«Моя профессия не должна существовать»: как в Японии работают люди, которых нанимают разрушить любовные отношения
Неоднозначная профессия, порождённая многолетними культурными проблемами в стране.
Фото Reuters
В 2011 году жителя Токио Такеши Кувабара (Takeshi Kuwabara) приговорили к 15 годам тюрьмы за убийство возлюбленной Рие Исохаты (Rie Isohata). После ссоры с девушкой, которая планировала его бросить, он задушил её, и той же ночью сдался полиции. Эта история так и прошла бы незаметно для мира, если бы не примечательный факт — жертва сначала была рабочей целью мужчины, и лишь позже — любовным интересом.
Кувабара работал в агентстве, которые в Японии называют Wakaresaseya, что на русский можно грубо перевести как «тот, кто разрывает отношения». Эта уникальная для страны бизнес-сфера, которая находится в серой зоне закона, и потому может свободно предоставлять свою главную услугу — избавить клиента от нежелательных отношений, соблазнив неугодного партнёра. Но только в случае с Кувабарой эта методика дала осечку.
Профессия как ответ на устаревшие традиции
Давно замужняя и весьма уставшая от брака Исохата впервые встретила Кувабара в продуктовом магазине. Он завёл беседу на отвлечённую тему, быстро заинтересовав девушку, как и многих до неё, и вскоре у пары завязались отношения. Их романтические встречи обычно проходили в «любовных отелях» с почасовой оплатой. И пока пара продолжала отношения, их совместные передвижения тщательно фиксировал напарник Кувабары — фотограф, который снимал «влюблённых» вместе, а позже отправлял заказчику — мужу, желавшему развестись.
Для большой части мира история Кувабара и само существование такой профессии как wakaresaseya покажется абсурдом. Зачем создавать такую сложную схему, если можно открыто заявить о нежелании продолжать утомительные отношения и разойтись? Но в Японии, где вежливость имеет огромную значимость в обществе, а брак остаётся важным элементом традиций, подобный бизнес нашёл своё место.
«У вас бы не было такой услуги в Америке», — ещё в начале 2000-х годов рассказывал работник токийского агентства wakaresaseya Хироши Ито. «Американцы могут прямо сказать, чего они хотят. Но японцы так не делают». Судя по старым заметкам в СМИ, первые фирмы с услугами wakaresaseya появились в Японии примерно в 1980-х годах и постепенно разрастались. Цены на услуги разнились — от 12 тысяч долларов, чтобы разрушить отношения, и до 15 тысяч долларов, если пара состоит в браке.
Несмотря на довольно высокие тарифы, бизнес не стоял на месте. По данным последних лет, в интернете встречается около 270 агентств с услугами wakaresaseya, действующих в Японии. Точное число подобных контор трудно оценить, так как услуги порой включены в прайс-лист частных детективных агентств.
Когда Кувабара и его сообщник собрали достаточно доказательств, что Исохата изменяет мужу, супруг в открытую выступил против жены. В Японии измена считается одним из весомых поводов для развода, но её факт нужно подтвердить конкретными свидетельствами. Такими и стали фотографии.
Обычно на этом работа Кувабара заканчивалась, но случилось неожиданное — он влюбился в свою цель и вскоре рассказал ей правду. Всё это он сделал несмотря на то, что сам был женат. Но попытка оказалась напрасной — Исохата разругалась с партнёром и решила расстаться, и тогда он напал на неё. «В начале это была просто работа. Но я понял, что и правда люблю её. Я врал ей и врал, боясь, что она возненавидит меня [за правду]. Меня загнали в угол. Но я всё ещё люблю её», — оправдывался Кувабара. Отец погибшей сказал следующее:
До конца своей жизни я не прощу обвиняемого, или бывшего мужа моей дочери, который его нанял, или бизнес wakaresaseya в целом. Он разрушил не только жизнь моей дочери, но мою жизнь и жизни моих внуков.
Как пишет Би-би-си, убийство Исохаты стало ударом для индустрии wakaresaseya и спровоцировало реформы — к примеру, теперь все подобные услуги могут оказывать только частные детективные агентства с лицензией, а их работники должны иметь разрешения. Вместе с этим усилилось наблюдение за подобной деятельностью со стороны полиции и общества, однако едва ли это помешало сфере развиваться дальше.
«Подобные фирмы берут на себя то, чем традиционно занимались другие члены общества», — говорит доцент кафедры японского языка и литературы в Вашингтоне Акира Такемото. «В обычной деревне, где случалась подобная проблема (разлад в браке — прим. TJ), приходили друзья или представители старшего поколения, которые помогали советом».
Традиционная свадебная церемония в Японии Фото AP
Работа wakaresaseya начинается с исследования биографии «цели». Агент узнает, не числились ли за человеком преступления в прошлом, или не находится ли он уже в отношениях на стороне. Порой даже незначительные поступки в прошлом могут стать основанием для расставания, и при этом инициатор расставания не будет выглядеть виновным в глазах общества. Но бывают и более сложные случаи. В одном девушка хотела возобновить отношения с парнем, который встречался с другой.
Фирма зашла издалека — сначала она отправила работницу, которая подружилась с девушкой парня и выяснила её вкусы в мужчинах, после чего контора подобрала нового партнёра — такого же работника wakaresaseya — и свела их. В конце концов, девушка бросила парня ради подставного, а заказчица таким образом вернула себе возлюбленного. Финальный счёт за всю операцию — 14 тысяч долларов.
Бывший wakaresaseya по имени Ито (он предпочёл не раскрывать полное имя) утверждает, что женщины, которых он обманывает, редко испытывают к нему сильное влечение. Для них он скорее ещё один любовник. Другой работник по имени Хироюки Ёсида (Hiroyuki Yoshida) настроен куда более тревожно к своей работе, до конца не понимая, что деятельность wakaresaseya говорит о культуре современной Японии. «Я скучаю по старой Японии. Тогда это не требовалось. По правде говоря, моя профессия не должна существовать».
Без сожалений
Услуги wakaresaseya стоят дорого, но эта плата за качество — у каждой подобной компании есть как минимум несколько опытных сотрудников, которые легко переключаются из образа привлекательного бортпроводника на влиятельного чиновника, или с домохозяек на актрис. Они предварительно заучивают интересы цели и её стандартный маршрут, а потом как бы случайно сталкиваются с ней в баре, на вечеринке или в самолёте. Иногда они используют скрытую камеру, чтобы моментально поймать цель на измене и предоставить заказчику необходимые доказательства.
Такая работа связана с рисками, поэтому компании стараются не влезать в чересчур сложные схемы (например, когда необходимо разрушить брак, в котором у пары есть дети), а также обходить стороной потенциальных агрессоров и преследователей. Порой компании дают потенциальному клиенту до пяти дней на раздумье. «Мы проверяем, насколько серьёзно настроен человек, прежде чем сломаем людям жизнь и разрушим эмоциональные связи», — говорит Хироюки Ёсида.
До убийства Исохаты в 2010 году конторы wakaresaseya редко попадали в объективы СМИ, а если верить представителям организаций, до этого случая ни один сотрудник не был арестован из-за своей работы. Всё благодаря серой правовой зоне, где существуют агентства, ведь в законах страны их деятельность никак не регулируется и не запрещается.
Хотя порой стратегии работников граничат с чем-то особо аморальным — к примеру, иногда организации продают услугу «ухода после расставания». Смысл в том, чтобы распространить слухи об измене партнера клиента среди его знакомых и друзей. Это гарантирует, что он не захочет восстановить отношения.
Работники фирм-wakaresaseya единогласно подтверждают, что проще всего «обрабатывать» мужчин. «Мужчин всегда можно соблазнить, если девушка-агент хороша собой. Это абсолют. Мужчины в основной массе — простаки», — объясняет менеджер одной из компаний Киёси Хиваташи (Kiyoshi Hiwatashi). Впрочем, и подход к женщинам не такой сложный. По словам президента исследовательского центра Daiko, Ясуюки Такасэ (Yasuyuki Takase) который плотно изучал сферу wakaresaseya, японские женщины предпочитают богатых, высоких и красивых мужчин, «поэтому соблазнить их легко».
Сами wakaresaseya зачастую объясняют нужду в своей работе культурными, образовательными и семейными проблемами в современной Японии, а также интернетом, благодаря которому завести отношения стало значительно проще.
«Пока большая часть людей других стран даже не подумает нанять кого-то для расставания, японская молодёжь использует это как способ избежать проблем. К отношениям относятся как к вещи, купленной в магазине», — рассуждает Такасэ.
Работники индустрии wakaresaseya любят рассказывать истории, как их действия влияют на мир — например, на карьерный путь чиновника или звезды. Проверить эту информацию сложно, но тарифы для публичных личностей у компаний присутствует — финальный счёт составляет до 190 тысяч долларов, если медийному клиенту требуется максимальная безопасность и качество. За такие деньги агентства обещают 100% вероятность успеха, но это удаётся не всегда.
Несмотря на стоимость услуг, частыми клиентами wakaresaseya становятся не женатые люди, а молодёжь, желающая вернуть ушедшего партнёра. К примеру, клиентка A подозревает возлюбленного B в измене и обращается к агенту C. Агент интервьюирует клиентку, чтобы выяснить как можно больше информации о цели, после чего находит способ подтвердить факт измены. Допустим, что цель B занимается спортом и посещает фитнес-зал.
Агент C направляет к нему коллегу G, который втирается в доверие (основываясь на интересах цели) к мужу и рано или поздно узнает о его девушке D — той, с которой он изменяет. Тогда в дело вступает третий агент — R — которая знакомится с D, узнает о её предпочтениях в мужчинах и, полагаясь на эту информацию, фирма находит среди своих агентов подходящую персону. Далее остаётся лишь свести девушку D с четвёртым агентом и дождаться, пока он соблазнит её, и она расстанется с возлюбленным заказчицы. Дело закрыто.
Вся операция, в которой задействованы четыре агента, занимает до четырёх месяцев. Как говорит работник агентства First Group Юсуке Мотидзуки (Yusuke Mochizuki), для подобной схемы требуется очень тщательно разбираться в японских законах, чтобы не навлечь на себя внимание полиции.
После убийства Исохаты и реформ в сфере многие агентства стараются защитить себя лицензией на работу, но Мотидзуки считает, что многие фирмы зачастую выполняют одну дорогостоящую операцию, а затем пропадают с радаров.
По словам японского телепродюсера Маи Нисияма (Mai Nishiyama), причина появления и успеха компаний-wakaresaseya можно объяснить просто — в Японии найдётся бизнес на любой вкус. Будь то услуги по романтическому примирению поссорившихся (их тоже оказывают фирмы-wakaresaseya) или по сдаче напрокат фиктивных родственников и возлюбленных (TJ подробно писал об этом). Мотидзуки согласен — традиции брака и отношений в Японии вряд ли кардинально изменятся в обозримом будущем, а значит, его работа останется востребована. «Это очень интересная работа. Вы начинаете видеть, из чего по-настоящему состоят люди», — заключает он.
Фото AP
В апреле 2020 года английская писательница Стефани Скотт выпустила книгу «Что осталось от меня — твоё» (What’s Left of Me Is Yours), которая основана на истории убийства Исохаты. Для этой книги она провела масштабное исследование, благодаря чему получила место в Британской ассоциации японского права.
По её словам, услуги wakaresaseya пользуются таким спросом, потому что помогают людям быстро и эффективно избежать конфликтов в сложных ситуациях. Зачем, если проблему неудачных отношений может решить профессионал? Впрочем, случай с Исохатой доказывает, как хрупки и при этом сложны романтические отношения. «В случившейся истории меня больше всего поразила её человечность. Как мы любим, и что готовы сделать друг с другом ради любви», — размышляет Скотт.
#отношения #общество #культура #секс #япония #истории #лонгриды #золотойфонд