Наука
Никита Лихачёв

Исследование: Старшеклассники лучше учатся чтению в школах, где больше девочек

Учёные считают, что причина в атмосфере концентрации, к которой более склонны девочки.

Нидерландские учёные из Утрехтского и Неймегенского университетов провели масштабное исследование школьной успеваемости на 280 тысячах 15-летних учащихся из 10,5 тысяч школ в 33 странах, входящих в Организацию международного сотрудничества и развития. Отчёт о нём опубликован 10 ноября в журнале School Effectiveness and School Improvement, пишет N+1.

Исследователи хотели подтвердить тезис о том, что мальчики учатся лучше девочек в школах, где больше школьников из благополучных семей, однако результат оказался противоположным: от более высокого среднего социоэкономического положения школы девочки выигрывают в тестах на чтение больше, чем мальчики. Однако учёные обнаружили и другой факт: оказалось, что эффект от преобладания женского пола (60% и более) среди учащихся сильнее повышает успеваемость мальчиков, чем девочек, хотя он действует на обе группы.

Шкала показывает средний балл по тесту на чтение Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)

Опираясь на прошлые работы других исследователей сферы образования, авторы предполагают, что причина позитивного влияния девочек на успеваемость парней в чтении заключается в том, что мальчики сильнее подвержены негативному влиянию окружающей среды и разных раздражающих факторов. Девочки, напротив, имеют более глубокую внутреннюю мотивацию, на них меньше влияет отсутствие порядка в классе, и поэтому они устанавливают в классе более благоприятную для обучения атмосферу.

Учёные признались, что не смогли эмпирически установить, есть ли разница во влиянии на успеваемость между преобладанием девочек на уровне класса и на уровне школы. Из исследования они не делают вывод, что мальчикам следует учиться в классах, где больше девочек: наоборот, они указывают на то, что этот эффект может быть следствием горизонтального гендерного перекоса в образовании, вызванного тем, что школьников часто принято делить по сферам деятельности (например, физика, математика, филология и медицина), а мальчики и девочки исторически склонны выбирать разные области науки.

Мальчики особенно склонны иметь положительное влияние от высокой пропорции девочек в школе. Мы предполагаем, что это является результатом процессов, происходящих в классе (возможностей обучаться) и также относится к общей атмосфере обучения в школе. […]

Негативный эффект горизонтальной гендерной сегрегации в образовании хорошо известен для девочек, но наши наблюдения свидетельствуют, что мальчики тоже могут страдать от этого феномена. Эти наблюдения указывают на важность мер, которые стимулируют равное гендерное распределение в классах и школах.

Маргрит ван Хек

#наука #исследования