Новости
Никита Лихачёв

Суперпозиция Шнура

Лидер «Ленинграда» Сергей Шнуров транслирует свою философию и объясняет тексты песен в Инстаграме

Музыкант и лидер группировки «Ленинград» Сергей Шнуров с марта ведёт удивительный блог в Инстаграме. Если раньше он снабжал свои фото лишь лаконичными рифмованными хэштегами собственного сочинения, то в последние месяцы артист ударился в настоящую прозу. Шнуров рассуждает о России, философии, лингвистике, женщинах и русском мате, рассказывает истории из личной жизни, а иногда даже публикует глубокие разборы своих и чужих песен.

Инстаграм Шнура открывает стороны личности артиста, которых нельзя увидеть в его интервью и с трудом можно считать из текстов «Ленинграда». TJournal выбрал серию самых интересных и запоминающихся публикаций Шнурова от первого лица с незначительной редактурой тех моментов, которые могут быть негативно восприняты Роскомнадзором.

О творчестве и искусстве

Когда я слышу вот это — «творчество от души», становится неловко. Вспоминаю разбитые руки знакомого скульптора и его уроки анатомии в Академии Художеств, свои изнурительные, до рваных мозолей, упражнения на гитаре, кровавые от долгих репетиций губы нашего трубача, споры чуть не до драк, как и что нужно играть. Звукача нашего вспоминаю с красными от компьютера глазами, техников, которые вообще не спят, приятеля художника с онемевшей от работы рукой. Много чего и кого вспоминаю. И хочется мне ответить так: «от души» люди только гадят.

***

Почти каждая рок-группа, а в особенности русская (в силу архаичного сознания) пытается создать не музыку, как вы наивно полагали, а секту. Задача секты привлечь как можно больше последователей. Тут не до музыки. Альбомы их, вроде «святых писаний», наполнены пространными высказываниями и глубокими смыслами. Записывают их с помощью «апостолов» — участников группы и единомышленников. Они составляют ядро секты. Но главное лицо здесь конечно солист. Он играет непростую роль «Просветлённого». Чем задумчивее и грустнее его физиономия, тем больше шансов на успех. Неопределенная тоска в текстах, бытовая возвышенность, неясность мысли — всё должно говорить нам о его тонкой душевной организации и избранности. Очень важны плакаты и постеры с изображением звезды. Они вроде икон висят в красном углу каждого адепта. Концерты, особенно отечественных исполнителей, в чистом виде богослужение с проповедью. Совместное пение фрагментов «священных писаний», в сопровождении «апостолов» и под предводительством «Просветлённого». Душеспасительные беседы в перерывах и слова любви в конце. Слёзы умиления на лицах прихожан. Утешьтесь, шоу продолжается.

***

Пару месяцев назад я дал послушать Дуне Смирновой наброски к будущему альбому. Последней заиграла песня «Похороны». Дуня послушала её раз, затем другой, потом третий. Мне уже надоело, а она все ставила и ставила песню. «Я сделаю клип», — потом сказала она. «В Аргентине есть невероятные танцоры, надо их снимать». Звучало это тогда как бред. Но она их привезла и сняла. Мы совершенно отдаём себе отчет в том, что это никому не нужно, кроме нас. Это не смешно, не остро, не про политику и не «позитивно». Но нам это нужно, чтобы окончательно не ***** [сойти с ума]. Мы сделали то, что должны были сделать. Должны друг другу. P.S. Да, это дорого и бессмысленно, как всё настоящее искусство.

***

Это фото было сделано в 1998 году. Первый московский концерт группы «Ленинград». Мы сыграли несколько песен перед великим «Аукцыоном» в ДК Горбунова. Характерный прикид солиста (меня) состоял из голубой майки с люрексом, блестящих штанов под кожу крокодила, чёрных очков (по-моему, Дизель). 1998 год, напомню, это год дефолта. Фамилия Собчак ассоциируется только с бывшим мэром Санкт-Петербурга. Слово гламур отсылает к глэм-року, указывая на эффектность, и ничего более. Через полгода «Ленинград» запишет альбом «Мат». Весь 1999 я выходил на сцену в зелёнорозовом женском платье. В нём, кстати, появился на нашем первом «Нашествии». Так что «странно» я одевался всегда. Просто многие составили свое представление обо мне по многочисленным телевизионным пародиям. Тельник, пиво, адидас. Спешу разочаровать.

***

Что такое песня? Появившись как ритуальное «народное» мычание, песня, мутируя и видоизменяясь, дошла до наших дней. Сама по себе песня, по природе своей, явление социальное, и характер её во многом зависит от устройства среды. В XX веке победившего гуманизма и как следствие индивидуализма появился человек с гитарой. Воплощённая индивидуальность. Рок, а в последствии хип-хоп и поп, возможны только в сопровождении «прав человека», «свободы слова» и других «норм» индивидуалисткой цивилизации. В XXI веке гуманизм потеряв жизненную силу, стал во многом пустой доктриной, правилом без основания. Появление соцсетей, набирающий силу религиозный фундаментализм, индивидуальное отчуждение, многочисленные факторы влияют на песню, понижая значимость и важность любого индивидуального всплеска. Песня меняется и точно будет другой. Время рок-героев и поп-звёзд подходит к концу. Наслаждайтесь.

***

Каждый наш концерт, начиная с первого в 1997 году и заканчивая последними в году 2014, сопровождался немногочисленными, но громкими воплями: «Почему так дорого? Вы ****** [оборзели]». Я было думал, что азы экономики в нашем диком капиталистическом мире уже знает каждый школьник. Нет. Не знает. Так вот. Цену формирует спрос. Ни злой дядя, ни ******** [офигевший] Шнур, ни жадные музыканты при всей своей алчности повлиять на цену не могут. Её можно, конечно, выдумать от балды, но долго она не продержится. Мерзкий рынок будет давить на неё и заставлять искать реальность. Вот и все. Ничего личного, чистая экономика.

***

У русского художника есть два пути, и оба они ведут в тупик. Первый — ориентированный на «запад», (увлечение востоком тоже западная мода). Второй — почвеннический с ориентацией на местные «древности». Люди, исповедующие эти два направления движения мысли, условно именуются «западниками» и «славянофилами». В массовой культуре сегодня ярче всего они проявляют себя в поп музыке. Есть группы и певцы нарочито окающие, с архаизмами и «народным» звучанием. В противовес им выступают англопоющие с «фирменным» саундом. Присмотревшись, можно увидеть в них одно общее. Они не актуальны в широком смысле. Общий посыл их не про здесь и не про сейчас, а скорее про нигде и никогда. Идя по одному из этих очень русских путей, художник вылетает из местного контекста. Русское — это не западники и славянофилы, а как в электросварке: искра которая пробегает между двумя этими полюсами.

***

Всякий художник живёт в определённом времени, как и время живет в нем. Кому-то выдали мрамор и эпоху Возрождения, а кому-то фломастеры и *** знает что, суть от этого не меняется. Большому художнику удаётся впитать время, смешать его со своей кровью и выдать пространственно-временной концентрат, способный ловить блики вечности. Искусство — это квинтэссенция эпохи, её суть и в тоже время её основание. Вне понимания течения Истории искусство невозможно. Ощущение линейности, неповторимости времени, и представление о вечности, а не тяга к красиво-прекрасному, как у нас теперь принято считать, рождает феномен искусства.

О русской философии

Все главные русские вопросы — риторические. Они не ждут и не предполагают ответов. ***** [Зачем]? **** [Чего]? Че ***? Какого ***? Вопросы эти могут быть конечно адресованы к конкретному лицу. Но они не частные. Субъект вопрошающий видит другого как частицу мироздания, можно сказать даже как делегата бытия. Через него он пытается докричаться до «небес». Дух вопрошающего в смятении, проще сказать в непонятках. Зачем это всё? За что? Делегат бытия чаще всего отвечает молчанием или посылает на ***, что в данном случае одно и тоже. Вопрошающий, выпустив пар, успокаивается до следующего экзистенциального срыва. Парадокс в том, что и делегат, и вопрошающий чаще всего — одно лицо. В сознании русского человека наиболее остро происходит встреча бесконечной вселенной с пониманием конечности всего. Космический порядок, увидев свое отражение, вдруг осознает свою хаотичную сущность. Ну как тут не пить?

***

Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава — Твоё достоянье на все времена! © Как всякий полу-опальный поэт, я решил заняться переводами. С русского на эмодзироссийский язык будущего. Начал с последней версии гимна С. Михалкова. Понял, что одного четверостишия в будущем будет необходимо и достаточно, чтобы выразить всё. А вы чем там занимаетесь в союзе писателей и министерстве культуры? Всё советско-немецкой романтикой и побочным военно-спортивным «православием» переболеть не можете? Выздоравливайте. Вчера уже прошло, да и сегодня закончилось.

***

Был у меня приятель один. Хороший человек, но сволочь. Жил он с мамой, на её же деньги. Дома у него была большая коллекция музыки. Да, в те времена музыку собирали. Домой он водил всякую шваль типа меня. Пьянки, гулянки, драки и менты. Жил широко, но не на свои. Соседи и мать его вешались. ************ [Напившись], любил он Родину любить. «Я», — говорил, — «за Россию, *****, и умереть могу! Жизнь отдам! Что, сука? Не веришь?», — он находил в компании мнимого оппонента и начинал его ******* [бить]. Сам он здоровый был. Так ведь и отдал он жизнь за Родину, как предрекал. Убили его в пьяной драке на детской площадке рядом с домом.

***

Если меня когда-нибудь спросят, что я сделал для русской культуры, по-серьёзному, без шуток, я скажу, что вернул ей страсть. То самое дионисийское начало, которое у нас предпочитают не видеть и замалчивать. Любовную горячку, алкогольное безумие, похотливую ярость я живописал в своих крикопеснях. Те вулканические эмоции, без которых нет и не бывает человека сложного, стихийного. Недаром многие воспринимают меня как вечно пьяного балагура. Дионис, а в римской традиции Вакх, бог вина, плодородия и экстаза. Из диких дионисийских культов сложилась трагедия и понимание непонимания «законов» жизни. Страсти и демоны есть в каждом, и говорить, что их нет или что они уснули навечно — лицемерие и ложь. Новая пост-религиозная религия «мимими» глянцует человека, закатывая его под плёнку личин и приличий. Но там, под тонким слоем глянца, как в парнике, размножаются и растут его демоны. Часто плёнка рвется, но об этом уже лучше меня рассказывают в телевизионных новостях.

***

Время от времени я пересматриваю классические советские «Песни года», чтобы помнить генеалогию современного абсурда и стряхнуть с себя ностальгический морок. «Песня года», если кто не в курсе, была главной музыкальной программой Советского Союза. Самые выдающиеся официальные певцы, певицы и песни. На днях посмотрел программу 86-го года. Основные темы: ушедшая юность и борьба за мир. Любовь к детям и всему живому вплетена в большой посыл «нет войне». Из общего ряда сильно выпадет Пугачёва со своим мещанским счастьем: «Мама, дочка, ты и я». Что-то простое и настоящее. Показали её номер ближе к концу программы, как нечто необязательное. Мещанство, как мировоззрение, у нас вообще всегда в загоне. Плохо хотеть просто жить хорошо. Я не об избыточном гламуре, а скорее об опрятной старости. Мелко. Чужие дети, а не свои, непокорённый космос, а не засранный лес, ******** [охреневшие] пиндосы, а не собственное свинство, вселенская несправедливость, а не грязный подъезд, как беспокоили, так и беспокоят сердца общественников. Хотел написать «умы», но передумал.

***

Жить стало проще, жить стало веселей. Весь огромный спектр человеческих эмоций и переживаний сузился до двух красок. Позитивно и негативно. Плюс и минус как у батарейки. Позитивно — весело, красиво, вкусно, занимательно, прикольно в общем — комфортно (тоже модное словечко). Негативно всё остальное. Прекрасно простой новый мир. «Побольше позитива!» — требуют его обитатели. Придурковатая весёлость стала признаком хорошего тона и так называемой позитивной энергетики. (Я всегда думал, что энергетика это отрасль, а то что имеют ввиду — энергия, но энергия, видимо, слишком простое слово для позитивных людей) Всепроникающий КВН стал новой идеологией страны. Если ничего нельзя изменить, то нужно все осмеять. Небывалая лёгкость позитивных людей вызывает приступы агрессии у людей негативных. Они просты как и позитивные. Только свой позитив они черпают в негативе. Во всей этой схеме нет места людям сложным, с полутонами. Их просто автоматом причисляют к негативным, поскольку позитивными их не назовёшь. Будь проще. Хотя проще уже некуда.

***

Россия страна не текста, а контекста. Не даром в Русской Православной Церкви многие прихожане прекрасно ориентируются в Предании, и лишь немногие читают Писание. Русская философия выглядит недоразумением именно из-за того, что не текст, а контекст здесь правит умами. Текст сам по себе вне контекста не ценен. Вопрос «как», а не «что» — основной. Как ты? Даже в бытовом приветствии присутствует это положение. Мат, оперируя небольшим количеством слов, богат как раз контекстами и интонациями. Не «что», а «как» сказано или написано здесь важно. Вся либеральная мысль вязнет именно из-за фундаментального непонимания страны. Являясь частью европейского мышления, либерализм ставит вопрос «Что? Что делать?», который не является центральным в России. Евтушенко почувствовал это превосходство контекста, имея ввиду совершенно другое, отозвался стоками. Поэт в России — больше, чем поэт. Это «Больше чем поэт», больше самой поэзии, больше поэта, больше всего. Как?

О взглядах на жизнь

Советчики попёрли изо всех щелей. «Делай так, делай сяк, а так не делай». Как же я без вас-то жил, ума не приложу? И главное, все люди состоявшиеся, в спортивных костюмах большинство, советы дают, видимо, как стать таким же как они — ********* [замечательными]. Добра же желают. Прислушаться что ли? И зажить увлекательной жизнью ********* [замечательного] человека с понятными понятиями. Но, боюсь, не получится у меня. Сорвусь. Бес перемен смутит мой и без того мутный ум. Захочу чего-нибудь этакого, и ****** [хана] моей карьере ********* [замечательного] человека. Придется дальше влачить свое жалкое существование… Пропащий я… Эх…

***

Пишут почему-то мне: «Ты стареешь». Вроде бы естественный процесс, самый обыкновенный, но кого-то он удивляет и даже огорчает как-будто. Странно, но про то что у меня два уха и нос никто не сожалеет и не пишет. Это тоже обыкновенно и вроде как почти у всех есть. Я может быть вас удивлю, но все люди смертны и подвержены старению, как ни странно, даже я. Или то, что я сплю, ем, сморкаюсь, болею, сру, и ногти у меня растут, и волосы, тоже должно удивлять и печалить? Это очевидно, и констатировать, мне кажется, излишне. Я же не пишу под чьей-нибудь глупостью «Вы дебил», потому что это как и старение — дело непоправимое и самое обыкновенное.

***

Я люблю делать то, что нельзя. Не то чтобы я специально это стараюсь. Так само как-то выходит. Запрещают мое любимое. Вчера еще было можно, а сегодня-с — ****** [фигушки], никак не можно. Ради моего же удовольствия, говорят, запрещают, как будто. Заботу проявляют-с. Я помню, ещё как помню, те времена, когда в самолетах курили, ещё как-с, курили, и не только. Да и вообще, несмотря на курение, воздуха как-то побольше что ли было. А сейчас что-с? А вот что! Вроде и не курят, а дышать нечем.

***

Вчера я не пил, да и сегодня тоже не пил. Даже от пива отказался. Вот вы спросите меня: «Как так? Почему это ты трезвый ходишь второй день?» Отвечу вам: потому как не хочу. Да и икры вчера не ел по той же самой причине. Нет, нет я не заболел, чувствую себя великолепно. Просто не хочу. Но, вижу, вам не понять. Чего это я не хочу того, что все даже очень хотят и возжелают? ********* [Выделываюсь], подумаете. Ан нет, не ********* [выделываюсь], а просто не хочу. Я же вас, предположим, не спрашиваю, чего это вы Шестова давеча не читали, как я. Может не хотели. Да и нет такого вопроса к вам у меня. Не читали и не читали. Какое моё дело? Да и вам дела до того, пил я или не пил, быть не должно. Однако ж есть.

***

Мне скучно не бывает. Нигде и никогда. Даже сопровождая жену в качестве носильщика-консультанта, я нахожу миллион интересных странностей. Женские модные магазины вдохновляют не хуже рыбалки, дачи и кабака. Я видел в них триумфы и падения, разочарования и восторг, красоту и мерзость. Амплитуды чувств и эмоций вполне сравнимы с футбольно-стадионными. Нужно только присмотреться. Свежие коллекции, как молодые любовники, зовут дам в рискованное и неоднозначное. Старые, прошло-сезонные, как брошенные мужья, пылятся на полках и скоро будут отданы кому-то за бесценок. Большой, удивительный и абсолютно не мужской мир. Там я подглядываю и нахожу сюжеты. Скучно не бывает. Вот хотя бы вчерашняя сцена. Дама лет сорока, полная, с начёсом на голове, выходит из примерочной. На ней красное платье. Оно явно ей мало. Ткань напряжена, мадам тоже. «Толик, как тебе?» — обращается она, видимо, к мужу. Толик сидит на диване вполоборота. Небольшой живот, бархатный пиджак. Смотрит в телефон. «Ну?» — требует реакции жена. «****** [Отлично]», — говорит Толик, не отрываясь от телефона. «Да, мне тоже нравится», — успокаивается дама. Просто песня.

***

Я не тот, да и не этот. Всегда. И для этих и для тех. Я не тот. Вон те, их много, да и этих тоже ***** [немало]. «Ты кто? Тот или этот?» — задают вопросы то те, то эти. — «Не определился? Все уже, а ты нет? Нехорошо! Надо! Ты не тот, так давай к этим, пока эти еще не те». Противостояние тех и этих занимает у них всю жизнь. Эти клянут тех, за то что они те, а те ненавидят этих по аналогичной причине. А я, как был не тем, так и остаюсь не этим.

***

Сейчас принято рассуждать обо всём. Не иметь своего мнения по поводу всего как-то даже неприлично. Глобальная политика, движение мировых капиталов, конфликт цивилизаций. Чем человек меньше имеет отношения к той или иной области, тем он больше в ней смыслит. Артисты высказываются по поводу военных стратегий, режиссёры великолепно разбираются в экономике, певцы вообще знают всё. Но главные мозги этого мира скрываются под вымышленными именами в интернете. Эти «собственные мнения», как правило, не касаются непосредственно профессиональной деятельности субъектов. Сантехники не пишут и всё реже говорят о сантехнике, режиссёры — о фильмах, музыканты — о музыке. Порой кажется, что о своих профессиональных делах люди вообще перестали думать ввиду отсутствия времени и желания. Когда, да и зачем отвлекаться на такие мелочи, ведь нужно успеть составить и донести миру «своё мнение» обо всём. P. S. У меня нет мнения по многим вопросам. По некоторым из них я его не намнил, а по большинству и не собираюсь.

***

Сделать человека счастливым очень просто. Вот, предположим, есть у него машина, украли её, горюет человек. А потом полиция машину нашла, что, конечно, чудо. Человек счастлив. Или поставили ему диагноз страшный, а он не подтвердился. Опять счастье. Или вот паспорт потерял. Везде посмотрел — нет его. Расстроился человек. И вдруг в пиджаке случайно нашел. Хей! Опа! Счастье-то какое. В общем, чтобы сделать человека счастливым, нужно сделать ему плохо, а потом вернуть всё как было. И будет ему счастье.

О мужчинах и женщинах

Почему меня женщины любят? Потому что я их так люблю! Перефразируя Белинского (у него речь о театре): «Любите ли вы женщин так, как я люблю их, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением?» Любая дама сложнее и интересней любого театра. В театр я не хожу. Разве что только с дамой.

***

Брак «по расчёту» у нас осуждают. Мол, там где должны парить амуры, ползает корысть и умысел, унижая светлые чувства. Предпочтительнее у нас брак без расчёта. Но многие женщины чувствуют слабости и сложности таких бескорыстных отношений. Будущие матери на уровне инстинктов выбирают комфортные условия для своего потомства. Обеспеченный самец с большей степенью вероятности «прокормит» и самку и её отпрысков, чем самец без материального достатка. Вот и весь расчёт. Инстинкт сохранения потомства — главный движитель браков «по расчету». Браки «по любви» опираются во многом на внешнюю симпатию (о духовной в наше время говорить смешно). Принцип тоже вполне себе животный. Здоровые и сильные особи скрещиваются с себе равными, чтобы родить здоровое и красивое потомство. В обоих случаях биологически оправданное поведение. Амурам здесь не место.

***

Ну вот и пришло время поговорить о самом главном и волнующем. Моя заметка о больших животах. Все знают что у мужчин три стадии опузения. 1. Не видно как висит. 2. Не видно как стоит. 3. Не видно кто сосёт. Третья стадия самая интересная. Она позволяет быть практически независимым и неразборчивым. Я вот подумал, может быть, пузо — это некий психофизический барьер, который вырастает с возрастом, для того чтобы хоть как-то отгородиться и уже не видеть лица надоевших и некрасивых жён. И еще один немаловажный аспект третьей стадии опузения. При третьей стадии уже не видно как не стоит.

О спорте

Я давний и последовательный противник «олимпийского» движения, как Римский император Феодосий Великий, в IV веке накрывший медным тазом Олимпийских Богов, ну и все с ними связанные «движения». Между прочим, Феодосий канонизирован православной церковью в лике святого. Написав, почему-то вспомнил освященных Чебурашек, ну да я не об этом. В конце XIX века таз медный приоткрыли, движение выпустили, Богов оставили. И потихоньку людям стали втюхивать спорт. Но не тот, что у них уже был, а серьезный, с достижениями, «настоящий». В Энциклопедии Брокгауза и Ефрона конца XIX — начала XX века спорт еще не «олимпийский», а вполне себе человеческий: «Спортом называются всякие вообще занятия, имеющие целью удовольствие или увеселение, но отнюдь не выгоду». Удовольствие и увеселение! При таком понимании спорта, современные спортсмены не спортсмены вовсе, а что-то совсем противоположное. Алкаши в моём дворе ведут более спортивный образ жизни. Да и я, что греха таить. Не будь этого дурацкого «олимпийского» движения с его подменами понятий, глядишь и я бы в спортсменах числился, да и все мои дружки. А так…

***

Странное состояние — болельщик. Раньше я в нём бывал довольно часто, сейчас наблюдаю со стороны. В пивнушках и ресторанах, в шавермах и шалманах обязательно стоят экраны. От телевизора уже не скрыться даже в рюмочной. В дни матчей во всех заведениях скапливаются полные люди в вязаных и разноцветных шарфах. Они что-то кричат телевизору. Тычут в него кулаками. Матерят его и хвалят. Ролевая игра с полным погружением. Так ведут себя дети во время кукольного спектакля, вступаясь всем хором за тряпичного зайчика. «Волк, уходи!» — искренно кричат детишки в драматический момент. Взрослые кричат другое, но суть та же. Детская психология проявляется и в многочисленных обзывалках противников своей команды. «Какашки вонючие», — сказали бы дети. Взрослые изобретательней, но суть та же. Мужской инфантилизм проявляет себя и во многих других «увлечениях». «Будь мужиком!» — кричат мужики, и ведут себя как дети.

О смысле песен

Откликаясь на просьбы разобрать какое-нибудь своё сочинение, решил взять песню «Дорожная». Она характерная, жанровая и сложно-простая. Всё как я люблю. «Я куплю себе змею или черепаху», — начинает вопить солист, отсылая нас к известной притче. Многие её трактуют как притчу о женской дружбе. Змея и черепаха в данном случае олицетворяют гипотетических дам. Примечательно, что герой песни думает именно купить, а не завести этих животных. Тем самым он намекает нам на то, что отношения между полами в его мировоззрении — сделка, предмет торгов. «А тебя я не люблю. Ехай! Ехай на ***!» — так заканчивается первый куплет. Корреляция «куплю-люблю» неслучайна. Она усиливает меркантильную составляющую творящегося абсурда. И здесь ошарашивает просторечие «ехай». В нем происходит раскрытие героя. Он оказывается Зощенским обывателем. Простым и от этого сложным. Переполненным избыточной простотой. «Ехай на ***» добивает слушателя. Это звучит как заклинание. Русская абракадабра на все случаи жизни…

***

Ехай на ***! Навсегда! «Навсегда» я вставил в текст, поскольку нет со времен Битлз песни про любовь без этого слова. Если «любовь» в песне есть какая-никакая, то и «навсегда» быть должно. Закон жанра. «Лучше отсидеть на зоне» — в этих строчках герой возвышается над мирской, формальной свободой, противопоставляя ей внутреннюю. «Можно и пятнаху» — намекает нам на возможность убийства бывшей дамы сердца. Причём убийства умышленного с отягчающими. 15 просто так не дадут. «Чем с тобою фармазонить» — а вот это слово очень интересное. «Фармазон» — исковерканное франкмасон, употреблялось в значении вольнодумец, безбожник, нигилист. Потом странным образом перекочевало в криминальный жаргон и стало обозначать торговца краденым. По большому счету, многие из нас подходят под эти два определения. Фармазоним по-чутка, что уж скрывать. Но наш герой вырывается из порочного круга всеобщего фармазонства. Таков накал страстей. «Ехай» — он, можно сказать, адресует и себе.

***

В своей последней заметке о песне «Дорожная» многое хочу сказать, поэтому путано. «Раньше жил и не тужил» — так начитается третий куплет. Главное и узловое слово здесь «раньше». Все мы так или иначе живем этими воспоминаниями о неком прекрасном «раньше». Раньше всегда лучше. Раньше и тужилось как-то без натуги. А сейчас? С тобой? В этих обстоятельствах? «Дал маху» — мимо цели, мимо жизни, вообще мимо. «Лучше б с черепахой жил» — на моей памяти, единственный случай в европейской культуре, когда человек вступает в какое-то взаимодействие с черепахой, это апория Зенона. В ней быстроногий Ахиллес никак не может догнать черепаху. И у меня нет сомнений, что речь в моём тексте идет именно о той самой Зеноновой черепахе. Черепаха в песне из возможной становится недостижимой. Рушатся как несостоявшееся будущее, так и наступившее настоящее. Остается только призрачное и невозвратное «раньше». Да и его нет. Человек остается ни с чем. Нигде. Ничто. Пограничное состояние, как писали экзистенциалисты. Пауза. Затем неспешно из тишины на ощупь возрождается песня. «Ееееехай на ***» — приводит в движение весь мир с черепахами, змеями, фармазонами, героями и подругами. Карусель жизни заскрипела и поехала. Быстрей, быстрей, ещё, ещё, ещё. Вселенский аттракцион продолжает свою работу! «Ехайна***!» — в эсхатологическом восторге орут пассажиры, двигаясь по кругу. Центробежные силы выбрасывают их по одному и пачками. «Дорожная» оказывается не путеводной, а неизбежной. P. S. Я не претендую на верность и точность вышеизложенного. Разве что, я более-менее правдиво показал запчасти, из которых собрана эта штуковина. Но как она работает у каждого из вас, какими шестерёнками, я не знаю, да и не замахиваюсь. Маху могу дать.

***

Кто стрелял из винтовки по далёким целям, знают, что нужно прицеливаться чуть выше мишени. Даже на летящую пулю действует сила притяжения. Что уж говорить об идеях. В 2000 году, задумывая альбом «Трех дебилов» (филиал группы «Ленинград»), я пытался сделать сложную (как жизнь) смысловую конструкцию, с большим полем интерпретаций. Множество взаимоисключающих цитат и ссылок как капканы были расставлены мной. Вершиной всей этой махины должно было стать название альбома: «Made in Жопа». Прямая ссылка на великий живой альбом классиков хард-рока Deep Purple «Made in Japan» 1972 года. Ни один критик не увидел этой нехитрой игры. Да и от слушателей я слышал только: «О! Жопа! Класс!». Так вот, идеи чуть выше общего культурного уровня чаще попадают в цель, а слишком высокие, тяжёлые или низкие летят в пустоту. В жопу. На фото, как ни странно, мои колени.

Колени Шнурова

***

Точнее чем Макс Корж и не сформулируешь и не передашь дух времени. «Я выбираю жить в кайф». Вот он, транспарант настоящего. Вот он, единогласный выбор большинства. Великое и не такое простое, как кажется, изречение. В первых двух словах — «я выбираю» — автор сообщает нам о том, что в современном мире «выбор» стал символом Свободы. Имея возможность выбирать пиво, одежду, машину, президента, ****** [шлюх], квартиру, ту или иную модель поведения, человек мыслит себя свободным. Но Макс идет дальше: «Я выбираю жить». В этом выражении он, как «свободный» человек, побеждает судьбу и смерть. Отныне ни какие Мойры, ни Предопределение не властны над ним. Он сам плетёт свою судьбу. Слово «кайф» произошло от арабского слова «кэйф» — время приятного безделья, удовольствия. Таким образом, в формуле Коржа присутствуют даже мультикультурные отзвуки глобализации. «Жить в кайф» — это смачный постгуманизм, доктрина, находящаяся за пределами человеческого добра и зла. Кайф не знает пощады, жалости и сострадания. Кайф — это цель, смысл и оправдание всего. Ницше ***** [тронулся] бы.

О русском мате и лингвистике

Замечательное словечко — **** [что]. Маленькое, скользкое и колючее, как рыба ёрш. Вроде бы и не такое важное это слово, да и не слово вовсе, а какая-то вопросительная частица, а без неё жизнь не проживешь. **** [Что] толку от этого «****» [что]? А есть. В общеупотребительном смысле «****» [что] заменяет и эмоционально усиливает «что». [Что] надо, [что] пришёл, [что] смотришь? Но всё коварство этой маленькой частицы в том, что она в себе содержит еще и вопрос «зачем». Что и зачем? Зачем и что? Лезут отовсюду, толкаются, пялятся, комментируют, стоят на светофорах, дышат в затылок, воняют, выражают, тыкают… **** [Что-о-о]?!!! Разносится над страной. **** [Что-о-о-о-о]?!!! Знать все мы хотим, что всем им от каждого из нас нужно!

***

Вот какой мне прок от слова «лизинг». Звучит, между прочим, не лучше залупы. Лизинг — это аренда с правом выкупа. Я бы сказал — сдача внаём. А вот если, предположим, съёмщик оплату задерживает месяц, два, полгода. Тогда что? Лизинг, петтинг, трансакционные издержки. Нет, эти слова не помогут. И вот стоишь ты как немой пред этой сволочью, как вдруг из подсознания (так назвал бы это место Фрейд) начнут поступать сигналы. Короткие как приказы. Какого ***? *****! ** твое! И оживёт диалог, и дело скорей всего двинется. Съёмщик как будто ждал этих слов. Засуетится, глазки забегают, соображать начнет. А от слова лизинг прока никакого, только смущение умов одно.

***

Очевидности — это самое загадочное. Вот слово залупа — плохое, а квинтэссенция — хорошее. Почему? Непонятно. Залупа вроде даже не мат, не сатанинское заклинание, не дьявольский язык. Вредоносность мата так и объясняют в образованных кругах — тёмной силой слова. Да чёрт с ним, с матом. Безобиднейшее слово, с точки зрения просвещенной инквизиции — залупа. Но, нет. Порченое. Почему? Нет ответа. А вот квинтэссенция — словечко точно запятнанное. Алхимическое. Колдовское. Пятый элемент. Почему оно в законе? Почему просвещенная общественность не бьёт в набат? Употребляют правда его, словечко это, нечасто, за ненадобностью. Ну и зачем, спрашиваю нам эта квинтэссенция? Где она в быту проявляет себя? Залупа — другое дело. Её много где есть.

***

Что такое ******* [фигня]? Универсальный заменитель пренебрежительного названия любого объекта — отвечает нам Викисловарь. Это слово знают все. Даже те, кто его ни разу не произносил, прекрасно понимают его неизмеримую многозначность. Понятие «*******» [фигня] прошито в каждом из нас и исподволь влияет на мировоззрение. «Видишь вон ту ******* [фигню]?» — может сказать старший научный сотрудник обсерватории младшему, указывая на скопление звёзд. И все понимают, о чём идет речь. Русский человек может назвать ******** [фигнёй] всё — от гаечного ключа до собственной жизни. В зависимости от контекста пренебрежительная составляющая ******* [фигни] варьируется от нуля до бесконечности. Универсальность же его не знает пределов. ******* [Фигня], как и многие другие матерные универсумы — это высшая степень абстракции, с которой у нас знаком каждый школьник. Абстрактному мышлению мы не учимся, мы его впитываем во дворах и на детских площадках. В конкретном мышлении мы, правда, не сильны. Но эта слабость с лихвой компенсируется невероятной комбинаторностью мышления, вытекающей как раз из способности к абстракции. Вот наша национальная особенность, она же идея, она же цель. В ней наша сила, в ней наша слабость. ******* [Фигня].

***

Размышляя вчера о ******* [фигне], пришёл для себя к неожиданному выводу. Кроме абстрактного понятия, ******* [фигня] намекает нам на непознаваемость мира. Грубо и с натяжками, но можно сказать что в этом слове квинтэссенция «Критики Чистого Разума» Иммануила Канта, который в свою очередь случайно и ненадолго, но был русским подданным. Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства. Это был его «докритический» период. Непосредственное и вынужденное общение с русскими не подлежит сомнению (переписка с Елизаветой). Сдается мне, что Кантовская «вещь в себе» не что иное как наша русская ******* [фигня]. Похоже на бред, но что-то в этом есть.

***

Вдыхая современность жадно ноздрями и всеми порами, я вбираю в себя и пытаюсь творчески осмыслить все самые яркие и фактурные приметы времени. От просторечного «ехай» до сумки Прада, через ******* [бренд одежды Шнурова] к лабутенам, от «Патриотки» до «полногоселфеца» мой интерес не знает второстепенных тем. Для меня нет здесь не главного. В мелочах и нюансах я вижу больше, чем в аналитических статьях. Актуальный язык — все эти «збс», «***», «мимимию говорят о нас точнее чем любые научные доклады. Губастая ***** [шлюха] в спортивном костюме Bosco, с айфоном в зеркале общественного туалета, объективирует реальность лучше любого фотокорреспондента.

***

Я ещё помню те времена, когда даже самые низкие слои общества в слова выкладывали смысл, и при виде чего-то, не вписывающегося в их представления, восклицали: ********* [с ума сойти]! Что значило — можно сойти с ума. Это выражение несло несомненную смысловую нагрузку. Сумасшедшее удивление или придурковатый восторг: «********* какой закат». Сейчас от эмоционального помешательства не осталось ничего. ***** [Трахать]! Так и говорят, и пишут, пытаясь выразить примерно то, что раньше выражало «*********» [с ума сойти]. ***** [Трахать]! Это призыв к действию, я так понимаю. **** [Трахают] закаты и машины, фильмы и фото, дома и улицы, страны и континенты, весь мир. ********* [Оттраханный] мир отвечает взаимностью. ***** [Трахать]!

***

«Походу ***** [ужасно] или ******** [отлично]?». Вот оно настоящее! Самое актуальное. Актуальней не бывает. Это про нас сейчас. Основной вопрос современности. Попробуем разобраться о чем вопрошает нас основной вопрос (простите). С «*****» [ужасно] и «********» [отлично] более менее всё понятно. Неопределённо плохо в седьмой степени против неопределённо хорошо в восьмой. Но что такое походу? Это не перемещение в пространстве, но движение в нём есть. Это почти как слово «похоже» или даже «походя», но с ещё большей вероятностью и неточностью одновременно. Категоричность суждения при этом возрастает. Предметы и явления в состоянии походу становятся не чёткими, а приблизительными. Примерно такой размытый пейзаж мы наблюдаем из окна скоростного поезда, который движется по ходу следования. Наш вопрошающий тоже движется, только во времени. Из прошлого в будущее, на всех парах минуя настоящее. В голове его мелькание и муть. Он все время в этом состоянии походу, которое не предполагает остановок. На настоящее у человека походу нет времени. Настоящее, как и производное его — актуальность, сжимается, счёт их идёт не на месяцы и дни, а на секунды. Человеку походу не может быть ни фундаментально ***** [ужасно], ни основательно ******* [отлично]. Проехали. В настоящем он не по-настоящему. Настоящее — это как его работа, на которой он живет воспоминаниями об отпуске и мечтой о выходных. Он живет прошлым и будущим, где либо что-то было, либо что-то будет, а сейчас что-то короткое и неясное — ***** [ерунда] походу.

***

Меня очень-очень раздражает словечко «ибо». Почему-то если оно попадается мне в любом тексте в 10 из 9 случаев, текст становится для меня невыносимым. Кажется глупым, напыщенным, больным, как старая ***** [шлюха]. Даже короткое безобидное замечание типа «ибо ***** [нечего]» выводит меня из себя. Слово «тренд» так не мучает, как это сраное «ибо». Палёная водка внушает больше доверия. Придорожные шлюхи симпатичней. Жирные и усатые менты милей. Болезнь какая-то, ей-богу. Пишу и чешусь. Аллергия.

***

Ничто так не говорит о образе мысли народов и поколений, как слова-паразиты. В 90-х главным всепобеждающим и нивелирующим всё был союз «как бы». Я его взял в кавычки, но он сам брал в кавычки всё и вся. Как бы работа, как бы жена. Как бы страна, как бы зарплата. Всё стало понарошку. Так язык умно и ясно, а главное, в предельно емкой форме отреагировал на крушение всех ценностных систем. Самая интересная конструкция на мой взгляд это как бы я. Как бы я — это не совсем я. Это я, но не очень. Я, но условный, почти как в компьютерной игре. Как бы я позволяет себе больше чем я, ввиду несколько пониженной самоценности и ответственности. Как бы я как бы живет и как бы умирает. Вот такие как бы лихие девяностые.

О политике

Вот все говорят кругом: Путин то, Путин сё, Путин это. А я только руками развожу. Не знаю, что и думать. У всех этот Путин вроде родственника ближайшего. Кому-то противен, кому-то приятен, но отвязаться от него решительно невозможно. У всех он есть — свой Путин, а у меня нет. Как телевизор у меня кончился, так и Путин ушёл. Раньше был, а теперь нет. Жить ему стало негде, как телевизора не стало. Он было в компьютере хотел поселиться, но и тот приказал долго жить. Вот и нет у меня Путина который год, и ведь нельзя сказать, что я по нему скучаю. Но в минуты отчаяния и одиночества я всё-таки вспоминаю о нём. Как там вы живете без меня, Дмитрий?

***

На моих глазах за очень короткий период произошла страшная и, к сожалению, неизбежная девальвация понятия «патриотизм». Патриотизм стал как спортивный костюм — «предметом» массовой культуры, который как и спортивный костюм пользуют чаще всего не по назначению. Символика превратилась в суть и смысл. Оболочка стала внутренним содержанием. Крики «Россия, вперёд!» повсюду. Как извозчики раньше подгоняли лошадей, так и мы — свистом и окриками заставляем мчаться страну в неведомое. «Россия, вперёд!» Кто громче кричит — тот больший «патриот».

О коте

На даче у меня тихо. Никто не беспокоит. Только вот этот дикий кот приходит осенью и тихонько мяучит. Летом где-то сам себе еду добывает, а как холодает появляется. Здоровенный, скажу я вам, котяра, но крайне интеллигентный. В дом не рвется, не орёт. Ненавязчивый, одним словом. Поест и в лес. Не то, что люди.

***

Странный всё-таки я человек. Сколько читал я всяких нелепостей в свой адрес, не обижался, да и не банил, если без откровенного хамства, а вот за кота обидно мне стало. Домашним его называют необоснованно, чистый мол. А где вы грязных животных-то видели, в зоопарке разве что? Тем самым в мошенничестве как будто животное уличают. Коту недоверие страшное оказывают. Пустяк, скажете, а по мне нет, что даже дикого кота лишают права быть честным. Во всем уже подвох ищут. Кот и тот врёт. Жрёт в два гола. Не иначе из партии жуликов и воров. Харя — вон какая. Нас не ******* [обманешь]. Брысь отсюдова!

Об учёбе

На закате перестройки я заканчивал школу. Учиться мне уже было некогда. Концерты рок-клуба, новые группы, «авангардные» выставки, тусовки в теплоцентре, анаша и другие символы «свободы» требовали полной отдачи. «Дальше действовать будем мы», — пел из магнитофона «Электроника» Цой. Мы действовали. Накурившись анаши, шли в «трубу» (подземный переход на Невском) слушать уличные группы или на «Казань» ( площадь у Казанского собора) смотреть на таких же как мы неформалов. Время от времени нас забирали в милицию за внешний вид и, как сказал один сержант, ****** [безобразие]. Дубинки у ментов только появились, и опробовать на ком-то их было необходимо, поэтому били обязательно, но не сильно. Советский гуманизм. Для нас эта экзекуция была вроде жестокой игры. Воспитанные на фильмах про войну, мы себя отождествляли с героями в фашистских застенках. Нашу песню не задушишь, не убьёшь и всё такое. При этой разбитной и нездоровой жизни я и все мои дружки-приятели более-менее серьезно занимались спортом. Демыч — КМС по вольной борьбе, я второразрядник по лёгкой атлетике, Талала — перворазрядник по боксу. После вечерних тренировок мы встречались и тайком от билетёрш пробирались через черный ход в кинотеатр «Аврора» в который раз посмотреть фильм АССА. На экране — «Ты че пидар?» — из-за серьги в ухе наехал подсадной урка на Бананана. «Сам ты пидар!» — нехотя ответил Бананан. Драка. Так выглядел типичный диалог культур и поколений в конце восьмидесятых. Повестка дня и манеры с тех пор не изменились. P. S. На фото Виктор Цой с накрашенными глазами. Так выглядела группа «Кино».

***

После первой сессии всех моих дружков отчислили, а меня нет. Я её сдал, чудом, но сдал. Вроде как решил продолжить учиться. Но в ЛИСИ стало мне невыносимо тоскливо. На курсе остались одни будущие профессионалы. Говорить не с кем и не о чем. Я плюнул и пошел работать грузчиком в кондитерский магазин. Устроился туда я, как доброволец на фронт, приписав себе полных восемнадцать. Хотя до 18 мне не хватало какого-то месяца. Была ранняя и очень солнечная весна. Я стал грузчиком. На работу мне нужно было приходить к восьми. Обычное весеннее прозрачное утро. По Московскому проспекту шумно и медленно едут поливалки, разбрызгивая свежесть по асфальту. Редкие пешеходы. Запах улицы почему-то напоминает о минералке «Полюстрово». Я иду на работу в кондитерский магазин. Всё. Но когда мне задают вопрос «Что такое счастье?», я вспоминаю именно это утро.

***

Труд сделал из обезьяны человека, твердили нам в школе на уроках труда. Я смотрел на драчевый напильник, на необработанную болванку, на свой грязный халат, и отчасти завидовал тем обезьянам, которые решили от труда уклонится. Трудолюбивые обезьяны обрекли своих потомков изнурительно и каждодневно работать, учится, чистить зубы и заправлять кровать. И я был одним из них. «Что-то в этом не то», — думал я. И в один прекрасный момент меня осенило: всё наоборот! Конечно! Только лень могла заставить обезьяну не лезть на дерево за бананом, а взять палку и сбить его. Лень, а не трудолюбие вложила камень в лапу примата для удара по кокосу. Трудолюбивые обезьяны залезали на деревья и не жужжали, а ленивые, нарушая устои, изощрялись и не лезли. Потомки хранивших традиции, законопослушных и работящих обезьян так и не слезли с деревьев, а ленивых — полетели в космос. Такой вариант развития меня вполне устраивал. И я начал со спокойной совестью отлынивать от общественных работ, субботников и уроков труда.

***

Учился я хорошо, но с отличниками не общался. Мне в них чего-то не хватало. Гумилёв бы сказал — пассионарности. На уроках я сидел на задней парте, где гопники всех мастей составляли мой круг общения. Отличные товарищи с живыми неподдельными реакциями, они уважали меня за то, что я не боялся драк и учителей. Росший в «приличной» семье, раз в неделю я из-под палки посещал филармонию, многократно был в Эрмитаже, вечерами с родителями играл в «Эрудит». Поверхностных знаний у меня было больше, чем у моих товарищей. Но это не создавало проблем. Гопники не отрицали неведомое им и непонятное. Это просто был не их мир, не их интерес, но он имел право быть. Когда мы листали историю искусств в поисках голых баб, я легко отличал Рубенса от Рембрандта. Но обстоятельство это никоим образом не влияло на мой авторитет. Бесполезные, по понятиям гопника, знания не были признаком ущербности. Никто не задавал мне риторического вопроса, который я все чаще слышу сегодня: «***** [Зачем]?».

Об интернете

Оскорбления в интернете — это как моросящий дождь осенью — неприятный фон. Дождь идёт, и я иду по своим делам. «Ты чмо» — это порывом ветра отбросило зонтик. «****** [Больной]» — капля упала за воротник. «Сдохни, тварь» — окатила мимо проезжающая машина. Осенний дождь — штука неприятная, но ненавидеть его и глупо и смешно. Плеваться в дождь — совсем пустое дело. Нужно идти и мне, и дождю. Я здесь не навсегда, да и дождь иногда заканчивается, чтобы начаться снова. И когда в эти короткие паузы среди туч появляется перламутровое осеннее солнце, я останавливаюсь и в восхищении забываю о том, что куда-то шёл.

***

Что такое интернет-мем? Это миллион раз пересказанный, старый анекдот. Уже не смешной, но ещё анекдот. Русотуристообликоморале. Жалкие попытки зажечь догоревшую СПИЧку. А троллинг? Обычное, самодовольное хамство, процветающее в коммуналках, и паспортных столах. Вастутнестояло. Много новых слов придумано, чтобы всего-навсего реабилитировать старые глупости.

***

Длинный текст (по сегодняшним меркам — это всё, что больше демотиватора) отпугивает нормального человека. Тут нужно пояснить, что я имею ввиду, употребляя словосочетание «нормальный человек». Нормальные люди — это те, кто оставляют после себя метку «норм». Они нормальные и выдают свидетельство нормальности тому или иному: «норм». Написав что-то из десяти и более предложений, вы гарантированно шифруете и делаете непроходимым написанное для этой многочисленной аудитории. Фактически длинный текст стал уже некой сакральной и герметичной формой общения постепенно исчезающих и обречённых на вымирание ненормальных. Реакция нормальных на длинный по их понятиям текст обычно предсказуема, как снег зимой. Она несильная, эта реакция, слабоэмоциональная и не всегда закрепляется графически в виде комментария. Но если нормальный решил попечатать, выглядит она так: «многа букав». Если вы увидели под своим текстом такой комментарий, будьте уверены, вас читают единицы таких же как вы, по мнению нормального либо обкуренных, либо обнюханных маргинальных недочеловеков.

#Статья #Instagram #спорт #музыка #Сергей_Шнуров #Ленинград #Россия #инстаграм_Сергея_Шнурова #смысл_песни_Дорожна_Ленинграда #Макс_Корж