андерсена из детства - его папа был сапожником).

Что сказать?

Не лучшее решение, но не убивать же за это! Увы.

Девочка буквально вросла в хлебный мякиш ногами, провалилась под землю, где ее ждали жабы, гнилая вода, тошнотворная вонь и прабабушка черта, что забрала Инге в преисподнюю и сделала истуканом, привинченным ногами к хлебу.

«Девочка со спичками» (1845 год)

На улице стоял крепкий мороз, шел снег, темнота быстро опускалась на крыши домов.

В такую ненастную погоду в самый«вечер под Новый Год» по темным улочкам города пробиралась«бедная девочка с непокрытою головой и босая».

Она вышла из дома в больших туфлях, что раньше принадлежали ее матери, но один башмак она потеряла по дороге, а другой стащил проворный мальчишка.

И теперь ножки девочки совсем посинели от холода.

У девочки было несколько коробков спичек. За целый день она не продала ни один коробок, к тому же сильно озябла и проголодалась.

Она не обращала внимания на тихо падающий снег и красиво украшенные улочки города.

Все ее мысли были об одном: скоро Новый год, и семьи усядутся за праздничный стол, на котором непременно будет жареный гусь.

Об этом девочка могла только мечтать.

Чтобы немного согреться, она нашла укромный уголок за выступом дома и села, поджав под себя озябшие ножки.

Девочка не смела вернуться домой – она не продала ни одной спички, и«отец прибьёт её».

Страдая от сильного холода, она решилась зажечь одну спичку, чтобы хоть немного«погреть пальчики».

Ясное и теплое пламя озарило все вокруг, и девочке показалось, будто она сидит возле печки, в которой весело полыхает огонь.

Она хотела было протянуть ноги к огню, но в этот миг спичка погасла.

Не медля, девочка зажгла вторую спичку, и перед ней возникла чудесная комната с празднично украшенным столом, на котором красовался аппетитный жареный гусь с черносливом и яблоками.

Чудесное видение исчезло, как только догорело пламя спички.

Когда девочка зажгла третью спичку, она«очутилась под великолепнейшею ёлкой», красивее которой трудно было найти во всем городе.

Она была богато украшена игрушками и«горела тысячами огоньков».

Малышка только протянула к ней руки, но прекрасная картина тут же исчезла – спичка погасла.

Только чудесные огоньки стали подниматься в небо все выше и выше, пока не«превратились в ясные звёздочки».

Неожиданно одна звезда покатилась по небосклону,«оставляя за собою длинный огненный след».

Девочка решила, что в этот самый миг кто-то умирает и его душа вот-вот окажется на небесах.

Она вспомнила, как бабушка – единственный человек, который любил ее всем сердцем – говорила, что если падает звезда, значит«чья-нибудь душа идёт к Богу».

Малютка«чиркнула об стену новою спичкой», и перед ее взором предстала любимая бабушка,«такая кроткая и ласковая», окруженная чудесным сиянием, что у девочки захватило дыхание.

Пока не исчезло видение, она принялась умолять бабушку забрать ее с собой. Девочке очень не хотелось, чтобы бабушка растворилась в воздухе,«как тёплая печка, чудесный жареный гусь и большая, славная ёлка».

Не медля ни секунды, она зажгла все оставшиеся спички –«так ей хотелось удержать бабушку».

Вспыхнуло такое яркое пламя, что вокруг стало светлее, чем днем.

Бабушка, ласково глядя на малышку, взяла ее на руки, и они полетели«высоко-высоко, туда, где нет ни холода, ни голода, ни страха — к Богу».

Ранним утром за углом дома люди обнаружили мертвую девочку, на лице которой играла счастливая улыбка.

Они жалели бедняжку, которая умерла от холода, не зная, что она вместе с бабушкой вознеслась«к новогодним радостям на небо…»

Конец.

Произведение Андерсена учит состраданию и милосердию – помощь нуждающимся нужно оказывать своевременно, иначе будет слишком поздно.

ВОПРОС РЕБРОМ

Что у него было с головой?

Об официальных диагнозах писателя неизвестно, но наследственность Андерсена была тяжело отягощенная в психопатологическом отношении.

Именем его деда по линии отца пугали детей.

«Ханс Кристиан никогда не забывал, как дразнили его мальчишки, предсказывая, что он будет сумасшедшим, как дед», писала советский скандинавист Людмила Брауде.

Отец - сапожник, мать «в связи с пьянством была помещена в богадельню», где и скончалась от белой горячки.

Тетя работала в публичном доме.

Маленький Ганс Христиан играл в саду с будущим королем Дании Фредериком Седьмым, потом тот стал управлять страной, а Андерсена отправили работать на фабрику.

Биографы сходятся в том, что он был великой и сложной невротической личностью.

Писатель боялся огня (носил веревку, чтобы спастись из пожара), отравления, быть похороненным заживо (просил друзей вскрыть ему артерию перед похоронами - вдруг жив?), страдал тиками.

Возможно, пробивной эффект его «сказок» был побочным, а не запланированным.

В таких случаях говорят, что автор был всего лишь пером в чьих-то руках.

Единственный хэппи-энд, который случился в сказках Андерсена, был в «Огниве», где бравый солдат и принцесса поженились.

Автор ушел из этого мира одиноким и бездетным.

До сих пор он остается одним из самых «непрочитанных» писателей, ведь сказки - лишь часть творчества Андерсена, а полное собрание сочинений насчитывает порядка двадцати томов. У нас в стране оно не издавалось.

АВТОРИТЕТНО

«Читая его сказки, люди становятся лучше»

Андрей КОРОВИН, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН:

«Его «несчастность» заключалась в его гениальности.

Вы видели счастливого гения?

Кроме того, Андерсен был глубоко больным человеком.

В том числе его странный облик определялся, видимо, какими-то эндокринными заболеваниями, на что указывают исследования современных врачей.

Однако Андерсен сумел создать то, что близко и понятно и по сей день.

Взаимоотношения Андерсена и фольклора, наверное, таковы, каковы были взаимоотношения с фольклором у Пушкина.

Что-то берет, добавляет свое и возникает новый гениальный текст.

Мы впускаем Андерсена в свой дом, и он сопровождает нас всю жизнь.

Его роль в том, чтобы человечество шло вперед.

Я надеюсь, что, читая его сказки, люди становятся лучше».

ИСТОЧНИК KP.RU

{ "author_name": "Надежда Воронцова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 6, "likes": 1, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "subsite_label": "painting", "id": 194930, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 05 Aug 2020 17:58:52 +0300", "is_special": false }
Объявление на TJ
0
6 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Надя, почему вас так интересует Андерсон? Когда вы прочитали первую книгу этого писателя?

Ответить
0

Когда училась в школе.
И да, он мне ближе.
Как братья Гримм и Эдгар По.
Я в таком ключе и свою сказку о Котопсах пишу;)

Ответить
0

Какая грустную историю ты рассказала.. Мда. Но всё равно спасибо!

Ответить
0

А что такое "идея фикс"?

Ответить
Обсуждаемое
Технологии
Слушания Apple и Epic Games: судья уличила Epic во лжи и предложила компромисс по возвращению Fortnite в App Store
Игру предложили вернуть с условием «заморозки» денег до окончания конфликта. Но Epiс назвала это потворством «незаконным действиям монополистов».
Новости
Сбер открыл первое обновлённое отделение банка в Москве: с кафе, новыми банкоматами и обслуживанием без паспорта
Компания считает это отделение пространством, в котором посетители «получают уникальный пользовательский опыт».
Новости
«Если бы в комнате был яд, я бы сейчас не сидел перед вами»: Киселёв снял репортаж из томского номера Навального
«Вообще я приглашал с собой жену. Но она отказалась. Говорит, что брезгует».
Популярное за три дня
Истории
Cмерть без паспорта: история «острова людоедов» времён советской паспортной кампании
6 тысяч человек депортировали в Сибирь и высадили на остров без еды, убежища и инструментов. В диких условиях выжили чуть больше 2 тысяч.
Новости
Армения ввела военное положение и объявила всеобщую мобилизацию после обстрела Нагорного Карабаха
Москва призвала стороны приступить к переговорам в целях стабилизации ситуации.
Дизайн и архитектура
«Эстетика и вкус. Помним, скорбим»: жители Владивостока принесли траурные венки к гранитным скамейкам в центре города
Они считают, что такие нововведения убивают красоту Владивостока.

Комментарии

null