Новости
Никита Лихачёв

Насколько сильно ФИФА против того, чтобы кто-то кроме неё зарабатывал на ЧМ-2018

Не новость и не расследование. Просто наблюдение.

Фото Reuters

В преддверии начала Чемпионата мира по футболу в России всё чаще появляются новости о том, как органы наказывают компании за использование в коммерческой деятельности бренда ЧМ-2018 и других товарных знаков ФИФА без разрешения. По данным «Известий», таких новостей будет ещё больше — антимонопольная служба настроена наказывать за любое несогласованное использование символики.

Пример: 9 июня ФАС признала незаконными рекламные акции косметики Oriflame и Faberlic. Первая «размещала в интернете и в своих каталогах информацию с обозначениями „Чемпионат мира по футболу 2018 года“, „ЧМ-2018“, сходных до степени смешения с товарными знаками FIFA». Вторая решила разыграть билеты на ЧМ-2018 и тоже не обошлась без упоминания зарегистрированных товарных знаков чемпионата.

7 июня Александр Эльзессер, известный по блогу о Москве и магазину сувенирной продукции Heart of Moscow, пожаловался на невозможность выпустить в продажу серию мерча про футбол в Москве к чемпионату. Он хотел назвать её отстранённо — «Футбол Москва 2018», но уже после производства продукции выяснил, что бренд «Москва 2018» тоже принадлежит ФИФА, и продавать такой товар было бы незаконно.

Мы в «Комитете», например, тоже не можем зарабатывать на специальных проектах, приуроченных к ЧМ-2018 — из-за ситуаций, подобных той, что произошла с Oriflame. Хотя очевидно, что к мероприятию будет приковано огромное внимание аудитории, и есть партнёры, которые готовы за это внимание заплатить.

В целом ситуация довольно обыкновенная. Да, есть правообладатель, который защищает тех, кто пытается заработать на его брендах. Да, есть люди и целые компании, которые пытаются на этом навариться — например, выпустить контрафактную сувенирную продукцию, замаскировавшись под официальную. Но отличие ФИФА в том, что она обладает очень большими возможностями, полномочиями и рычагами давления — благодаря тесному сотрудничеству с руководством стран проведения ЧМ ассоциация получает такие товарные знаки, как «Москва 2018».

Благодаря такому широкому спектру знаков, многие из которых которые зарегистрированы не только как изображения (то есть имеют строго оговоренную форму и вид), но и как словосочетания, ФИФА может подловить на их незаконном использовании кого угодно. А поскольку почти все её товарные знаки лицензированы по МКТУ №41, который включает «информацию о спорте или спортивных мероприятиях, соревнованиях, предоставляемую в онлайновом режиме из компьютерных баз данных или Интернета», то попасть можно даже за упоминание бренда в интернете. Теоретически, но не практически: вряд ли ФИФА откажется от бесплатного промо своего чемпионата, конечно, если на этом упоминании не зарабатывает кто-то другой без их ведома.

Список всех товарных знаков ФИФА можно найти на сайте ФАС. Он довольно длинный — но несмотря на то, что в нём много общеупотребимых названий городов, есть вероятность, что позднее они будут исключаться из реестра зарегистрированных товарных знаков, как это было с Сочи-2014. Но, видимо, это не коснётся «Россия 2018» — формулировка «Brazil 2014» закреплена за ФИФА до сих пор.

#чм2018