{"id":927,"title":"\u041a\u0430\u043a \u0441\u0442\u043e\u043b\u044f\u0440\u044b \u0438\u0437 \u0420\u044f\u0437\u0430\u043d\u0438 \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043d\u0430 \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u044f\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0434\u0438\u043d\u043e\u0437\u0430\u0432\u0440\u0430\u0445","url":"\/redirect?component=advertising&id=927&url=https:\/\/vc.ru\/pochta\/328045-kak-stolyarnaya-masterskaya-iz-ryazani-nachala-prodavat-tovary-po-vsemu-miru&placeBit=1&hash=afe3761281126fb1d347a0a60ed002032c23e39f0bc269604c83154fc512cdcb","isPaidAndBannersEnabled":false}

«Она летает, чёрт возьми»: что происходит с «Ангарой» — первой российской ракетой собственной разработки Статьи редакции

Ракета полетела лишь во второй раз за шесть лет, а с момента начала работы над ней прошло уже больше 25 лет.

Второй запуск «Ангары»

14 декабря с космодрома Плесецк запустили «Ангару-А5». Это стало вторым за шесть лет запуском для первой российской ракеты — и всё ещё тестовым. Старт проводили военные, а «Ангара» до сих пор не готова для серийного производства. TJ рассказывает, в каком состоянии сейчас находится российская разработка, чем отличается от существующих и чего ждать дальше.

Что происходит с «Ангарой»

14 декабря Космические войска России провели лишь второй запуск «Ангары» за всю историю её разработки — предыдущий был в 2014 году. Несмотря на то, что всё прошло штатно, а ракета вывела на орбиту макет полезной нагрузки, запуски с такой паузой с трудом можно назвать успехом.

Она летает, черт возьми!!! https://t.co/nVAwwXZ93x

Формально работу над «Ангарой» начали ещё в 1992 году, когда правительство организовало конкурс на разработку Космического ракетного комплекса (КРК) тяжёлого класса. Но Борис Ельцин подписал указ о разработке «Ангары» только 6 января 1995 года — с этого момента можно отсчитывать время работы над новой ракетой. Об этой дате, по крайней мере, пишут госагентства. TJ не удалось найти указ на сайте Кремля (другие распоряжения от этого дня там есть).

Изначально идея создания «Ангары» была достаточно простой: после распада СССР часть предприятий космической отрасли и космодром «Байконур» оказались за пределами России, а власти РФ не хотели зависеть от других стран. Поэтому правительство решило создать ракету тяжёлого класса, которую бы целиком производили в России и из отечественных комплектующих, а запускали с российских космодромов.

Другой целью «Ангары» было заменить большинство ракет, которые использовали в 90-е: в том числе «Протоны», украинские «Зениты» и «Циклоны». По задумке властей, это бы позволило российским властям заново создать разрушенную вместе с СССР космическую отрасль.

«Протон-М»

Проблемы с проектом начались почти сразу: первые два года ракету создавали только на бумаге и она была далека от того, к чему в итоге пришли в ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Изначально инженеры планировали создать двухступенчатую ракету-носитель, которая использовала бы разное топливо в каждой ступени — на первой керосин, а на второй — жидкий водород.

Двигателем первой ступени выбрали РД-171, который создавали для украинского «Зенита», а двигателем второй стал РД-0120, который использовали на центральном блоке советской «Энергии». Это сильно упрощало задачу конструкторам — они могли использовать уже известные и проверенные по нагрузке двигатели, производство которых было легко наладить. Кроме того, РД-171 позволял использовать для запуска стартовые комплексы ракеты «Зенит».

Однако уже в 1997 году в ГКНПЦ им. М. В. Хруничева решили всё переиграть. Принятый вариант ракеты отклонили, а вместо него предложили использовать схему ракеты на базе универсальных модулей и с керосином на всех ступенях. Решение приняли без нового конкурса — глава тогда ещё Росавиакосмоса Юрий Коптев подписал документ, и с согласия Минобороны инженеры начали работать над новой ракетой.

Юрий Коптев (справа) вместе с Путиным в Центре имени Хруничева

Кардинальное изменение компоновки ракеты совпало с самыми неудачными годами в плане финансирования российской космонавтики. В 95 и 96 году деньги на «Ангару» выделили только в Минобороны, в 1997 году — там и в Российском космическом агентстве, а в дефолтном 1998 году на программу и вовсе не дали почти ничего — военные предоставили 6,5 миллионов рублей вместо 99 миллионов, а РКА — ни рубля. Ещё хуже ситуация стала в 1999 году, когда Минобороны выделило всего миллион рублей.

Позже ситуация начала выравниваться: в 2000 году военные выделили на «Ангару» 48,3 миллиона рублей, но нормальное финансирование пошло только в 2005 году, до этого программа получила лишь 4% необходимых средств.

Если бы речь шла о коммерческой разработке, то проволочки с финансированием могли бы и не повлиять на итоговый результат, проект бы просто бы отложили. Но в космической отрасли, а особенно в российской, действуют иные правила: ещё со времён советской космической программы все ракеты и запуски — это результат совместной работы десятков организаций от конструкторских бюро до производственных объединений.

Исторически все предприятия были намертво завязаны на государственное финансирование. И если власти не выделяли деньги, то разрушались целые организации, цепочки поставок, кооперация и технологические линии. Проще говоря, сбой финансирования приводил не только к срыву сроков, но и отбрасывал отрасль назад — приходилось заново отстраивать сотрудничество между предприятиями и менять разработки на ходу.

Кроме того, на космонавтику в России всегда влияла ещё и экономическая ситуация в мире. Например, в кризисном 2008 году выросли цены на материалы и энергоносители, поэтому «Ангара» потребовала дополнительных вложений. Больше всего денег Роскосмос получал из бюджета в 2013 и 2014 годах. Возможно, если бы такой уровень финансирования сохранили на пять или десять лет, то Россия успела бы обзавестись и орбитальной группировкой, и достроить космодром «Восточный», и запустить в серийное производство «Ангару».

Космические успехи СССР во многом зависели от финансирования. Советские власти не жалели денег на программу до самого конца — даже на закате страны в 1989 году на космос выделили более 10 миллиардов долларов. Но у российского правительства были другие приоритеты, поэтому Федеральную космическую программу на 2016-2025 годы сначала утвердили, а потом урезали вдвое с 2,8 до 1,4 триллиона рублей, и продолжают уменьшать финансирование. Ещё сильнее досталось Федеральной программе развития космодромов, которую уменьшили с 750 до 340 миллиардов рублей.

Россия могла бы финансировать «Ангару» благодаря монополии на рынке пилотируемых космических запусков, которая продолжалась с 2011 года, а также благодаря другим коммерческим запускам. Однако вместо этого Роскосмос пытался одновременно создать многоцелевой космический корабль «Федерация» (бывший «Орёл»), много заявлял о лунной программе и начал работу над другой ракетой, которую в итоге назвали «Союзом-5» (прим. TJ — ничего из этого пока так и не воплотили в жизнь).

Макет корабля «Федерация» на выставке МАКС-2013

Первый полёт тяжёлая «Ангара» совершила лишь в 2014 году — казалось, что теперь ракета оказалась на финишной прямой, но на этом проблемы не закончились. Следующим испытанием для «Ангары» стал полный «переезд» производства из Москвы в Омск.

По официальной версии, главной причиной стали проблемы со сваркой — на московских заводах использовал аргонно-дуговую сварку, которая не подходила для «Ангары», а на омском предприятии «Полёт» используют фрикционную сварку, которая как раз и нужна для ракеты.

Другой причиной власти называли более выгодное расположение Омска — якобы город находится ближе к космодрам Плесецк и Восточный. Однако до этого расстояния никогда не были проблемой для отечественной космонавтики — ракеты без проблем возили и на Байконур, и в Плесецк. А «Ангару» изначально проектировали с учётом размеров железнодорожных тоннелей.

Получается, одним решением Роскосмос сам разрушил уже налаженный производственный цикл на профильном предприятии, а заодно «оптимизировал производство», сократив персонал. Это повлияло не только на «Ангару», но и на прошедшие проверку временем «Протоны», которых стали запускать в три раза меньше после 2013 года.

При этом омский «Полёт» вместо постепенного освоения производства делал всё в авральном режиме, который оказался ещё и намного более затратным для бюджета. Только первый этап модернизации предприятия обошёлся в семь миллиардов рублей, а второй — в 10 миллиардов рублей, и до сих пор не завершён. В результате перевод производства из Москвы не произвёл ожидаемого эффекта, зато по одной из версий, это освободило территории ГКНПЦ им. М.В. Хруничева под коммерческую застройку.

Что уникального в «Ангаре» и чем она отличается от других российских ракет

Изначально «Ангару» создавали лишь как замену используемым в 90-х ракетам, но производимую целиком в России, она также должна была заменить потерянную «Энергию». Но в итоге российские инженеры замахнулись на создание универсальной модульной ракеты, а из-за проблем с финансированием начали обновлять проект прямо в процессе разработки.

В итоге «Ангара» выросла в целое семейство ракет-носителей, а главной особенностью стало применение универсальных ракетных модулей (УРМ). По задумке инженеров, грузоподъёмность ракеты зависит только от количества УРМ: один модуль — это «лёгкий» класс, а три и более — уже «тяжёлый».

Разные компоновки «Ангары»

В финальном варианте «Ангара» должна была решить сразу несколько задач. В первую очередь, позволить выводить грузы на орбиту с территории России («Протоны» запускают только с «Байконура»), при этом изготавливать её будут только отечественные предприятия.

Помимо этого она должна заменить тяжёлые ракеты-носители с токсичным гептилом — в том числе «Протоны». В «Ангаре» применяется экологически чистое топливо на основе керосина, а окислителем выступает жидкий кислород, поэтому ракета считается более безопасной.

Благодаря модульной структуре «Ангару» можно было бы легко транспортировать по железной дороге. При этом в максимальной комплектации она смогла бы выводить на орбиту до 35 тонн полезной нагрузки, а прошедшая два испытания «Ангара А5» — до 26 тонн, больше чем «Протон».

Falcon Heavy — модульная сверхтяжёлая ракета от SpaceX

В случае успеха ГКНПЦ им. Хруничева может занять почти весь рынок российских космических запусков — ракета на основе универсальных модулей могла бы заменить сразу все существующие типа ракет-носителей. «Ангару А5» хотели использовать вместо «Протона», а «Ангару А3» вместо украинского «Зенита-2». Без замены остались бы только ракеты-носители семейства Р-7 — все «Союзы».

При этом даже самый тяжёлый вариант «Ангары» отстаёт от конкурентов. SpaceX уже дважды успешно применила ракету сверхтяжёлого класса Falcon Heavy для коммерческих миссий, а российскую разработку можно сравнивать только с Falcon 9, запуски которых стали для американской компании обычным делом. «Ангара А5» сопоставима по стартовой массе и выводимой нагрузке с Falcon 9, французской Ариан-6 и китайской CZ-11.

7 миллиардов рублей
стоит один запуск «Ангары» — дешевле американской Delta IV Heavy, но вдвое дороже «Протона

Что ждёт «Ангару»

Перспективы применения «Ангары» остаются неясными. Пока что, за четверть века работы над ракетой, «Ангара» совершила два полёта. Оба запуска были тестовыми, а до серийного производства проект даже по оптимистичным оценкам самих конструкторов доберётся не раньше 2022 года.

Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин уже неоднократно высказывался об «Ангаре» как о способе решения многих целей отечественной космической программы. По его мнению, ракету можно будет использовать и для создания орбитальной станции, и для вывода в космос новых орбитальных модулей для МКС, и для полётов на Луну.

Однако пока «Ангару» неоткуда запускать на регулярной основе — стартовая площадка существует только на Плесецке, но и она требует модернизации. Пока нет ни документации для первых пилотируемых полётов, ни системы аварийного спасения для экипажа.

Другая проблема ракеты заключается в том, что она уже на этапе тестирования не удовлетворяет требованиям заказчиков — в первую очередь, Минобороны РФ. Выводимая масса ракеты оказалась ниже заложенных нормативов, поэтому «Ангару-А5» ещё до начала серийного производства отправили на модернизацию. Для этого инженеры модифицируют двигатель РД-191, но первый его образец будет готов только в конце 2021 года.

На мировом рынке «Ангара» уже устарела: несмотря на модульную структуру из универсальных блоков, она остаётся одноразовой, а характеристики и стоимость уступают конкурентам, особенно в лице SpaceX. Российскую ракету начинали создавать почти одновременно с американскими Atlas V и Delta IV, но их сейчас выводят из эксплуатации в пользу Falcon 9, Falcon Heavy и других новых ракет с возвращаемыми ступенями.

Но даже в случае, если проблемы с грузоподъёмностью «Ангары А5» удастся решить, а производство ракеты быстро наладят в Омске, она вряд ли станет востребованной в ближайшее время. Для коммерческих запусков она ещё не успела доказать свою надёжность — нужно больше успешных стартов как с «Плесецка», так и с «Восточного», где всё ещё нет стартовой площадки.

На сайте Роскосмоса говорится, что старт «Ангары» с «Восточного» намечен на 2023 год, но об этом говорили ещё в 2015 году. Глава ведомства Дмитрий Рогозин сообщал о планах провести два пуска «Ангары» в 2021 году, но не уточнял, каких именно. В любом случае, даже руководитель Роскосмоса теперь согласен, что для создания ещё одной новой ракеты сначала нужно создать новые технологии, а не использовать уже существующие.

Я не приступал бы к созданию сверхтяжелого комплекса на основе существующих решений, пусть даже они до сих пор хороши и до сих пор конкурентны. Нужен принципиально новый маршевый двигатель, позволяющий добиться «горячего резервирования» и многократного использования.

Дмитрий Рогозин
0
57 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Zero-one-one

Ну инженеры конечно молодцы, за такие зарплаты всё равно работают в роскосмосе

Ответить
69
Развернуть ветку
Удивленный звук

А какие там зп

Ответить
0
Развернуть ветку
Al

20 тыщ

Ответить
12
Развернуть ветку
Удивленный звук

Да ну, это ж только оклад. 100% у них хуева туча премий и зп у особо одарённых выше 100 есть

Ответить
–2
Развернуть ветку
Удивленный звук

Ведущий программист 30к??? Я Джун, на заводе получаю большк

Ответить
3
Развернуть ветку
Al

Отрицание, удивление, ахуевание, хех . 

Ответить
39
Развернуть ветку
Удивленный звук

Ох лол

Ответить
0
Развернуть ветку
Ласковый коктейль

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1
Развернуть ветку
Удивленный звук

выше 100 тыщ
как у мидл куа научившегося по видосам на любой аутсорс галере

Ответить
7
Развернуть ветку
Zzzzzzz

Даже эти выше 100 (которые не факт что существуют) это компейки по сравнению с зп иностранцев

Ответить
5
Развернуть ветку
Александр Коровников

Даже когда пишут серую зарплату в объявлениях на том же ХХ - всегда пишут максимум. 

Ответить
1
Развернуть ветку
AttentiveMilk

Чтобы получить 100к на такой работе нужно быть особо одарённым. Ну охуеть. Зарплата среднего специалиста в it

Ответить
0
Развернуть ветку
Удивленный звук

Поэтому и перевели в Омск, там это средняя зп уже.

Ответить
0
Развернуть ветку
Удивленный звук
Ответить
2
Развернуть ветку
Удивленный звук

Когда пытаешься в твиттер Маска жаль

Ответить
45
Развернуть ветку
Arthur Sergeev

Какие же вы мудаки, всётаки. Почему с таким негативом? Ракету делали инженеры, а не Рогозин. Покидай своих работ, а мы пооцениваем. Сделать ракету это тебе не наклепать логотипов вроде Джон Федор.

Ответить
7
Развернуть ветку
Ilya Tazikov

Инженерам нужен менеджмент - какой менеджмент, такой и результат.

Ответить
15
Развернуть ветку
Ласковый коктейль

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0
Развернуть ветку
FUNKADELIC

Да это он просто "троллит" тупых амеров. Типа у них ракета недавно взорвалась, а наша то полетела, видимо сам не ожидал. И надо, по старой российско-чиновничей традиции, унизить конкурентов по полной. То второго такой удачи может долго не быть.
Вообще отличная стратегия для Росрогозинкосмоса: меньше запускаешь ракеты - меньше взрываются.

Ответить
1
Развернуть ветку
eepk yh

Каждый, даже не луркодрочер, а просто - долбоеб, теперь разбирается что есть троллинг. 
Это была бы вообще шутка, если бы перед спейс-х стояла задача просто запустить,  как у Роскосмоса.
А так смехуечки Рогозина, это из разряда "сам себе приятный": как всерьез воспринимать высказывания человека, который не может адекватно оценить свой уровень относительно конкурента?

Ответить
0
Развернуть ветку
Alex Blake

Всяческие бюрократические проволочки, узколобость и недальновидность чинуш угробили столько полезного труда инженеров, конструкторов, проектировшиков и т.д.. Очень обидно за них. 

Ответить
21
Развернуть ветку
Валентин Жетонофф

судя по статье, основная проблема - финансирование.
Ну а это проблема нечестных судов, произвола и отравлении своих граждан, так бы 100% нашлись люди, кто готов был бы инвестировать в космос.

Ответить
0
Развернуть ветку
Concerned Citizen

SpaceX запустили человека в космос за 18 лет
"Ну в этом ничего особенного нет, МЫ ещё в советское время это сделали"
Российская 1 ракета разрабатывается 25 лет, 2й тестовый запуск
"ОХУЕННО КАКИЕ ЖЕ МЫ КРУТЫЕ РОССИЯ РОССИЯ РОССИЯ"

Ответить
13
Развернуть ветку
Concerned Citizen

Меня ещё это "МЫ это в советское время сделали" убивает, от человека который даже косвенное отношение не имел ко всем этим достижениям(слава богу, а то бы небыло никаких достижений, наверное). Вот эта чисто типичная манера примазываться к БЫЛОЙ СЛАВЕ, когда похвастаться в настоящем нечем.

Ответить
21
Развернуть ветку
ар-рус

Ирония в том, что и мы, и американцы десятки лет искали способ уменьшить стоимость пусков и обе страны последовательно из-за этих поисков упускали рынок.

Американцы выбрали путь Шаттлов, в конце концов провалились в этом направлении (супердорого и суперопасно для экипажей), и вынуждены были оставить России монополию на пилотируемые пуски. Американцы вовсе не разучились запускать людей в космос, как кричали наши "патриоты", они просто зашли не туда, потратили время и деньги не на тот путь. К моменту закрытия программы Шаттлов у них не осталось альтернативы для запуска людей и пришлось все начинать с нуля. С другой стороны и СССР чуть в это болото с Бураном не ушел, но не было бы счастья, да несчастье помогло - на разорение Буранами и его свои катастрофы просто не хватило денег из-за распада СССР.

А теперь уже Россия ушла не туда с модульной Ангарой (проект забуксовал на десятки лет, при этом само решение никакой особой выгоды не дало), а американцы
в этот раз  выбрали правильное направление, преуспели в нем и вернули лидерство.

Ответить
12
Развернуть ветку
Людской файл

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
12
Развернуть ветку
Ze Katze

Пятая колона пытается замаскироваться
Но мы то знаем... 

Ответить
9
Развернуть ветку
Психический кот

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
4
Развернуть ветку
Грэм Грэмский

Ого, он даже не удивился иронично в стиле,"Ого, она не взорвалась"
Вот что новичок с людьми делает

Ответить
1
Развернуть ветку
Алексей Дудырев

Какая же была прекрасная новость, если бы Рогозин не сделал это пародие в твитере про "Она летает, чёрт возьми!!!"
Боже, просто сдох от кринжа...
Нахуя? а главное, зачем?

Ответить
7
Развернуть ветку
Психический кот

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
3
Развернуть ветку
Удивленный звук

Ну вот представь что ты в Реал мадриде воду носишь. Роналду финтит, забивает ножницами, вглядит как греческий бог. А ты – воду носишь. И хочешь быть как Роналду. Но никогда не будешь. Потому что воду носишь. А надо было в футбольную академию идти учиться.

Ответить
2
Развернуть ветку
Алексей Дудырев

Ну он же взрослый мужик, на такой должности, ну там же всё по другому должно быть? разве нет? как он просто может эту свою зависть выставлять так публично на всех? это же хуже ничего нету чем завидовать...
Новость то ведь реально хорошая, столько слов у нас в русском языке как это можно было красиво описать/подать. Но нет, просто написал вот это. Для чего? Что бы быстрее до Илона дошла новость? Что бы у них там обсуждали его твит, потому что Глава Роскосмоса использовал слова Илона? Просто не понимаю...

Ответить
–1
Развернуть ветку
Удивленный звук

Да просто дядя очень хочет как там по форме, но вообще не понимает как там по сути. Великая космическая держава – это уже почти прошлое.

Ответить
4
Развернуть ветку
Andrey Petrov

Жаль только, что Роналду уже 2 года как в Ювентусе ;)

Ответить
0
Развернуть ветку
Удивленный звук

Дамир, спасибо за текст про Ангару, но что там с постом про Электрон и другие РН сверхлёгкого класса? 👀

Ответить
6
Развернуть ветку
Дамир Камалетдинов

Я бы и рад, но в этом году уже вряд ли успеется( 

Ответить
4
Развернуть ветку
Удивленный звук

Рогозин Путину так каждый год говорит.

Ответить
19
Развернуть ветку
Ласковый коктейль

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
2
Развернуть ветку
Илья Казаков

Отличная статья, спасибо ☺️

Ответить
4
Развернуть ветку
Психический кот

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
4
Развернуть ветку
nifago

Вопрос скорее уже не "что", а "зачем" с ней что-то происходит. Конечно, все эти проблемы с финансированием очень понятны и печальны, но даже по текущему курсу стоимость разработки одной Ангары уже больше в несколько раз чем все инвестиции в SpaceX, которых до момента начала массовых запусков хватило на создание целого семейства многоразовых ракет, пары двигателей, и космического корабля. Напоминает историю со Сферой, стоимость "изложения и обоснования концепции проекта" которой выше чем стоимость разворачивания всего Starlink.

Ответить
1
Развернуть ветку
Dmitry Yashin

Блять, Дамир, я, конечно, понимаю, что тебе в прошлый раз заплатили за очень эмоциональную статью про эксперимент с самолётом и Теслой, но зачем ты повторяешь свои провалы с эмоциональностью снова?

Ответить
–7
Развернуть ветку
Дмитрий Чернышов

Пруфы?

Ответить
0
Развернуть ветку
Dmitry Yashin

Пруфы чего именно?

Ответить
2
Развернуть ветку
Валентин Жетонофф

что это Дамир

Ответить
3
Развернуть ветку
Дмитрий Чернышов

Что ему заплатили.

Ответить
0
Развернуть ветку
Alex Fielding

Грустная история 

Ответить
0
Развернуть ветку
испанский смех

ясно одно, что это все необходимо скорее сворачивать

Ответить
0
Развернуть ветку
ар-рус

Принцип модульности должен был радикально уменьшить цену запусков, потому что модули спроектированы как универсальные для всех ракет и должны были делаться серийно, снижая издержки производства. Это была альтернатива многоразовости по которой в будущем и успешно пошел Маск. К сожалению, ни у нас, ни у других производителей модульность не оправдалась как средство снижения себестоимости пуска, а вот решение Маска и скорость работы его компании революционно снизили стоимость. По хорошему нах эта Ангара уже никому не нужна, только военным в России для замены Протонов всяких. И то чтобы гептилом не травить степи, хотя пока пускаем с Казахстана на это всем плевать и Протон мог бы летать еще хоть 50 лет.

Ответить
0
Развернуть ветку
eepk yh

Удачно запустили. А5.

Ответить
0
Развернуть ветку
Andy Bezbozhny

Орёл - бывшая Федерация (в девичестве ПТК НП), не наоборот

Ответить
0
Развернуть ветку
Виктор Владимирович

Автор ты всё напутал. Космический корабль называется Орёл (ранее федерация). Ангара А5 именно из за того, что одноразовая, выводит на орбиту на 40% больше нагрузку (25 тонн) чем фалькон 9 (16 тонн), а с французким проектом вообще не сравнить и особенно с китайским, у них ещё ниже показатели. В максимальной комплектации АнгараА5В в перспективе может доставить Орёл на луну с грузоподъёмностью 38 тонн.
Я бы на месте главреда урезал бы тебе зп за эту статью.

Ответить
0
Развернуть ветку
Руслан Лядицкий

К автору вопрос: почему он прилепил цитату Рогозина в самом конце, которая относится к РН Енисей, в чем можно убедиться, перейдя по оставленной ссылке? Считаю, это некоторое усугубление и ввод в заблуждение. Тем более, РД-191 достаточно свежий, разрабатывался, по сути, параллельно с Ангарой. Для Енисея и мощности его уже вряд ли хватит, поэтому - да, там нужно что-то поновее

Ответить
0
Развернуть ветку
Denys Shevchuk

Ракета делалась сцуко 25 лет??? Т.е. это советские чертежи пытались столько времени расшифровать? 25 лет для такой отрасли это вечность. Тем более на нее в мире спроса не будет. Она не умеет возвращаться. Т.е. уже будет стоит докуя денег одноразовая ракета.

Ответить
–1
Развернуть ветку
Виктор Владимирович

ну ты дебил такой же как и автор )))

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 57 комментариев
null