Истории
Герман Лебедев

Музейные иммигранты: самые долгие споры за артефакты в истории

Золото, мрамор и утварь древних народов — как долго и за что борются государства, претендующие на знаменитое искусство.

В сентябре 2019 года премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис объявил о планах одолжить у Британского музея мраморы Элгина и выставить их в Афинах в 2021 году на годовщину независимости от Османской империи. Английская сторона практически сразу прекратила дискуссию — она настаивает, чтобы греческие власти признали Великобританию в качестве законного владельца коллекции скульптур Парфенона.

Споры о том, где должны находиться предметы искусства, тянутся больше столетия. Порой они связаны с тем, что ценности из страны выкрали и перевезли археологи, а иногда солдаты чужого государства. Иногда противоречия всё-таки удаётся разрешить, но зачастую предметы искусства становятся поводом для затяжных политических скандалов.

Скифское золото

Конфликт между Россией и Украиной

Скифский золотой шлем

Скифы — это древний кочевой ираноязычный народ, оставивший богатое наследие искусства. На протяжении многих веков археологи находили различные предметы утвари между нижним течением Дуная и Дона, где располагалась основная территория расселения скифов.

В феврале 2014 года в Археологическом музее Алларда Пирсона открылась выставка «Крым: золото и секреты Чёрного моря» (The Crimea — Gold and Secrets of the Black Sea), в рамках которой около 500 артефактов привезли с Крыма. Среди них — скифское золото, датируемое четвёртом веком до нашей эры: монеты, церемониальный шлем, драгоценные камни, мечи, панцири, посуда скифов и древних греков.

Первый спор за артефакты между Россией и Украиной произошёл в 2014 году сразу после референдума о статусе Крыма, когда руководство крымских музеев, включая Центральный музей Тавриды и Керченский историко-культурный заповедник, решили вернуть экспонаты себе. В том же году права на богатство скифов заявила Украина.

Музей Алларда Пирсона оказался в сложной политической ситуации, не зная, какой стране вернуть предметы искусства — у каждой из них есть личный договор о передаче экспонатов на выставку. В связи с этим университет Амстердама, курирующий работу музея, приостановил процедуру передачи ценностей, а их дальнейшая судьба уже решалась юристами.

Инвентарь могилы скифский знатной женщины Фото Associated Press

Золотая шейная гривна Фото Associated Press

Китайская шкатулка скифской женщины Фото Associated Press

В декабре 2016 года Амстердамский районный суд постановил, что золотые артефакты вернут Украине. Главный аргумент суда заключался в том, что «только суверенные страны могут претендовать на объекты в качестве культурного наследия».

В январе 2017 года музеи Крыма оспорили решение суда. Тогда же Минкультуры продлил договор с коллегией адвокатов на 27,5 млн рублей, которая добивается возвращения золота в Крым.

Пять лет спустя редкие археологические находки всё ещё находятся в Амстердаме. Постоянный представитель республики при президенте РФ Георгий Мурадов сообщил 26 августа, что до конца текущего года состоится ещё одно заседание по делу о скифском золоте. Сам музей Алларда Пирсона признаётся, что не участвует в судебном разбирательстве, поскольку не хочет быть «стороной, решающей, кому вернутся спорные предметы».

Золото Трои

Конфликт между Россией, Германией и Турцией

Большая золотая диадема

Золото Трои, известное также как «клад Приама», состоит из нескольких тысяч украшений и предметов быта. В 1873 году их обнаружил немецкий предприниматель Генрих Шлиман на холме Гиссарлык, северо-запад современной Турции. В их числе — золотые диадемы с подвесками, серьги, браслеты, кубок с ладьёй и многое другое.

Турецкие археологи считают, что сокровища, которые могли принадлежать Приаму, на тысячу лет старше его, из-за чего название «клад Приама» полагают ошибочным. Приам — последний троянский царь, описанный в гомеровских поэмах.

Перед смертью Шлиман завещал передать всё золото Германии, где оно находилось до 1945 года. Когда в Берлин вошли советские войска, директор Музея древнейшей и древней истории Вильгельм Унферцагт сдал артефакты. Ящик с кладом увезли в Москву, где спрятали в специальной кладовой-сейфе.

В 1991 году искусствоведы Григорий Козлов и Константин Акинш опубликовали в американской прессе документы, доказывающие существование клада. После давления со стороны журналистов министр культуры России Евгений Сидоров приказал выставить коллекцию в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.

Большая золотая диадема в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве Фото «Легион-Медиа»

Золотой кубок в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве Фото «Легион-Медиа»

Увидеть артефакты хотели многие жители мира, поэтому Борис Ельцин предложил отправить сокровища в Афины для первой зарубежной выставки. Однако Греция не претендовала на золото, так что вернуть его пытались Германия и Турция.

В 1998 году власти Берлина заявили о своих правах на коллекцию. Российский парламент отреагировал на это, приняв закон «О культурных ценностях, перемещённых в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». В документе золото Трои все ещё признавалось «федеральной собственностью России». Это означало, что «клад Приама» считается культурным наследием РФ и не может быть передан другим странам.

За последние несколько лет Германия и Турция неоднократно поднимали вопрос о реституции артефактов. Спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой рассказал «Известиям», что об обмене трофейными ценностями не имеет смысла говорить до тех пор, «пока не появится политического диалога с Берлином».

По версии Германии, сокровища должны находиться в Берлине, как это завещал Шлиман. Турция считает, что в Германию клад попал незаконно — архитектор якобы вывез его из Турции контрабандой, поэтому немецкая сторона не имеет прав на золото.

На выставке «Бронзовый век. Европа без границ», которая проходила в 2013 году в Эрмитаже, канцлер Германии Ангела Меркель посоветовала Владимиру Путину вернуться к вопросу возвращения ценностей Германии. Президент, комментируя предложение канцлера, поинтересовался, есть ли разница в том, где «конкретный гражданин посмотрит ценности».

Действительно, какая конкретному гражданину разница, вот эти перемещённые ценности где он посмотрит – в Берлине, в Петербурге, в Москве или в Турции? И тогда, может быть, турки не будут требовать собраний Шлимана, немцы не будут требовать от нас перемещённые ценности, а мы не будем требовать от кого-то найти и вернуть российские ценности.

Владимир Путин

Бенинская бронза

Конфликт между Бенином, Нигерией и Великобританией

Глава Обы — правителя Бенина

Мастеров бронзового литья Бенинского царства, появившегося на территории современной Нигерии в 11-м веке, часто сравнивают с античными скульпторами. Местные народы использовали бронзу везде — как в одежде, так и в изготовлении оружия.

В конце 19-го века армия Великобритании, колонизировавшая страну, провела так называемую «карательную экспедицию»: столицу царства, Бенин-сити, подожгли, сотни бронзовых скульптур и ценных вещей похитили и впоследствии передали британскому правительству. Через торговлю мародёрами многие артефакты попали в Германию и США, где их распродали на аукционах.

Нигерийское правительство добивалось возвращения культурного наследия с тех пор, как страна получила независимость в 1960 году. У Британского музея выкупили около 50 статуэток, но остальные экспонаты находятся во владении англичан.

В 2016 году студенты колледжа Иисуса при Оксфордском университете выдвинули предложение вернуть Нигерии статую бронзового петуха, которая с 1930 года украшала столовую образовательного учреждения. Сторонники идеи по возвращению бенинской бронзы добивались полной репатриации антиквариата на родину, однако администрация Оксфорда до сих пор не приняла окончательного решения.

Мемориальная доска из королевского дворца Бенина Фото Британского музея

Бронзовый петух  Фото Alamy

Позже Британский музей всё же заключил сделку с нигерийской и бенинской сторонами, согласно которой некоторые из самых знаковых произведений временно вернули в Королевский музей Бенина. Журналист The Guardian нигерийского происхождения Дэвид Олусога считает, что «предлагать африканским народам сокровища не на постоянной основе недостаточно, а вопрос собственности ещё предстоит решить».

Ганский писатель и бывший юрисконсульт ООН Кваме Опоку предположил, что большинство экспонатов, предоставленных западными музеями обратно в Бенин, могут быть подделками. По его мнению, африканская сторона проводит политику «спокойной дипломатии», не проявляя сильного интереса в возвращении бенинской бронзы.

Бриллиант «Кохинур»

Конфликт между Индией и Великобританией

Корона королевы Елизаветы II с бриллиантом «Кохинур»

Один из крупнейших в мире алмазов «Кохинур», что в переводе с персидского означает «гора света», находится в центре дипломатического спора между Индией и Великобританией десятки лет. По легенде, бриллиант размером в 793 карат возник из россыпных месторождений где-то на территории современной Индии. Его первым владельцем мог быть один из легендарных героев индийского эпоса — Карна.

Первое упоминание об алмазе появляется в письмах летописца Низамуддина Ахмада, рассказывающих историю Империи Великих Моголов. В 1739 году, после вторжения Ирана, артефакт несколько раз переходил из рук в руки разных правителей, таким образом попав в одну из сокровищниц Пакистана, принадлежащую английским властям. В 19-м веке «Кохинур» заполучила королева Виктория, после чего он был переогранён и инкрустирован в британскую королевскую корону.

После получения независимости в 1947 году Индия несколько раз пыталась вернуть бриллиант. Право собственности на «Кохинур» также оспаривалось Ираном, Афганистаном и Пакистаном.

Корона c алмазом «Кохинур» на государственном открытии парламента 4 июня 2014 года в Лондоне Фото Reuters

В 2015 году группа индийских бизнесменов и киноактёров потребовала в суде вернуть артефакт в Индию, сославшись на закон, который даёт британским учреждениям право возвращать украденное искусство. Бывший генеральный солиситор Индии Ранджит Кумар объяснил, что бриллиант перешёл королеве Виктории как компенсация за помощь в англо-сикхских войнах (вооружённый конфликт между Сикхской империей и Британской Ост-Индской Компанией), поэтому называть украденным его нельзя.

Мнения индийских СМИ разделились: некоторые газеты призывали Нью-Дели сделать всё необходимое для обеспечения возврата алмаза, в то время как другие задаются вопросом, следует ли тратить на эту задачу много времени и сил.

В 2017 году верховный суд Индии заявил, что не может вмешиваться в дипломатический процесс между странами. Однако индийское правительство по-прежнему сообщает о решимости «приложить все возможные усилия», чтобы вернуть «Кохинур».

Бюст Нефертити

Конфликт между Египтом и Германией

Бюст Нефертити

Сохранившийся бюст Нефертити, изготовленный не менее 3300 лет назад, является одним из самых известных культурных памятников Древнего Египта. Царица родилась приблизительно в 1370 году до нашей эры, стала супругой реформатора Эхнатона и мачехой известного фараона Тутанхамона. В древних документах её называли красавицей и «владычицей радости».

Бюст неоднократно подвергался компьютерной томографии и микробиологическим тестам — учёные подтверждают его подлинность.

Скульптуру обнаружил в 1912 году немецкий археолог Людвиг Борхардт в районе Амарна. По данным журнала Der Spiegel, кладоискатель имел право вывезти половину найденных сокровищ, однако, согласно договору, наиболее ценные находки должны были остаться в Египте. Чтобы обойти правило, он показал инспекторам снятый при плохом свете снимок Нифертити, чтобы выдать её за гипсовую «безделушку» и оставить себе.

С момента появления статуи в Берлинском музее в 1925 году и по сей день широко обсуждались вопросы её реставрации. Против этого выступают египетские археологи, в их числе — бывший генеральный секретарь Верховного Совета Древностей Египта Захи Хавасс. В 2007 году он призвал парламент Египта никогда больше не организовывать выставки в Германии, если бюст Нефертити не передадут в Каир.

Бюст Нефертити в Новом музее Берлина Фото Agence France-Presse

В октябре 2015 года два немецких художника-активиста тайно отсканировали бюст в Новом музее Берлина с помощью сенсора Kinect от Microsoft. Дизайнеры опубликовали обработанные данные 3D-модели на своём веб-сайте в открытом доступе, пояснив, что теперь Нефертити доступна всем и «возвращается туда, где была найдена».

Последним на сегодняшний день призывом вернуть бюст в Египет стало обращение Хавасса во время его лекции в Сан-Паулу. Он утверждает, что статую незаконно вывезли по ложным документам из Египта, поэтому её следует вернуть. Немецкие искусствоведы эту теорию отрицают.

Фонд прусского культурного наследия, который отвечает за художественные ценности Берлина, исключил возможность возвращения артефакта в Египет. «После долгих лет леди устала от путешествий» — сказали представители фонда.

Мраморы Элгина

Конфликт между Грецией и Великобританией

Скульптура головы лошади Селены, богини луны

Мраморы Элгина — самая популярная коллекция, хранящаяся в Британском музее. Скульптуры считаются одними из лучших и наиболее полных примеров древнегреческого мраморного искусства, в число которых входят фронтонные статуи богов, кариатиды Эрехтейона, метопы Парфенона, различные артефакты из Афин, Аттики и других древних мест.

Скульптуры античных храмов Греции находятся в музеях шести городов, включая Париж и Санкт-Петербург, но большинство разделено примерно поровну между Афинами и Лондоном.

В 1802 году Османская империя, которая в то время осаждала Грецию, разрешила британскому посланнику в Константинополе лорду Элгину (отсюда и название «мраморы Элгина») забрать многие из сохранившихся скульптур Парфенона себе. Дипломат украсил ими особняк для жены. Многие журналисты, в том числе Джордж Байрон, нападали в британской прессе на лорда за «хищение и вандализм ценностей», но вскоре Лондонский музей выкупил у Элгина всю коллекцию мрамора.

Греческие учёные считают, что вывоз скульптур незаконен, так как в турецких архивах не обнаружилось документов, подтверждающих сделку между Элгином и Османской империй.

Сохранившаяся часть скульптуры с западного фронтона Парфенона Фото The Anthrotorian

Крупный план одной из скульптур западного фронтона Фото The Anthrotorian

Скульптуры с восточного фронтона Фото Британского музея

Метоп с изображением боя кентавра с человеком Фото Британского музея

Восточный фронтон Фото Британского музея

В 2014 году жена актёра Джорджа Клуни и юрист ливанского происхождения Амаль Аламуддин стала консультантом правительства Греции по вопросам восстановления его культурного наследия, в том числе мрамора Элгина. Однако тогда греческое правительство отказалось судиться с музеем. Вернуть артефакты призывал в том числе актёр Стивен Фрай, выступая на общественном телевидении Великобритании. По мнению артиста, «весь мир будет восхищён этим жестом дружбы в отношении страны, которая находится сейчас в тяжелейшем положении».

Британский музей постоянно исключает возможность возврата мрамора, заявляя, что они приобретены на законных основаниях и просматриваются миллионами посетителями каждый год. Кроме того, считает член парламента Тристрам Хант, Элгин попросту спас мраморные фризы от дальнейшего разрушения Османской империей.

Отправлять мраморы в Грецию, в том числе, невозможно из-за сложного процесса перемещения торсов и бюстов за пределами страны, отмечают попечители музея. Исключение сделали лишь в 2015 году для выставки к 250-летию Эрмитажа в Санкт-Петербурге — статуя древнегреческого бога рек Илиссоса впервые экспонировалась за пределами Англии.

За окончательное возвращение скульптур выступает и бывший премьер Греции Алексис Ципрас. В своём Фейсбуке лидер оппозиции заявил, что вопросы защиты культурного наследия страны важнее внутриполитической конфронтации. В правительстве поинтересовались, что Ципрас за четыре года своего правления сам сделал в рамках англо-греческого вопроса, и предложили всячески содействовать выполнению требований Греции вместо обвинений.

* * *

Часто артефакты возвращаются «на родину» — например, в 2009 году Франция передала Египту утерянные фрески Долины Царей, подтвердив их незаконный вывоз из Луксора в 1980-х годах. Два года спустя Германия отправила Турции каменного сфинкса из хеттской столицы Хаттуши в Центральной Анатолии, так как не смогла найти документы на владение скульптурой.

Несмотря на это, всё больше стран заявляют о своём праве на владение культурным наследием их народов: в прошлом году Таиланд потребовал вернуть 23 скульптуры, хранящихся в Азиатском художественном музее в Сан-Франциско. Для них получить артефакты обратно — это не компенсация за колониальное или конфликтное прошлое, а один из нескольких пазлов, из которого складывается история государства.

Если вы знаете другие примеры из истории — обязательно расскажите о них в комментариях.

#история #политика #искусство