Наука
Никита Логинов

Что случилось с «Наукой» и как это отразится на МКС — рассказ NASA и объяснения Роскосмоса

Инцидент с российским модулем стал крупнейшим в истории Международной космической станции.

Модуль «Наука» (слева) после стыковки с МКС Фото Роскосмоса

29 июля в 16:29:10 по московскому времени модуль «Наука» успешно пристыковался к Международной космической станции, а примерно через три с четвертью часа произошла нештатная ситуация — неожиданно включились двигатели модуля. Издания Space и The New York Times рассказали об инциденте глазами специалистов NASA, их компиляцию вместе с сообщениями Роскосмоса публикует TJ.

Ликбез: как МКС приводится в движение

Сама по себе станция, как и всякое тело на орбите, находится в состоянии свободного падения — она движется по инерции и не нуждается в постоянной работе двигателей. Но орбита МКС относительно низкая — от 370 до 460 километров, на такой высоте атмосфера хоть и сильно разрежена, но всё ещё присутствует. Так что станция постоянно теряет высоту из-за сопротивления воздуха — примерно на два километра в месяц.

Периодически станцию приходится поднимать на орбите с помощью маршевых двигателей модуля «Звезда» и российских грузовых кораблей «Прогресс». Модуль «Наука» тоже имеет двигатели, но не маршевые (основные, работающие до конечной точки полёта), а маневровые — они корректируют и стабилизируют движение модуля на подлёте к станции. Именно эти двигатели стали источником проблем 29 июля.

540 градусов для конструкции массой 440 тонн

Во время стыковки «Науки» с МКС дежурным руководителем полётов NASA в Хьюстоне был Грегори Уитни. Зебулон Сковилл, сменщик Уитни, в свой выходной приехал в Центр, чтобы понаблюдать за происходящим. Ранее Сковилл уже руководил подготовкой к прибытию «Науки», так что он хотел присутствовать при стыковке.

Зебулон Сковилл, 86-ой руководитель полётов NASA Фото NASA

После беспроблемной стыковки Уитни попросил Сковилла подменить его на вторую половину смены. Тот согласился, потому что самая сложная и ответственная часть работы была позади. Он сменил Уитни на рабочем месте примерно в половине двенадцатого по хьюстонскому времени, а в 11:34 загорелось табло с предупреждением: МКС начала опрокидываться.

Станцию удерживают в равновесии четыре больших тяжёлых гироскопа, которые вращаются со скоростью 6000 оборотов в минуту, но какая-то сила стала перевешивать их работу.

Поначалу Сковилл посчитал это сообщение ложной тревогой, но хватило одного взгляда на мониторы видеотрансляции с орбиты, чтобы понять: станция действительно вращается. Причину обнаружили быстро — из маневровых двигателей модуля «Наука» вырывались реактивные струи.

Модуль будто бы пытался оторваться от МКС, но из-за надёжной стыковочной фиксации тянул вниз всю заднюю часть станции, поднимая вверх переднюю часть. МКС начала поворачиваться вокруг своей оси со скоростью 0,56° в секунду — безопасная и незаметная величина для экипажа, но серьёзная для самой станции. Даже такое медленное вращение может создать критическую нагрузку на сложную по форме конструкцию массой 440 тонн.

Худший час в истории МКС

Сковилл сразу же связался с коллегами из российского ЦУПа в подмосковном Королёве и услышал от них неприятную новость: оборудование «Науки» настроено так, что модуль может принимать команды только с наземного командного пункта. То есть, отключить двигатели модуля с МКС или из Хьюстона невозможно — а до прохождения станции над Россией, между тем, оставалось ещё 70 минут.

Центр управления полётами в Королёве во время стыковки модуля «Наука» с МКС Фото Роскосмоса

Связь МКС с Хьюстоном тоже могла оборваться в любой момент — из-за вращения станции её антенны теряли нужное направление. Сковилл понял, что нужно действовать немедленно. Диспетчеры быстро объяснили экипажу станции, что происходит, и дали необходимые инструкции.

МКС впервые в истории объявили аварийной, что привело к автоматической активации дополнительных наземных антенн в США. Но связь всё равно обрывалась дважды — на четыре минуты и на семь минут.

Сотрудники NASA командами с Земли свернули и заблокировали солнечные батареи станции — центробежная сила могла разрушить эти лёгкие «крылья» в первую очередь, и тогда МКС осталась бы без источника энергии. Экипаж станции попытался остановить вращение: космонавты запустили двигатели модуля «Звезда», а когда стало ясно, что этого недостаточно — включили двигатели корабля «Прогресс МС-17», пристыкованного к «Поиску».

Российский сегмент МКС с двигательным модулем «Звезда». Место модуля «Пирс» и соединённого с ним корабля «Прогресс» теперь занято модулем «Наука» Изображение Wikimedia

Двигатели «Науки» проработали в общей сложности 15 минут, за это время МКС успела повернуться на 540° — то есть, на полтора полных оборота. После этого двигатели отключились — по данным Роскосмоса, на борту модуля просто закончилось топливо. Чтобы вернуть станцию в изначальное положение, двигателям «Звезды» и «Прогресса» дали повернуть её на 180° (половину оборота) в обратном направлении.

Спустя час после начала нештатной ситуации всё пришло в норму. Космонавты проверили МКС и убедились, что инцидент не повредил её. Предварительный анализ NASA также показал, что МКС «останется в хорошей форме».

Я полностью доверяю русским. Это фантастическое сотрудничество с NASA и всей программой Международной космической станции.

Зебулон Сковилл

Сковилл заявил, что не сомневается в работоспособности станции и что никогда ещё не был так счастлив видеть радиаторы и солнечные батареи станции в целости и сохранности. Он посоветовал космонавтам расслабиться и отдохнуть остаток дня.

* * *

Роскосмос расследует инцидент с «Наукой» — исполнительный директор по пилотируемым программам Сергей Крикалёв сообщил, что виноват сбой программного обеспечения модуля. По неизвестной пока причине система управления «Науки» решила, что модуль находится в свободном полёте. Противоречивые данные запустили алгоритм безопасности, который включил двигатели на отвод.

Крикалёв подтвердил, что вращение не повредило станцию, но сказал, что последствия могут проявиться позже.

Включение двигателей – это динамика. Станция довольно деликатное устройство и российский сегмент, и американский – всё сделано максимально легко. Дополнительная нагрузка, она вызывает нагрузку на приводы солнечных батарей, на фермы, на которых всё это установлено. Сейчас, конечно, специалисты будут анализировать последствия и сейчас сказать о серьёзности немного рановато, но, конечно, это нештатная ситуация, которую надо будет детально разбирать.

Сергей Крикалёв

#космос #nasa #мкс #роскосмос