Новости
Ольга Жигулина

«Это уже сказка, и нас уже пригласили на бал»

Женский футбольный клуб GirlPower меньше чем за год существования занял четвёртое место на Кубке России по футзалу и отобрался на Кубок Европы

Футбольные и околофутбольные темы в рунете регулярно входят в повестку дня и при этом, как правило, имеют самую негативную окраску. Грустные шутки и критика в соцсетях — обычные сопровождающие большинства матчей российской сборной.

При этом футбольный тренд не только не умирает, но и продолжает развиваться в российском интернете: связанные с матчами хэштеги моментально взлетают в топ Твиттера, а футбольные новости обсуждают знаменитости. На этом фоне существование традиционного представления о том, что футбол — это мужское занятие, — не мешает появлению женских любительских групп.

Фото здесь и далее: сообщество GirlPower Football Club в Фейсбуке

Одна из таких групп — клуб GirlPower, возникший в Москве в 2014 году и менее чем за год занявший четвёртое место на Кубке России по футзалу. О коллективе девушек, которые предпочли бутсы и футбольный мяч более привычным для женщин видам спорта, неоднократно писали российские онлайн-издания: например, городская газета The Village устроила футболисткам фотосессию, а Cosmopolitan отметил, что «футбол — крутой способ сжечь лишние калории, укрепить попу и выплеснуть накопившийся негатив».

Девушки прошли отбор на финальную часть Кубка Европы по футзалу, которая состоится в Испании в ноябре. Среди тех, кто уже пожелал клубу удачи, — тренер сборной России по футболу Леонид Слуцкий.

Для поездки необходимы средства, и клуб, сознательно отказавшийся от краудфандинга, в настоящее время активно ищет спонсора.

Чтобы несколько девушек, которые ещё год назад не играли в футбол, смогли исполнить свою мечту и сыграть в Барселоне на Кубке Европы, нужно 25 тысяч долларов (это оплата поездки и стоимости участия). Мы понимаем, что нам нужны немаленькие деньги. Мы понимаем, что это всё звучит не очень серьёзно. Но, во-первых, спонсоров может быть несколько, а, во-вторых, мы умеем быть серьёзными.

из описания проекта

На вопросы TJ о прошлом и будущем GirlPower ответили основатель клуба Владимир Долгий-Рапопорт и одна из участниц, журналистка РБК Елизавета Сурганова.

Елизавета Сурганова и Анна Шмитько

Расскажите, с чего вообще началась идея женского футбольного клуба?

Владимир: Изначально мы были детской футбольной академией #Tagsport. В какой-то момент мамы, водящие к нам своих детей, сказали, что им надоело смотреть на футбол и они хотят играть сами. Так в мае 2014 года появилась женская группа. Начали мы с десяти девочек, средний возраст — 27-28 лет, и одного занятия в неделю.

Уже через месяц нам пришлось сделать второе занятие в неделю, потому что группа не вмещала всех желающих. Ещё через пару месяцев — третье.

Елизавета: Я начала заниматься футболом чуть больше года назад, в прошлом мае. Мои друзья, Володя Долгий-Рапопорт и Саша Борзенко, уже несколько лет занимавшиеся футболом с детьми, вместе с профессиональным тренером Аллой Филиной решили открыть секцию для девушек. Как раз для таких, как я — кто всю жизнь мечтал, но по каким-то причинам так и не начал играть в футбол.

Лиза, а почему именно футбол, а не, скажем, танцы или йога?

Елизавета: Я занималась в разное время и волейболом, и танцами, футбол же был давней — и как мне долго казалось, несбыточной — мечтой. Мне всегда хотелось уметь играть, я смотрела, как играют мой брат и его друзья, и завидовала.

Когда я на первом курсе МГУ пришла в секцию женского футбола, меня развернули — там были только опытные, уже умеющие играть девушки. Было страшно обидно — они даже не давали никому шанса. Tagsport мне этим понравился сразу — туда брали всех, независимо от умений и опыта.

И много было желающих на старте?

Владимир: В какой-то момент в группу суммарно на три занятия ходило около ста пятидесяти девушек. Но оказалось, что есть девушки, которые ходят все три раза в неделю, хотя мы хотели, чтобы просто всем хватило места. К Новому году стало понятно, что группа разделилась на тех, кто ходит просто покатать мяч, и тех, кто пришел тренироваться всерьёз.

Вторых мы выделили и сделали из них клуб, который назвали GirlPower. Для первых открыли Школу футбола для женщин. В ней занятия проходят два раза в неделю, особо старательных мы переводим в клуб.

Елизавета: Сначала людей было очень много, они то приходили, то исчезали, какой-то более или менее постоянный состав сформировался к осени — нестойкие отсеялись с первыми холодами. Мы играли всю осень и зиму на улице, и с началом весны объявили о создании клуба Girlpower. Сейчас в него входит порядка тридцати девушек.

Мы себя чувствуем скорее как большая семья: вместе смотрим футбол, делаем какие-то творческие подарки тренерам.

Вот вы когда-нибудь видели девушек в гетрах и форме, читающих на камеру стихи?

А как часто у вас проходят тренировки?

Владимир: В клубе четыре тренировки в неделю. Отдельное занятие по физподготовке. Плюс ещё игры и турниры. При этом из двадцати шести девочек только три играли в футбол до прихода к нам. Остальные впервые потрогали мяч у нас.

Елизавета: Четыре раза в неделю — это действительно много, учитывая, что у всех у нас есть работа, семья и прочие заботы, но я вижу, как все стараются ходить как можно чаще, несмотря ни на что.

Есть какая-то специфика в работе с девушками? И правда ли, что в футболе женщины жёстче, чем мужчины?

Владимир: Самое сложное и в клубе, и в школе — это поддерживать авторитет.

С детьми просто. Для них тренер изначально главный, а тут перед тобой стоит двадцать успешных, всё про себя знающих женщин. За каждое слово нужно отвечать. У каждой свой бэкграунд, каждая что-то знает, ты что-то не знаешь, где-то ошибся, например, про то, как делать какое-нибудь упражнение, и тебе сразу об этом расскажут.

Ещё нужно очень точно подбирать слова, интонации. Плюс каждая приходит на тренировку со своим настроением, мыслями — это тоже надо учитывать. Тебе может казаться, что она халтурит, а у неё, например, проблемы в семье, и голова вообще не тем занята. Это сложно.

При этом играют девочки гораздо аккуратнее мужчин. Слух про грубость берётся от того, что женщин никто не учит играть — они и бьют по ногам от неумения. Но в клубе у нас, да и в школе, все очень аккуратные. Если кто-то упал или мячом попало по лицу — все сразу останавливаются. Это даже немного мешает тренировке.

Елизавета: Не могу сказать, что женский футбол более жёсткий. Сначала у нас и правда было много травм и неудачных столкновений, просто из-за неумения. Сейчас всё куда лучше. Я бы сказала, что женский футбол скорее более азартный и эмоциональный.

Лиза, а как ваши друзья относятся к такому необычному увлечению?

Елизавета: Друзья уже все к моему увлечению привыкли. Сначала, конечно, удивлялись, иногда снисходительно посмеивались. Сейчас я слышу чаще уважение в их голосе — все видят, что это не просто развлечение, что мы хотим играть всерьёз.

Почему вы решили именно искать спонсора, а не краудфандить, чтобы отправиться в Барселону?

Елизавета: Для поездки в Испанию мы решили искать спонсора, во-первых, потому, что это более соответствует статусу клуба (а мы себя видим именно клубом, GirlPower). И в идеале, конечно, нам бы хотелось, чтобы это был не разовый спонсор.

Владимир: Я решил искать спонсора, потому что мы клуб — а у клубов есть спонсоры. Уверен, что на какой-нибудь Planeta.ru или что там есть ещё мы нужную сумму соберем за пару дней, но я знаю, что существует масса фондов, которые живут на пожертвования. Буквально живут на эти деньги. И по сути, мы бы отняли деньги у фондов, потому что у людей, которые готовы пожертвовать, денег не бесконечное количество. И уж если вы готовы кому-то дать денег — дайте фондам, им нужнее.

А я верю, что спонсор найдётся. Во-первых, сумма не такая большая, а, во-вторых, это же чистая история про Золушку.

Понимаете, мы — любительский клуб, который меньше чем через год существования проходит отбор на Кубок Европы. Это уже сказка, и нас уже пригласили на бал. Осталось найти фею, которая превратит тыкву в карету.

#Интервью #футбол #женский_футбол #GirlPower