ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ РЕАЛЬНОСТЕЙ В РОМАНЕ ФИЛИПА К. ДИКА «ЧЕЛОВЕК В ВЫСОКОМ ЗАМКЕ»

На фото: Филип К. Дик​

Филип К. Дик – уникальная фигура в области научной фантастики, чей талант может быть объяснён силой и безукоризненностью, с которой он описывает взаимоотношения между «внутренними мирами» своих персонажей, а также взаимоотношения этих «миров» с альтернативной субъективной реальностью. Роман «Человек в высоком замке», получивший в 1963 году первым среди произведений жанра альтернативной истории премию «Хьюго», содержит в себе множество элементов, которые являются отличительными признаками творчества Ф.К. Дика. Разворачивая сюжет своего романа так, что коалиция Германии, Италии и Японии побеждают во Второй мировой войне, Ф.К. Дик не просто создаёт альтернативную реальность, но и рассказывает о последствиях такого исторического поворота. В результате, наряду с элементами историзма и фантастичности, роману «Человек в высоком замке» присущи черты литературы постмодернизма. Факт, дающий нам право на такое мнение – наличие внутри романа ещё одного текста – так называемого романа-в-романе «И наестся саранча», автор которого, некий Абендсен, описывает альтернативную историю, где Германия и её союзники потерпели поражение в войне. Несмотря на то, что события описываемые в романе ближе к реальной истории, полностью они с ней не совпадают и реализуется третий сценарий. Подобно энциклопедиям А. Азимова и Ф. Герберта, представляющими собой текст внутри текста, введение романа «И наестся саранча» в текст романа «Человек в высоком замке» выполнено с целью постановки и обсуждения вопроса исторического релятивизма внутри романа. Но автор романа предлагает читателю взглянуть на одну и ту же точку пространства (США) в одну и ту же точку времени (период после Второй мировой войны), но при этом направление движения этого пространства (события истории) было разделено как минимум на две ветви. Однако, если в произведениях Ф. Герберта и А. Азимова текст в тексте вводится для дальнейшего разъяснения или подтверждения сюжета главного текста, то роман в романе Ф.К. Дика больше напоминает «Теорию и практику олигархического коллективизма», размещенную в романе «1984» Дж. Оруэлла. «И наестся саранча» не соответствует общей логике основного текста, а содержание описывает не «реальность» персонажей романа, а «реальность» читателя, представляя её ещё одной, третьей, альтернативной. Этим Ф.К. Дик хотел создать эффект того, что «реальность» читателя также не является устойчивой. Происходит «инверсия»: победитель становится проигравшим, в мире «Человека в высоком замке» нацисты выиграли войну, но в мире «И наестся саранча» они проиграли. Таким образом, если читатель отступает на шаг назад, в текст «И наестся саранча», он попадает в мир в котором США и их союзники выиграли войну, поэтому, читая текст основного романа Ф.К. Дика, у читателя создаётся впечатление, что реален тот мир, в котором США и их союзники проиграли. Более того, при тщательном изучении текста «И наестся саранча» обнаруживается, что между реальностью читателя и реальностью романа нет точного соответствия. Соответствий достаточно ровно для того, чтобы читатель воспринимал мир романа «И наестся саранча» как свой и провёл разграничительную черту между ним и миром романа «Человек в высоком замке». Тем не менее, основные события романа «И наестся саранча» основываются на исторических событиях реального мира читателя. То, что Ф.К. Дик неоднократно предлагает читателю на протяжении всего своего романа – это мысль о субъективности истории. Чтобы обосновать эту свою мысль писатель и создаёт «инверсию» реального и вымышленного хода истории. В этом аспекте становится очевидным, почему сторонники постмодернизма видели в творчестве Ф.К.Дика яркий пример постмодернистской НФ. Оба романа («Человек в высоком замке» и «И наестся саранча») могут рассматриваться как произведения историографической метафикции. Это связано с тем, что роман в романе заставляет читателя переосмыслить прошлое и настоящее, а также подумать о возможном будущем. Считается, что именно эта способность научной фантастики укрепила позиции жанра в литературе постмодернизма, а концепция историографической метафикции позволяет отнести к альтернативной истории ко многим произведениям научной фантастики, включая роман «Человек в высоком замке».

Обложка романа "Человек в высоком замке"​ Филипа К. Дика
Романы Филипа К. Дика известны своими экранизациями. Какие фильмы по мотивам произведений Ф.К. Дика вы смотрели?
Сериал "Человек в высоком замке"
"Особое мнение"
"Вспомнить всё"
"Помутнение"
"Бегущий по лезвию"
"Час расплаты"
"Свободное радио Альбемута"
"Меняющие реальность"
Сериал "Электрические сны Филипа К. Дика"
"Пророк"
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Написать
{ "author_name": "Рафаэль Ахмедов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 10, "likes": -11, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "subsite_label": "science", "id": 125024, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Sat, 09 Nov 2019 23:36:40 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 125024, "author_id": 274428, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/125024\/get","add":"\/comments\/125024\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/125024"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 214346, "last_count_and_date": null }
10 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Больше всего бросаются в глаза сокращения имён авторов, аббревиатуры (Ф.К., НВ)

Подсайт «наука» не особо подходит для рецензии или обзора книги, когда ничего наукоподобного в статье рассмотрено не было

Ну и заголовок капсом – не комильфо

Ответить
0

Не ну прям умный, ничего не скажешь. А я тут пока не разобрался, и вообще, если честно, даже не знаю как переделать свою запись после опубликования)

Ответить
0

Я не критикую с целью критиковать. Я просто попробовал объяснить, почему пост мог улететь в минуса по моему мнению, так как эта тема неочевидная. И в случае этой статьи, довольно несправедливая и в основном немая – толком никто больше не отписался

Ответить
0

>АЛЬТЕРНАТИВНЫХ РЕАЛЬНОСТЕЙ

спасибо за спойлер, только решился прочитать

Ответить
0

Так здесь обозван жанр альтернативной истории. Про принадлежность к которому романа есть почти в любой аннотации. Как и про то, что в романе цитируется вымышленный роман (словно написаный в том мире) «И наестся саранча». Прием далеко не новый.

Ответить
0

Нужен множественный выбор в голосовании.

Ответить
0

Это понимается, как читается. Опция "выбрать несколько вариантов", ведь можно просмотреть несколько экранизаций.

Ответить
0

Ну капс убери,бро,и все хорошо будет

Ответить
0

Заголовок наорал на меня с утра

Ответить
Обсуждаемое
Новости
В Сиэтле арестовали капитана полиции — он пытался заплатить проститутке, но та оказалась его коллегой под прикрытием
Они даже работали в одном департаменте.
Гость TJ
Гость TJ: Михаил Светов
Трансляция с ответами на комментарии начнётся после 17:00 по Москве.
Новости
Зоозащитница пожаловалась на ветеринара, спасающего животных от эвтаназии
В Челябинске прокуроры проверяют обращение зоозащитницы, которая пожаловалась на местного ветеринара. По словам женщины, доктор не делает эвтаназию питомцам по просьбе хозяев, а, наоборот, спасает кошек и собак.
Популярное за три дня
Разборы
Протестующие Гонконга превратили университеты в «крепости». Их несколько дней обороняют с луками и катапультами
Вузы Гонконга стали полем битвы с полноценными осадами и обороной, спортзалы — медпунктами, а инвентарь — оружием.
Интернет и мемы
«Я росла в ль» и «Череп овец»: в соцсетях переделали новый логотип Петербурга за 7 миллионов рублей под другие города
Интернет пришёл к выводу, что дизайн не стоит таких денег. Больше всего не повезло Челябинску.
Истории
Чувствуя себя живым: история Адама Ондры — скалолаза, превратившего подготовку к Олимпиаде в YouTube-сериал
Чешский атлет и его долгий путь самосовершенствования в одном из самых зрелищных видов спорта.

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovy", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chfbk", "p2": "gnwc" } } } ]