Наука
Никита Лихачёв

В московских школах запустили платформу для составления учебников по принципу «Википедии»

22 сентября Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ) сообщил о старте конкурса по сбору образовательного «атомарного» контента в рамках единой системы, уже существующей в столичных школах. Предполагается, что учителя будут готовить электронные учебные материалы и пособия для общего использования: другие педагоги смогут использовать их для своих уроков, а проверять загруженный в систему контент будет специальная комиссия.

TJ поговорил с учительницей биологии в московской общеобразовательной школе №329 Ириной Бобряшовой о конкурсе учебных материалов, отношении к внедряемой системе и новым технологиям, а также о процессе обучения и ЕГЭ.

В ДИТ Москвы конкурс учебных материалов называют «контент-марафоном». Итоги его первого этапа подведут 20 ноября 2015 года, однако предполагается, что он будет бессрочным.

В рамках «контент-марафона» учителя с 20 сентября начали делиться своими методическими материалами и наработками с коллегами: их загружают в систему, общий доступ к которой откроется для всех школ к концу 2015 года. Пока проект находится в пилотной стадии и работает только в 28 школах города.

Как сообщают в ДИТ, в системе можно будет найти электронные учебники профессиональных издательств, литературу, хрестоматии, словари, справочники, аудио- и видеоконтент. Загруженные материалы будут модерироваться жюри, состоящим из сотрудников департаментов образования и информационных технологий, студентов педагогических вузов и представителей других образовательных учреждений.

Наличие большого объёма интерактивного обучающего контента поможет увлечь ребёнка даже нелюбимым предметом или углубить знания по дисциплине, к которой учащийся чувствует предрасположенность и где обычного учебника уже недостаточно.

Департамент информационных технологий Москвы

Этот контент может использоваться учителями в том числе тех школ, в которых применяются электронные учебники на базе планшетов. По данным с сайта проекта «Электронный учебник», такие планшеты с 2014 года имеются в шести школах, где с их помощью около 60 преподавателей обучают 2500 школьников.

Как говорят представители мэрии, созданные с помощью проекта новые электронные учебники будут формироваться по принципу «Википедии»: образовательный контент соберут многочисленные авторы-преподаватели на одной площадке, его качество проверят эксперты, а затем оценить его позволят и самим школьникам.

Преподавательница школы №329 Ирина Александровна Бобряшова, участвующая в конкурсе, рассказала TJ, как относится к нововведению.

В мэрии говорят, что проект будет некой базой образовательного контента, работающей как «Википедия». Это так?

Это так и есть. Все наши учебники пишутся профессорами, но они оторваны от детей, их авторы не имеют представления, как с этими детьми работать. Идея была в том, что обычные учителя будут сами создавать этот контент, делать его доступным и понятным для любого ребёнка.

То есть делать учебники сами для себя и для других преподавателей.

Да. Причём мы их наполняем очень мелкими ресурсами: это отдельные задания, изображения, определения. Это делается для того, чтобы каждый учитель смог собрать свою страничку учебника — такую, которая подойдёт уровню его класса.

А как выглядят такие электронные учебники?

Это некая платформа, которая загружается на планшеты детям и на интерактивную доску учителя через компьютер. Когда учитель соберёт страничку, он сохранит её, и она автоматически загрузится на планшеты учеников через сеть.

Говорят, что в пилотных школах это уже работает, просто мне трудно судить — у меня планшетов у детей нет. Тем не менее я тоже использую этот учебник, просто собираю себе страничку и вывожу её на интерактивную доску.

В отличие от печатных учебников, есть большой плюс: можно делать какие-то интерактивные вещи. Дети могут что-то подвигать, пощёлкать. Печатный учебник нельзя наполнить большим количеством иллюстраций — это будет очень дорого, а видео вообще не загрузишь. А тут и картинки, и видео к уроку. Тем более, что, понимаете, биология такая наука — есть что показать.

Я считаю, что у нас очень актуальная работа. Детям нравится, они хорошо воспринимают информацию. Если нужно углубиться, я могу быстро найти нужные файлы в этом пространстве и вывести их на экран — не надо лазить по всему интернету и где-то что-то искать дополнительно. Тем более что учителя теперь сами будут туда загружать то, что у них есть интересненького, а методисты будут отсеивать какие-то вещи с точки зрения грамотности.

Модерация, конечно, нужна. Ни для кого не секрет, что материалы могут попасть и те, которые не соответствуют действительности.

Откуда вы сами берёте эти материалы?

Материалы должны быть максимально авторскими. Я, например, загружаю те фотографии и видеофрагменты, которые сама снимала и делала при помощи микроскопа. Что касается заданий и текстов, тем более проще взять авторские: учитель может даже известное всем определение сформулировать понятнее для детей и проиллюстрировать примером.

Хотя, конечно, есть такие вещи — правила, законы — которые как ни крути, они не изменятся. Там отображается, что разместил один человек, а указаны фамилии авторов или ссылка на ресурс, откуда это взято. Но таких материалов немного, большая часть авторские — схемы, рисунки. Есть, например, сказка, написанная от лица амёбы обыкновенной — вещи, которые детям были бы интересны, но при этом несут научное содержание.

А конкурс подразумевает какую-то награду по завершению?

Учитель, который разместил больше всего материалов и получил максимальную оценку… Там это всё в положении конкурса прописано. [читает положение] Вы знаете, я, честно говоря, даже не знаю, что там будут какие-то награды серьёзные.

То есть это вас не мотивирует?

Да, наверное, мотивирует то, что получается такая вот оболочка, в которой можно всё найти для урока. Для учителя это бывает важнее, чем всякие там грамоты. Мне этого давно уже не надо, столько всего наполучала, что можно, извините, в туалете клеить.

Меня потому и пригласили как участника пилотной ступени ещё до начала конкурса, потому что нравится делиться этим контентом. Уже получился готовый учебничек, который залили пилотным школам — это уже работает. Пока учителя уже могут добавлять контент и скачивать его, но автоматически создавать их него страницу учебника нельзя. Я думаю, что это предполагается сделать в будущем.

Как вы относитесь к тому, что в школах внедряют образование на планшетах? Мне показалось, что оптимистично.

Я очень оптимистично к этому отношусь. Всё меняется, и сейчас детям значительно интереснее бумажного учебника копаться в электронной игрушке, которую можно сделать просто фантастической с точки зрения обучения. В виде игр можно им столько нужной информации загрузить в мозг, столько научных терминов дать, но в виде интерактивных действий, что ни с каким учебником это не сравнится.

У меня нет планшетов на класс, но старшеклассники себе скачивают PDF-документы, чтобы не таскать учебники в школу. А я этим очень пользуюсь — иногда во время урока говорю: «Так, быстренько в планшетах зашли, нашли вот это, у кого там выход в интернет есть, на таком-то сайте выполняем работу и делаем тест». И кто-то мне устно отвечает, а кто-то в интерактивном режиме мне показывает результат выполненной работы. Я ставлю оценку, и всё довольны.

Ту же «Википедию» у нас часто критикуют — например, министр культуры Владимир Мединский собрался заменить её Большой исторической энциклопедией. Мол, школьники туда на уроках или экзаменах подсматривают, а там недостоверная информация, да и вообще — зачем запоминать, когда можно всегда подсмотреть.

С одной стороны, нужно загружать мозг, чтобы он работал и запоминал. С другой стороны, сейчас такое время, что источников информации очень много.

Что плохого в том, если ребёнок знает, где быстро и что найти? Это очень хорошее умение.

Я тоже критикую «Википедию», потому что там не всегда достоверная информация. Надо просто их научить заходить на те сайты, которые проверены. Есть сайты, где статьи пишутся научным сообществом, а есть просто народная энциклопедия, где можно найти ответ в принципе на любой вопрос, но не факт, что он правильный.

Согласитесь, невозможно выучить всё, как бы мы ни старались. Я считаю, что совершенно незачем зубрить, как мы в детстве делали, когда щёлкнул кнопочкой — и ты это открыл. Но то, что необходимо для развития мышления, решения задач, чтения стихов — никуда ты от этого не денешься. Безусловно, надо читать литературные произведения, но и двигаться в ногу со временем — учить детей искать информацию.

Не могу не задать вопрос: как вы относитесь к ЕГЭ и вообще к тестам?

К тестам плохо, к ЕГЭ — хорошо. Тест не всегда проверяет реальные знания: некоторые дети прекрасно говорят, излагают свои мысли, хорошо думают и знают, но иногда не могут писать тесты. Для них тестовый экзамен — это катастрофа.

Понятие ЕГЭ — это совершенно прекрасная вещь. Это единый экзамен: старшеклассники сдают его один раз и всё лето отдыхают, только результаты несут в разные вузы. Я вспоминаю своё лето после 11 класса: я в школе сдавала выпускные экзамены и потом три раза одно и тоже сдавала в разных вузах. Это стресс на всё лето.

Экзамен один и единый, но там много тестов. Со временем тестовых заданий становится меньше, эту идею нужно довести до ума, комбинировать их с творческими.

Ещё один плюс — это абсолютно независимая оценка знаний. Я сама работала экспертом, проверяющим ЕГЭ: нереально понять, чья это работа, все они обезличены. Если ребёнок действительно знает, его не завалят: не зададут провокационного вопроса, не занизят оценку. Есть реальный письменный ответ — и он оценивается адекватно.

Есть, конечно, предметы, где учителя жалуются на нереально сложные задания. Я считаю, что всё в наших руках: если считаете, что задания нереальные, пишите, звоните, стучите во все двери. Надо только хотеть что-то сделать, а не сидеть и молчать.

#Интервью #планшеты #Москва #Википедия #школьники #образование #ЕГЭ #российские_школы #московские_школы #электронные_учебники