Истории
Герман Лебедев

Профиль: Братья Даффер

Режиссёры из Северной Каролины, создавшие один из главных сериалов современности — «Очень странные дела».

Фото Мартена де Бура

Одним из главных летних блокбастеров стал третий сезон сериала «Очень странные дела», рассказывающий о жизни подростков, столкнувшихся с монстрами и паранормальными явлениями в городе с только появившимся торговым центром. Побив рекорд Netflix по количеству новых зрителей, на которой выходит сериал, его шоураннеры — братья Даффер — принялись за работу над сценарием нового сезона.

Сделать своё шоу, от которого поначалу отказывались многие телевизионные сети, режиссёрам помогло упорство, любовь к фильмам Спилберга, книжкам Стивена Кинга и всему «гиковскому». Проект, получивший 31 номинаций премии «Эмми», изначально задумывался как «большой фильм», создать который братья мечтали ещё с колледжа.

Дафферы начали снимать первые фильмы в начальной школе и поняли, что лучше всего работают вместе

В 1984 году, когда в США состоялась премьера первого «Терминатора», в Северной Каролине родились братья Мэтт и Росс Дафферы. Своё детство близнецы провели за игрой в Dungeons and Dragons и просмотром «Бэтмена» Тима Бёртона. Заинтересовавшись кино, родители подарили им видеокамеру формата Hi8, на которую с третьего класса Дафферы стали записывать свои первые фильмы.

Затем братья начали внимательно следить за другими известными режиссёрами: Стивеном Спилбергом («Инопланетянин» «Индиана Джонс», «Назад в будущее»), а также Джоном Карпентером — создателем оригинального «Хэллоуина». Отец Дафферов ещё до их рождения коллекционировал VHS-кассеты, которые Мэтт и Росс постоянно пересматривали.

У нас смутные воспоминания о восьмидесятых. Наше детство прошло без интернета и мобильных телефонов. Мы были последним поколением, заставшим прогулки с друзьями в лесу или на железнодорожных путях, а единственным способом, которым пользовались родители чтобы связаться с нами, это крикнуть «Время обедать!».

Росс Даффер

В пятом классе братья переехали в Калифорнию, где попали в колледж Чепменского университета. И хотя они могли поступить в другие места, программой их привлекал именно университет Чепмена — занятия кинопроизводства там начинались с первого года обучения. Тогда же они поняли, что работать по отдельности у них не получается.

В колледже Дафферы поняли, что должны сосредоточиться на писательстве. С лета второго года обучения братья практиковались в различных киностудиях Калифорнии — стажировки были одним из обязательных условий обучения.

Братья Даффер на съёмках первого сезона сериала «Очень странные дела» Фото Netflix

Это был первый и последний раз, когда они разошлись — Росс стажировался отдельно от Мэтта. Благодаря этому оба будущих режиссёра смогли получить больше связей, в число которых входил Франклин Леонард — друг Леонардо Ди Каприо. Франклин стал первым, кто прочитал один из сценариев Дафферов, написанный во время колледжа, благодаря чему у братьев появился собственный агент.

Дафферы с молодости рвались в Голливуд, но там к ним относились равнодушно

В колледже дуэт снял несколько короткометражных фильмов: наиболее заметной стала картина «Мы все падаем», получившая премию «Лучший короткометражный фильм» на кинофестивале Deep Ellum 2005 года в Далласе. Через год вышла дипломная работа братьев «Пожиратель» в жанре ужасов, основанная на рассказе журналиста Питера Краузера.

Дафферы выпустились из университета Чепмена в 2007 году и сразу приступили к работе над своим первым коммерческим кино продолжительностью 15 минут — «Дороге к Молоху». Они также написали научно-фантастический короткометражный фильм под названием «Судно», снятый совместно с режиссёром Кларком Бейкером. Он повествует о пассажирах самолёта, столкнувшихся с потусторонними силами. И если многие из фильмов братьев посмотреть в сети нельзя, то «Судно» — одно из исключений, опубликованное самим Бейкером на Vimeo.

К 20 годам братья сняли около шести короткометражных фильмов, но продолжали испытывать чувство неудовлетворения. Они хотели сделать что-то более, как объяснял Мэтт, «широкоформатное», предлагая многим продюсерам и студиям идеи для полнометражных картин.

Так родился сценарий «Затаившись» — постапокалиптической картины, рассказывающей о жизни американской семьи в бомбоубежище. После многочисленных показов на фестивалях по всей стране, за которые Дафферы получили их первый гонорар, фильм не выходил в широкий прокат до 2015 года. Братья были уверены, что их дебют успешен, однако многие критики не признали фильм таковым.

Представьте: ты стучишься в дверь годами, и, наконец, тебя пускают на вечеринку. А потом они говорят, что «это был несчастный случай, вам здесь нечего делать». Сначала мечты сбываются, а потом — нет.

Мэтт Даффер

Первая большая работа могла обернуться для Дафферов провалом, но «Затаившись» привлёк внимание режиссёра М. Найта Шьямалана («Знаки», «Явление», «Сплит»), который нанял их, чтобы написать сценарий для нескольких серий сериала «Сосны», трансляция которого велась на телеканале Fox.

Как вспоминали братья, работа с Шьямаланом стала для них тренировочной площадкой, а сам режиссёр — великим наставником. Закончив работу над «Соснами» они сразу же приступили к следующему проекту — «Очень странным делам».

Идею Дафферов снять ужастик с детьми в главных ролях отвергли более 15 сетей, но Netflix купила сценарий за 24 часа

В фильмографии братьев, как в период колледжа, так и после, всегда присутствовал жанр, в котором они работали чаще всего — ужасы. Обратив внимание на непрекращающийся успех «Игры престолов», они решили поработать над многосерийным проектом. И изначально концепция сериала, над которой работали Дафферы, выглядела так: сочинить сценарий для фильма в духе ужастиков Спилберга 1980-х годов и и увеличить его хронометраж для сериального формата.

Когда сценаристы только сели за черновой вариант «Очень странных дел», их вдохновил триллер Дени Вильнёва «Пленницы», в котором главную роль сыграл Хью Джекман. Он рассказывает об отце, ищущего пропавшую дочь несмотря на полицейские запрет. Именно так Мэтт и Росс пришли к центральной теме первого сезона — без вести пропавшему главному герою, введя в повествование мистику и монстров.

Кадр фильма «Пленницы» с Хью Джекманом Фото Alcon Entertainment

Определившись с идеей, братья начали предлагать её многим студиям Голливуда. Первоначально шоу отклонили более 15 сетей, работающие на американские телеканалы. Другие проявили интерес, но не захотели позволить практически неизвестным Дафферам руководить проектом. Одна из самых больших претензий со стороны студий к идее — это то, что в сюжете с монстрами основное внимание уделяется группе детей.

Некоторые руководители крупных студий поставили братьям ультиматум: либо они должны изменить сюжет, сделав его более подходящим для детской аудитории, либо перенести акцент на одного из взрослых персонажей, таких как шериф Хоппер.

Пара почти сдалась, однако благодаря знакомству с Шьямаланом Даффер связались с одним из будущих исполнительных продюсеров сериала — Дэном Коэном. Братья уговорили его показать сценарий режиссёру Шону Леви («Прибытие»), который после 10 минут знакомства с ними понял, что «Очень странным делам» суждено стать большим хитом. Уверенности в этом было много: Леви передал сценарий Netflix и в течение 24 часов платформа купила первый сезон.

Новая команда, состоящая из Леви, Коэна и братьев, сразу приступила к производству сериала. Ещё тогда Леви сразу дал Дафферам понять, что сделает всё возможное, чтобы из «Очень странных дел» получился культурный феномен.

Прежде чем мы знали, что кто-то захочет посмотреть это шоу, я поклялся братьям, что сделаю для них всё возможное. После всех контрактов с Netflix мы решили, что будем снимать всё сами. Я читал сценарий, делал пометки и ждал каждый раз, когда в мой почтовый ящик доставят следующий сценарий.

Шон Леви

Так как кастинг проводила сама Netflix, у дуэта не было проблем с нехваткой актёров. Ещё тогда большая любовь к работам Тима Бёртона поспособствовала взятию на роль Вайноны Райдер, которая снималась у режиссёра в фильме «Эдвард Руки-ножницы». По мнению братьев, на момент кастинга Райдер как будто и не появлялась на сцене последние 10 лет.

Участие актрисы также помогло раскрыть видение Джойс — одной из главных героинь сериала. Изначально мать пропавшего мальчика Уилла не была любящей и заботливой — напротив, она представляла из себя горластую и невежливую женщину. В итоге те изменения, предложенные Райдер, получились гораздо «живее», чем персонаж, написанный изначально.

Вайнона Райдер в «Очень странных делах»

Но своего героя изменила не только Райдер. Предполагалось, что в конце истории хулиган-подросток Стив Харрингтон станет одним из главных антагонистов на ровне с монстром Демогоргоном. Персонажа переписал 23-летний актёр Джо Кири: прочитав во время кастинга свою роль, он настолько очаровался, что к концу сезона режиссёры сделали из него положительного героя.

Собрав весь актёрский состав, Дафферы принялись за производство. Одной из главных задач стало воссоздание подлинного чувства восьмидесятых. Для её выполнения команда наняла художника-постановщика Криса Трухильо, который называет работу над «Очень странными делами» проектом мечты.

Одна из декораций — средняя школа Хоукинс Фото FalconsDude

Первый сезон снимали в окрестностях Атланты, где сохранились отдельные анахронизмы вроде автомобилей, спутниковых тарелок и почтовых ящиков. По словам Трухиольо, братья искали место, которое выглядело бы самым типичным населённым пунктом страны, при этом имея все точки развлечения американской жизни: школу, кафе, закусочные и так далее. Этим местом стал вымышленный город Хоукинс.

Несмотря на появление сотни сообщений от фанатов о «пасхалках» после выхода первого сезона, братья уверяют, что не тратили много времени на повторное изучение этой эпохи — они видели её много раз в детстве за просмотром любимых фильмов.

Премьера первого сезона состоялась на Netflix 15 июля 2016 года. Спустя месяц выручка стриминговой платформы достигла рекордного на тот период уровня — 2,1 миллиарда долларов. Тогда же появилось 3,6 миллиона новых подписчиков, рост которых компания объяснила успехом «Очень странных дел» и сериалом «Нарко».

В августе 2016 года аналитики подсчитали зрителей первого сезона — его посмотрело около 43 миллиона зрителей по всему миру. Понравился он не только зрителям: критики высоко оценили сериал, что следует из 93% рейтинга на Rotten Tomatoes. В рецензиях отмечалась актёрская игра, режиссура, музыкальное сопровождение и атмосферность Хоукинса.

О том, что продолжению «Странных дел» суждено быть, братья знали ещё до премьеры. Но Netflix не спешил делать заказ третьего сезона — Дафферам необходимо требовалось поднять планку первого и сделать шоу ещё популярнее, чем они занялись аккурат к анонсу второго сезона.

Дафферы добавили больше пасхалок и отсылок к любимым фильмам для продолжения своей «кинокниги»

В день, когда Netflix анонсировал продолжение, творческая команда во главе с Мэттом и Россом сразу же приступили к написанию сценария. Братья хотели, чтобы их проект выглядел как «длинный фильм», поэтому ответить на все вопросы, оставленные зрителям без ответа в финале первого сезона, решили во втором.

В перерывах между съёмками «Очень странные дела» номинируют на премию «Эмми» 2017 года, а Дафферов выдвинули в категорию «Лучший сценарий драматического сериала» за дебютный эпизод. Первый сезон также удостоился премии Гильдии киноактёров США за лучший актёрский ансамбль в драматическом сериале.

С точки зрения сценария в этот раз дуэт работал только над финальными эпизодами — восьмым и девятым. Вместе с Шоном Леви наняли ещё несколько сценаристов, которые смогли бы «вдохнуть новую жизнь» в сиквел их шоу. В команду попала Ребекка Томас («Уже не дети»), которая вместе с Дафферами привнесла во второй сезон ещё больше идей и отсылок к популярным фильмам: например, «пасхалки» на «Индиану Джонс» или «Охотников за приведениями».

Простора для творчества хватало — Netflix посоветовал лишь не использовать в речи персонажей много мата. Из первых двух эпизодов, которые режиссёры показали продюсерам, вырезали нецензурную лексику, однако против этого выступили «дети» — Милли Бобби Браун, Финн Вулфард, Гейтен Матараццо и другие исполнители главных ролей. Дафферы обратились с просьбой к Netflix включить в сцены мат ещё раз, и ограничения сняли.

Центральная тема Хэллоуина в продолжении привела к тому, что второй сезон стартовал в канун праздника — 27 октября 2017 года. Сериал вновь побил свой рекорд — за первые три дня сиквел посмотрели почти 16 миллионов зрителей только в США.

Дафферы и Калеб Маклафлин на съёмках второго сезона Фото Netflix

Через несколько месяцев ассистент Дафферов по имени Пейтон Браун, обвинила создателей сериала в сексизме. По её словам, братья оскорбляли и угрожали другим женщинам, работающим на площадке, в результате чего некоторые сотрудники покинули производство шоу. Позже Браун удалила публикацию.

Самих братьев, как они утверждают, глубоко расстроили новости о том, что кто-то из съёмочной группы мог почувствовать себя некомфортно. В колонке The Guardian сценаристы заверили, что не знали про дискомфорт, описанный Браун, и попросили прощение перед всеми участниками съёмок. В Netflix также заявили, что внутреннее расследование не подтвердило обвинения в адрес Дафферов.

Пейтон Браун c Милли Бобби Браун Фото из инстаграма Пейтон

На этом проблемы не закончились. В апреле 2018 года режиссёр Чарли Кесслер подал в суд на братьев, обвинив их в плагиате. По его словам, Дафферы позаимствовали идею из авторского короткометражного фильма «Монток», потребовав компенсации и уничтожения материалов, нарушающих авторские права.

В иске Кесслер указал, что в 2014 году встречался с Дафферами и обсуждал с ними сценарии к двум его картинам. Именно из них сценаристы якобы позаимствовали множество тем и сюжетных ходов. Среди прочего Кесслер убеждал, что сюжет «Монтока» строится вокруг теорий заговора, секретных правительственных экспериментов и паранормальных явлений — как и в «Очень странных дел».

В ответ братья заявили, что идею для сериала придумали самостоятельно, а о встрече с Кесслером не помнят. Они предоставили электронные письма и документы, в которых показано, что работа над концепцией сериала началась ещё в 2010 году. Только через год, в мае 2019 года, Кесслер без комментариев подтвердил, что его короткометражка не имеет ничего общего с сериалом Дафферов, отозвав иск.

Тем временем Netflix представил первый трейлер третьего сезона «Очень странных дел», а интерес к нему подогревали фанаты, распространяя по сети различные утечки и слухи о сюжете продолжения мелодрамы. Появился слух, что Дафферы покинут проект после третьей части, однако, как сами рассказали шоураннеры, историю Хоукинса и его жителей они закончат со своей командой.

Влиять на образы, написанные сценаристами, продолжили и новые актёры сериала. Во время съёмок Дакре Монтгомери, сыгравший в сериале задиристого Билли, рассказал братьям выдуманную предысторию своего героя, которую в итоге включили в сюжет. Монтгомери объяснил TV Insider, что старался каждый раз приносить на съёмочную площадку десять безумных идей, многие из которых Дафферы одобрили и взяли в сценарий.

Летом 2019 года вышел третий сезон — вновь побив рекорды: за первые четыре дня средняя минутная аудитория эпизодов составила 12,8 миллионов зрителей, а весь сезон разом в премьерный день посмотрело 824 тысячи человек. Число аккаунтов Netflix, с которых транслировали сериал, превысило отметку в 40,7 млн.

В своих многочисленных интервью братья отвечали, что их «длинный фильм» может подойти к концу на четвёртом сезоне, максимум — на пятом. Сценаристы не хотят продолжать мелодраму «слишком долго»: юные актёры, которые начинали свою карьеру в «Очень странных делах» ещё в 12-14 лет, растут, а держать их вечно на площадке в рамках одной истории Дафферы боятся — это превратиться в каторгу.

Кадр из третьего сезона сериала «Очень странные дела»

О четвёртом сезоне сериала практически ничего неизвестно кроме того, что работа над ним уже ведётся. Одна из исполнительницей второго плана, актриса Кара Буоно, сыгравшая Карен Уилер, заявила, что съёмки четвёртого сезона начнутся в октябре 2019 года.

Также неизвестно, работают ли братья над другими проектами. Ещё в 2017 году они рассказали, что общались с Джо Руссо («Мстители: Финал») о неком научно-фантастическом блокбастере, который будет полностью отличаться от «Очень странных дел». Никакой информации о нём всё ещё нет, как и о том, чем займутся Дафферы после окончания своего главного шоу.

На торжественном собрании в мае 2019 года выпускники университета Чепмена выступили с речью, где рассказали о своём пути к кинопроизводству, и о том, как благодаря своим хобби, любви к классическим фильмам и взаимной поддержке, пришли к своей мечте. Сейчас их главный проект всей жизни смотрят миллионы зрителей по всей планете, а они — продолжают заниматься тем, что любят больше всего.

Первое, чему нас научили профессора в университете Чепмена, это то, что все истории имеют одну общую черту. Есть главный герой, и у этого главного героя есть цель, которую ему или ей трудно достичь. Станет ли Люк Скайуокер собой, если не попадёт на Звезду Смерти? Станет ли Нео собой, если Морфеуса не похитят? Не существует фильма без препятствий, и то же в жизни. Если не будет борьбы, вы не повзрослеете. Вы никогда не станете тем, кем должны быть. Не прячьтесь от своих неудач, не бегите от препятствий. Смотрите им прямо в лоб, боритесь с ними — взрывайте Звезду Смерти.

Росс Даффер

#оченьстранныедела #кино #сериалы #профиль