Как начать играть в шахматы. Большой гид для новичков
Советы начинающим, в том числе тем, кто посмотрел «Ход королевы».
Кадр из сериала «The Queen’s Gambit» Netflix
В октябре на Netflix вышел мини-сериал «The Queen’s Gambit» — «Ход королевы» или «Ферзевый гамбит». Лента повествует о жизни сироты Бет Хармон (Аня Тейлор-Джой), которая в раннем возрасте открыла в себе невероятные способности к игре в шахматы. Вундеркинд стремится стать гроссмейстером и преодолеть зависимость — как алкогольную, так и наркотическую.
Сериал получил высокие оценки не только от зрителей и критиков, но также и от профессиональных шахматистов. И он же вызвал у многих интерес к игре. Что же нужно для того, чтобы научиться играть в шахматы? Действительно ли необходимо обладать особым складом ума и врождённым талантом, или любой человек при старании может получить удовольствие от игры? Определённо второе.
Предшественники современных шахмат
Настольные игры — одно из самых древних развлечений в мире. Древнеегипетская игра «сенет», где нужно было двигать фишки по расчерченному полю, известна ещё с додинастического периода Египта (около 3500 лет до н. э.).
В игры со схожим строением играли на Ближнем и Среднем востоке, в Африке, в доколумбовой Америке, в Древней Греции, в Китае, в Индии. Прошли века — и шахматы стали одной из самых популярных настольных игр в России, Европе, обеих Америках и не только.
Современная наука полагает, что первый известный прототип шахмат — индийская игра «чатуранга» — возник примерно в VI веке н.э. Персы позаимствовали концепцию игры у индусов, создав свой вариант — «чатранг». После арабского завоевания Персии в VII веке игра распространилась в пределах арабского халифата, став называться на арабский манер «шатрандж».
Шатрандж очень похож на современные шахматы: два игрока, поле в 64 клетки, те же фигуры. Основными различиями были ходы слона и ферзя: если первый мог, подобно коню, «прыгать» через другие фигуры, то ферзь («визирь») выступал одной из самых слабых фигур на доске: он мог ходить только на одну клетку по диагонали в любую сторону.
Параллельно с Персией индийская чатуранга стала известна в Восточной Азии, где на её основе возникло несколько игр. Они сильно отличались как друг от друга, так и от арабского шатранджа. Так появились тайская игра «макрук», китайская «сянцы», японская «сёги», корейская «чанги». Эти игры до сих пор весьма популярны в своих странах.
Благодаря контактам с арабским миром на Пиренейском полуострове, Сицилии и в Византии, игру переняли европейцы. Не претерпев особых изменений в правилах (кроме византийского варианта, где играли на круглой доске), она, тем не менее, начала меняться в мелочах, ещё больше приблизившись к современному нам виду.
Тамплиеры играют в шахматы Средневековая миниатюра, 1283 г
Поскольку мусульманам-арабам запрещалось изображать живые существа, шахматные фигуры делались очень схематичными. Европейцам приходилось догадываться о значении той или иной фигуры:
- слон, который изображался с двумя роговидными выступами над туловищем, символизирующими бивни, в Англии и Португалии превратился в епископа. Из-за сходства с митрой, головным убором католических иерархов;
- французы назвали слона «шутом», углядев в фигуре намёк на раздвоённый «дурацкий» колпак;
- колесница превратилась в башню, ферзь (визирь или по-арабски «фирзан» — царский советник) вообще стал королевой.
Восточные славяне познакомились с игрой предположительно между VIII и X веками. Учитывая развитые торговые связи Руси с арабским халифатом и восточное происхождение названий фигур, историки полагают, что шатрандж мог прийти на Русь двумя путями. Либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов через Хорезм. О заимствовании с Востока свидетельствуют названия «слон» — прямой перевод с арабского или персидского — и «ферзь».
«Игра в шахматы», около 1508 г. Дерево, масло Лукас ван Лейден
Шахматы как вид спорта. Коротко
В XV–XVII шахматы приобрели уже полностью современный облик. Изменились правила ходов слоном и ферзём (последний из самой слабой фигуры превратился в самую сильную). Эти новшества радикально изменили игру: её скорость увеличилась, ошибки уже на первых ходах могли привести к стремительной атаке и поражению. Это дало стимул к изучению дебютов.
В XIX веке шахматы окончательно становятся международным видом спорта. Во всём мире создаются многочисленные шахматные клубы и школы, активно издаются специализированные журналы и литература. В 1886 состоялся первый официальный чемпионат мира, на котором победил австриец Вильгельм Стейниц.
В 1924 году создали Международную шахматную федерацию — ФИДЕ (от французского Federation Internationale des Echecs), которая занимается организацией турниров претендентов, матчей за звание чемпиона мира, шахматных олимпиад и других международных шахматных соревнований.
Вильгельм Стейниц (1836—1900), первый официальный чемпион мира по шахматам
К этому моменту чемпионами мира среди мужчин становились 22 человека, 11 из них — представители СССР или России. Действующий чемпион мира — молодой норвежский гроссмейстер Магнус Карлсен.
Среди женщин чемпионами становились 17 человек, 7 — представители СССР или России. С момента первого женского мирового турнира в 1927 году советские шахматистки держали пальму первенства вплоть до 1991 года. Действующая чемпионка мира — китаянка Цзюй Вэньцзюнь.
С чего начать учиться
Как и любое новое дело, обучение шахматам следует начать с азов. Освоить их может любой человек в любом возрасте. Да, скорее всего, вы не станете гроссмейстером, но зато сможете получать удовольствие от по-настоящему интересной и интеллектуальной игры. Кроме того, не стоит забывать, что шахматы полезны для мозга: они тренируют память, логическое мышление и навыки планирования.
В этом материале раскрыта ничтожно малая часть истории и теории шахмат. Об истории шахмат написано много книг, а по теории и вовсе целые библиотеки. Цель же этой заметки — помочь понять, что не стоит бояться учиться шахматам и не стоит думать, что это слишком сложно для вас.
Как кто ходит
Шахматная доска — это место, где проводится партия. «Карта», как сказали бы любители компьютерных игр. Она состоит из 64 клеток (8Х8), 32 «белых» и 32 «чёрных» (на самом деле, оттенки могут быть любыми). Вертикали доски обозначаются латинскими буквами от «a» до «h», горизонтали — арабскими цифрами от 1 до 8. Например, пересечение второй горизонтали и вертикали «c» будет обозначаться как «c2». Это легко запомнить: достаточно провести аналогию с «Морским боем».
Если помните школьный курс геометрии, то знаете, что на доске не работает правило «гипотенуза всегда длиннее катета». В шахматах они равны. Другими словами, движение по прямой всегда равно движению по кривой, с первой до последней линии всего 8 клеток, не важно — считать по вертикали, или по диагонали. Знание этого факта поможет при освоении игры.
Шахматные фигуры — это ваши «солдаты». У каждого игрока в начале партии один король, один ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек (всего — 16 фигур).
Запомнить расположение фигур в начальной позиции достаточно просто — фигуры стоят симметрично. Сложности бывают с расположением короля и ферзя (их часто путают местами). Здесь важно запомнить только одно правило: «ферзь любит свой цвет». То есть, белый ферзь в начальной позиции стоит на белой клетке, а черный ферзь, соответственно, на черной. Стоит не забывать, что, когда одна фигура сбивает другую, она становится на клетку сбитой фигуры.
Шахматная доска с начальным расположением фигур
Ходы у каждой фигуры свои. Рассмотрим их все.
Пешки ходят только вперед. Это единственная фигура, которая не может ходить и наносить удар назад или по горизонтали. Когда пешка находится в начальной позиции (2-я горизонталь для белых, 7-я для черных), своим первым ходом она может по желанию играющего пойти на одно или на два поля вперед.
- После своего первого хода пешка передвигается только на одну клетку вперед за один ход.
- Бить фигуры соперника пешка может на одну клетку вперед по диагонали вправо и влево.
- Таким образом, пешка ходит вперед, а бьёт по диагонали на одну клетку. Это единственная фигура в шахматах, которая ходит по одному правилу, а наносит удар по-другому. У остальных фигур траектория хода и удара совпадает.
- Ещё одно важное правило — правило превращения. Если пешка доходит до последней горизонтали (8-я для белых пешек и 1-я для черных), она превращается в любую другую фигуру (кроме короля).
Одно из самых сложных правил, связанных с пешками, называется «взятие на проходе». Это ход, при котором пешка может ударить пешку соперника, если та перепрыгнула через битое поле. Если пешка своим первым ходом «перепрыгивает» поле, которое «пробивается» пешкой соперника, то последняя может совершить взятие.
Это довольно сложное для усвоения правило (на самом деле — одно из самых сложных в шахматах, так что, если вы освоите его — то справитесь и с остальными). Как ходят пешки и как осуществляется взятие на проходе, можно увидеть на диаграммах ниже.
Первый ход пешки может быть на одну или две клетки вперёд
Пешки рубят фигуры противника вперёд и наискосок
Следующим ходом белая пешка достигнет восьмой горизонтали и станет любой фигурой по выбору. Обычно это ферзь
Взятие на проходе
Конь — самая маневренная фигура на шахматной доске. Он передвигается на 2 клетки вперед и одну клетку в бок в любую сторону, буквой «Г». Кроме того, конь способен перепрыгивать через другие фигуры. Недаром есть такое выражение — «ход конём», то есть особенно хитрый и неожиданный шаг.
Ход конём
Слон — это сильная, дальнобойная фигура. Он примерно равноценен коню, но здесь многое зависит от характера играющего и от требований позиции на доске. Слон ходит и наносит удары только по диагонали во все стороны и на любое расстояние и не может перепрыгивать через другие фигуры. Таким образом, если на пути слона стоят другие фигуры, его действие ограничено.
Поскольку слон ходит исключительно диагонально, он не может менять цвет поля, на котором стоит изначально. В начале игры у каждого игрока есть один «белопольный» и один «чернопольный» слон. Они, как не сложно догадаться, никогда не смогут срубить друг друга.
Ход слона
Ладья считается сильной, но при этом прямолинейной и не очень маневренной фигурой. Она ходит и бьёт по прямой на любые расстояния и во все стороны (вперед, назад, вправо и влево). Не может перепрыгивать через другие фигуры. Соответственно, для того чтобы ладья приносила максимальную пользу, её желательно ставить на открытые вертикали.
Ход ладьи
Ферзь — самая сильная шахматная фигура. Он ходит во все стороны по вертикали и диагонали на любые расстояния. То есть, он обладает возможностями ладьи и слона одновременно. Не может перепрыгивать через фигуры.
Важность ферзя сложно переоценить. Он очень эффективен и в защите, и в нападении, очень мобильный и сильный. Единственный минус, который связан с ферзём — это то, что его надо оберегать от нападений.
Ход ферзя. Как видно, свой слон мешает ему ходить по горизонтали, а чужой конь — по вертикали. Но чужого хотя бы можно «съесть»
Король — не самая сильная, но самая важная фигура. Он может ходить на одну клетку в любую сторону и суть самой игры состоит в том, чтобы, всеми силами защищать своего короля и атаковать вражеского. Также, согласно правилам, короли не могут стоять на соседних клетках.
Короля нельзя «съесть». Если король оказался под боем вражеской фигуры, он должен уйти из-под боя. Если король не может этого сделать никаким способом, то партия заканчивается. Объявлен мат (о шахе и мате подробнее рассказано далее).
Ход короля
Также король может делать ещё один уникальный ход — рокировку. Рокировка — это ход с участием сразу двух фигур: короля и ладьи. При этом король перемещается с изначальной позиции (вправо или влево), прыгая через клетку, а ладья перескакивает через короля, становясь на соседнее поле.
Рокировка — это один ход, а не два. Она бывает короткая и длинная: в подписях к диаграммам есть пояснения.
Короткая рокировка. Рокировка всегда начинается с движения короля
Короткая рокировка закончена
Длинная рокировка. При ней король ходит только через одно поле,
Рокировка служит двум целям: защищает короля, уводя его из центра доски, и помогает включить в игру ладью. Её нельзя сделать, если:
- король или ладья уже сделали хоть один ход в этой партии;
- между королём и ладьёй есть другие фигуры, свои, или чужие — неважно;
- король находится под шахом (если под боем ладья — то можно);
- король после рокировки встаёт под шах;
- поле, через которое проскакивает король, «пробивается» фигурами противника. Иными словами, рокироваться нельзя через «битое поле» (относится только к королю, ладья через «битое поле» прыгать может).
Если король находится под шахом, рокировка невозможна
А вот если под боем ладья - рокируйтесь смело
Король не может вставать под шах
Король не может ходить через битое поле
А ладья - может
Cколько «стоят» фигуры
Ещё одна важная вещь, которая касается всех фигур — их номинальная ценность. Понимание этого факта позволит понять, как лучше разменивать фигуры, что такое равнозначный и неравнозначный обмен.
Ценность фигур именно номинальная, и в реальной игре зависит от многих вещей: централизации, рабочего простора, перспективы и прочего. Иными словами, сила фигуры во многом зависит от конкретной позиции на доске.
Вот как определяется номинальная ценность:
- Пешка — 1 очко
- Конь и слон — 3 очка
- Ладья — 5 очков
- Ферзь — 9 очков
- Король бесценен
Кони и слоны называются «лёгкими фигурами», ладьи и ферзи — «тяжёлыми». Если вы, к примеру, меняете своего слона на вражескую ладью, то это размен в вашу пользу (3 на 5). Если слона и коня за ладью — уже в пользу противника (6 на 5).
Цель игры
Итак, вы освоили все возможные ходы и теперь совершенно осознанно и по всем правилам можете двигать по доске свои фигуры, а заодно бить фигуры противника. Теперь поговорим, зачем это всё нужно.
Как нетрудно догадаться, цель игры — выиграть. Для этого необходимо поставить шах и мат королю соперника. Объявлять противнику шах совсем не обязательно, он должен сам его увидеть.
Шах — это нападение на короля, то есть король находится под боем фигуры противника и обязан защититься. Мат же — это по сути шах, от которого защититься уже невозможно.
От шаха есть три способа защиты: уйти королём на другую клетку, перекрыть линию атаки вражеской фигуры и уничтожить вражескую фигуру, дающую шах. Прикрыться нельзя от коня и от любой фигуры, стоящей к вашему королю вплотную. Уничтожить вражескую фигуру нельзя при двойном шахе — ситуации, когда королю угрожают одновременно две фигуры; в такой ситуации также нельзя прикрыться, единственный вариант — бегство.
Чёрная ладья угрожает белому королю. Шах
Белые защищаются от шаха, перекрыв линию атаки чёрной ладьи
Белые рубят атакующую фигуру, шах снят
Чёрные дают двойной шах: ладьёй и слоном. От него можно только уйти
Что белые и делают
Мат, как уже говорилось — это шах, от которого нельзя уйти.
Как мы видим, белые дают шах ладьёй. Чёрные не могут уйти королём (все доступные клетки так же под шахом), им нечем закрыться от атакующей ладьи и нечем её срубить. Шах и мат, белые выиграли
В шахматной партии может быть ничья. В играх профессионалов она бывает даже чаще, чем победа одного из соперников. Она может быть зафиксирована в следующих случаях.
- Ни та, ни другая сторона не сможет объявить мат сопернику, поскольку для мата недостаточно фигур.
В такой позиции ни одна сторона не может поставить мат и фиксируется ничья
- Если одна и та же позиция повторяется на доске три раза, то любая сторона может требовать ничью.
- Ничья по обоюдному согласию игроков. Если игра идёт на равных, вы знаете, что соперник не слабее вас и ничья вас устраивает, вы можете предложить ему ничью.
- «Вечный шах» — ситуация, когда королю ставится шах каждым следующим ходом. При этом король, скрываясь от нападения, никак не может предотвратить последующие шахи. Поскольку ходы в игре делаются по очереди, такие шахи будут бесконечными, победить никому не удастся, так как мата на доске не возникает.
- Если в течение 50 ходов ни одна сторона не совершила взятие фигур соперника, и не было ни одного хода пешками, любой из участников партии может фиксировать ничью.
- Пат — ситуация, когда игрок, чья очередь делать ход, не имеет возможных ходов, при этом шаха на доске нет.
Ход чёрных. Как видно на диаграмме, чёрные пешки заблокированы, а оба свободных поля возле короля находятся под боем белых. В такой ситуации у чёрных нет возможных ходов, это пат. Фиксируется ничья
Есть ещё несколько шахматных правил.
«Тронул — ходи!». Нельзя просто так дотрагиваться до своих фигур. Если вы притронулись к фигуре, которая может совершить ход — вы обязаны совершить ей ход. Если же вы ярый перфекционист, и вас раздражает, что фигура стоит не точно по центру поля, вы должны предупредить соперника, чётко сказав: «поправляю», прежде чем притронуться к своей фигуре.
«Взялся — бери!». То же, что и предыдущее правило, но относится к фигурам противника. Если вы притронулись к чужой фигуре, которую можете взять — вы обязаны её взять. Её также можно поправить, предупредив соперника.
Шахматная нотация
Шахматные партии, по крайней мере, на турнирах принято записывать. Для этого придумана специальная система условных обозначений — нотация. Её нужно знать, чтобы читать шахматные книги, записывать свои партии и разбирать их на ошибки.
Освоить нотацию не сложно, но в рамках этой статьи я не буду её приводить, дабы не перегружать текст. Рекомендую изучить её самостоятельно, хотя бы по той же «Википедии» или любому учебнику для начинающих шахматистов.
Героиня «Хода королевы» с записью своей партии Кадр из сериала Netflix
Этапы партии
Теория выделяет три этапа шахматной партии: дебют, миттельшпиль и эндшпиль.
Дебют — начальная стадия партии, продолжающаяся первые 10—15 ходов. В дебюте основной задачей игроков является мобилизация собственных сил, подготовка к непосредственному столкновению с противником и начало такого столкновения. Дебютная стадия игры наиболее хорошо изучена в теории. Существует объёмная классификация дебютов, наработаны рекомендации по оптимальным действиям в тех или иных вариантах, отсеяно большое количество неудачных дебютных систем.
Миттельшпиль — середина игры. Стадия, начинающаяся после дебюта. Именно в ней обычно происходят основные события шахматной партии (ситуации, когда выигрыш достигается ещё в дебюте, очень редки). Характеризуется большим количеством фигур на доске, активным маневрированием, атаками и контратаками, соперничеством за ключевые пункты, в первую очередь — за центр. Партия может завершиться уже в этой стадии. Обычно такое происходит, когда одна из сторон проводит успешную комбинацию. В противном случае после взятия большего числа фигур партия переходит в эндшпиль.
Эндшпиль — заключительная стадия игры. Характеризуется небольшим количеством фигур на доске. В эндшпиле резко возрастает роль пешек и короля. Часто основной темой игры в эндшпиле становится проведение проходных пешек. Эндшпиль заканчивается либо победой одной из сторон, либо ничьей.
Ещё несколько советов
После того, как вы выучите все ходы, стоит продолжить обучение с различных нюансов эндшпиля. На этой стадии на поле немного фигур. Можно детально поработать с каждой и понять ее качества, увидеть, когда сильна и слаба эта фигура. Кроме того, нужно освоить классические варианты достижения мата в эндшпиле: мат ферзём и королём, мат ладьёй и королём, мат двумя ладьями и двумя слонами.
Изучайте дебюты. Различных дебютов невероятно много, но начинающим шахматистам я бы порекомендовал начинать с изучения испанской, итальянской и русской партий — это самые распространённые варианты дебюта, которые легко изучить и понять на них принципы ранних этапов игры.
Первая книга героини «Хода королевы» — «Современные шахматные дебюты»
Когда вы научитесь вести шахматную нотацию — обязательно записывайте свои партии, чтобы проанализировать их в дальнейшем. Пройдите партию ещё раз, ход за ходом. Подумайте: где стоило сходить иначе, что вы (или ваш соперник) не заметили во время игры, какие допустили ошибки. Самоанализ — важнейшая вещь в становлении хорошего шахматиста.
Старайтесь не играть с соперниками, которые намного слабее вас (от них вы ничему не научитесь) и с теми, кто намного вас сильнее (проиграете — и даже не поймёте, почему). Выбирайте тех, кто немного сильнее вас — вы сможете учиться у них навыкам игры, оказывая достойное сопротивление.
Начинающим не стоит играть с компьютером. Шахматные компьютерные программы на лёгких уровнях слишком слабы и допускают глупые ошибки, которые никогда не сделал бы человек, а на сложных уровнях опять-таки слишком сильны. Старайтесь играть с живыми людьми. Если нет соперников в реальной жизни — находите их в интернете, на сайтах вроде этого. Есть десятки онлайн-площадок с живыми игроками. Участвуйте в любительских турнирах.
Решайте задачи. Они тренируют логическое мышление и готовят к реальной игре. Научившись справляться с учебными задачами, вы быстрее будете находить решение на практике.
Анализируйте партии мастеров. Вы можете найти нотации множества знаменитых партий (например, за звание чемпиона мира), в том числе — с комментариями экспертов. Найти их, как и задачи, можно в специальной шахматной литературе, которая есть в магазинах, интернете и библиотеках.
Если вы втянулись в игру по-настоящему и хотите серьёзно развивать своё мастерство — найдите преподавателя-профессионала. Шахматные школы есть практически в каждом городе, кроме того, можно найти массу онлайн-курсов.
А как насчёт сроков обучения? Сколько нужно дней, месяцев или лет, чтобы всё это освоить?
Из личного опыта могу сказать: выучить все ходы — это несколько дней. Два-три месяца (по паре часов в день три-четыре раза в неделю) стоит потратить на изучение эндшпилей и решение задач, что привьёт более глубокое понимание принципов действия фигур.
После этого стоит заняться дебютами. За те же пару месяцев реально освоить основные варианты трёх-четырёх различных начал. После шести-восьми месяцев занятий можно переходить к шахматным этюдам, разбирать различные задачи в миттельшпиле и эндшпиле. Игрок за это время уже должен сам находить различные удары, контрудары, и атаки на вражеского короля.
Если всё это время вы не забывали практиковаться с другими игроками, к этому времени вы уже выйдете из уровня новичка.
С того момента, как я уяснил правила ходов фигур, у меня ушло около семи месяцев на получение низшего в шахматах спортивного разряда (речь идёт о неофициальном статусе — прим. TJ). Достигнув этого уровня, вы, вероятно, будете обыгрывать тех, кто только «знает, как ходят фигуры». При интенсивных занятиях нужно несколько лет и регулярное участие в турнирах, чтобы достичь первого разряда — последней ступени перед званием кандидата в мастера спорта. На этом уровне вы будете выигрывать или сражаться на равных с большей частью шахматистов-любителей.
Шахматы сложны и интересны. Но они менее сложны и более интересны, чем может представить себе человек, ничего не знающий об этой игре.
Основные источники статьи:
- Мэррей Г. «История шахмат»;
- Линдер И. «Шахматы на Руси»;
- Харкнесс К. «Официальный свод правил шахмат»;
- megachess.net
#шахматы #кино #книги #лигаавторов