{"id":860,"title":"\u041f\u043e\u043b\u0451\u0442 \u043a \u042e\u043f\u0438\u0442\u0435\u0440\u0443 \u0432 \u043d\u043e\u0432\u043e\u043c \u0440\u0435\u043b\u0438\u0437\u0435 \u0412\u0430\u043d\u0433\u0435\u043b\u0438\u0441\u0430. \u041a\u043e\u0434\u0437\u0438\u043c\u0430 \u0443\u0436\u0435 \u0437\u0430\u0446\u0435\u043d\u0438\u043b","url":"\/redirect?component=advertising&id=860&url=https:\/\/tjournal.ru\/umg\/450423-poslushat-novoe-kosmicheskaya-opera-ot-sozdatelya-saundtreka-k-begushchemu-po-lezviyu&placeBit=1&hash=d7cf24ebd26468490c3963a5f0d2007e10183cc7470e797c409220708a49a72a","isPaidAndBannersEnabled":false}

Попробовал пилотировать легкомоторный самолёт. Оказывается, это непросто Статьи редакции

В GTA всё получалось без проблем.

В воскресенье ездили под Коломну в аэроклуб «Аист-М»: я пробовал порулить самолётом. Всё прошло успешно, и хотя довольно быстро, за это время я успел узнать кое-что новое.

Общение с пилотом — его зовут Александр — началось с того, что он попросил передвинуть время старта полёта на час раньше, потому что хотел успеть позаниматься мониторингом лесов. По его словам, именно мониторинг — его основная деятельность, а продажа отдельных полётов — это скорее дополнительная подработка. Частные заказы к нему приходят вообще через стороннее агентство и, похоже, заниматься ими особого интереса ему не доставляет.

Александр рассказал, что у него совместная с младшим братом Вячеславом фирма, и они работают по государственным контрактам — кажется, напрямую с МЧС. Час полёта во время мониторинга лесов приносит им 30 тысяч рублей, в то время как частные заказы — только 16 тысяч (так что понятно, что выгоднее). Во время мониторинга они обычно смотрят, нет ли где пожара, или изучают места вырубки, после чего делают фотографии через специальное приложение на планшете: оно сохраняет фотографию вместе с нужными метаданными (вроде геолокации). Большую часть времени братья живут прямо в аэроклубе — там у них несколько домов. Землю под поле они продолжительное время арендуют, но хотят выкупить в частное владение — говорят, какие-то проблемы. Вот их сайт, если кому-то интересно.

Самолёт в фирме на ходу один. Модель — самая популярная из легкомоторных, Cessna 172 Skyhawk: два сиденья для пилотов спереди и одно пассажирское сзади. Двигатель у него один, развивает скорость до 120 узлов (около 220 км/ч), а топливных баков хватит примерно на шесть часов полёта.

В ангаре стоят ещё два «Яка», но они на предпродажной перекраске. Ещё один самолёт повредился при заходе на посадку — ударился выпущенным шасси и покувыркался по полосе, но пилот выжил. Всё это я узнал уже после полёта, так что перед взлётом особо ни о чём не думал.

Честно говоря, я ожидал какой-то предполётной подготовки и подробного инструктажа, что надо делать в воздухе, но большая часть инструкций перёд взлётом касалась того, как правильно сесть в самолёт, чтобы не удариться головой о крыло и не сломать стойку шасси, наступив на неё. То, что на мне нет парашюта, и что если мы будем падать, то все насмерть, я понял уже в воздухе.

Во время такого полёта второй пилот фактически не пилот, а просто наблюдатель — сам я нужную последовательность тумблеров для подготовки ко взлёту не нажму, самолёт не посажу. Да и как общаться с диспетчерами я не знаю. Со стороны всё это выглядит несложно: какая-то определённая последовательность включений тумблеров, затем пара слов диспетчерам вроде «Я такой-то такой-то, разрешите взлёт с такой-то взлётной полосы», и дальше начинается собственно разгон.

Передо мной — приборная панель, и Александр постоянно тыкал в неё пальцами, иллюстрируя разные заявления о текущих оборотах двигателя или высоте. Но на ней выводится одновременно столько информации, что воспринимать её сложно даже с подсказками: почти никакие из показателей не подписаны. Впрочем, довольно быстро я уловил, что в воздухе важнее всего следить за показаниями альтиметра, чтобы понимать, надо ли скорректировать угол наклона самолёта, чтобы не терять или, наоборот, не набирать высоту.

Взлёт оказался обманчиво лёгким: мы разогнались на покрытом травой поле до 100 с лишним км/ч, и самолёт взлетел фактически сам, в какой-то момент оторвавшись от земли на кочке. Даже езда по не такому уж и ровному полю была относительно плавной.

В воздухе интересного происходило немного: я наблюдал за действиями пилота, пока он чуть корректировал незамысловатый курс вокруг Коломны, а также реагировал на указания диспетчеров по поводу занимаемой высоты. Обычно легкомоторные летают на уровне 300-500 метров над землёй, но иногда им говорят снижаться или наоборот подниматься сильнее.

Мы летели на уровне 550-600 метров, и хотя в тот день погода была относительно неплохой (лёгкая облачность), самолёт ощутимо болтало в воздухе. После полёта стало понятно, почему пилоты иногда отказываются лететь даже при не самых суровых (для стороннего наблюдателя) условиях: ветер довольно ощутимо влияет на поведение корабля в воздухе и ощущения пассажиров. Может и стошнить: для этого везде рассованы полиэтиленовые пакеты, и Александр заботливо предупредил, что если будет тошнить, то просьба поднимать микрофон гарнитуры, а то она стоит 400 долларов и было бы не классно её заблевать и сломать.

В некоторые моменты я ненадолго брал управление на себя, чтобы почувствовать, насколько самолёт отдаётся в руках. Собственно, для управления есть три основных инструмента: штурвал, который регулирует крен (влево/вправо) и наклон (вниз/вверх), педали, которые регулируют поворот (тоже влево или вправо), и ручка уровня подачи топлива, которая регулирует обороты двигателя.

Опыт полётов у меня был только в GTA и другим подобным симуляторам: собственно, там управление было ровно таким же, так что привыкнуть к механике было несложно. Но в чём есть существенная разница, так это в уровне отдачи: передача движений на реальной машине не такая точная, как на компьютере, и нужно постоянно сверяться, как изменилось положение самолёта после проделанного маневра. В целом последовательность выглядит так: чтобы повернуть влево, нужно наклонить штурвал влево и одновременно поддать левой педалью, а через пару секунд вернуть всё назад. Если надо повернуть ещё, проделать действия ещё раз — и так до окончания маневра.

Когда пилот Александр убирал руки со своего штурвала и оставлял управление мне, я сильно переживал: нифига себе, вся ответственность за жизни трёх людей на мне. Так что руки сами собой впивались в штурвал, как будто это винтовка, и движения становились скованными, кроме того, при тряске мои руки передавали колебания в штурвал и усиливали тряску. Но Александр эту нервозность заметил и мудро прокомментировал: «Он не просто так называется само-лёт. Он сам летит. Отпусти». И правда, если отпускаешь штурвал, то ничего плохого не происходит — самолёт летит дальше сам. Но в какой-то момент нужно вспомнить целую последовательность кнопок, следить за набором неподписанных показателей на табло, рулить одной рукой, включать подсос топлива второй, ноги тоже заняты — а у пилота Александра помимо этого всего ещё и удавалось вести экскурсию по Коломне.

Сели мы тоже без каких-либо проблем: наверное, только звонкий сигнал, призывающий к снижению, меня слегка перепугал, когда я задумавшись набрал чуть больше, чем 600 метров высоты. При заходе на посадку скорость сбрасывается до 60 узлов (110 км/ч), что на первый взгляд не сильно отличается от средних 90 узлов, с которыми мы летели, но у самой земли она ощущается так, как будто мы вообще остановились и сейчас упадём. Впрочем, никакого удара о землю не было, Cessna 172 села мягко и ровно — но это только потому, что у Александра налётаны сотни и сотни часов.

По словам Александра, из их с братом аэроклуба уже вышло несколько пилотов, но учиться и долго, и довольно дорого. Но сама мысль о возможности поднять такую машину в воздух, пролететь куда хочешь и сесть, довольно привлекательная. Он рассказывал про экспедицию по Австралии, в которой участвовал в сравнительно далёком прошлом, и жалел, что у нас не как на севере США: «В девяностые у каждого десятого жителя Аляски были права пилота и свой самолёт, в городах даже автомобильные дороги пересекались со взлётно-посадочными полосами. А чем мы хуже?»

{ "author_name": "Никита Лихачёв", "author_type": "self", "tags": ["\u043b\u0438\u0447\u043d\u044b\u0439\u043e\u043f\u044b\u0442","\u0430\u0432\u0438\u0430\u0446\u0438\u044f"], "comments": 61, "likes": 118, "favorites": 36, "is_advertisement": false, "subsite_label": "stories", "id": 102297, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 17 Jun 2019 18:59:14 +0300", "is_special": false }
0
61 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Старинный Макс

Если ты вчера летал в районе 14-16 часов, то я тебя видел. Я тоже был в Коломне и видел кружащий над нами точно такой же самолёт

43

Хватит за лихачёвым следить, толстовка у цыплухина

48

Это я и был. Слежу за тобой потихонечку. ред.

48

Надеюсь МЧС за это отгрузила 60к?

0

Когда тикаешь из рашки

51

Комментарий удален по просьбе пользователя

0
Арабский крюк

На последней фотке такой взрослый...

26
Действующий пистолет

Комментарий удален по просьбе пользователя

14

*к* выпускному.

6
Действующий пистолет

Комментарий удален по просьбе пользователя

0

Комментарий удален по просьбе пользователя

6

Комментарий удален по просьбе пользователя

0

Мальчик 😍

0
Террористический ихтиандр

Я летал пассажиром на таком в Намибии. Только он был очень старый без прикольных электронных экранчиков. Во время полета у него отвалилось две каких-то гайки в салон, на посадке орал какой-то датчик и пахло гарью. Пилот, огромный рыжий австралиец, сказал it's ok и открыл форточку, бля.

8

А затем вы скинули кокаин на границе и тебе пришлось удирать от интерпола?

9
Глупый бокал

Отличная идея - скрываться на ТЖ. Поди разбери кто из этих наркоманов сбрасывал кокс.

0

Я МЫ Станислав Ильин!

0

Лично от Пола Бэнкса.

0
Организационный теркин30см

Никит, спасибо за интересный пост! Пара вопросов:
1) Откуда такая идея пришла — полетать на самолёте? Сам решил или подарок?
2) Кто вас фотографировал?

5
Единый татарин

Кенчанский фотографировал

17

Девушка подарила на ДР, она же и фотографировала.

8

Это она пыталась тебя убить

6

Хороший подарок и фотки интересные.

0

Комментарий удален по просьбе пользователя

3
Единый татарин

GTA блин, а вот еслиб ты в своё время поиграл в ИЛ-2 Штурмовик

9

В ГТА, как раз управлять непросто, он перепутал с Майнкрафт.

0
Действующий пистолет

Комментарий удален по просьбе пользователя

3

Лебедевский экспресс-дизайн небось

17

Над которым случайно год просидели

0
Глупый бокал

Не случайно, просто дизайн опередил свое время.

0

Очередной хипстер решил поделиться впечатлениями? Это же что то иное- не залипушка в планшет.

0

Очередной токсичный котик решил спиздануть не по делу что-то не относящееся к теме?

6

Не та уж молодежь нынче пошла, да?

0

Комментарий удален по просьбе пользователя

0

16 тысяч это аэроклуб получает за час, а за сколько один полёт продают клиентам, я не знаю — покупал не я, а мне смотреть страшно, если честно.

7

Комментарий удален по просьбе пользователя ред.

8

Получил оперативный комментарий раньше Никиты

5

Все верно, но это если напрямую. Так-то покупала девушка через какой-то сторонний сайт, у которого получше с маркетингом.

0

Комментарий удален по просьбе пользователя

0

Наоборот, там дороже, но видимо найти информацию о продаже полётов и купить через них проще, чем через сайт этого аэроклуба.

1
Глупый бокал

Ахуеть, это же дешево. Я за 8к прыгал с парашютом (без инструктора, парный дороже), а тут за 8500 пол часа управлять самолетом.

0

Кевин Бэйкон

3

MSFS вот моя школа пилотирования)

3

Хороший трактор

2
Земной ихтиандр

А что уже нужно писать сочинения на тему «как я провел лето»? Каникулы же недавно начались

1

Так это реклама Яндекса или нет?

1
Естественный Филипп

Это лонгрид, да?

1

Комментарий удален по просьбе пользователя

0
Эмоциональный меч

Последняя фотография напомнила одного персонажа из Far Cry 3, кстати.
А вообще классная личная история, захотелось лётную школу в GTA SA перепройти теперь.

1

Комментарий удален по просьбе пользователя

1

Летал на пикриле, захватывающе, всем советую попробовать

0
Организационный теркин30см

Что за петух на фотке?

2

Это голубь, если чо

0

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Тяжелый Артем

Комментарий удален по просьбе пользователя

0
Турецкий ящик

Fffff летают с g1000, это даже проще, чем в gta

0
Виновный бокал

Узнал свою деревню. Только, Никита, по тем 4 фоткам могу предположить, что над старым городом вы не сильно много полетали, собственно как и у Щурово. Но скорее все я ошибаюсь ред.

0

Не сильно много, но пролетали, да и это не все фотки.

0
Раненый микроскоп

Комментарий удален по просьбе пользователя

0
Архитектурный ГОСТ

Косплеишь президента?

0

Комментарий удален по просьбе пользователя

0
Читать все 61 комментарий
null