Жыве Беларусь

История аварийной посадки Ту-154 в 2010 году посреди Сибири

Как экипажу удалось посадить самолет без электричества, систем навигации и связи в тайге.

В закладки
Слушать
Ту-154 после приземления Фото с сайта aftershock.news

Сегодня стало известно о самолете A321, который аварийно приземлился на кукурузном поле в Подмосковье после столкновения с птицами. Многие сразу же вспомнили похожий случай, который произошел в 2009 году в Нью-Йорке, когда А320 сел на воду. Тогда никто не погиб, сегодня - тоже.

Но мало кто помнит, что в истории России есть еще как минимум одна история чудесного спасения самолета и всех людей на борту, достойная экранизации не меньше, чем посадка аэробуса на Гудзон. Речь про аварийную посадку Ту-154 на аэродроме в Ижме.

7 сентября 2010 года двадцатилетний самолет Ту-154М вылетел из города Удачный в Якутии в Домодедово с 81 человеком на борту, включая 9 членов экипажа. На часах было полчетвертого утра.

Управляли судном 41-летний Евгений Геннадиевич Новосёлов (КВС) и второй пилот 43-летний Андрей Александрович Ламанов. Также были штурман (Сергей Владимирович Талалаев) и бортинженер (Рафик Ахметнурович Каримов). Пятеро бортпроводников поддерживали порядок в салоне.

Через 3,5 часа после взлета на высоте более 10,000 метров пилоты обнаружили крайне неприятную вещь - аккумуляторы приказали долго жить, оставив всё судно без электричества. Перестали работать системы навигации и связи, а напряжение в бортовой сети упало до нуля. Автопилот тоже не работал. Но самое отвратительное было в том, что из-за потери питания топливные насосы перестали качать топливо в баки. У самолёта оставалось 3 тонны ранее накачанной горючки - этого бы хватило на полчаса полёта.

Командир экипажа Евгений Новосёлов успел доложить на землю об отказе электрооборудования, после чего связь с лайнером была потеряна.

Пилоты приняли решение снизиться до 3,000 метров, чтобы пробить облачность и попытаться запустить резервный генератор. Первое удалось, а вот со вторым не вышло. Было принято решение вести "тушку" над рекой Ижма и на глаз высматривать подходящий участок без поворотов и изгибов для приводнения.

"Самый ужасный и неприятный момент был в том, что нас не слышат [на земле], и мы никого не слышим. Да, приборы навигации отключились, но если бы была связь с диспетчером, он бы мог нами управлять и говорить, куда лететь, вправо-влево, вниз-вверх"

Андрей Ламанов
Герой России, второй пилот рейса ЯМ516

Оставшись без каких-либо вспомогательных приборов, пилоты налили воды в пластиковый стаканчик, чтобы с его помощью контролировать положение самолёта по горизонтали. Из дополнительной помощи - компас у штурмана Талалаева. На этом всё. Экипаж начал высматривать что-нибудь похожее на приличное место для аварийной посадки.

Мы выходим на эту речку [Ижму], смотрим - там остров какой то. Решили планировать туда. И уже когда Андрей [Ламанов, второй пилот] стал выполнять заход вправо, чтобы зайти на эту площадку, я увидел бетонный аэродром

Сергей Талалаев
штурман рейса ЯМ516

Найти бетонную взлётно-посадочную полосу посреди тайги было невероятной удачей. Это был давно закрытый аэропорт Ижма, который в последние годы принимал только вертолёты. ВПП этого аэродрома была слишком короткой для Ту-154, но выбирать уже не приходилось.

Экипаж принял решение садиться, но сначала лётчики два раза примерялись к ВПП - нужно было убедиться, что на пути не будет брёвен, мусора, машин и прочих неподходящих вещей. Два захода на посадку были прерваны с уходом на второй круг, но с третьего раза машину удалось успешно посадить. Но тут образовалась новая проблема: из-за отсутствия электричества было невозможно управлять закрылками и предкрылками, вследствие чего посадочная скорость (380 км/ч) была почти на 100 км/ч выше нормы.

Объявление на TJ Скрыть
Universal Music Group
Послушать новое: возвращение Майка Скиннера и проекта The Streets
После десятилетнего перерыва.

Длины ВПП аэропорта Ижмы не хватило, и Ту-154 на скорости порядка 100 км/ч въехал в мелкий лес и кустарник. Будь там деревья постарше, и никакого мастерства пилотов бы не хватило для спасения людей на борту.

Когда мы выскочили за полосу и въехали в этот лес, хоть и Андрей [Ламанов, второй пилот] сказал, что скорость была сто километров в час, но он был спокоен. А я за весь полёт только тогда и испугался.
Потому что уже стало обидно: ну как так, мы сели, мы приземлились, мы тормозим, и неужели в этом лесу щас найдется какая-то берёза, которая даст мне по лбу, и на этом всё закончится?!

Евгений Новосёлов
Герой России, командир рейса ЯМ516

Несмотря на то, что формальным КВС в том рейсе был Евгений Новосёлов, левое кресло командира тогда занимал Андрей Ламанов - он тоже является командиром, и с Новосёловым они менялись местами: на маршруте из Москвы слева сидел Евгений, а в полёте из Полярного пилотирование и посадку осуществлял именно Ламанов.

Никто из 72 пассажиров и 9 членов экипажа не погиб. Более того, даже никто не пострадал (в том числе беременная женщина). Единственной жертвой стал пробегавший в неудачном месте заяц - огромный лайнер раздавил несчастного зверя. Всех пассажиров разместили в местном спорткомплексе, после чего резервным бортом всё-таки отправили в Москву.

Ту-154 после аварийной посадки

По результатам расследования, главной причиной отказа электрики стал тепловой разгон аккумулятора, в результате чего произошло короткое замыкание.

Пробивший кусты и мелкий лес самолёт сначала хотели списать, но потом авиакомпания "Алроса", которой и принадлежал борт, приняла решение восстановить судно. Замене подлежали оба двигатели, в которые попали ветки. Ту-154 отбуксировали к началу ВПП, а затем начали ремонт. Спустя полгода легендарный лётчик-испытатель Рубен Есаян поднял частично отремонтированную "тушку" обратно в небо, используя всего 800 метров полосы для разбега.

Взлёт Ту-154 из аэропорта Ижмы

Самолёт отправился в Самару, где его привели в рабочее состояние, после чего борт RA-85684 без происшествий пролетал аж до сентября 2018 года - ровно до конца своего сертификата лётной годности. В последнем рейсе Ту-154 пилотировал Андрей Ламанов - во время рейса ЯМ516 он был вторым пилотом, а на земле судно встречал Евгений Новосёлов - командир ЯМ516.

Ныне самолёт спокойно коротает время на пенсии в музее авиации в новосибирском аэропорту "Толмачёво".

Награды

Весь экипаж рейса ЯМ516 был представлен к государственным наградам. Командир воздушного суда Евгений Новосёлов и второй пилот Андрей Ламанов получили звания Героев Российской Федерации.

Штурман Сергей Талалаев, бортинженер Рафик Каримов, бортпроводники Николай Дмитриев, Елена Дмитриева, Елена Разумова, Рифкат Низамов и Василий Выродов стали кавалерами Ордена Мужества.

Президент России Дмитрий Медведев и экипаж рейса ЯМ516 на церемонии вручения государственных наград

По состоянию на февраль 2019 года Ламанов и Новосёлов продолжают работать пилотами, а вот штурман Талалаев и бортинженер Каримов уже ушли на пенсию.

Скрытый герой

Есть еще один, едва ли не главный фактор успешной посадки "тушки" посреди тайги. Зовут его Сергей Михайлович Сотников. В аэропорту Ижмы он работал начальником вертолётной площадки, но на протяжении почти десятка лет не ленился поддерживать никому уже не нужную взлётно-посадочную полосу в приличном состоянии: убирал с неё мусор, охранял от вандалов, красил разметку и вырывал кустарники.

По словам специалистов, именно удовлетворительное состояние ВПП сыграло ключевую роль в чудесном спасении и людей, и самолёта.

Сергей Сотников на фоне готового к вылету Ту-154 в аэропорту Ижмы

Начальник вертолётной площадки - громко сказано. Командовать в аэропорту Ижмы просто некем. Работают там только Сотников и его жена. В холод и зной, в выходные и праздники, Сотников приезжает в аэропорт, чтобы отправить в рейс вертолёт с медиками - его помощь может понадобиться в любую минуту.

"Убирал для себя, чтобы самому приятно было. Безумно рад, что все остались живы", - скромно говорил Сергей.

И формально он мог бы поддерживать в чистоте и порядке только вертолётный квадрат, но добросовестно убирался по всей длине ВПП - более 1,300 метров.

Благополучному приземлению самолёта Ту-154М во многом способствовала добросовестная работа Сергея Сотникова по контролю за эксплуатационным состоянием взлётно-посадочной полосы вертолётной площадки "Ижма" и прилегающих к ней территорий.

из сообщения Росавиации

Спустя полтора года после аварийной посадки, Сергей был представлен к Ордену "За заслуги перед Отечеством". На местных сайтах были запущены кампании по сбору средств для помощи Сотникову - на эти деньги он планировал закупить посадочные огни для вертолётных площадок.

В свою очередь блогеры сайте dirty.ru также собрали средства, на которые купили и подарили Сотникову снегоход - и его Сергей планировал использовать в рабочих целях.

Фото с сайтаtheinterman.livejournal.com

В декабре 2010 года Сотников попал на Прямую линию к Путину. Тогда еще премьер-министр выразил восхищение отношением Сергея к своему долгу, пообещав, что малая авиация на Севере будет возрождена. По словам Путина, федеральный центр профинансирует строительство 50 ВПП в небольших аэропортах на Севере и Дальнем Востоке.

Неизвестно, чем закончилась эта история, но аэропорт Ижмы всё так же принимает лишь вертолёты, а Сергей Сотников всё еще работает начальником площадки, продолжая поддерживать ВПП в приличном состоянии. Вдруг, когда-нибудь эта полоса снова спасёт жизнь десяткам людей.

{ "author_name": "Евгений Святошенко", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 23, "likes": 157, "favorites": 54, "is_advertisement": false, "subsite_label": "stories", "id": 111502, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 15 Aug 2019 19:31:10 +0300", "is_special": false }
Онлайн-форум «Digital-страхование: время виртуальных полисов, агентов-джедаев и облачных воронок продаж»
19 августа Онлайн Бесплатно
Объявление на TJ
0
23 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
8

"Оставшись без каких-либо вспомогательных приборов, пилоты налили воды в пластиковый стаканчик, чтобы с его помощью контролировать положение самолёта по горизонтали."
Это же пиздёж чистой воды. Так невозможно контролировать своё положение по горизонтали.

Ответить
0

Ну, в репортаже на НТВ пилоты показывали именно стаканчик, так что не знаю. Вполне возможно, что это просто красивая история для зрителей

Ответить
13

Журналисты придумали историю, а все подхватили. Я мог бы рассказать тут про центробежную силу, силу инерции, вертикальное ускорение, но сам нихуя в этом не понимаю. Поэтому вот фотка.

Ответить
2

Расскажи про центробежную силу на глиссаде снижения. Я внимательно послушаю.

Ответить
0

О, ты бывший вояка?

Ответить
0

Есть такое

Ответить
0

Вот и спалился, я кстати тоже, правда откинулся быстро, ещё лейтенантом

Ответить
0

А я - старшим сержантом. Так что 1:0 в мою пользу

Ответить
0

Согласен, но твоя фотка ни о чем

Апд. Рассмотрел приборы. Сори.

Ответить
0

И что говорят приборы?

Ответить
0

Тут в статье столько неточностей и всякого бреда, что просто пипец...

Ответить
9

Статья хорошая, но неточности имеются (один стаканчик с водой чего стоит).

Про Сотникова хотелось бы сказать, что мужик как жопой чуял - следил за нахрен никому не нужным аэродромом, очищая его территорию и ухаживая за ним, ну а про Есаяна, способного поднять Тушку на столь короткой полосе, вообще не стоит говорить, этот человек - легенда Российской авиации.

Ответить
5

Перенес в Истории, тут такому материалу самое место) Спасибо за статью!

Ответить

Персональный цвет

2

Не знал, что живу в сибири

Ответить
7

для зажравшихся масквичей, всё, что за Уральскими горами - всё Сибирь

Ответить
2

Ну тогда для москвичей всё за Уральскими горами (тогда как Ижма - нет)

Ответить

Персональный цвет

Евгений
0

В том-то и дело, что это не за уральскими горами

Ответить
0

работал начальником вертолётной площадки, но на протяжении почти десятка лет не ленился поддерживать никому уже не нужную взлётно-посадочную полосу в приличном состоянии: убирал с неё мусор, охранял от вандалов, красил разметку и вырывал кустарники

Не знаете, про Сотникова фильм случайно не снимали? Помню, был в каком-то сериале или фильме похожий герой, который следил за ВПП ещё очень долго, и только благодаря ему кто-то смог сесть.

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Ну фильмом это назвать сложно, но в одной из частей новогодней комедии "Елки" была новелла, основанная на этой истории, да

Ответить
0

Ижма - это Республика Коми! Это не Сибирь!!
Как можно быть такими глупыми журналистами??!!

Ответить
0

Правда про посадку ТУ-154 в Ижме

Самым авторитетным считается мнение лётчика-испытателя, начальника лётно-испытательного центра Рубена Есаяна; это он пилотировал запарковавшийся в тайге Ту-154 из Ижмы в Саратов спустя полгода после аварии.

Есаян лично исследовал все неполадки в самолёте и вот что сказал на одном из заседаний клуба «Авиатор» в августе 2015 года: «Раздолбайство одних приводит к героизму других. В руководстве к эксплуатации судна написано, что командир корабля каждые 20 минут должен поворачиваться к бортинженеру. Он повернулся – бортинженер 58 минут спит. Потом он признался в этом, после того как его орденом Мужества наградили. А теперь представьте Ту-154, у него система постоянного оттока состоит из четырёх аккумуляторов – два по правому борту, два по левому. Ну вот так через 58 минут бортинженер просыпается, смотрит АЗС (автомат защиты сети) – красная лампочка горит, отключился один аккумулятор. Что делает бортинженер? Он снова включает. Аккумулятор опять выбивает. Он снова включает. Ясно же, что какая-то неисправность с аккумулятором! Чего ж его дальше включаешь? Но он довыключался до того, что второй аккумулятор тоже стал выключаться. В авиации говорят – тепловой разгон аккумуляторов произошёл. Часть приборов просто стала выключаться. Лётчики всколыхнулись. Бортинженер недолго думая берёт и аккумуляторы правого борта подключает на левый. И закипают ещё два правых аккумулятора, начинают отключаться все приборы! И тут началось: надо снижаться! Я с пилотом встретился через год в санатории, он говорит мне: «Я – Женя Новосёлов. Можно с бутылкой коньяка приду к вам?» Сели, лётческий разбор провели. Я говорю: «Повезло вам. В том, что наградили, не дождавшись результатов расследования. По просьбам трудящихся. И даже тот бортинженер, которого надо было гнать поганой метлой, получил орден Мужества». (Цитируется по стенограмме заседания клуба «Авиатор» на сайте aviator.guru.)

https://www.youtube.com/watch?v=AFsbXQ7l3fE

Ответить
0

"В свою очередь блогеры сайте dirty.ru также собрали средства"...
Всё, что смогло дать правительство это орден, отштампованный на госзнаке, и обещание когда-нибудь поднять малую авиацию. Мне больно, горько и стыдно за наших власть имущих упырей...

Ответить
Обсуждаемое
Новости
«Я не хочу крови и насилия»: Тихановская обратилась к белорусам с просьбой не противостоять милиции
Видео записано при неясных обстоятельствах.
TJ
Изменения в правилах официальных подсайтов
По наводке Дениса Ширяева и изучения практик других площадок мы пришли к тому, чтобы развести в официальных подсайтах между собой правила оскорбления пользователей TJ и третьих лиц.
Новости
В российской вакцине от Covid-19 неизвестна длительность иммунитета, а у 38 добровольцев нашли 144 побочных эффекта
Российскую вакцину зарегистрировали без третьего этапа исследований.
Популярное за три дня
Новости
Капитан белорусской милиции рассказал об уходе в отставку после 17 лет службы на фоне протестов
«Моя совесть чиста».
Новости
Европейский союз заявил, что выборы в Белоруссии «не были ни свободными, ни справедливыми»
ЕС рассмотрит возможность ввода санкций против ответственных за насилие и фальсификацию результатов выборов.
Новости
В Telegram появился канал, где публикуют личные данные белорусских силовиков
Администраторы рассказали, что стараются не постить информацию о милиционерах, их интересует ОМОН.

Комментарии