Истории
Роман Персианинов

«Президент гетто»: в Уганде лидером оппозиции стал поп-певец Боби Вайн. Он поёт о демократии и намерен выиграть выборы

Гонка за ведущий пост страны между 75-летним главой и 37-летним любимцем молодёжи.

Боби Вайн выступает перед соратниками. Красный берет — отличительный аксессуар его политического движения Фото Getty

За последние два года жизнь угандийского поп-исполнителя Боби Вайна резко изменилась: его обвинили в госизмене, его неоднократно и жёстко задерживала полиция, его друзья таинственным образом пропадали, а на него самого покушались.

Всё это неотъемлемо связано с тем, что одна из главных поп-звёзд страны решил баллотироваться на президентских выборах в 2021 году. Таким образом он хочет положить конец правлению Йовери Мусевени, который руководит страной с 1986 года — почти столько же лет, сколько живёт Вайн (он родился в 1982 году). Несмотря на относительно небольшой политический опыт, певец убеждён — за ним стоит масса молодёжи, уставшая от коррупции и несвободы, и готовой к переменам.

Обновлено 16 января: Солдаты армии Уганды пришли в дом к оппозиционеру Вайну вскоре после того, как он назвал результаты президентских выборов 14 января сфальсифицированными. При этом голоса всё ещё подсчитываются, по предварительным данным нынешний президент Йовери Мусевени лидирует с 65% голосов. Судя по всему, Вайна держат под домашним арестом, не позволяя выйти к сторонникам.

Из гетто на эстраду и в парламентское кресло

«Когда наши лидеры стали обманщиками, а наставники стали мучителями, когда свобода слова становится целью угнетения, оппозиция становится нашей позицией». Это строчки песни Situka («Поднимайтесь») — одного из главных угандийских хитов 2016 года исполнителя Роберта Сентаму, более известного как Боби Вайн. В тот год многие известные музыканты страны поддержали переизбрание президента Йовери Мусевени, но Вайн отказался участвовать в торжестве. С этого началось его политическое восхождение в роли оппозиционного лидера Уганды.

«Я собираюсь решать проблемы. Я здесь, чтобы наделить молодых людей уверенностью», — заверяет Вайн своих сторонников и СМИ. Он родился в 1982 году в бедном районе Кампалы (столица Уганды) и учился в Университете Макерере, где изучал музыку, хореографию и театральное мастерство. В 2003 году, будучи уже известным в творческих кругах под своим псевдонимом, Вайн закончил учёбу, но, по собственным словам, так никогда и не был принят на работу.

«Я рассчитывал только на свой талант, исполняя песни на улицах и обочинах, чтобы заработать», — говорит он. За 15 лет карьеры музыкант выпустил больше 70 песен, в основном посвящённых теме простого народа и выживания в гетто, а одна из них, «Kiwani», прозвучала в диснеевском фильме «Королева Катве». Он же создал музыкальную группу «Гетто Республика Уганда», благодаря чему получил прозвище «Президент гетто».

Отличительная политическая черта Вайна и его соратников — красные береты. Своё политическое движение он назвал «Народная власть», а его членами и сторонниками в основном выступают молодые люди, требующие окончания правления нынешней власти и старта демократических перемен в Уганде.

Началом движения к этой цели стала победа Вайна на парламентских выборах весной 2017 года. Заступив на пост, он провёл успешные кампании в поддержку других оппозиционных кандидатов, благодаря чему заслужил статус лидера оппозиции. Чуть больше чем через год, летом 2018 года, политика обвинили в госизмене.

Поводом для столь громкого обвинения стал августовский инцидент, во время которого оппозиционеры Кампалы заблокировали проезд президентского кортежа и забросали его камнями. Собравшихся разогнали силой, а вскоре Вайна задержала полиция по подозрению в участии в акции против лидера страны. Вдобавок, его обвинили в незаконном хранении оружия и отправили в СИЗО.

Обстоятельства участия Вайна в той акции до сих пор неясны. Он действительно находился неподалёку от улицы, где блокировали автоколонну, однако, как утверждает, не участвовал в нападении. Более того, в то время на него напал неизвестный с пистолетом. Личный водитель певца закрыл его своим телом. Он скончался от огнестрельного ранения. Исполнителя, как и возможного заказчика убийства, не нашли.

Президент Уганды Йовери Мусевени Фото Reuters

В первые же дни после ареста британское издание The Times сообщило, что Вайна избили и пытали, после чего на улицы столицы вышли многочисленные сторонники певца. На фоне возмущения общественности его отпустили, а затем вновь неоднократно задерживали, похищали и подвергали моральному и физическому давлению, писали СМИ. Власти Уганды это отрицают.

В апреле 2019 года Комиссия по коммуникациям Уганды потребовала от 13 изданий отстранить 39 продюсеров и журналистов, которые каким-либо образом освещали задержание Уайна. Это решение объяснили подозрениями сотрудников в нарушении рабочих стандартов.

«Это не первый такой случай. Многие журналисты и радиостанции находятся под давлением директив, которые не всегда чётко прописаны», — говорит исполнительный директор Африканского центра по совершенствованию медиа Питер Мвесиг (Peter Mwesige). — «[Авторы директив] действуют весьма хитро и не оставляют следов. Ты просто узнаешь, что твою лицензию [на вещание] не обновили, или же в какое-то конкретное время твою радиостанцию отключили».

Вайн (в костюме на крыше машины) среди сторонников Фото «Народной власти»

Официально политику, обвинённому в госизмене, разрешили выйти под залог лишь в мае 2019 года, но он уверен, что до сих пор остаётся в опасности. «Я проживаю каждый день так, как он есть, и не уверен в завтрашнем дне. Я не наивен и понимаю, что режим хочет моей смерти, и как можно скорее», — говорит Вайн.

Музыка как политическое оружие и надежды на лёгкую победу

«Один мальчик из гетто, которому есть что сказать через музыку», — говорится в описании профиля Вайна в Инстаграме. В последние годы его песни и клипы действительно стали больше походить на скрытые политические высказывания. В песне «Kyarenga» 2018 двое мужчин пытаются добиться девушки: один из них грубый пузатый бандит, пытающийся подкупить отца девушки иностранной валютой, а другой — молодой и харизматичный человек (в клипе его играет Вайн), завоёвывающий сердце девушки искренностью своих чувств.

Примечательно и то, что исполнитель не разделяет политику и творчество на YouTube, публикуя все свои видео на одном канале. Поэтому по-соседству с молодёжными клипами там встречаются обращения одетого в рубашку, галстук и отличительный красный берет Вайна к жителям Уганды.

Последний на момент публикации этого материала клип вышел на канале 31 декабря 2018 года: в нём за политиком следуют мужчины и женщины, одетые в униформу медсестёр, рабочих или водителей, отражая разные слои населения. «Когда борьба закончится, мы наденем корону победителя. Мы будем с шиком гулять по новой Уганде», — звучит песня на фоне.

В июле 2018 года Вайн вышел вместе со сторонниками и активистами на митинг против налога на соцсети. Тот обязал жителей страны, пользующихся более чем 60 различными платформами, включая Фейсбук, Твиттер и WhatsApp, ежедневно платить до 200 шиллингов (примерно 3,62 рубля) для доступа к ресурсам. Тогда общими протестами оппозиции удалось отсрочить принятие закона, однако в феврале 2019 года он всё равно вступил в силу.

В правительстве запрет объяснили борьбой с фейковыми новостями, добавив, что общение в соцсетях — это «роскошь для самовлюблённых или злонамеренных». Однако такая позиция, вероятно, лишь ещё больше настроила молодое население против правительства. Африканский политический аналитик Роберт Кирунда считает, что многие идут за Вайном из-за политического вакуума в Уганде. «Большинство [молодёжи] хочет работать, и понимают, что экономика не работает на них», — говорит политолог. В пользу музыканта играет и то, что он вышел ровно из такого же гетто, что и многие его сторонники.

Президент Мусевени и его режим больше не видят своей силы в убеждении людей, они видят силу в принуждении. Сегодня год со дня покушения на мою жизнь. С тех пор многих людей арестовали. Другие исчезли. Многие убиты.

из заявления Вайна в августе 2019 года

Хотя до президентских выборов остаётся ещё два года, Вайну уже мешают проводить митинги или концерты. По данным The Wall Street Journal, китайская компания Huawei (крупнейший техпоставщик в Уганде) по просьбе правительства африканской страны следила за передвижением Вайна и его переписками в соцсетях. «Я знаю, что я 24 часа в сутки под наблюдением. Я знаю, что правительство назначило людей следить за мной, но я продолжаю. Я должен привыкнуть и жить с этим», — говорит политик.

Как писал WSJ, благодаря слежке за телефоном оппозиционера власти Уганды выяснили место и время начало его тайного концерта, на котором он планировал дать политическую речь перед собравшимися. Неназванный чиновник рассказал изданию, что спецслужбы долгое время не могли определить точный адрес, так как Вайн общался с соратниками на уличном сленге. Когда «шифр» всё-таки взломали, к зданию проведения мероприятия отправились вооружённые полицейские, которые арестовали организаторов, включая Вайна, и разогнали всех остальных.

Задержание Вайна спецназом Уганды Фото Getty

В августе 2019 года к делу о госизмене против Вайна добавилось новое. Прокуроры предъявили политику обвинение в действиях, которые «раздосадовали» президента. Обвинители не уточнили, что именно под этим подразумевается, но заверили, что доказать это заявление «будет легко».

Вайн отрицает все обвинения, но если его признают виновным хотя бы по одному из них, он не сможет участвовать в президентских выборах. «Мы знаем, что режим попытается сделать всё возможное, чтобы помешать нам бороться», — уверен поп-певец.

В пример того, как африканская страна может освободиться от диктатора, Вайн приводит Гамбию. В январе 2017 года на президентских выборах победил оппозиционер Адам Бэрроу, долгие годы критиковавший правление Яйя Джамме, остававшегося у власти с 1996 года. Изначально Джамме отказался признать результаты выборов, но под политическим, общественным и военным давлением уступил пост избранному лидеру.

«Есть все шансы, что я стану президентом. Мы видели, как жители Уганды с востока на запад и с севера на юг жаждут перемен. Несомненно, я с лёгкостью одержу победу над Мусевени [на честных выборах]», — говорит Вайн.

В случае победы на выборах исполнитель не планирует изгонять или наказывать нынешнего президента. По словам Вайна, Мусевени должен стать политическим советником своего последователя. Тем политик-музыкант призвал к восстановлению «верховенства закона», а также всего, что влечёт за этим.

75-летний Мусевени когда-то тоже обещал людям демократию и свободу, но с годами на смену этому пришли милитаризм, коррупция и негативное отношение к любой оппозиции. Поэтому далеко не все верят, что Вайн, в случае прихода к власти, не повторит результат своего предшественника.

Сам же политик обещает, что восстановит работу институтов, ограничивающих его власть, и останется максимум на два президентских срока. «Я считаю, что должно быть очень строгое соблюдение двух сроков. Очень, очень строгое», — уверяет Вайн. Он допускает, что после президентства вернётся к музыке.

Музыка — это моя первая любовь, и она же будет последней, но это [президентский пост] призвание, от которого я не могу отказаться. Тем не менее, будет более чем приятно вернуться делать то, что я люблю, особенно в свободной Уганде. Поэтому, став бывшим главой государства, я вернусь на сцену и разожгу толпу.

Роберт Сентаму (Боби Вайн)

#истории #политика #творчество #африка #лонгриды