{"id":734,"title":"\u0412\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u044b \u043b\u0438 \u0440\u043e\u043c\u0430\u043d\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441\u0435","url":"\/redirect?component=advertising&id=734&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/259126-open-talk&hash=fec332d96351537fb9302c3be12200b6afa110f6576560c55c0b83e05d1505b7","isPaidAndBannersEnabled":false}
Наука
Vert Dider

Все 25 лекций Стэнфордского курса профессора Роберта Сапольски «Биология поведения человека»

Сексуальное поведение, генетика, шизофрения и многое другое в 25 лекциях курса профессора Роберта Сапольски «Биология поведения человека» на русском языке!

Привет, TJ!

Мы рады представить все 25 лекций курса профессора Роберта Сапольски «Биология поведения человека», прочитанного им в Стэнфордском университете в 2010 году. Курс переведён и озвучен студией Vert Dider, которая выражает огромную благодарность подписчикам за поддержку перевода лекций!

Роберт Сапольски — американский нейроэндокринолог, профессор биологии, неврологии и нейрохирургии в Стэнфордском университете, исследователь и автор книг. Удостоен ряда высших наград, в том числе премии Карла Сагана за популяризацию науки.

Для кого предназначен курс?

Для освоения материала от слушателя не требуется глубокое знание биологии. Профессор подробно и в доступной форме рассказывает о множестве факторов, влияющих на наши поступки, а также на конкретных примерах рассматривает различные виды поведения: агрессивное, сексуальное, родительское и другие. Сам Сапольски во вступительной лекции утверждает, что ознакомиться с данным предметом стоит абсолютно каждому человеку, вне зависимости от его специализации.

Приятного просмотра!

Лекция #1: Введение. Профессор Роберт Сапольски знакомит студентов с основными принципами курса. Он демонстрирует связь между нашими поступками и биологическими факторами на примере очень странного поведения. Также профессор рассказывает о важности использования междисциплинарного подхода, чтобы не повторять ошибки ученых, которые пытались объяснить поведение в рамках одного направления.

В лекции озвучиваются теория синхронизации менструальных циклов, которая позднее была опровергнута, и гипотеза о функции феромонов у людей, которую многие ученые ставят под сомнение.

Лекция #2: Эволюция поведения, I. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о том, что можно узнать о поведении целого вида всего лишь по паре черепов. Профессор объясняет основные механизмы естественного отбора, как они формируют поведение животных, делая его более альтруистичным или эгоистичным, и как это связано с математическими моделями теории игр.

Лекция #3: Эволюция поведения, II. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о сложных межполовых взаимоотношениях у различных видов, о том как инфантицид увеличивает репродуктивный успех самца, а физиологические уловки помогают самкам сохранить потомство. Также профессор знакомит студентов с геномным импринтигом, эволюционными антревольтами и различными типами отбора, развивая тему парных и турнирных видов в попытке определить, куда относится человек.

Лекция #4: Молекулярная генетика, I. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о принципах эволюции на молекулярном уровне, градуалистической модели и роли точечных генетических мутаций. Мы знакомимся с теорией прерывистого равновесия, выдвинутой Гулдом и Элдриджем, согласно которой долгие периоды стазиса сменяются резкими скачками эволюционных изменений за короткий период времени.

Лекция #5: Молекулярная генетика, II. Во второй лекции о молекулярной генетике Роберт Сапольски сосредотачивается на роли среды и промоторов в экспрессии генов. Он поясняет, что скрывается за расхожей фразой «У людей и шимпанзе ДНК совпадает на 98%» и развивает тему изменчивости ДНК, затрагивая мутации ферментов сплайсинга, факторы транскрипции и феномен «прыгающих генов», которые долгое время считались невозможными. Также профессор рассказывает о бактериях, устойчивых к антибиотикам и неожиданных последствиях попыток одомашнить чернобурых лисиц.

Лекция #6: Генетика поведения, I. Роберт Сапольски рассказывает об удачах и провалах в поиске генетических основ поведения, о неудачных попытках выделить «математический ген» и других заблуждениях, свойственных этой сфере. Он подробно объясняет, почему так сложно отделить влияние генов от факторов среды, и почему матери влияют на своих детей гораздо сильнее отцов даже на биологическом уровне.

Лекция #7: Генетика поведения, II. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о том, как ученые устанавливают связь между каким-либо внешним признаком и отвечающим за него участком ДНК, а также, что имеется в виду, когда говорят о «наследуемости признака». Особое внимание уделяется роли случая в формировании и развитии организма, как и тому факту, что условия жизни лучше предсказывают поведение человека, чем его геном.

Лекция #8: Распознавание родственников. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о том, что такое эпигенетика и как стоит интерпретировать новости об обнаружении «гена чего-либо». Основная часть лекции посвящена рассмотрению способов распознавания родственников у животных, их роли в размножении и выстраивании иерархических отношений.

Лекция #9: Этология. Профессор Роберт Сапольски рассказывает об успешных и не очень методах изучения поведения животных. Он представляет студентам краткую историю этологии, в основе которой лежит принцип общения с животными «на их языке». Также из лекции мы узнаем о врожденных реакциях и фиксированных паттернах действий, пчелиных танцах, сенсорных триггерах, теории разума и секрете всеобщей любви к Микки Маусу.

Лекция #10: Введение в нейронауки, I. Нэйтан, аспирант Стэнфордского университета, рассказывает о нервной системе и мозге, его отделах и функциях, строении и принципе работы нейронов. Энтони, магистрант Стэнфорда, объясняет процессы, происходящие в синапсе и то, как они влияют на поведении человека. Он знакомит студентов с нейрофармакологией, а также различными типами и функциями нейротрансмиттеров.

Лекция #11: Введение в нейронауки, II. Патрик Хаус, аспирант Стэнфорда, раскрывает нейрофизиологические механизмы, стоящие в основе памяти и различных ее нарушений. Он рассказывает о проблемах, связанных с вычленением нужной информации, о нейронных сетях и категориальном мышлении. От младшего преподавателя Даны Таркер мы узнаем об автономной вегетативной нервной системе, ее влиянии на органы и сексуальную жизнь человека, а также о роли норэпинефрина и ацетилхолина.

Лекция #12: Эндокринология. Ассистенты Уильям Питерсон и Том МакФадден рассказывают, как выживают одноклеточные организмы и как общаются клетки в более сложных существах. В лекции обсуждаются основные типы гормонов, принципы их работы, роль эндокринных желез и нейромедиаторов, а также сложные взаимодействия между гормональной системой и мозгом.

Лекция #13: Неврология и эндокринология. Профессор Роберт Сапольски раскрывает нюансы регуляторной системы секреции гормонов, рассказывает о положительной и отрицательной обратной связи, ауторецепторах и других механизмах контроля. Наглядно демонстрируются возможные последствия сбоя их работы на примере клинической депрессии и диабета.

Лекция #14: Лимбическая система. Профессор Роберт Сапольски возвращается к рассмотрению головного мозга, раскрывая понятие «эмоциональный круг Пейпеца», останавливаясь подробнее на лимбической системе и функциях её компонентов. Он рассказывает об основных методах, используемых для изучения функций различных зон мозга: анатомическом, биохимическом, и функциональной визуализации. Особое внимание уделяется механизмам взаимной регуляции между нашим телом и лимбической системой.

Лекция #15: Сексуальное поведение, І. Профессор Роберт Сапольски рассказывает об основных элементах сексуального поведения животных, знакомя студентов с понятиями аттрактивности, процептивности и рецептивности, а также объясняет роль фиксированных паттернов действий и лимбической системы. Он акцентирует внимание на том, как на нас влияет чувство предвкушения награды и эффект случайности. Поднимается сложный вопрос связи дофамина, окситоцина и вазопрессина с моногамностью различных животных, включая людей. Также затрагиваются темы гомосексуальности, транссексуальности и пусковых стимулов.

Лекция #16: Сексуальное поведение, IІ. В этой лекции профессор Роберт Сапольски рассказывает о существующих стратегиях сексуального поведения у различных видов, и о том, как это могло привести к распущенности, неразборчивости и высокой конкуренции среди самцов. Рассматриваются разнообразные методы, которыми они пользуются для уменьшения репродуктивного успеха соперников, а также защитные меры, с помощью которых самки, пытаются обезопасить себя и своё потомство.

Лекция #17: Сексуальное поведение, III; Агрессия, I. В этой лекции профессор Сапольски говорит об эволюции гомосексуальности, критикует теории криминалистики XIX века, рассказывает о привлекательности, критериях выбора партнера и гомогамии. Во второй части он переходит к обсуждению проявлений агрессии и эмпатии, а также роли одной из зон мозга, миндалины, на наше поведение.

Лекция #18: Агрессия, ІI. Профессор Роберт Сапольски рассказывает, как наш мозг обрабатывает информацию в присутствие угрозы, как лобная доля помогает нам держать себя «в рамках приличия» и что происходит при ее повреждении. Затрагивается сложный вопрос о роли среды, воспитания и физиологии в контексте системы правосудия. Также профессор объясняет, почему любовь и ненависть ближе чем кажутся, а за физические и эмоциональные ощущения отвечают практически одни и те же области мозга. В конце он делится любопытной историей о том, как почти полвека назад армия США внезапно заинтересовалась поведением койотов, сурков и гиен.

Лекция #19: Агрессия, ІII. Третья лекция по данной теме посвящена связи сенсорных и моральных ощущений, зеркальным нейронам и исследованиям роли гормонов в агрессивном поведении. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о различных факторах, которые могут повлиять на ваше поведение, в частности, об алкоголе, уровне тестостерона и ПМС, эффект которых отличается от общепринятого. Рассматриваются различные гипотезы о связи агрессии с разочарованием, страхом, эмоциями, эмпатией, а также возможная причинно-следственная связь между легализацией абортов в падением уровня преступности в США в конце 80-ых.

Лекция #20: Агрессия, IV. На заключительном занятии по теме агрессии обсуждается вопрос о влиянии мужских гормонов, в частности, у девушек, которые подверглись пренатальной андрогенизации. Рассматриваются возможные генетические и культурные предпосылки агрессивного поведения. Роберт Сапольски рассказывает о псевдо-родстве и псевдо-отчуждении, которые могут быть использованы как для поддержания войны, так и для создания мира. В конце занятия профессор делится личными воспоминаниями о трагических событиях в Уганде, которым он стал свидетелем.

Лекция #21: Хаос и редукционизм. Эту лекцию профессор называет «одной из самых сложных за весь курс». В ней обсуждается история редуктивного подхода к изучению окружающего мира. Как преимуществ, которые заложили основу современной науки, так и ограничений, которые начали проявляться при попытках описать человеческий мозг. Профессор Роберт Сапольски пересказывает основные положения теории хаоса, вводит понятие фрактала, а затем переносит это на современное понимание устройства живых систем, в частности, нейронных связей в мозге человека.

Материал занятия во многом основан на книге Джеймса Глейка «Хаос. Создание новой науки».

Лекция #22: Эмерджентность и сложность. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о клеточных автоматах и нейросетях, нейрофизиологии творчества и о том, как связаны между собой фракталы и кровеносная система, картофельные чипсы и математические уравнения, поведение насекомых и формирование нашего мозга. Также он объясняет, почему классический редукционистский научный подход перестает работать, когда речь заходит о самом интересном.

Лекция #23: Язык. В этой лекции Роберт Сапольски рассказывает об общих чертах языков и объясняет, чем отличается человеческий язык, будь то жестовый или звучащий, от способов коммуникации других животных. Как и любой другой вопрос, Сапольски рассматривает язык с точки зрения нейронаук: в каких областях мозга «хранится» язык, какими бывают нарушения синтеза и восприятия речи. Также рассматриваются случаи обучения языку обезьян, результаты и выводы из проводившихся экспериментов.

Лекция #24: Шизофрения. Первые 20 минут лекции посвящены теме предыдущего занятия. Профессор рассказывает роли генов в появлении языка и возможности существования «врожденной грамматики». В основной части Роберт Сапольски объясняет, что подразумевается под широким понятием «шизофрения». Он рассказывает об истории поисков причин шизофрении, ответственных за нее генов. Роберт Сапольски описывает варианты проявления расстройств шизофренического спектра и их зависимость от культуры, в которой живет человек с соответствующими симптомами.

Лекция #25: Индивидуальные особенности. В последней лекции курса Роберт Сапольски объясняет, в чем заключаются сложности отделения расстройств и нарушений от индивидуальных особенностей, свойственных любому человеку. Также профессор рассуждает на важную тему: как стоит применять те знания, которыми он делился на своих лекциях.

{ "author_name": "Vert Dider", "author_type": "self", "tags": ["\u0431\u0438\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u044f","9","8","7","6","5","4","3","25","24","23","22","21","20","2","19","18","17","16","15","14","13","12","11","10","1"], "comments": 57, "likes": 1180, "favorites": 3163, "is_advertisement": false, "subsite_label": "science", "id": 84155, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 15 Jan 2019 18:39:42 +0300", "is_special": false }
0
57 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Научно-Технический танк88

48

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
4

Всем кто добавил в закладки - посмотрите когда-нибудь! Обещаю, что вам понравится!
Я смотрел в оригинале, потому что дидера еще не было, но у него очень качественные переводы.
Короче, не пожалеете, очень классный дядька.

Ответить
0

А где можно посмотреть в оригинале?

Ответить

Жаркий бас

Svetlana
0
Ответить
0

Я его уже полгода слушаю, но тут просто сокровище собрали.

Ответить

Научно-Технический танк88

8

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

Простите, а где можно ознакомиться с рекомендованной и обязательной литературой, а так же с списком необходимых терминов? И подскажете пожалуйста, входят ли сюда те дополнительные лекции, которые были предназначены для тех, кто пришёл из совсем далеких и не смежных с биологией специальностей.

Ответить
1

Вообще курс междисциплинарный и как раз и рассчитан на людей, которые пришли из других специальностей.

Ответить
0

Если Вы смотрели первую лекцию, то знаете, что помимо основных лекций для всех, профессор сказал, что будут дополнительные лекции для тех, кто пришёл из других специальностей. И ни слова про литературу и терминологию.. если это полный курс, то он невозможен без списка литературы. Посмотреть видео - это не глубокое изучение, а хочется именно его, поэтому грустно, что Вы не знаете.(

Ответить

Московский утюг

Алексан…
0

На сколько глубокое изучение тебя интересует?

Ответить
0

Просмотрел весь курс, кроме лекций от аспирантов.
Очень рекомендую первые лекции, а ещё мне зашла про эменджертные системы. Это если лень смотреть все лекции.

Ну и ещё есть офигенно крутая лекция его (не вошедшая в этот курс) - о религии и связи с шизофренией и ОКР.

Ответить
4

Лекцию о религии тоже делаем, но, как Вы и сказали, в этот курс она не входит.

Ответить
3

Вы классные

Ответить
0

Приветствую! Сделали? Дайте пожалуйста ссылку, друзья.

Ответить
0

Вот перевод можно найти у Vert Dider на YouTube https://www.youtube.com/watch?v=7l1NhZ4EbEE&list=PL8YZyma552VcePhq86dEkohvoTpWPuauk
И там же есть лекция Роберта Сапольски про депрессию, но это не университетская для студентов, а публичная https://www.youtube.com/watch?v=_UtA0dwGoUQ&list=PL8YZyma552VcePhq86dEkohvoTpWPuauk&index=27

Ответить
0

Руслан, могли бы Вы дать ссылку на эту лекцию?

Ответить
2

Это если не терпится перевода качественного от студии

Ответить
0

В воскресенье как ращ слушала и думаю, думаю, думаю :)

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
3

Это отличный сериал -- 1 сезон, 25 серий и обаятельный главный герой.

Ответить
1

Спасибо большой за перевод!
Очень интересно и познавательно!
Один вопрос, нет ли где выписанных кратких тезисов по лекциям, чтобы время от времени возвращаться к ним и напоминать себе основную информацию?

Ответить
1

Примитивные лекции....((( Увы.

Ответить
0

Есть и такое ощущение. Но, скажите, а кого послушать, где не примитивно, но при этом доступно не специалистам в этих областях?

Ответить
0

Купите его книгу «Behave» если вы читаете по английски. Она в принципе доступна не специалистам но там материал довольно глубокий. 

Ответить
2

А есть как подкаст?

Ответить
9

Есть в VK. В ближайшие дни планируем опубликовать подкастами на других площадках.

Ответить
2

Меня нет в контакте,напишите когда можно будет послушать на айтьюнс. Спасибо!

Ответить
0

Есть премиум ютуб.

Ответить
0

можно скачать с ютюба в mp3 эти же видео

Ответить
0

Я уже нашла оригинал как подкаст :-)

Ответить
2

Автолайк. Автоизбранное. Автозабытьпосмотретьблять.

Ответить

Культурный завод

2

Где-то плачет один Хаким

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

Он не знал, что джилетт лучше для мужчины нет

Ответить
1

Перестал смотреть после ошибки по поводу феромонов и менструальной синхронизации. Ибо это база.

http://lifebio.wiki/менструальная_синхронность

Ответить
0

Он в интервью комментировал это. Посмотрите https://tjournal.ru/44596

Ответить
1

Спасибо, надо глянуть!

Ответить
1

Годнота, спасибо за это.

Ответить
1

Александра, например лекции Дубынина https://www.youtube.com/playlist?list=PLBDddbuD95vr0BXYNhbbzIsyRzGUA7YYK

Ответить
0

Огонь, спасибо!!!!

Ответить

Промышленный спрей

0

Какой же это Сапольски. Самый что ни на есть Дарвин

Ответить
0

У меня не так много свободного времени

Ответить
0

Класс, спасибо! Смотрю как хороший сериал - не могу оторваться.

Ответить
0

выражаю глубокую признательность за перевод! это должен слушать каждый цивильный человек!

Ответить
0

А как-же герпесвирусные , CMV,EBV - инфекции? О какой антибиотикорезыстентности можно говорить при этих инфекциях ? А что такое природная резистентность автору известно?

Ответить
0

Это, конечно, Класс! Спасибо

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Перечитав статью, я сидел и долго думал, почему бы мне не воспользоваться данной информацией и не напечатать свою небольшую статью о Робберте Сапольски. Информации более чем достаточно и это будет интересно всем студентам. Кого интересует где издавался вот ссылка https://nauchforum.ru/journal/stud .Так же и Вы можете подавать свои статьи в журнал.

Ответить

Муниципальный корабль

0

Добавила в закладки

Ответить

Мелкий меч

0

добавил!

Ответить
0

Отличные лекции! С множеством примеров, провокаций, пересечений разных наук!

Ответить

Следственный ихтиандр

0

Пишу в эпичном (?) треде

Ответить
Читать все 57 комментариев
Обсуждаемое
TJ
TJ — 10 лет. Пора праздновать!
В такую дату грех не закатить вечеринку из материалов.
Новости
Певицу МакSим подключили к ИВЛ и ввели в искусственную кому из-за серьёзного поражения лёгких
Хотя тесты на коронавирус оказались отрицательными, симптомы соответствуют Covid-19.
Новости
Путин анонсировал новую модель оплаты труда медработников: оклад, который не будет зависеть от региона
Он пообещал «прозрачность надбавок».
Популярное за три дня
Животные
Новости
«Би-би-си» узнала, зачем чиновникам нужно столько жёлтых телефонов — это маркер статуса «большого человека»
Но спецсвязь прослушивается с момента своего появления.
Интернет
В сеть попало БДСМ-видео кандидата в городской совет Нью-Йорка. Тот ответил: «Да, я БДСМ-щик, и что? Я горжусь этим»
В твиттере похвалили открытость кандидата и отметили: пока видео снято не на рабочем месте — в этом нет ничего плохого (в отличие от слива ролика в политических целях).
Комментарии
null