Искусство
Богдан Мамаев

Профиль: Тоуко Лааксонен — финский художник, создавший брутальную гей-эстетику во времена преследования гомосексуалов

Иллюстратор, ставший одним из самых влиятельных художников жанра эротизма и законодателей моды 20 века.

Тоуко Лааксонен Фото из книги Tom of Finland: Made in Germany

К 20 веку гомоэротизм как художественный приём пришёл в упадок из-за многовековых попыток избавиться от гомосексуализма. Многие страны приравнивали однополые связи к преступлению, что влияло на искусство и возможности выражения. Финляндия не стала исключением и одобрила закон, по которому нарушители рисковали получить до двух лет тюрьмы. Это не остановило Тоуко Лааксонена, получившего мировую популярность и ставшего символом сексуальной революции.

Родившись в Финляндии в семье учителей и получив воспитание по канонам традиционной семьи, будущий художник долгое время прятал работы от посторонних глаз. Он постепенно увеличивал свою аудиторию, расширяя круг знакомств через индивидуальные заказы. А благодаря упорной и методичной работе, поразительной технике и стилю, иллюстратор получил головокружительную известность.

Первые шаги, или как война изменила искусство

Тоуко родился в 1920 в небольшом городке Каарина на юго-востоке Финляндии. Родители поддерживали интересы ребёнка заниматься творчеством и в 1939 году отправили юного Лааксонена в школу искусств и на изучение рекламного дела в Хельсинки. Там будущий художник и нарисовал первые картины.

Тоуко с детства восхищался мужчинами в рабочей униформе, которых встречал на улице или видел среди знакомых. Фермеры, дровосеки, работники фабрик, полицейские. Он даже подглядывал за соседом — мускулистым и грубым юным фермером по имени Урхо, который стал первым героем его иллюстраций.

Самые смелые фантазии он выражал на бумаге, но зарисовки сохранял втайне от остальных и изредка делился с единомышленниками. Перед службой в армии он уничтожил все работы, чтобы избежать возможных рисков — до 1971 года гомосексуализм находился под запретом в Финляндии.

Первую половину карьеры иллюстрации Лааксонена передавались из рук в руки и редко когда публиковались. Он вынужденно научился самостоятельно фотографировать моделей и изготавливать плёночные и печатные изображения, чтобы не обращаться к услугам местных мастеров.

Tom of Finland в армии Фото Jonas Forth

Без названия, гуашь на бумаге, 1947 год Фото галереи Дэвида Кордански

Без названия. графит на бумаге, 1957 год Фото галереи Дэвида Кордански

Без названия, графит на бумаге, 1961 год Фото галереи Дэвида Кордански

Стена с ранними работами Tom of Finland в галереи Дэвида Кордански в Лос-Анджелесе Фото David Kordansky Gallery

Первые работы Тоуко — экстравагантные иллюстрации мужественных рабочих и профессионалов, которыми он вдохновлялся ещё ребёнком. В армии художник восхищался маскулинностью солдат, которую идеализировал и применял в будущих картинах.

В 1945 году Лааксонен закончил службу, вернулся к обучению и продолжил создание, как он их называл, «грязных рисунков». Стиль ранних работ Тоуко более мягкий, романтичный, скромный и стеснительный по сравнению с будущими творениями. Но уже в тех изображениях существовала сила и любовь к образам, которые он создавал.

Художник распространял иллюстрации среди друзей, которые затем шили нарисованные Тоуко наряды, фотографировались и отправляли снимки обратно. Такая схема позволяла скорректировать стиль и добавить больше реализма.

Похититель седла, графит, бумага, 1958 год Фото Artsy

Мечта моряка, графит, бумага, 1959 год Фото галереи Дэвида Кордански

Без названия, графит на бумаге, 1961 год Фото галереи Дэвида Кордански

Несмотря на порнографический характер изображений, у них была и другая сторона, демонстрирующая атмосферу времени. Иллюстрации для мастера — это сценарии, во время которых авторитетные полицейские, рабочие, музыканты становились больше, чем просто объектами сексуального возбуждения. Лааксонен высмеивал их напускную неприступность и гордился за вымышленную способность принять и показать себя.

В своих рисунках он практически высмеивает служащих. Сначала полицейские избивают геев в парке, а потом предлагают заняться сексом.

Доум Карукоски

Фантазии Лааксонена подогревались впечатлениями от войны. Художник признавал, что ненавидел нацистскую идеологию, но полюбил их сапоги выше колена. Он осуждал расизм, часто изображая пары и группы мужчин разных рас вместе. В то время подобные работы находились под табу, а потому для гомосексуалов он стал олицетворением свободы.

Первый контракт и популярность за рубежом

Чтобы заработать денег и распространить работы, Лааксонен предложил зарисовки американскому журналу по бодибилдингу Physique Pictorial. Из-за опасений реакции общества на работы он не стал использовать настоящее имя и подписался Tom of Finland.

Одна из иллюстраций для Physique Pictorial Фото Mutual Art

Иллюстрации для Physique Pictorial Фото Mutual Art

Заявка на работу стала успехом из-за изменений, произошедших в сознании людей после войны. Время характеризовалось подъёмом байкерской культуры вкупе с желанием гомосексуальных мужчин изменить образ в массовом сознании на более мужественный, стилизованный, а порой бунтарский и опасный.

В иллюстрациях байкеров больше всего внимания уделялось кожаным и джинсовым нарядам. Особое впечатление на Тоуко оказал актёр Марлон Брандо, который затем неоднократно появлялся в работах иллюстратора. В картинах активно использовалась одежда, чтобы обозначать видимые отличия между похожими участниками происходящего. Такие простые детали, как каска на рабочем или куртка на пожарном, стали важными атрибутами художественной идеи.

Марлон Брандо Фото Getty

Байкер Фото Tom of Finland Foundation

Без названия, графит на бумаге, 1963 год Фото Tom of Finland Foundation

Лааксонен специализировался на индивидуальных заказах, что давало художественную свободу образов, но ограничивало популярность. Его опубликованные работы — фигуры красивых, мускулистых, молодых мужчин, выполняющих физические упражнения.

Поворотной точкой карьеры художника стал 1962 год, когда Высший суд в деле MANual Enterprises против Day постановил, что журналы, состоящие в основном из голых или полуголых мужчин, не следует признавать непристойными. Для гомосексуальной аудитории это означало, что американская почта теперь могла принимать журналы с мужской порнографией.

Том отреагировал незамедлительно: он опубликовал более детальные рисунки и стилизовал фантастические аспекты героев иллюстраций вместе с преувеличенными аспектами фигуры, например, мышцами и гениталиями.

Я думаю, что хорошо было бы взглянуть на более прогрессивные аспекты его работ. Например, образ как чёрный парень трахает полицейского. Это буквально значит, что он трахает полицию. И мы говорим о подобных изображениях в 50-ые годы! На самом деле трудно понять, что значит видеть мужские стереотипы настолько, как бы получше это сказать, извращёнными.

Стефан Калмар

К середине 70-ых Лааксонен стал больше фокусироваться на создании фотореалистичных аспектов стиля. Хотя многие его работы основывались на фотографиях, получавшиеся изображения никогда не были их репродукциями. Художник скомбинировал фотореализм с дикими сексуальными фантазиями, что привело к появлению работ, которые по стилю отличались от всего, что существовало ранее. На одном из наиболее известных изображений он нарисовал голого мужчину, парящего в космосе и совокупляющегося с Землёй размером с надувной пляжный мяч.

Tom's booted men, графит на бумаге, 1982 Фото Artspace

Без названия, графит, бумага, 80-ые годы Фото Tom of Finland Foundation

Моряк, графит, бумага, 80-ые годы Фото Artspace

Фото Tom of Finland Foundation

Фото Invaluable

Наследие Tom of Finland

С 1976 года Тоуко поучаствовал в более чем 100 индивидуальных выставках и шоу по всему миру. Первая экспозиция прошла в книжном магазине The Revolut Press в Гамбурге, а в 1978 году он организовал американское шоу в Stompers — обувном магазине в районе Вест-Виллидж в Нью-Йорке. Частое посещение мероприятий и поддержка художника по всему миру привела к ещё большей популярности, которая вышла за пределы первоначальной аудитории.

Вместе с другом Дюрком Дейнером Лааксонен основал компанию Tom of Finland, а через пять лет — благотворительный фонд, куда вошёл и образовательный архив. Цель организации — сохранить, восстановить и популяризовать наследие гомосексуальных художников и мастеров в жанре эротики. Постоянная коллекция фонда включает более 1500 работ Тома, около 2000 картин других художников вместе с 100 тысячами другими изображениями, документами и записями. Все работы вместе — это крупнейшая в мире коллекция эротического искусства.

До 1988 года Том жил в двух странах, проводя по полгода в Лос-Анджелесе и Хельсинки. Он часто ездил в Амстердам, Берлин и Нью-Йорк. Не переставая создавать новые иллюстрации, к 80-ым годам он достиг коммерческого успеха и признания на родине. The Village People, Frankie goes to Hollywood и Фредди Меркьюри учитывали стиль одежды из работ Лааксонена, а Энди Уорхол и Роберт Мапплторп регулярно посещали выставки и приезжали к нему в Хельсинки.

Это, по сути, искусство аутсайдеров. Но как кто-то, работающий на одну из самых крупнейших в мире международных компаний, может создавать искусство для аутсайдеров? Как один человек может нарисовать настолько канонические изображения, которые в чём-то похожи на диснеевские и популярны во всём мире? Даже если вы поедете в какую-нибудь глухую деревню Китая, там вы всё равно сможете услышать о Tom of Finland.

Стефан Калмар

Тоуко неоднократно назывался одной из самых выдающихся фигур в истории гомосексуального искусства из-за влияния и наследия, которое он оставил. Стиль, который он изображал в своих творениях, стал примером дресс-кода для геев того времени, позволивший сделать первые шаги в сторону изменения стереотипов о гомосексуалах. Лааксонен стал вдохновителем для писателей, режиссёров, музыкантов и целого поколения художников в жанре.

Дюрк Дейнер в доме Лааксонена
Фото Tom of Finland Foundation

Успех Тома в 80-ые годы сопровождался чередой личных трагедий. В 1981 от рака гортани скончался его партнёр Вели Мекинен, отношения с которым продолжались с 1953 года. Тогда же в США началась вспышка СПИД, затронувшая его друзей. Чтобы внести вклад в борьбу с эпидемией, Тоуко включал изображения презервативов в свои работы, напоминая о необходимости предохраняться.

Из-за смерти Вели художник всё меньше оставался в Финляндии, живя большую часть времени в Лос-Анджелесе. К 1986 у Тоуко ухудшилось здоровье — он был заядлым курильщиком всю свою жизнь, что привело к болезни лёгких. Он перестал работать с графитом из-за дрожи, которая была побочным эффектом назначенного лечения. Самые поздние иллюстрации мастер рисовал углём и пастельными карандашами, требовавшими более простой техники.

Художник умер в 1991 году от осложнений болезни, но его популярность лишь продолжила расти. Фонд Tom of Finland наладил производство одноимённой одежды, доходы от продажи которой направляются на цели, ранее обозначенные художником. Благотворительная организация проводит недели моды, работая с мировыми дизайнерами, включая Жан-Поля Готье, Пьера Дэвиса, JW Anderson и CDLP. Работы художника выставляются в частных коллекциях, музеях и выставках по всему миру.

В Финляндии вы можете увидеть 15-летних девочек, которые носят футболки Tom of Finland. Это прикольно, это сексуально, это остро, рисунки — восхитительны. Что-то есть такое в этих работах, что очаровывает молодых девушек.

Доум Карукоски

В 2014 году, спустя 23 года после смерти Тома, финский почтовый сервис Itella Posti выпустил набор из трёх марок первого класса, на которых изображены рисунки Лааксонена. На двух типах марок напечатали голого мужчину, который сидел между ног другого героя в форме полицейского. На других марках — голые ягодицы и мужское лицо между бёдрами.

Набор превзошёл первоначальные ожидания компании, а предварительные заказы поступили из 178 стран, что сделало марки самыми популярными в истории почтовой службы в стране. А акция Itella Posti ещё раз напомнила о Тоуко как об одном из самых известных и влиятельных художников Финляндии.

Марки Тома Фото The Guardian

Кадр из фильма Tom of Finland

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

За идею для материала спасибо Eugard. Если вы тоже хотите предложить редакции или Лиге авторов написать о чём-то, расскажите в комментариях или пишите:

#истории #лгбт #профиль #лонгриды #лигаавторов