Истории
Taisia Tikhomirova

Автор «Мауса» отозвал предисловие к изданию Marvel из-за требования убрать критику Трампа. И опубликовал в The Guardian

Арт Шпигельман назвал президента США «Оранжевым Черепом», сделав отсылку к Красному Черепу — главном злодею из комиксов о Капитане Америке.

Арт Шпигельман в своей студии  Фото Phil Penman

Арт Шпигельман, автор графического романа «Маус», написал колонку в The Guardian об истоках комиксов, их золотом веке в 1940 — 1950 годах, на который пришёлся пик популярности Супермена и Капитана Америки, и графических историях сегодня. Изначально этот текст должен был стать предисловием к сборнику комиксов Marvel от издания Folio Society.

Шпигельман отозвал свою вступительную статью и отправил её в The Guardian после того, как редактор Folio Society попросил его убрать или переделать часть статьи, где писатель выступает против Дональда Трампа. В тексте автор называет президента США Оранжевым Черепом по аналогии с Красным Черепом — главным антагонистом Капитана Америки.Издательство аргументировало просьбу тем, что Marvel, соиздатель сборника, «предпочитает оставаться аполитичным».

Красный Череп. Кадр из фильма «Первый мститель» Фото  Paramount Pictures

Статья начинается с истории зарождения жанра. Шпигельман рассказал об издателе Максвелле Гейнсе, который в 1933 году начал печатать забавные графические истории в виде брошюр, используя всего четыре цвета. Арт также отметил вклад Джерри Сигела и Джо Шустера, которые вскоре создали Супермена.

Два еврейских подростка, ботаники и неудачники, мечтали о богатстве, славе и восхищённых взглядах девушек. Они верили, что комиксы смогут дать им всё это. Они разработали идею о пришельце-супергерое с умирающей планеты, который борется за правду, справедливость и идеалы президента Рузвельта.

Арт Шпигельман

Большинство издательств посчитали идею подростков наивной и незрелой, но Гейнс купил у Сигела и Шустера 13 страниц историй о Супермене за 10 долларов за страницу, вспомнил Шпигельман. В эту цену вошли также все права на персонажа.

Обложка первого выпуска Action Comics 

Началом золотого века комиксов Шпигельман назвал дебют Супермена в первом номере Action Comics, выпущенным DC Comics в 1938 году. Сигел и Шустер создали архетип героя, который к 1940 году «заставил рой подражателей создавать своих четырёхцветных супергероев, а детей ежемесячно расставаться с миллионами центов».

Шпигельман отметил, «не из гордости, а только из желания пролить свет на причину сырости и преобладания определённых тем в первых комиксах», что у истоков нью-йоркской новой культуры графических историй стояли евреи и другие этнические меньшинства.

Это были не только Сигел и Шустер, но целое поколение недавних иммигрантов и их детей, наиболее уязвимых перед разрушительным воздействием великой депрессии. Они особенно чувствовали рост антисемитизма в Германии и создали американского Übermenschen (Сверхчеловека — прим. TJ), который боролся за ту нацию, которая приветствовала бы уставших, бедных, сбитых с толку людей, жаждущих дышать свободно.

Арт Шпигельман

Автор «Мауса» подробно остановился на истории появления Капитана Америки. В 1940 году, за год до битвы при Пёрл Харбор, основатель Marvel Мартин Гудмен, пригласил в компанию Джо Симона и Джека Кирби. Они представили разработки нового героя — одетого в цвета американского флага, с огромными бицепсами и железным прессом, врывающегося в штаб-квартиру нацистов и нокаутирующего Гитлера ударом в челюсть.

Капитан Америка стал хитом: с ним начали выпускать комиксы, делать пропагандистские плакаты. Симон и Кирби задали стандарты супергероев на много лет вперёд — воинственные, серьёзные, целеустремленные, считает Шпигельман.

Обложка первого выпуска комиксов о Капитане Америке 

Шпигельман напомнил, что, по общепринятому мнению, золотой век комиксов закончился примерно в 1940-х годах: побывавшие на реальной войне солдаты перестали считать Капитана Америку вдохновляющей для себя фигурой. Они либо выросли из комиксов, либо переключились на другие жанры.

По версии Шпигельмана, конец золотого века пришёлся на 1954 год. Общественное беспокойство о влиянии комиксов на юных читателей тогда достигло такого масштаба, что графические романы сжигали. По итогам слушаний в Сенате США большинство издательств обанкротилось, а остальные понесли серьёзный ущерб. В 1956 году начался серебряный век теперь уже «беззубых» комиксов, считает автор.

Шпигельман рассказал, что молодые еврейские авторы создавали первых, почти богоподобных супергероев, чтобы справиться с экономическими потрясениями, великой депрессией и надвигающейся войной. Комиксы позволяли читателям пофантазировать, представляя себя неуязвимыми. После описания роли комиксов в 20 веке Шпигельман дал характеристику сегодняшних графических романов и посоветовал почаще обращаться к комиксам из золотого века.

Освенцим и Хиросима больше похожи на сюжеты из мрачных комиксов, чем на реальную жизнь. В сегодняшнем, слишком реальном, мире самый злой противник Капитана Америки, Красный Череп, жив только на экране, а реальной Америке угрожает «Оранжевый Череп». Международный фашизм снова набирает силу. Как быстро мы, люди, всё забываем — усердно изучайте комиксы золотого века, мальчики и девочки! Мы все превратились в беспомощных детей, которые боятся сил больших, чем человек может себе представить, и ищут передышку и ответы в супергероях, летящих по экрану.

Арт Шпигельман

Шпигельман написал вступление к сборнику Marvel в конце июня, закончив словами об «Оранжевом черепе». В колонке писатель отметил, что в начале августа прочитал новости о дружбе главы Marvel Entertainment Айка Перлмуттера с Дональдом Трампом: бизнесмен с женой пожертвовали максимально допустимую сумму в 360 тысяч долларов фонду на переизбрание республиканца.

Текст Шпигельмана в The Guardian повторяет его предисловие для Marvel. Автор лишь дополнил его историей о требовании убрать критику Трампа и фактом отношений между Перлмуттером и президентом США.

Я в очередной раз убедился, что нет ничего аполитичного. Всё связано с политикой… как Капитан Америка, бьющий Гитлера в челюсть.

Арт Шпигельман

#комиксы #marvel #dc #мнения #книги