Где мои 16 лет: подростки о своём отношении к учёбе и родному краю

Монологи детей, которые живут и учатся в небольших городах и сёлах России.

В закладки
Аудио

Герои материала — дети, которые живут и учатся за пределами крупных городов России. Ранее читатели TJournal могли познакомиться с Дмитрием Смирновым, который рассказал о своём опыте работы в школе города Малоярославец, и с историей Александрой Зориной, учителем истории и обществознания в школе №3 города Балабаново (обе школы в Калужской области).

Городские и сельские школы в России — это словно два параллельных мира. В городе — классы по тридцать человек, в селе — один десятиклассник на всю школу. Но оба мира объединяет проблема образовательного неравенства, с которой работает программа «Учитель для России». Программа приглашает учителей переехать из больших городов в глубинку, чтобы помочь детям получить достойное образование.

Даша Попова, 16 лет

село Гололобовка, Тамбовская область

У нас в школе 23 ученика — и я единственная десятиклассница. Так я весь год отучилась одна. До этого нас было четверо: остальные ребята ушли после 9-го класса по училищам. Одна девочка пошла в сельскохозяйственный техникум на юриста, другой мальчик пошёл в ПТУ.

Мне от дома до школы — полтора километра. Я обычно езжу в школу на велосипеде, а в плохую погоду — всегда. С тех пор, как я осталась одна в классе, можно сказать, что ничего не изменилось. Только учителя стали больше уделять внимания. Это как будто заниматься сразу с несколькими репетиторами. А после школы я обычно иду на тренировку. Я профессионально занимаюсь лыжами с 8 лет и очень их люблю. Летом тоже тренировки — бег и физическая подготовка.

В Гололобовке живут около 500 человек. Ты знаешь почти всех жителей села: с тобой все здороваются, тебе все улыбаются. Это такие близкие отношения. И в школе я чувствую себя очень комфортно. Как будто прихожу в свой второй дом. С учителями у нас хорошие отношения: они знают нас с детства, видели, как мы росли, помогали нам становиться смышлёными. И учителя у нас меняются нечасто. Это очень... родственные отношения, иногда в прямом смысле. Например, два учителя в школе — мои родственники.

Без знаний прожить невозможно: в современном мире нужно быть образованным человеком. Я получаю удовольствие, когда познаю что-то новое и интересное. До восьмого класса я была гуманитарием, но потом у меня случился переломный момент, — и я стала изучать технические науки. У нас поменялась учительница по математике, и она привила огромную любовь к этому предмету. Я учу иностранный язык, немецкий. Изучать английский пока боюсь... Да и не каждый готов слушать английский с немецким произношением. А немецкий мне нравится, я его хорошо знаю. Ещё очень люблю читать. Недавно перечитывала «Войну и мир» — это великое произведение, каждый раз захватывает.

Сейчас я больше всего хочу хорошо сдать экзамены. Я пока не решила, куда буду поступать... Может быть, в Воронеж или Пензу. В Пензе можно пойти на спортфак, а в Воронеже — на архитектора. Сейчас наступил такой период, когда в один день тебе хочется стать врачом, а на следующий день — полицейским. Или, может быть, космонавтом. Всё во мне в одной.

Мне интересно архитектурное дело, потому что хочется создавать что-то полезное для людей. Возможно, я бы стала возрождать сёла... Потому что в настоящее время у российских сёл нет будущего. Возможно, это связано с политикой. Все реформы, которые сейчас проводит Госдума, направлены против сёл.

А если я стану архитектором, то возрождение начну, конечно, с Гололобовки. У нас, например, есть сельскохозяйственный кооператив, школа, клуб, два магазина. И всё. А, почта ещё есть. Сначала найду человека, которому будет интересно здесь что-то открыть. Например, ферму. Тогда сюда потянется население. И после этого начну строить здания и инфраструктуру. Я уже начинаю делать свои чертежи: пока проектирую дома, но скоро возьмусь за школу. В моей идеальной школе будет минимум два этажа, обязательно спортзал, санузлы, актовый зал, большие классы, библиотека...

У нас в школе нет актового зала — мы просто собираемся в рекреации и ставим стулья. Зато есть музей в честь нашего односельчанина Дмитрия Родионовича Панина. Он был лучшим другом художника Герасимова. У нашего музея даже есть свой собственный сайт, который я создала.

Ещё я пою! До девятого класса я пела профессионально. И солировала, и пела в хоре, даже выигрывала во всероссийском конкурсе. Также закончила областную школу журналистики в Тамбове. Но сейчас я не знаю, хочу ли быть журналистом — я немного стесняюсь новых людей… Что ещё? Я закончила областную школу экскурсоводов. У меня второй юношеский разряд по шашкам. И я много фотографирую наше село, даже выиграла фотоконкурс.

Помню, как впервые сфотографировала зимний лес на фоне голубого неба... Была очень снежная зима, все ветки в снегу. Это была красивая фотография, и я подумала — может быть, надо делать такое почаще? Ведь каждый день — это что-то новое, это новые солнечные лучи, новый ветер. Это всё влияет на фотографию. Да и ты не остаёшься прежним, просыпаешься совсем с разным настроением, по-другому видишь мир.

Наша учительница Мария Сергеевна, которая приехала по программе, даже устроила в школе мою персональную фотовыставку. «Учителя для России» — это, кажется, первые молодые учителя, которых я знаю.У нас в школе такое впервые. Мы их любим, они стали нам совсем родными — вносят яркий лучик в нашу школу и создают что-то новое.

Я очень люблю Гололобовку. Куда бы ты не поехал, тебя всё равно сюда тянет, потому что это твоя родина. Все главные события в твоей жизни произошли здесь. Моего брата частенько спрашивают друзья: «Почему ты летом не ездишь на море, а к себе в Гололобовку?» А он говорит: «Мне не нужно никаких морей, мне нужно домой». Отсюда очень сложно уезжать. Здесь хорошо.

Ангелина Фролова, 16 лет

город Малоярославец, Калужская область

В Малоярославце у нас четыре школы, я в своей учусь с самого начала. В моём классе 28 человек. Я сама гуманитарий: совсем не люблю физику, алгебру, геометрию. Всё, что связано с цифрами, — это просто не моё, это у меня с начальной школы. Но при этом я обожаю биологию и химию, хочу дальше поступать в медицинский.

С творческими предметами не дружу. Я больше по спорту. После школы хожу в фитнес-клуб на тренировки, а раньше занималась регби. По выходным мы обычно встречаемся с друзьями, гуляем. В Малоярославце место сбора — это местный парк, и всё, больше ничего нет. Если куда-то хотим выехать и развлечься, то едем в соседние города — в Калугу или в Обнинск.

Для меня идеальный учитель — это тот, к кому можно обратиться с любым вопросом или проблемой, который тебя поддержит, не останется равнодушным. Наш классный руководитель именно такой, она нам как вторая мама. И учителя, которые приезжают к нам по программе, мне очень нравятся. Я беспокоюсь по поводу ЕГЭ и сказала об этом нашей новой учительнице — она меня прямо успокоила, дала важные советы. В общем, мы с ними на одной волне.

Когда я была кадетом, в школе было намного интереснее. Мы много занимались строевой подготовкой, физкультурой, хореографией. Раньше за это доставались какие-то привилегии при поступлении. Родители предлагают пойти в МВД. Папа говорит, что там хорошая зарплата, а меня туда не тянет. Я себя больше представляю в белом халате.

Мы много маршировали, участвовали в парадах. В строю хорошо вырабатывается дисциплина. Поначалу мне было сложно — маму в школу вызывали почти каждую неделю. Однажды её вызвали из-за того, что я просто сидела и улыбалась. У меня было хорошее настроение, и учителю это не понравилось. Была, конечно, мысль всё это бросить... Надоедала даже форма. Все идут в школу в нормальной форме, а ты каждый день в одном и том же. Но я активный человек, мне нужно быть на людях, нужно где-то участвовать. А в обычном классе такого нет.

Сейчас я не кадет, но форма дома висит. Если в городе проходит какое-нибудь патриотическое мероприятие, мы всегда с удовольствием участвуем. Но моя любимая часть — это не строевая подготовка, а хореография. Мы учили бальные танцы, а потом выезжали на конкурсы и участвовали на балах.

На свой первый Кремлёвский бал я попала в восьмом классе. Я даже не могла представить, что это такое. Это непередаваемые эмоции. Там ты знакомишься с кадетами с разных уголков России. На первом балу их было 980, на моём третьем балу — почти две тысячи. Эти мероприятия посвящены Героям России, участниками войны. В конце мы танцуем с ними вальс. На последнем балу я танцевала с военным лётчиком Николаем Тимофеевичем Антошкиным, героем Советского Союза. Это волшебная атмосфера, там все меняются, и девочки, и мальчики. Возможно, в обычной жизни они были хулиганами... А когда надевают форму, попадают в Кремлёвский дворец — другие совершенно. Да, мне такая атмосфера больше подходит, нежели в строю стоять.

Вообще я с самого детства хотела стать врачом. В любой игре я всегда играла доктора. Мне нравится помогать людям. Я планировала поступать в Смоленск на стоматолога. А в Москву не поеду. Там дорого очень и сложно поступить... И балл на бюджет там бешеный. Я могла бы остаться в своём городе жить, он мне нравится. Но вообще я мечтаю жить в Москве. Почему-то мне нравится этот город. Там я бы хотела открыть свою клинику.

Мне нравится учиться — но хочется изучать не всё подряд, а определённые предметы, который нужны больше всего. Вот сидишь на той же математике, сидишь и думаешь: «Зачем она мне нужна, зачем я это учу, когда это в жизни совсем не пригодится?» Книжки я читать не люблю. Мне кажется, здесь нужна усидчивость, а во мне этого нет. Сейчас есть много интересного кроме книжек. А вообще уходить из школы я не хочу. Хочется остаться. Думаю, я бы так училась и училась…

Серёжа Беликов, 16 лет

город Бутурлиновка, Воронежская область

Я учусь в 10 классе с социально-экономическим уклоном. Ещё у нас есть физико-математический, химико-биологический и общий классы. Я в Бутурлиновке уже менял школы. Сейчас выбрал гуманитарный уклон, потому что обществознание нужно почти во всех вузах. И сейчас такое время стало... Очень много юристов, экономистов. Может быть, я пойду куда-нибудь в менеджмент, на управление.

Мой обычный день проходит так: просыпаюсь в 7:20 утра, умываюсь, иду на школьный автобус. А после учебы — в тренажёрный зал, он тоже в школе находится. Там провожу примерно часа два, потом еду домой: смотрю фильмы, делаю уроки, пишу музыку.

Я не самоучка — учился в музыкальной школе почти 10 лет. В начале мне это не особо нравилась учёба — классика, все эти этюды. Но родители мне говорили «давай-давай, ходи» — за что я, кстати, им сейчас очень благодарен. Хорошо, что не бросил это дело. Потому что после музыкальной школы я нашёл себя в современной музыке и начал заниматься битмэйкингом. Также играю каверы на фортепиано. В репертуаре есть и четыре произведения моего авторства. Пишу музыку, когда появляется вдохновение после тяжёлых фильмов. Посмотрел хорошее кино, например, «Зелёную милю», сел за пианино, начал что-то играть. И сразу появляется какая-то мелодия.

За пианино

А школа у нас большая, в ней примерно тысяча человек, в моём классе – 29. Из них 21 — девочки. Но мы уже привыкли. У нас класс дружный, весёлый, заводной. Учёба мне даётся, я хорошист. Люблю изучать обществознание, экономику, историю... А вот химия — это просто ужас. Очень скучно. Английский я дополнительно учу сам: распечатываю себе дома английские слова, наклеиваю на стены и на разные предметы. Так постоянно на них натыкаюсь и выучиваю... Кстати, песни на английском тоже очень помогают. Сразу слова запоминаются.

В моей новой школе все учителя очень хорошие, уважительные. Меня это удивило. Никто не задерживает после звонка; можешь сразу спокойно встать и уйти. В других школах было по-другому, там могли задержать и на пол-перемены. Здесь учителя все адекватные, никто не кричит. Мне кажется, у них дружный коллектив, плюс в самой школе всё новое и современное. Она и спонсируется неплохо.

А другие школы — это самые обычные российские школы, ничего удивительного. Учителя уставшие. Я их очень хорошо понимаю — бывают ученики неадекватные, которые специально провоцируют на крик. Ну и учителя за столько лет службы уже безэмоционально всё рассказывают. Это непохоже на новых учителей, которые по программе приезжают — из них энергия так и прёт, всё так бодро рассказывают, иногда даже на современном сленге. Потому что они больше к нашему поколению относятся. Нам с ними более комфортно.

Мне нравится, как преподаёт Дмитрий Андреевич, мой новый учитель экономики. Вот, допустим, идёт у нас урок, тема про бизнес и рыночную экономику. Мы садимся по группам и создаём свои бизнес-проекты, прямо на ходу пытаемся что-то придумать. У нас есть представитель группы, который защищает проект. Мне такие игры нравятся, потому что они развивают, позволяют лучше понять предмет.

Я сейчас хочу сдать успешно все экзамены и поступить на менеджмент в Москву или Воронеж. Хотя ещё прошлым летом я хотел стать актером — шёл к этому два года, на актёрские кружки ходил... Я с пяти лет занимаюсь народными танцами, на сцене постоянно, везде ездим с коллективном на конкурсы. Я уже привык к сцене… Но с театральным не сошлось. Когда смотришь российское кино, понимаешь, что играют одни и те же актеры, а поступают в театральные тысячи студентов каждый год. Что-то не верится, что у меня получится добиться здесь успеха.

Школа очень важна в нашей жизни — в первую очередь она помогает стать коммуникабельным, учит сотрудничать с одноклассниками, приходить на выручку. Например, сегодня сам списывал у кого-то, а завтра ему поможешь списать. Умение общаться — это самое главное. И, конечно, знания. Когда узнаешь что-то новое, становится проще жить.

Я думаю, что хотел бы переехать поближе к Москве. Сейчас там вся шумиха, там всё крутится. Кажется, ритм большого города позволяет всё успевать и мыслить шире. Но ничего — приедем, узнаем, посмотрим.

Андрей Соколец, 17 лет

село Перелучи, Новгородская область

Я родился в Крестецком районе Новгородской области. Попал в детдом, потом меня усыновили. И с первого класса учусь в школе-интернате в селе Перелучи. Школа совсем близко к дому, идти метров сто. В моём классе пять человек. После уроков обычно хожу на кружок автодела. Нас учат ездить на машинах разных, ремонтировать их. Я с самого детства как-то всё сам ремонтировал, мопед собрал себе, на нём езжу по деревне. Некоторые запчасти у себя в гараже нашёл, раму и колеса у друзей собрал. Ну и пошла тема.

В школе мне нравится учиться. Почему нет? В ней ремонт сделали хороший, даже получше, чем в других школах — стеклопакеты поставили, стены покрасили, всё как надо. Зимой не холодно, у нас тут кочегарка топится, недалеко от школы. Мы в классе с ребятами хорошо дружим. Нас в школе всего где-то 45 человек. С малышнёй не особо интересно, а вот с ребятами постарше общаюсь с удовольствием.

Мне нравится физра и математика. Тяжело даётся русский, с детства не привык его учить. Поздно осознал, как он нужен. А учителя у нас хорошо учат, нет претензий. Если уважительно относишься к учителю, он отвечает тебе тем же. Наши новые учителя, приезжающие по программе, сами несут что-то новое и необычное. Они всегда придумывают, как по-другому привлечь внимание учеников.

У нас часто меняются учителя — например, сменились четыре преподавателя английского. Не все живут в деревне, кто-то приезжает на автобусе из [райцентра] Боровичей. Раньше дорога была плохая, и старенький автобус, который часто ломался в пути. Сейчас новый появился, не ломается. Но есть часть учителей, которые живут здесь, в Перелучах. Например, все трое из программы живут в многоквартирных домах, у нас их шесть, двухэтажных. Мы их называем «Шанхай», потому что там сразу много людей живёт.

В свободное время я езжу на мотоцикле или с другом катаюсь на машине. Любим в машине послушать музыку, посильнее, с басом. Часто помогаю папе в гараже. Хочется, чтобы и своя половинка появилась. Когда выезжаю из Перелучей, вижу вокруг деревни — малонаселённые, даже заброшенные. Там даже дома не стоят. Просто все уехали. Далеко всё-таки от городов, ещё и дорога непростая, пешком бывает не всегда легко пройти. С транспортом тоже — не у всех есть, не богаты.

Я был в городах на экскурсиях — в Великом Новгороде был, в Москве, Питере, Пскове, Твери… Большие города мне понравились. Там освещение такое везде, хорошо, красиво. Правда, деревьев не особо много. И с воздухом так себе. За границей я, правда, ещё ни разу не был. Я бы съездил, посмотрел — как это, за границей. Думаю, можно было бы посетить Италию… Или Африку. Не знаю, я ещё не решил.

В детстве я очень мало читал, не привык. Сейчас вот жалею о том, что я не читал много, стараюсь научиться читать быстрее и лучше. Я смотрю, как некоторые одноклассники читают — у них хорошо получается, без ошибок. А я, бывает, тороплюсь, по глупости не то скажу. Если быть неграмотным, то это скажется на твоей работе. Если не учить ничего, то тебя просто никуда не возьмут.

У нас в Боровичах есть дорожный колледж — я пойду туда учиться на автомеханика. Моя мечта — это купить дом, машину, мотоцикл, обзавестись семьёй, как все нормальные люди. В деревне я не хочу оставаться, так как тут работы нет. Здесь всё меньше и меньше людей становится, выпускники школы сразу уезжают.

В скором времени и нашу деревню тоже постигнет участь, какая постигла другие деревни вокруг. Если бы тут появилась работа, может, что-то и поменялось.. Это большие деньги нужно в деревню вкладывать — никто не станет этого делать. Кому-то деньги важнее, чем деревни.

Выражаю огромную благодарность Александре Гришиной за помощь в подготовке этого материала и Дарье Лейзаренко за редактуру текста.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Написать
{ "author_name": "Евгений Круглов", "author_type": "self", "tags": ["\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f","\u0440\u0435\u0433\u0438\u043e\u043d\u044b","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438"], "comments": 76, "likes": 79, "favorites": 50, "is_advertisement": false, "subsite_label": "stories", "id": 104030, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 05 Jul 2019 13:01:05 +0300", "is_special": false }
Комментарии

Чудовищный мангал

6

Все какие-то истории успеха, ты специально что ли активистов выцепил?
Я обычно езжу в школу на велосипеде, а в плохую погоду — всегда.

Посыл этого предложения не очень очевиден.

Искренний танк88

5

Молодцы ребята, что не сторчались, а учатся и развиваются, даже в деревне. Удачи им.

Многий пришелец

3

Почему жизнь этих подростков показалось мне интереснее моей

Истории
дискуссии в сообществе доступны только владельцам клубного аккаунта
С клубным аккаунтом вы сможете
создавать записи и вести дискуссии в закрытых сообществах
наслаждаться нашим сайтом без рекламы
помочь проекту и почувствовать себя лучше
Купить за 75₽
Обсуждаемое
Новости
СМИ: Повар Путина мог находиться на борту рухнувшего в Конго «Ан-72»
Издание Readovka со ссылкой на собственные источники, близкие к ЧВК «Вагнера», в воскресенье вечером, 13 октября, сообщило об исчезновении бизнесмена Евгения Пригожина после крушения самолета в республике Конго.
Интернет и мемы
Как Tinder в России стал обителью иронии и мемов — рассказывает создатель сообщества Swipe Right
«Cяду тебе на лицо» в анкете ещё не значит, что девушка ищет секса.
Новости
Власти Саратова предложили закрепить за каждым ребёнком маршрут от дома до школы, который нельзя будет нарушать
После убийства школьницы они также проверят гаражные кооперативы и избавятся от зелёных насаждений.
Популярное за три дня
Новости
Сына красноярского депутата с другом заподозрили в избиении человека до смерти. Жители города призвали к народному сходу
Избитый молодой человек 22 дня провёл в коме, спасти его не удалось.
Истории
Пропускной режим, медведи и ядерные боеприпасы: жизнь в закрытом челябинском городе Снежинске
Быт и сложности жизни с дикими животными, колючей проволокой и заводом по изготовлению оружия массового поражения.
Новости
На Change.org опубликовали петицию против Вечернего Мудозвона
Автор петиции, священник-эмигрант из России отец Сергий, просит итальянские власти не предоставлять гражданство Владимиру Соловьёву. По его мнению, Соловьёв рассчитывает получить итальянский паспорт.

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovy", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chfbk", "p2": "gnwc" } } } ]