Истории
Кенчанский
9759

Операция «Тёмная Зима»

История о том, как США в течение трех недель лета 2001 года имитировали вымышленный сценарий с заражением населения вирусом оспы.

В закладки

В 2001 году, за три месяца до террористических актов одиннадцатого сентября и рассылки писем с вирусом Сибирской Язвы правительство Соединённых Штатов Америки провело подготовительные действия в городе Оклахома-Сити, которые стали прологом к операции «Тёмная Зима».

Суть и идея замысла

Операция была сосредоточена на оценке неадекватности государственных мер чрезвычайного реагирования при использовании биологического оружия против американского населения. Эти учения были предназначены для разработки превентивных мер и стратегий реагирования, путём повышения осведомлённости правительства и общественности о масштабах и потенциале такой угрозы, создаваемой биологическим оружием.

Имитированный сценарий «Тёмной Зимы» включал локальную атаку вирусом оспы на Оклахома-Сити. Имитация подобной ситуации была разработана для вывода из-под контроля населения. Это создало бы непредвиденные обстоятельства, в которых Совет Национальной Безопасности будет пытаться определить как источник атаки, так и бороться с распространением вируса. Из-за неспособности идти в ногу со скоростью распространения заболевания возникает новая катастрофическая ситуация, в которой массовые жертвы среди гражданского населения сокрушат возможности Соединённых Штатов по реагированию на чрезвычайные ситуации.

Симулятивные катастрофы и случаи непредвиденных обстоятельств, которые могут привести к массовой гибели гражданского населения и раньше использовались для использования и изучения слабых сторон инфраструктуры здравоохранения США и её неспособности справиться с такой угрозой. Непредвиденные обстоятельства также предназначались для устранения широко распространённой паники, которая приведёт к массовому социальному срыву и насилию со стороны толпы. Проведение таких операций также включает в себя множество трудностей, с которыми столкнутся средства массовой информации при предоставлении гражданским необходимой информации относительно происходящего.

На учениях «Тёмная Зима» был воссоздан вымышленный сценарий, изображающий скрытую атаку вирусом оспы на граждан Соединённых Штатов Америки. Сценарий разворачивается на трёх последовательных заседаниях Совета Национальной Безопасности (СНБ) которые проводились в течении четырнадцати дней. Бывшие высокопоставленные правительственные чиновники играли роль членов СНБ, реагирующих на развивающуюся эпидемию; представители средств массовой информации были среди наблюдателей на этих заведомо ложных встречах и играли журналистов во время пресс-конференций сценария. Само учение проводилось на авиабазе Эндрюс. Вещание проводилось на всей территории Соединённых Штатов Америки.

Основные участники операции

Двенадцать участников «Тёмной Зимы» изображали членов Совета Национальной Безопасности. Каждый является опытным человеком, который служит или служил в правительственных или военных должностях высокого уровня. Среди них Сэм Нанн, бывший американский сенатор штата Джорджия, играл президента Соединённых Штатов. Фрэнк Китинг, губернатор Оклахомы, изображал самого себя. Пять самых узнаваемых журналистов, которые в настоящее время работают в крупных сетях или новостных организациях, наблюдали за обсуждениями смоделированных собраний СНБ и участвовали в фиктивной пресс-конференции во время учений. Кроме того, пятьдесят человек с текущими или бывшими политическими, или операционными обязанностями, связанными с подготовкой биологического оружия, наблюдали за учениями.

Распределение ролей среди участников «Игры».

Ход операции

«Тёмная Зима» была «настольным» упражнением. Лицам, принимающим решения, был представлен вымышленный сценарий. Им было предложено реагировать на факты и контекст сценария, устанавливать стратегии и принимать политические решения. По мере возможности, принятые решения были включены в развивающуюся работу над реальной стратегией, которая бы задействовалась при настоящей биологической атаке, так что ключевые решения влияли на развитие и результаты сценария. «Тёмная Зима» была разделена на три отрезка и имитировала промежуток времени около двух недель.

Каждый отрезок представлял отдельное собрание Совета Национальной Безопасности, на которые было выделено несколько дней: девятое, пятнадцатое и двадцать второе декабря 2002 года. Участники начали второе и третье собрание с обзора всех событий, которые произошли за прошедший период с момента последней встречи. Стремясь развить процесс заседаний СНБ, участники учений получали информацию из различных источников. Люди, контролирующие учения, играли роль заместителей или специальных помощников, предоставляя участникам информацию о происшествиях и возможных вариантах дальнейшего ведения политики на всех заседаниях по мере необходимости. Участникам также были представлены заголовки региональных газет, вырезки из статей и заметок, кадры телевизионных новостей об «эпидемии».

Планирование операции

При разработке «Тёмной Зимы» авторы сценария проанализировали возможные методы осуществления биотеррористических атак, а также имеющиеся научные и исторические данные о вспышках оспы в прошлом. Многочисленные факторы влияют на то, будет ли патоген успешно проникать в сообщество и как этот патоген будет распространяться после того, как заражение будет произведено. Были сделаны два ключевых предположения, которые напрямую влияли на масштабы эпидемии, описанной в упражнении: количество людей, инфицированных в ходе первоначального нападения, и скорость передачи, то есть число людей, впоследствии заражённых. Эти предположения не были предназначены для того, чтобы быть окончательными математическими предикатами или моделями и их не следует интерпретировать как таковые. Однако эти предположения были основаны на имеющихся данных и текущем понимании вируса оспы и, следовательно, служат основой для сценария «Тёмной Зимы». Количество доступной вакцины против оспы также значительно повлияло на варианты и результаты операции. Авторы инициативы утверждают, что количество неразбавленной вакцины, доступной во время учений в запасе Центра по Контролю и Профилактике Заболеваний США (CDC) на тот момент: 15,4 миллионов доз вакцины.

Количество лиц, заражённых первоначальной атакой

В сценарии «Тёмная Зима» три тысячи человек заразились вирусом оспы во время трёх одновременных атак в трёх отдельных торговых центрах в Оклахома-Сити, Филадельфии и Атланте. Было подсчитано, что для заражения человека оспой требуется всего несколько факторов, поэтому общее количество вируса, необходимого для заражения трёх тысяч человек — невелико. Например, Уильям Патрик — старший научный сотрудник «Американской программы наступательного биологического оружия» до её прекращения в 1969 году, заявил, что: «Одного грамма боевой (биологически усиленной) оспы будет достаточно для заражения ста человек с помощью аэрозольной атаки». Соответственно, всего тридцать грамм оспы могут вызвать три тысячи случаев заражения. Учитывая небольшую инфекционную дозу, необходимую для того, чтобы вызвать заболевание, и учитывая, что бывший Советский Союз мог производить боевую оспу тоннами — атака, приводящая к трём тысячам случаев заражения, является научно обоснованной.

Скорость передачи оспы в обществе

Скорость передачи оспы (как и любого инфекционного заболевания) — это не статическая характеристика вируса, которую можно легко определить, а сложное динамическое, колеблющееся явление, зависящее от множества биологических (как носителя, так и вируса), социальных, демографических, политических и экономических факторов. Таким образом, скорость передачи оспы в пределах любой популяции сильно зависит от контекста. Поэтому любые попытки оценить как оспа может распространяться в современном обществе должны учитывать контекстуальные различия насколько это возможно.

«Тёмная Зима» была разработана для того, чтобы исследовать бреши в социальных и государственных институтах после скрытой атаки вирусом оспы. Как описано в сценарии выше, первое распознавание скрытой атаки вирусом оспы, вероятно произойдет когда люди, инфицированные в ходе первоначальной атаки, начнут проявлять признаки заражения и начнут появляться в отделениях неотложной помощи и кабинетах врачей. К этому моменту эти люди станут способны передавать оспу другим. Таким образом, к моменту обнаружения скрытой атаки заболевание будет распространяться на следующее поколение случаев, известных как случаи «второй волны».

Учитывая, что очень немногие врачи, практикующие медицину, когда-либо сталкивались с оспой, и учитывая, что в настоящее время нет широко доступного экспресс-теста для диагностики оспы, вполне вероятно, что диагноз начальных случаев оспы будет отложен, что будет способствовать дальнейшему распространению болезни. Эти факторы имеют решающее значение при оценке скорости передачи в учениях 2001 года.

Другим важным фактором в таких оценках является уровень национальной и глобальной подверженности вирусу оспы. Люди считаются повсеместно восприимчивыми к вирусу оспы, если только они не были привиты или ранее были заражены этим вирусом. Учитывая отсутствие эндемической (имеющей особенности в зависимости от географии обитания, например устойчивость к жаре или холоду) оспы в мире и отсутствие программ вакцинации с 1970-х годов, глобальная восприимчивость к вирусу оспы выше, чем когда-либо в современной истории.

Данные переписи населения США 2000 года показывают, что ∼42% населения в возрасте <30 лет и следовательно, никогда не были вакцинированы против оспы. Для тех, кто был привит, восприимчивость к инфекции оспы неясна, потому что приобретённый иммунитет, как известно, со временем ослабевает. Как долго и в какой степени сохраняется иммунитет от оспы — неизвестно. Эпидемиологические данные предоставляют некоторую информацию, следовательно, понимание ожидаемой продолжительности иммунитета и преимуществ прошлой ревакцинации:

«Повышенный уровень защиты от оспы сохраняется в течение примерно пяти лет после первичной вакцинации, а существенный, но ослабевающий иммунитет может сохраняться в течении, примерно десяти лет. Уровни антител после ревакцинации могут оставаться высокими в течении более длительного времени, что обеспечивает более длительный период иммунитета, чем после одной только первичной вакцинации».

Эти данные показывают, что у тех, кто был вакцинирован в Соединённых Штатах до того, как программы вакцинации прекратили тридцать лет назад, был бы ослабевающий иммунитет, хотя у тех, кто был вакцинирован дважды, возможно, сохранялся более высокий уровень иммунитета. По приблизительным оценкам, общий иммунитет населения к оспе в Соединённых Штатах составляет 20%. Этот показатель будет продолжать уменьшаться с течением времени. Недавняя аналогичная оценка для Соединённого Королевства составляет 18%. Таким образом, ожидается, что двести двадцать восемь миллионов граждан США будут очень восприимчивы к инфекции оспы. Некоторые эксперты утверждают, что иммунологическая память в ответ на вакцинацию против оспы может длиться значительно дольше, чем предполагалось и, следовательно, уровень иммунитета населения может быть выше. Однако на данный момент это остаётся лишь догадкой.

Авторы сценария операции использовали соотношение передачи вируса оспы во время «Тёмной Зимы» в соотношении 1:10, которое было основано на анализе тридцати четырёх случаев завоза оспы в Европу в период между 1958 и 1973 годами. Это были случаи, когда человек заражался оспой в стране, где заболевание всё ещё происходило естественным путём, а затем неосознанно возвращал вирус в страну, в которой больше не было эндемичной оспы. Десять из этих случаев произошли в месяцы июнь-ноябрь, когда уровень передачи оспы находится на своём сезонно-низком уровне. Эти случаи не были включены в дальнейший анализ, потому что атака вирусом оспы, смоделированная во время «Тёмной Зимы», произошла в декабре, когда уровень передачи оспы достиг своего сезонного максимума. Из оставшихся двадцати четырёх случаев заражения оспой в чужой стране, которые имели место во время сезонного максимума передачи оспы (декабрь-май), большинство были быстро диагностированы и локализованы.

Авторы сценария операции определили, что в шести из этих двадцати четырёх случаев ввоза вируса оспы наиболее близко соответствовали условиям и контексту учений «Тёмной Зимы», а также тому, что следует ожидать и какую стратегию применять в случае биологической атаки в современных Соединённых Штатах. В этих шести случаях медицинские работники медлили с диагностикой начальных симптомов оспы, а инфицированные люди в значительной степени взаимодействовали с другими людьми до того, как были начаты соответствующие меры по борьбе с инфекцией. Число случаев «второй волны» из этих шести вспышек колебалось от десяти до девятнадцати случаев, в среднем 13,3 вторичных заражений на первый случай.

Из проанализированных случаев, ввоз оспы в Югославию в 1972 году особенно показателен, поскольку эта вспышка охватила многие признаки, которые можно было бы ожидать, если бы сегодня произошла вспышка оспы (например, большое количество восприимчивых людей, отложенный диагноз, как в больнице, так и в сообществе, передача, широкая географическая разбросанность случаев, сложность отслеживания контактов). Во время этой вспышки человек, находившийся в религиозном паломничестве в Мекке и Медине, во время пребывания в Ираке заразился вирусом оспы и впоследствии вернул заболевание в Югославию. Его заражение вирусом оспы осталось недиагностированным и он неосознанно заразил одиннадцать других людей, чьи инфекции также остались недиагностированными. Вспышка оспы не была признана, и меры контроля не были начаты до появления «второй волны» случаев, которое включало сто сорок новых случаев (коэффициент передачи 1:13). В конечном счёте, один случай заболевания привел к ста семидесяти пяти случаям оспы и тридцати пяти смертельным случаям до прекращения вспышки.

Учитывая низкий уровень иммунитета населения к оспе, высокую вероятность задержки диагноза и вмешательства со стороны общественного здравоохранения, авторы сценария операции использовали коэффициент передачи 1:10 для «Тёмной Зимы» и решили, что упражнение, в котором используется более низкий уровень передачи будет необоснованно оптимистичным и может привести к ложным предположениям планирования стратегии и, следовательно, будет безответственным.

Авторы сценария полагали, что коэффициент передачи 1:10 для вспышки оспы до вмешательства общественного здравоохранения может, по сути, быть консервативной оценкой, учитывая, что факторы, которые продолжают ускорять возникновение и рецидивирование естественных инфекционных заболеваний (например глобализация путешествий и торговли, переполненность городов и ухудшение инфраструктуры общественного здравоохранения) могут привести к увеличению скорости передачи оспы в случае биологической атаки террористов.

Проанализировав данные отобранной серии предыдущих вспышек оспы, авторы сценария определили, что «средняя частота передачи составляет менее двух человек на одного инфекционного человека». Тем не менее, авторы также заключили, что «данные предполагают, что один человек может заразить многих других», что «большой процент населения в Соединённых Штатах в настоящее время подвержен оспе», и что «средняя скорость передачи после преднамеренного высвобождения оспы может быть µ2 [число инфицированных на одного инфекционного человека]».

Авторы этой статьи считают, что средняя скорость передачи в прошлом, подсчитанная Мельцером (соавтор) не имеет значительного применения к планированию атаки вирусом оспы в современных Соединённых Штатах. Анализ не позволяет учесть смешанные факторы, такие как плохой иммунитет населения, сезонность и вероятность отсроченной или неадекватной вакцинации и, следовательно, значительно снижает уровень передачи, который следует ожидать в случае биологической атаки. С другой стороны авторы включили ряд мешающих факторов в свой математический анализ и предсказали, что уровень передачи оспы в современном индустриальном обществе составляет четыре-шесть новых случаев заражения на одного инфицированного человека и, возможно, столь же высока вероятность десяти-двенадцати новых случаев заражения на одного инфицированного человека при отсутствии соответствующих процедур контроля инфекций в больнице.

Во время «Тёмной Зимы» участникам было сказано, что скорость передачи за пределы случаев от «первой волны» до случаев «второй волны» будет сильно зависеть от дополнительных переменных (например вакцинация и изоляция). Операция «Тёмная Зима» закончилась в середине «второй волны» случаев заражения оспой. Тем не менее, участники учений неоднократно запрашивали прогнозы сценария наихудшего случая для распространения заболевания за пределы «второй волны» случаев, чтобы адекватно руководить в этой ситуации. Участникам были даны оценки прогнозируемого числа случаев и случаев смерти от оспы, исходя из предположения, что никакая дополнительная вакцина не станет доступной, и что не могут быть широко и эффективно приняты скоординированные процедуры изоляции. Иными словами: сценарий худшего случая.

В условиях худшего сценария было определено, что скорость передачи будет в среднем составлять 1:10. Таким образом было подсчитано, что в третьем поколении случаев будет триста тысяч случаев заражения оспой, что может привести к ста тысячам случаев смерти, а в четвёртом поколении может быть до трёх миллионов случаев заболевания оспой и в результате — миллион случаев смерти. Участникам было ясно дано понять, что эти цифры являются наихудшими прогнозами и могут быть существенно уменьшены путем организации крупномасштабных и успешных программ вакцинации и процедур сдерживания болезней.

Количество доступной вакцины от оспы

В Соединённых Штатах Америки хранится запас в 15,4 миллиона доз вакцины от оспы. Участникам операции было предложено предположить, что будет доступно только двенадцать миллионов доз вакцины. Эта оценка была основана на практическом опыте, полученном в ходе программы ликвидации оспы в 1960-х и 1970-х годах. Во время кампании Всемирной Организации Здравоохранения по борьбе с оспой было принято уничтожить около 20% доступных доз вакцины из-за неэффективности или дальнейшей непригодности к использованию.

Первое собрание Совета Национальной Безопасности

Информация, представленная членам СНБ 9 декабря 2002 года.

Двенадцать членов СНБ собрались для того, что первоначально должно было стать совещанием, чтобы обсудить развивающуюся ситуацию в юго-западной Азии (приближающаяся война в Ираке), но им сообщили, что в Соединенных Штатах происходит вспышка оспы. В Оклахоме двадцать случаев были подтверждены Центром по Контролю и Профилактике Заболеваний и ещё у четырнадцати имеются подозрения на заражение оспой. Имелись также сообщения о подозрительных случаях в Джорджии и Пенсильвании, однако эти случаи ещё не подтверждены. Предполагается, что первый случай заражения имел место примерно первого декабря или около первого декабря, учитывая девяти-семнадцатидневный инкубационный период для оспы.

Карта, показывающая зарегистрированные случаи оспы в совокупности, сообщённые в Совет Национальной Безопасности на первом заседании (9 декабря 2002 года) в рамках имитационной операции «Тёмная Зима».

Губернатор Оклахомы, который находился в Вашингтоне, округ Колумбия, чтобы выступить с речью, соглашается принять участие в заседании СНБ, чтобы чётко сформулировать приоритеты и потребности своего штата, прежде чем отправиться домой, чтобы справиться с растущим «кризисом». Члены СНБ проинформированы о состоянии вспышки и оспе. На заседании им объясняется, что оспа не даёт никаких симптомов во время непосредственного периода заражения и что лихорадка, недомогание и сыпь развиваются через девять-семнадцать дней после заражения, что хотя вакцинация до заражения или до четырёх-пяти дней после заражения может предотвратить или ослабить проявления заболевания, эффективного лечения не существует после того, как заболевание развилось, что смертность от оспы составляет 30%, что вирус оспы передается от человека к человеку и распространяется с близкого расстояния дыхательными выделениями или, в некоторых случаях, с более длинного расстояния с помощью аэрозолей, что хотя скорость передачи вируса оспы является сложной динамикой, которая зависит от множества факторов, эпидемиологические данные указывают на то, что можно ожидать, что один инфицированный человек в высокочувствительной популяции заразит десять-девятнадцать человек; и что запас вакцины против оспы в США составляет 15,4 миллионов доз, но по предварительным оценкам это количество составляет около двенадцати миллионов доз.

Комитет Депутатов консультирует членов СНБ о возможных стратегиях сдерживания болезней, включая изоляцию пациентов, идентификацию и вакцинацию контактов с пациентами, а также минимизацию общественных собраний (например, закрытие школ в затронутых штатах). Кроме того, Комитет Депутатов предоставляет членам СНБ три варианта политики распределения вакцин:

  • Первый вариант: это политика кольцевой вакцинации, при которой вакцинация будет распространяться в каждом из трёх затронутых штатов для вакцинации контактов с пациентами и необходимым персоналом, а для Министерства Обороны будет выделено 2,5 миллиона доз.
  • Второй вариант: это политика массовой вакцинации, при которой достаточное количество вакцины будет распространяться в каждом из трёх затронутых штатов, чтобы можно было вакцинировать всех жителей затронутых городов, а также контакты с пациентами и необходимый персонал, а также 2,5 миллиона доз будет отложено для Министерства Обороны.
  • Третий вариант: политика массового распределения, при которой достаточное количество вакцины будет распространяться в каждом из трёх затронутых штатов, чтобы все жители пострадавших городов могли быть вакцинированы, а для Министерства Обороны было бы отведено 2,5 миллиона доз. Остальные сорок семь незатронутых штатов немедленно получили бы по сто двадцать пять тысяч доз вакцины для использования на своё усмотрение.

Основные вопросы на повестке первого собрания министров

СНБ сталкивается с рядом важных вопросов и решений:

  • Какова наилучшая стратегия сдерживания вспышки при наличии всего двенадцати миллионов доз вакцины?
  • Должна ли быть национальная или государственная политика вакцинации?
  • Кольцевая вакцинация или массовая иммунизация — лучшая политика?
  • Сколько вакцины должно храниться для Министерства Обороны?
  • Должны ли работники здравоохранения, сотрудники органов государственной безопасности и выборочные должностные лица получать приоритет для вакцинации? Как насчет их семей?
  • Следует ли распространять вакцину во всех штатах сейчас или по мере появления новых случаев?
  • Каков должен быть размер аликвот вакцины, данной каждому штату?
  • Должна ли быть обязательная или добровольная политика иммунизации?
  • Какова федеральная роль в реагировании на чрезвычайные ситуации?
  • Какова роль государства в реагировании на чрезвычайные ситуации?
  • Должна ли быть активизирована Национальная Гвардия?
  • Как лучше всего использовать охрану (под контролем штата или под федеральным контролем)?
  • Что нужно сделать с развивающейся ситуацией в Юго-Западной Азии?
  • Что нужно сказать общественности?
  • Что нужно сказать нашим союзникам?
  • Было ли это преднамеренное нападение на Соединенные Штаты? Если это так, кто несет ответственность?
  • Нация на пороге гражданской войны?

Члены СНБ были согласны с тем, что общественность должна быть полностью информирована как можно быстрее, чтобы максимизировать общественное доверие и приверженность мерам по сдерживанию болезней и свести к минимуму вероятность того, что меры по сдерживанию болезней должны будут быть принудительно применены.

Члены СНБ решают использовать первый вариант политики распределения вакцин, который представляет собой тактику кольцевой вакцинации, предназначенную для того, чтобы сосредоточить и ограничить усилия по вакцинации теми, кто подвергается наибольшему риску заражения оспой (например, контактами с пациентами, медицинским персоналом и сотрудниками службы общественной безопасности в Оклахоме, Джорджии, и Пенсильвании), сохраняя при этом как можно больше вакцины для теоретического дальнейшего развития эпидемии.

Члены СНБ решают, что такая же стратегия направленной вакцинации будет применяться, если в других городах или штатах появятся новые случаи заражения. Кроме того, члены СНБ решают выделить достаточные дозы вакцины для Министерства Обороны, чтобы удовлетворить её насущные потребности, ожидая, что это будет около одного миллиона доз и направляя в Министерство Обороны для, собственно, расчёта этих потребностей. Члены СНБ решают приступить к развёртыванию дополнительного авианосца в Персидском заливе, но откладывают другие решения касающиеся боевых действий до дальнейшего развития событий с «эпидемией». Чиновники СНБ надеются, что народ Соединённых Штатов посчитает эти политические решения рациональными и справедливыми. Совещание закрывается.

Второе собрание Совета Национальной Безопасности

Информация, представленная членам СНБ 15 декабря 2002 года, спустя шесть дней после начала «эпидемии».

В пятнадцати штатах было зарегистрировано в общей сложности две тысячи случаев заболевания оспой, в которых погибло триста человек. Эпидемия в настоящее время носит международный характер, с единичными случаями в Канаде, Мексике и Великобритании. И Канада, и Мексика требуют, чтобы Соединённые Штаты предоставили им вакцину. Все случаи связаны с тремя первичными вспышками в Оклахоме, Джорджии и Пенсильвании. Исследование министерства здравохранения указывает на три торговых центра в качестве «нулевых» мест заражения. Остаётся только 1,25 миллиона доз вакцины, а общественные волнения растут по мере сокращения поставок вакцин. Усилия по распространению вакцин варьируются от штата к штату, часто хаотичны и приводят к насилию в некоторых областях. В пострадавших штатах эпидемия поразила системы здравоохранения. Министерство Обороны выражает обеспокоенность по поводу перенаправления своих важнейших предметов снабжения и персонала в гражданскую систему здравоохранения, учитывая развивающийся кризис в Персидском заливе.

Карта, показывающая зарегистрированные случаи оспы в совокупности, сообщённые в Совет Национальной Безопасности на втором заседании (15 декабря 2002 года) в рамках имитационной операции «Тёмная Зима».
Количество случаев оспы о которых сообщили Совету Национальной Безопасности на втором заседании (15 декабря 2002 года) в рамках имитационного учения «Тёмная Зима».

Несколько международных границ закрыты для торговли и путешественников внутрь США. Возникает нехватка продовольствия в пострадавших штатах из-за проблем с грузоперевозками и закрытия магазинов. Сообщалось о спорадическом насилии в отношении меньшинств арабского происхождения. Нет никаких убедительных доказательств того, кто мог совершить эту атаку. Реакция правительства на эпидемию подверглась критике. СМИ продолжают круглосуточное освещение кризиса. Дезинформация относительно вспышки оспы начинает появляться в Интернете и в средствах массовой информации, в том числе ложные сообщения о лечении оспы. Школы закрыты по всей стране. Общественные собрания в пострадавших штатах ограничены. Некоторые штаты ограничивают поездки и несущественные собрания. Министерство здравоохранения и социального обеспечения создает Национальный Информационный Центр. Три Американские фармацевтические компании соглашаются производить новую вакцину из расчета шести миллионов доз в месяц с первыми поставками через пять недель. Россия предлагает предоставить четыре миллиона доз вакцины.

Основные вопросы на повестке второго собрания министров

  • Как можно остановить распространение оспы, учитывая нехватку вакцины?
  • Должны ли пациенты с оспой ограничиваться услугами предназначенными для ухода за ними?
  • Следует ли принуждать контактировавших с заражёнными людьми пациентов оставаться дома или в специализированных учреждениях до тех пор, пока не будет доказано, что они свободны от оспы?
  • Должны ли быть введены государственные ограничения на поездки?
  • Как наилучшим образом сбалансировать сдерживание болезней от экономических потрясений и защиты гражданских свобод?
  • В какой степени правительство может и должно ущемлять гражданские свободы? При каких условиях эти полномочия могут осуществляться?
  • Какие федеральные меры можно и нужно предпринять для ухода за больными?
  • Должна ли Национальная гвардия быть федерализованной (то есть находиться под федеральным контролем)?
  • Какую дополнительную помощь федеральное правительство может оказать штатам?
  • Должны ли войска продолжать развертывание за границей в Юго-Западной Азии?
  • Что президент должен сказать народу Соединённых Штатов?
  • Кто организовал эту атаку и почему?
  • Нация на пороге гражданской войны?

Члены СНБ принимают ряд важных политических решений. Участники решают оставить контроль над Национальной гвардией, а также решения о карантине и изоляции в руках государственных чиновников. Также было решено продолжить программу аварийного производства новой вакцины против оспы, несмотря на нерешённые вопросы ответственности. СНБ решает принять вакцину против оспы, предлагаемую Россией, при условии, что она пройдёт оценку безопасности. Кроме того, президент готовит заявление для пресс-конференции. На пресс-конференции президент даёт оценку серьёзности ситуации и обсуждает реакцию правительства. Он призывает народ Соединённых Штатов работать вместе, чтобы противостоять кризису и следовать указаниям должностных лиц и специалистов в области общественного здравоохранения в отношении необходимых мер по сдерживанию болезней.

Третье собрание Совета Национальной Безопасности

Информация, представленная членам СНБ 22 декабря 2002 года, спустя тринадцать дней после начала «эпидемии».

Всего было зарегистрировано шестнадцать тысяч случаев заболевания оспой в двадцати пяти штатах (четырнадцать тысяч за последние двадцать четыре часа). Тысяча людей умерла. Десять других стран сообщают о случаях оспы, предположительно вызванных международными путешественниками из Соединённых Штатов. Неясно, были ли новые случаи заражения оспой переданы неустановленными контактами первоначальных жертв, контактами которые не были привиты вовремя, людьми которые получили неэффективную вакцину или из-за новых биологических атак боевой оспой, или какая-то из комбинаций этих вариантов.

Запасы вакцины истощены, а новая не будет готова в течение как минимум четырёх недель. Государства ограничили несущественные поездки из Соединённых Штатов. В некоторых местах растёт дефицит продовольствия, страдает национальная экономика. Жители бежали и продолжают бежать из городов где появляются новые случаи. Канада и Мексика закрыли свои границы с Соединёнными Штатами. Общественность требует обязательной изоляции жертв оспы и их контактов, но выявление контактов стало логистически невозможной задачей.

Карта, показывающая зарегистрированные случаи оспы в совокупности, сообщённые в Совет Национальной Безопасности на третьем заседании (22 декабря 2002 года) в рамках имитационной операции «Тёмная Зима».
Количество случаев оспы о которых сообщили Совету Национальной Безопасности на третьем заседании (22 декабря 2002 года) в рамках имитационного учения «Тёмная Зима».

Несмотря на спекулятивные прогнозы, они крайне мрачны: ожидается, что в течение следующих двенадцати дней появятся ещё семнадцать тысяч случаев заболевания оспой, в результате чего общее число случаев заболевания «второй волны» достигнет тридцати тысяч. Предполагается, что из этих инфицированных людей около трети или десяти тысяч человек умрут. Членам СНБ сообщается, что введение новой вакцины в сочетании с мерами по изоляции может остановить распространение эпидемии. Члены СНБ запрашивают прогнозы наихудшего случая. Им сообщается, что в наихудших условиях в «третьей волне» могут быть уже триста тысяч новых случаев оспы и привести к ста тысячам смертельных случаев, а в «четвёртой волне» можно предположить до трёх миллионов случаев заболевания оспой, что приведёт к как минимум одному миллиону смертей. Участникам еще раз напоминают, что эти цифры являются наихудшими прогнозами и могут быть значительно уменьшены благодаря крупномасштабным и успешным программам вакцинации и процедурам сдерживания заболеваний.

Ожидаемое количество случаев заражения оспой (белый) и летальных случаев в ходе заболевания (чёрный).

Никаких чётких указаний того, кто руководил атакой не появилось. Известный иракский перебежчик утверждает, что Ирак стоит за биологической атакой. Хотя перебежчик не может предоставить доказательств. Разведывательное Управление считает его информацию весьма достоверной. Опросы граждан США показывают подавляющую поддержку возмездия при выявлении злоумышленника.

Сценарий заканчивается, когда объявляется, что «New York Times» , «Washington Post» и «USA Today» получили анонимное письмо с требованием вывести все войска США из Саудовской Аравии и все военные корабли из Персидского залива в течение одной недели. Авторы писем утверждают, что невыполнение требований приведет к новым биологическим терактам на территории США, а также подобным атакам сибирской язвой и чумой. Чтобы доказать правдивость этих утверждений и серьёзность их угроз, каждое письмо содержит генетический отпечаток, который соответствует отпечатку штамма оспы, вызвавшего нынешнюю эпидемию, что свидетельствует о том, что автор этих писем имеет доступ к штамму оспы.

СНБ сталкивается с рядом важных вопросов и решений:

  • Каким образом можно сдержать быстрорастущую эпидемию, если вакцины не осталось, а новая вакцина не ожидается в течение как минимум четырёх недель?
  • Какие меры должны принять федеральные правительственные организации и правительство штатов, чтобы остановить эпидемию, учитывая масштабы кризиса, отсутствие оставшейся вакцины и растущие ставки?
  • Должны ли Соединённые Штаты вывести свои силы из Персидского залива в ответ на анонимные письма?
  • Без каких-либо убедительных доказательств того, кто организовал нападение как должны реагировать Соединённые Штаты?
  • Если Соединённые Штаты обнаружат, кто стоит за атакой, каков правильный ответ?
  • Будет ли американский народ призывать к ответу ядерным оружием?

Уроки, извлечённые из операции «Тёмная Зима»

Лидеры Соединённых Штатов оказались не готовы к коллапсу подобных масштабов и не знакомы с характером биотеррористических атак, вариантами стратегии дальнейших действий и их последствиями. Высокопоставленные лица, принимающие решения во время «Тёмной Зимы», были в значительной степени незнакомы с последовательностью событий, которые последуют за биотеррористической атакой. Важные решения и их последствия зависели от политики общественного здравоохранения и возможных механизмов ухода за большим количеством больных людей, вопросов которые сообщества национальной безопасности и обороны обычно не анализировали в прошлом.

После биотеррористической атаки решения лидеров будут зависеть от данных и опыта медицинских и общественных институтов.

Во время операции «Тёмная Зима» нехватка вакцины против оспы значительно повлияла на ответные меры, доступные для сдерживания эпидемии, а также на способность политических лидеров дать какие-либо гарантии американскому народу. Растущая нехватка вакцины против оспы привела к сильному общественному беспокойству и бегству людей, отчаянно нуждающихся в вакцинации, и это оказало значительное влияние на решения, принимаемые политическими лидерами.

Чтобы положить конец вспышке заболевания после биотеррористической атаки, политикам потребуется постоянная консультация специалиста от руководителей Министерства Здравохранения и других профессионалов в сфере здравохранения.

Лидеры, отвечающие за проведение операции «Тёмной Зимы» по сценарию столкнулись с быстрым сокращением поставок вакцины против оспы и ростом эпидемии оспы. Некоторые члены парламента рекомендовали ввести географический карантин вокруг пострадавших районов, но последствия этих мер (например, нарушение нормального потока лекарств, продовольствия, энергоносителей и другие критически важные потребности) поначалу не были чётко поняты. В конце концов, не ясно, привели бы такие драконовские меры к более эффективному прекращению распространения болезней.

Федеральные и государственные приоритеты могут быть неясными, различаться или конфликтовать. Власти могут быть неопределенны и могут возникнуть конституционные разногласия. Во время операции «Тёмная Зима» напряжённость между государственными и федеральными властями быстро развилась в нескольких направлениях.

Лидеры штатов хотели контролировать решения, касающиеся введения мер по сдерживанию болезней (например обязательная и добровольная изоляция и вакцинация), закрытие государственных границ для всех транспортных средств, а также в какой момент и следует ли вообще закрывать аэропорты. Федеральные чиновники утверждали, что такие вопросы лучше всего решать на общенациональной основе, чтобы обеспечить согласованность и предоставить президенту максимальный контроль над военными средствами и средствами общественной безопасности. Лидеры в штатах наиболее затронутых оспой, хотели немедленного доступа к вакцине против оспы для всех граждан своих штатов, но федеральное правительство должно было сбалансировать эти запросы с военными и другими национальными приоритетами. Лидеры штатов были против федерализации Национальной гвардии, на которую они полагались для удовлетворения потребностей материально-технического и общественного снабжения. Ряд федеральных политиков утверждали, что Национальная гвардия должна быть федерализована.

Индивидуальные действия граждан США будут иметь решающее значение для прекращения распространения инфекционных заболеваний; лидеры должны завоевать доверие и устойчивое сотрудничество американского народа.

Участники операции «Тёмной Зимы» беспокоились, что невозможно было бы принудительно привить вакцинацию или ограничения на поездки для больших групп населения без их общего сотрудничества. Чтобы добиться такого сотрудничества, президент и другие лидеры «Тёмной Зимы» признали важность убеждения своих избирателей в том, что требование распределить вакцину и другие ограниченные ресурсы была справедливой. Что меры по сдерживанию болезней были на благо общества. Что были приняты всевозможные меры для предотвращения дальнейшего распространения оспы (и любой другой болезни) и чтобы правительство оставалось под надёжным контролем, несмотря на растущую эпидемию и риск гражданского восстания.

Заключение

При проведении учений «Тёмная Зима» целью было информировать население об угрозе, создаваемой биологическим оружием, максимально осторожно, чтобы не возникли общественные волнения и протесты, и глубже понять многочисленные проблемы, которые способен вызвать акт скрытой биологической атаки. После операции «Тёмная Зима» страна пережила ужасные события одиннадцатого сентября, а также рассылку сибирской язвы через почтовую систему США. Биотерроризм уже не просто тема военных симулятивных «игр» и источник «футуристических и тревожных тем для заседаний Конгресса». Операция «Тёмная Зима» дала предположить и развить идеи и извлечь уроки для тех, кто отвечает за готовность к биотерроризму в институтах Медицины, Здравоохранения, Политики и Национальной Безопасности и, соответственно, помогает пролить свет на возможные пути продвижения вперёд перед лицом коллапсов государственного значения.

Сценарий с записью произошедших событий:

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Написать
{ "author_name": "Кенчанский", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 11, "likes": 68, "favorites": 161, "is_advertisement": false, "subsite_label": "stories", "id": 110625, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 10 Aug 2019 11:23:16 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 110625, "author_id": 180575, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/110625\/get","add":"\/comments\/110625\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/110625"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 214351, "last_count_and_date": null }
11 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
14

The honourable ...

The honourable ...

The honourable ...

The honourable ...

Все такие уважаемые, как будто на сходку гопников попал

Ответить
5

Кто-нибудь дочитал?

Ответить
10

Лично я дочитал.

Ответить
5

Много букв.

Ответить
2

Годнота, прочитал с интересом, спасибо.

Сразу захотелось пересмотреть Содерберговское Заражение.

Ответить
1

Так, а на луну высаживались?

Ответить
1

Какая годнота. Давно такого на развлекательных ресурсах не встречал. Спасибо

Ответить
0

Спасибо большое за материал, сейчас читаю — очень интересно. Только вот вопрос, в начале ты пишешь, что операция была летом 2001 года, а потом в «Ход операции»:
Каждый отрезок представлял отдельное собрание Совета Национальной Безопасности, на которые было выделено несколько дней: девятое, пятнадцатое и двадцать второе декабря 2002 года

Так все-таки когда все это было? Посмотрел источник, но там тоже в самой операции даты декабря 2002 года, хотя в начале написано 2001. Или они просто имитировали события и за дату взяли 2002 год, но при этом на самом деле было лето 2001?

Ответить
1

Действие симуляции проходило летом 2001 года, но чтобы никто не путался, что симулировали декабрь 2002 года везде писал, что де-факто действие уже было в 2002 году. Зима там потому, что сезонный максимум заразности оспы это как раз зимние месяцы, ну или просто холодная пора.

Ответить
0

Кажется, разобрался) Действительно, они просто имитировали события декабря 2002 года

Спасибо еще раз за материал, я там подправил немного по оформлению и чуть убрал количество жирного текста (слишком много необоснованных особо выделений). Надеюсь ты не против

Ответить
Обсуждаемое
Новости
Фигурант «московского дела» Айдар Губайдулин уехал из России. Он находится под подпиской о невыезде
Его обвинили в том, что он бросил в сторону силовика пластиковую бутылку.
Новости
Фигуранты дела «Нового величия» порезали себе вены в зале суда
О состоянии пострадавших пока ничего не известно.
Наука
Парижский зоопарк представил новый экспонат — это «слизь» без мозга с 720 полами и способностью к самоисцелению
Таинственное одноклеточное существо назвали в честь хоррора 1958 года, где инопланетная слизь напала на американский городок.
Популярное за три дня
Интернет и мемы
Це pain
Истории
«Прекратите провокацию»: как СССР и США едва не развязали Третью мировую войну из-за Карибского кризиса
Конфликт, который максимально придвинул человечество к ядерной катастрофе.
Интернет и мемы
Ъ

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovy", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chfbk", "p2": "gnwc" } } } ]