Истории
Роман Персианинов

Безоружный Микеланджело и связка сосисок: почему британская цензура запрещала показывать нунчаки в «Черепашках-ниндзя»

История о яром защитнике «детской безопасности» и масштабном влиянии Брюса Ли.

Одним из самых популярных детских шоу о приключениях четырёх черепашек-мутантов считается американский мультсериал 1987-1996 годов «Черепашки-ниндзя». Он превратил нишевую комиксную историю в поп-культурный феномен, транслируясь как в западных, так и в постсоветских странах. Для многих детей в России мультсериал стал первой возможностью познакомиться с историей четвёрки боевых черепах.

По российскому ТВ показывали ничем не зацензуренную версию «Черепашек-ниндзя» в переводе. Детям в Великобритании повезло меньше. Из-за цензуры времён Брюса Ли в стране строго относились к демонстрации нунчаков — главного оружия Микеланджело. О том, как развернувшийся конфликт привел к появлению уникальной версии культового мультфильма, рассказало издание Tedium.

Цензура нунчаков в британском прокате началась с фильма с Брюсом Ли. Власти опасались, что дети вдохновятся его примером

Мультсериал «Черепашки-ниндзя» (ещё известный как TMNT) появился в 1987 году, но история, приведшая к его цензуре в Великобритании, начинается в эпоху фильмов с Брюсом Ли. В 1973 году состоялась премьера фильма «Выход дракона» с легендарным мастером кунг-фу в главной роли. Публика с восторгом встретила картину о смертельном бойцовском турнире на уединённом острове, а критики многие последующие годы отмечали влияние фильма на мировую культуру кино.

Этот же фильм познакомил многих американцев и европейцев с Брюсом Ли. Немалую роль в этом сыграла и трагичная смерть актёра — он скончался за шесть дней до премьеры «Выхода дракона». Однако в Великобритании регуляторы видели в фильме проблему — своей жестокостью он неизбежно привлекал внимание детей, что, как казалось взрослым, может навредить их психике.

В 1975 году задачу по решению этой проблемы взял на себя американец Джеймс Ферман, возглавивший Британский совет по классификации фильмов. Это неправительственная организация, которая отвечает за цензуру фильмов и видеоигр. Новый начальник хотел дать авторам максимально чётко понять, что можно и нельзя показывать на экране. Первой большой жертвой редактуры стал «Выход дракона», а именно демонстрация нунчаков в нём.

На протяжении фильма Ли неоднократно использует это оружие в бою. Для всех, кто смотрел картину, было очевидно, что нунчаки — это один из главных элементов фильма. Это не остановило Фермана от цензуры оружия в 1979 году. Решение он подкрепил консультацией с полицией, которая допустила, что преступники или обычные подростки, вдохновившись фильмом, могут использовать нунчаки в реальной жизни.

Чиновника не смутило, что к моменту запрета с выхода фильма прошло больше шести лет. Многие взрослые и дети помнили оригинальную версию, видеомагазины распродали тысячи копий картины.

Цензурированная версия постера «Выхода дракона» — вместо нунчаков герой Ли держит палку

В 1984 году наследие Брюса Ли и «Выхода дракона» нашло выражение в совершенно странной форме. В то время двое американских художников, Кевин Истмен и Питер Лэрд, бедствовали без работы в Массачусетсе. В отсутствии денег и лучших перспектив они задумались о создании супергеройского комикса.

«Если бы Брюс Ли был животным, то какой самый странный образ ему бы подошёл? Я решил сложить быстрые приёмы боевых искусств и медленную черепаху», — рассказывал Истмен. Так появилась четвёрка черепашек-ниндзя, вооружённая двумя самурайскими мечами (Леонардо), парой сай (Рафаэль), шестом (Донателло) и нунчаками (Микеланджело).

Спорные запреты ударили по «Черепашкам», но глава «цензурного» ведомства только усиливал давление

В 1987 году, через три года после выхода комиксов о черепашках, на телевидении появился мультсериал о них. Он быстро завоевал популярность и запустил моду на подобные детские и подростковые истории, среди них — «Уличные акулы» и «Мыши-байкеры с Марса». Однако у британских цензоров было своё видение ситуации. Запрет нунчаков в «Выходе драконов» создал прецедент, который спровоцировал новые запреты.

Под цензуру попал «Рэмбо»: из фильма вырезали нож Боуи, которым пользовался главный герой. При этом санкция не распространялась на реальность — оружие свободно продавалось в специальных магазинах. После этого цензура в кино принялась за кастеты, сюрикэны, перчатки с металлическими когтями (фигурируют в «Выходе дракона»), ножи-бабочки, арбалеты и другие виды оружия. Но нунчакам досталось больше других.

Все эти ограничения создали ситуацию, в которой мультсериал про черепашек-ниндзя, в оригинале называющийся Teenage Mutant Ninja Turtles, получил в Великобритании название Teenage Mutant Hero Turtles. Если бы в России следовали британским цензорам, то, вероятно, перевели бы это как «Черепашки-герои».

Чтобы лучше понять суть, достаточно сравнить оригинальную заставку шоу с британской версией. В последней вырезано несколько сцен, где Микеланджело использует нунчаки, хотя они там всё равно видны, а вместо «ниндзя» за кадром поют «герои».

Мотив запретить упоминание слова «ниндзя» британский регулятор объяснил тем, что оно ассоциируется с насилием. По такой же логике вместо привычных нунчаков Микеланджело стал использовать в бою крюк-кошку.

Самый бессмысленный элемент цензуры случился в отношении нунчаков. По сравнению с оружием других черепах у Майки, кажется, наименее агрессивное. Если члены комиссии так волновались по поводу общего вреда, который может причинить оружие, в первую очередь им стоило задуматься о мечах Леонардо.

из фанатского материала о цензуре «Черепашек-ниндзя»

Давление регуляторов привело к тому, что после третьего сезона черепашки стали в разы реже пользоваться оружием. Для мультсериала про сражения черепах с силами зла это было не лучшее решение, но оно решило проблему бесчисленных правок, которые вносились в каждый эпизод для прохождения цензуры.

Комиссия Фермана на этом не остановилась, вмешавшись в британский прокат фильмов про черепашек. При этом не всегда действия регулятора соответствовали их же собственным требованиям. В 1990 году в Великобритании вышел первый полнометражный фильм о героях под названием «Черепашки-ниндзя», проигнорировав телевизионное название.

Это не помешало цензорам вырезать из фильма все кадры с нунчаками, по сути сведя к минимуму роль Микеланджело в истории и местами нарушая логику повествования. В СМИ даже писали о жалобах детей, которые признавали, что цензура испортила для них весь фильм.

Многие члены комиссии, возглавляемой Ферманом, считали такую форму цензуры неэффективной, учитывая то, что помимо нунчаков в шоу хватало опасного оружия. Глава регулятора пообещал рассмотреть этот вопрос и, если требуется, изменить условия, но этого так и не произошло.

Более того, из второй части фильма, в которой Микеланджело почти не использовал нунчаки, удалили часть начального сражения. В нём Микеланджело в шутку атакует преступников связкой сосисок, похожей на нунчаки. Несмотря на абсурдность, Ферман настоял на том, чтобы сцену не пропустили в британский прокат, так как «любой уличный восьмилетний ребёнок» воспримет связку сосисок как оружие.

Политика Фермана не ограничивалась борьбой с оружием. Он с таким же рвением боролся с демонстрацией насилия в кино, по причине чего «Бешеные псы» вышли в британский видеопрокат лишь чере два года после премьеры. А «Экзорциста» директор вовсе не пустил в видеопрокат. Туда фильм попал только после отставки Фермана в 1999 году.

В книге Censored: The Story of Film Censorship in Britain ирландский писатель Том Мэтью описывает, как сильно Ферман верил в эффективность политики о запрете оружия на экране. После его ухода регулятор стал значительно либеральнее, а несколько лет спустя нунчаки вернулись как в мультсериал про Черепашек, так и в полнометражные фильмы.

В попытке переубедить директора в ошибочности его пути относительно нунчаков член комиссии пошёл на крайние меры. В середине одного из заседаний Совета по оружию он полез в карман и достал нунчаки. Он начал размахивать ими над головой, но, к сожалению, цепь сразу же зацепилась за его шею, и он едва не задушил себя.

Но даже после этой демонстрации возможностей оружия в руках энтузиастов-любителей Ферман остался при своём. В раздражении эксперты сказали ему, что нет никаких доказательств со стороны полиции или судов, что за прошедшие годы кто-то в Великобритании пользовался этим оружием. «Вот видите, это доказывает успех моей политики», — невозмутимо ответил директор.

из книги Censored: The Story of Film Censorship in Britain

#истории #кино #цензура #великобритания #лонгриды