Наука
Роман Персианинов

Сбербанк открывает бесплатную школу кодинга без учителей. В чём её отличия от вузов и как туда попасть

Главные вопросы и ответы о московском филиале проекта «42»: что требуется для поступления и зачем банк инвестирует в идею, которую хвалил Павел Дуров.

Французский филиал «Школы 42». Фото Refugees {code}

25 мая Сбербанк объявил о запуске в Москве бесплатной школы программирования «Школа 21», в которой не будет учителей, лекций и оценок, а студенты сами будут определять учебный график. Поступить туда можно без диплома и с небольшим опытом кодинга, а большая часть работы проходит в команде. Как утверждают авторы, главная задача школы — раскрыть талантливых специалистов для работы в крупных IT-компаниях.

«Школа 21» работает по французской франшизе «Школа 42», которая за последние пять лет набрала популярность среди абитуриентов и заслужила похвалы от американских и отечественных IT-специалистов. Набор в московский филиал начнётся в июне, а обучение стартует осенью. TJ связался с руководителем учреждения и узнал, почему банк заинтересован в подобном проекте, в чём его плюсы и как подать заявку на поступление.

Все фотографии в статье иллюстрируют кампусы иностранных филиалов «Школы 42». На момент написания статьи кадров московского отделения нет, так как на локации идёт стройка и ремонт.

В чём особенность «Школы 21»

«Школа 21» (название отсылает к нынешнему веку и символизирует 21 уровень обучения в учреждении) предназначена для бесплатного обучения начинающих и опытных программистов C, C++, Java, Python, Ruby, PHP и ещё нескольким языкам. Обучение проходит без учителей, лекций, оценок, и академического календаря — студенты сами решают, в каком темпе и сколько работать.

Вход в калифорнийское отделение «Школы 42». Фото Хосе Рамона Алемана (Jose Ramon Aleman)

Школа работает 24 часа в сутки семь дней в неделю, поэтому ученики могут приходить в удобное им время. Опции удалённого обучения нет — студенты должны присутствовать в учреждении, поскольку большую часть времени им придётся работать вместе. Уровень существующих навыков кодинга не играет главную роль для поступления, и при желании малоопытный ученик быстро может нагнать базу, работая с более подкованными напарниками.

Всю нужную информацию для обучения ученики ищут самостоятельно: для этого им предоставят мощный iMac и неограниченный доступ к интернету. Как считают представители учреждения, на обучение придётся тратить до 40 часов в неделю, а студентам будут назначать дедлайны по выполнению заданий. Идея в том, чтобы на выходе выпускники обладали практическим опытом и могли сразу начать работу на средних или высоких должностях.

В первую неделю после анонса предварительные заявки на обучение в «Школе 21» подали около семи тысяч человек.

Помимо студентов в школе будут находиться технические сотрудники для решения сторонних задач. В разговоре с TJ руководитель «Школы 21» Валерия Заболотная пояснила, что техническая команда будет состоять из пяти человек — у всех есть опыт в IT-сфере, а некоторые закончили один из филиалов «Школы 42». В кампусе также будет дежурить охрана, а на входе установят пропускной режим. Ночевать внутри отделения нельзя, однако там будет своя кухня и комната отдыха.

Почему Сбербанк решил открыть «Школу 21»

Суммарно программу «Школы 42» разрабатывали 12 лет: трое ведущих авторов изобретали обучающие проекты, выстраивали их в последовательность, создавали систему оценки и принципы геймификации — всё ради того, чтобы студенты могли обучаться без учителей и зависимости от академического календаря.

В какой-то момент идеей заинтересовался французский предприниматель Ксавье Ньели (состояние более 7 миллиардов долларов): он с детства любил программирование, связал свою жизнь и бизнес с IT-сферой, а в задумке учреждения увидел возможность дать шанс талантливым людям проявить себя.

В марте 2013 года Ньель открыл парижский филиал «Школы 42», вложив в строительство и содержание 70 миллионов долларов. Название учреждения отсылает к книге «Автостопом по галактике», где искусственный интеллект ответил этим числом на «главный вопрос Жизни, Вселенной и всего остального». Задумка быстро заинтересовала многих абитуриентов, поэтому два года спустя меценат открыл новый кампус в Калифорнии.

Руководитель развития главных продуктов Facebook Крис Кокс (в пиджаке) пожимает руку Ксавье Ньели в калифорнийском филиале «Школы 42». Фото Getty

Прямой экономической выгоды от содержания таких учреждений нет, но Ньеле решил, что благодаря проекту в IT-сфере появятся новые независимые специалисты. Те, кто выучился за счёт собственных навыков и командной работы, а не опыта преподавателей. Это делает их куда более ценными кадрами, полагают авторы франшизы. В разные годы филиалы «Школы 42» открылись в Румынии, Молдавии и на Украине, однако Валерия Заболотная пояснила TJ, что московское отделение превосходит их по величине.

Основное руководство проекта решило полноценно продавать франшизу лишь осенью 2017 года, а все другие локальные проекты созданы только за счёт инициативы местных активистов. 24 мая 2018 года глава Сбербанка Герман Греф и сооснователь французского проекта Николя Садирак подписали соглашение о создании Автономной некоммерческой организации «Школа 21» (АНО), которая считается дочерним зависимым обществом банка.

На вопрос, сколько стоило приобретение Сбербанком франшизы для Москвы, Заболотная ответила кратко: «Много». Соглашение предоставляет возможность использовать основную программу обучения французских и калифорнийских филиалов «Школы 42», доступ к общей сети обновлений этой программы, получение негосударственных сертификатов после выпуска и возможность посещать закрытые конференции проекта.

Валерия Заболотная в офисе калифорнийского стартапа Petcube, май 2018 года. Фото с личной страницы в Фейсбуке

Сама Заболотная знакома с франшизой «Школы 42» уже многие годы. Она окончила Университет Нью-Брансуика в Канаде по специальности MBA со специализацией «электронная коммерция», преподавала в университетах и бизнес-школах, включая Эдинбургскую бизнес-школу в Шотландии, а затем случайно наткнулась в интернете на идею «Школы 42». Она помогала с разработкой и открытием филиалов в Париже, Калифорнии и Киеве, общалась со студентами и следила за результатами.

Как поясняет специалист, для неё эта программа играет личную роль, так как долгое время она работала преподавателем, а теперь отвечает за успех школы без учителей. Заболотная подчёркивает, что хоть и является прямым руководителем учреждения, работа в нём строится не по иерархической системе, а зависит от самоуправляемой команды. Все филиалы франшизы работают по одной программе обучения, но российские специалисты, в том числе Заболотная, самостоятельно выстраивают логику прохождения этапов при приёме в школу.

Для главного инвестора «Школы 42» Ксавье Ньеля проект является своего рода меценатством, потому что прямую выгоду (продажа франшиз) он стал приносить лишь недавно. По словам Заболотной, Сбербанк вложил достаточно много денег в школу, но затраты не будут сильно расти в будущем: команда учреждения маленькая, увеличивать её не придётся, рабочие места уже оборудованы. Мотивы банка вкладывать деньги в «Школу 21» специалист учреждения объясняет стратегией взращивания специалистов, которые будут «создавать новый мир».

Да, это долгосрочная перспектива, и вообще образование — это так себе тема для зарабатывания денег, поэтому имеет другую подоплёку. Если мы создаём людей, способных создавать продукты, то мы стратегически правильно движемся. [...]

Вкладывание в людей, их навыки и способность создавать новый мир, который мы, согласитесь, создаём, это очень стратегически правильно, в том числе для Сбербанка, потому что банк тоже трансформируется: возникают новые продукты и потребности, и их кто-то должен реализовывать. Этих специалистов не хватает, и их надо где-то брать. Так почему же не взять ведущий образец, созданный новой альтернативной школой с подготовкой таких людей, и не привести его в Россию?

Валерия Заболотная

Как поступить в «Школу 21»

Попасть в школу может любой желающий в возрасте от 18 до 30 лет. Для поступления не нужны дипломы или рекомендательные письма, надо только оставить заявку на официальном сайте и пройти онлайн-тестирование, которое начнётся в июне. В случае успешного прохождения абитуриента пригласят на личное собеседование (пока неясно, в каком офисе банка оно пройдёт), а в августе стартует четырёхнедельная отборочная программа «Бассейн».

Она устроена следующим образом: поступающему выделяют рабочее место и компьютер с личным профилем, на котором ежедневно в 8:42 становятся доступны задания — студент может выполнять их в любое время, но на следующий день в 23:42 он обязан сдать свои решения. Информацию ученик должен искать сам в интернете.

Фото AP

Условия тяжёлые — как полагает Заболотная, в одиночку решить задания вовремя не получится: свежие задачи открываются каждый день, так что обычно у студента есть задание, которое он должен сдать в этот же день, а параллельно у него висит другая задача, которую нужно закрыть к следующему дню. Специалист полагает, что эти условия помогут быстро научиться грамотно распоряжаться своим временем и самостоятельно формировать рабочий график с командой. Для студентов создадут отдельный чат в Slack, где они смогут общаться сразу со всеми.

Проект «42» позиционируется как школа без учителей, но во всех кампусах всё равно есть небольшое число методологов, которые дорабатывают программу обучения. Они не помогают студентам и не проверяют их решения — этим занимается автоматическая программа и сами ученики по некой методике. Заболотная не уточнила, в чём заключается эта методика.

Как будет проходить обучение

В 2018 году московский филиал примет 500 человек, в следующем году это число увеличится до 1000 новых студентов. У каждого студента будет свой профиль c баллами опыта и списком уровней, доступных для прохождения. Чем выше уровень, тем больше разных заданий. «Все решения, которые принимают студенты, они должны принимать самостоятельно с первого дня», — поясняет Заболотная. Данные каждого кампуса работают на собственных серверах, но связаны общей сетью, поэтому все обновления и новые уровни обучения одновременно доступны во всех отделениях.

Как считает специалист, исключения из «Школы» не будут массовыми: если студент долгое время не развивается и не переходит на следующий уровень, то сначала в его ситуации разберётся команда. «Если ты не двигаешься дальше больше полугода, то нужно понять, почему. Если это твоя лень, то, наверное, надо освободить рабочее место». По данным Bloomberg (доступ только по подписке), в 2014 году из примерно 1500 студентов парижского отделения исключили 100 человек за срыв дедлайнов.

Студенты парижской «Школы 42» отдыхают в корпусе для ночлега. В «Школе 21» нет возможности ночевать, но в будущем это может измениться. Фото Quartz

По словам студентов иностранных филиалов, самый сложный этап обучения — первые дни адаптации, когда ученики совершают больше всего ошибок. Известны случаи, когда неопытные программисты, которые ещё не успели найти напарников, работали над задачами по 100 часов в неделю. Другие же проблемы были связаны с тем, что порой команды распадались, так как кто-то в группе перерабатывал, а остальные ленились.

Обучение в «Школе 21» длится от полутора до четырёх лет. Так как учреждение не предоставляет студентам места для ночлега, им придётся самостоятельно решать эту проблему. Заболотная пояснила, что они ожидают в школе «взрослых людей, способных самостоятельно решить проблемы» — например, договориться командой о совместной аренде квартиры.

Два раза за обучение студент отправляется на стажировку в IT-компанию до полугода, чтобы к моменту выпуска уже набрать опыт. Выпускники получают негосударственные сертификаты об окончании московской «Школы 21» и французской «Школы 42». Как утверждает Заболотная, сертификат парижского отделения признаётся IT-компаниями, хотя и тоже не имеет государственной аккредитации. В пример она привела студента «Школы 42», которого пригласили на стажировку в парижский офис Facebook с зарплатой в 4000 евро.

Специалист также указывает на продолжающуюся популярность экспериментального проекта: в начале 2018 года филиал «42» открылся в Нидерландах, а в планах создание отделений в Тунисе и в Китае. Заболотная полагает, что у «Школы 21», а значит и у её сертификата, есть кредит доверия, созданный за счёт крупнейшего банка страны и связи со «Школой 42». «Мы наработаем свою репутацию у себя в стране. С нашими компаниями», — заявила специалист.

Что говорят о задумке IT-специалисты

В разные годы «Школу 42» хвалили руководители Twitter, Snapchat, Airbnb, Facebook и Periscope, отмечая её независимость от государства, эффективность, бесплатное обучение и открытость к студентам.

Весной 2017 года американский предприниматель, программист и автор множества книг о кодинге Пол Грэм посетил французское отделение «Школы 42» и остался под впечатлением от студентов, скорости их работы, уровня самообучения и целеустремлённости. В то же время парижский филиал оценил Павел Дуров — он назвал проект «грамотной школой программирования» и «будущим образования».

В разговоре с TJ директор по маркетингу российской компании Piligrim XXI в области дополненной реальности Диана Сорина сообщила, что ранее компания не брала на работу выпускников франшизы «Школы 42», однако не против рассмотреть студентов «Школы 21» как потенциальных сотрудников. Представитель IT-холдинга IBS отметил, что тема учреждения им «очень интересна». В «Яндексе» корреспонденту издания не ответили на вопросы о школе, вместо этого прислав список учебных инициатив, которыми занимается компания уже больше 10 лет.

Российская компания по информационной безопасности InfoWatch также никогда не сотрудничала с работниками проекта «42», однако представители фирмы позитивно отнеслись к инициативе и сообщили о готовности сотрудничать с новыми образовательными проектами. Во «ВКонтакте» ранее не работали выпускники франшизы, но в пресс-службе социальной сети пояснили TJ, что в России не хватает возможностей для получения качественного образования в IT-сфере, а востребованность формата «Школы 21» будет зависеть от выстроенной программы обучения.

Директор по работе с вузами Mail.Ru Group Сергей Марданов также указал на то, что подобный формат для российских студентов в новинку, поэтому ему придётся пройти проверку на прочность.

Появление образовательных экспериментов типа «Школы 42» и «Школы 21» от Сбербанка позитивно скажется на развитии IT-рынка. Но есть риск, что наши студенты могут оказаться не готовы к формату образования, который принят в «42» во Франции и США. У Mail.Ru Group шесть образовательных проектов с ведущими российскими вузами — мы обучаем до 2800 студентов в год.

И по нашему опыту, пока учащимся очень важна мотивация от преподавателя, регулярная обратная связь, возможность перенимать чей-то опыт и просто получить какой-то официальный сертификат или диплом. В «42» же нужна внутренняя мотивация и самодисциплина, и с ними проблемы у большинства студентов.

Если будущие студенты и выпускники «Школы 21» захотят работать в Mail.Ru Group, то мы их рассмотрим в общем порядке, как и других талантливых ребят.

Сергей Марданов

«Школа 21» официально начнёт работу 1 ноября 2018 года. Если вы окажетесь в числе студентов (редакция TJ тоже подала заявки) и захотите рассказать о своём опыте (можно анонимно), напишите в Telegram @macon или на редакционную почту [email protected].

#образование #разборы #бизнес