Наука
Mayya Gavasheli

ВШЭ изучила почти 2 тысячи анкет проституток для исследования рынка сексуальных услуг

Учёные «нарисовали» среднестатистический образ работницы этой сферы и выяснили, как формируются цены.

В Высшей школе экономики проанализировали один из крупнейших сайтов сексуальных услуг в Москве, чтобы выяснить логику ценообразования на рынке коммерческого секса в интернете. Название ресурса в отчёте не указывается.

Исследование провели кандидат экономических наук, доцент департамента теоретической экономики НИУ ВШЭ Елена Покатович и студент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Владислав Матюшонок. Они изучили более 1800 анкет проституток и отобрали 200 из них. В каждой анкете указаны подробные данные: возраст, рост, вес, объём груди, набор и стоимость услуг, а также расположение апартаментов.

Благодаря этим данным Покатович и Матюшонок смогли «нарисовать» портрет среднестатистической проститутки в Москве: девушка 29 лет весом 57 килограммов, ростом около 170 сантиметров и с третьим размером груди.

За час в апартаментах девушки в среднем берут 3818 рублей (данные на осень 2015 года), общий диапазон — от 1,5 тысячи до 10 тысяч рублей.

При этом час с выездом стоит почти в два раза больше — 7211 рублей. Это связано с расходами на транспорт, затратами времени, а также риском насилия либо обмана. Исследователи назвали самыми дорогостоящими экстремальные услуги и объяснили это ограниченным спросом, более высокими рисками и моральными издержками.

Для изучения ценообразования на нелегальном рынке Покатович и Матюшонок прибегли к методу гедонистического ценообразования — определению стоимости благ, у которых нет рыночной оценки (например, чистая окружающая среда, стоимость которой может рассчитываться как разница между стоимостью недвижимости в экологически чистом месте и экологически неблагоприятном месте).

Гедонизм в переводе с греческого – наслаждение. Удовольствие определяет действия потребителя. Он ценит товар за его характеристики, и выбирает тот, который обладает лучшими. Соответственно, характеристики определяют и стоимость.

Исследователи ВШЭ

В исследовании измерялась цена часа в апартаментах, она стала зависимой переменной. На неё воздействовали качество анкетных фото, возраст, физические данные девушек, отдалённость места встречи от городского центра и ассортимент услуг.

Анкеты проституток разделили на две группы: 105 человек в возрасте до 27 лет включительно, и 95 человек — от 27 лет и старше. Учёные исходили из того, что одни заказчики готовы платить больше молодым девушкам, а другие — дамам постарше. Исследователи выяснили, что возраст — это не главный фактор ценообразования.

Кроме возраста, на цены влияют удалённость апартаментов от центра города (удаление хотя бы на одну станцию метро снижает стоимость визита на 4,9%, квартиры в центральных районах дороже, и клиенту в них кажется комфортнее), качество фотографии на сайте (профессиональный снимок увеличивает цену на 16,7%), ассортимент дополнительных услуг (услуги семейной паре, видеосъёмка, эскорт — широкий ассортимент и премиум-услуги поднимали цену на 7,6%).

В конце Покатович и Матюшонок сделали вывод, что интернет изменил нелегальный рынок коммерческих сексуальных услуг.

С одной стороны, для его участниц интернет позволяет упразднить институт посредничества и сокращает уличные риски. С другой — для тех, кто этот рынок изучает, информация о нём стала доступнее, а значит, появляются шансы оценить объём, динамику, понять связь стоимости услуг с доходами в легальном бизнесе.

Исследователи ВШЭ

По мнению авторов, результаты исследования в дальнейшем помогут оценить эффективность разных направлений политики государства в отношении проституции.

#наука #новость #вшэ