Истории
Роман Персианинов

Профиль: Дэниел Чжан

Новый глава Alibaba как полная противоположность Джеку Ма — скромный создатель «Дня одиночек», которого путают с уборщиком.

Фото Reuters

10 сентября основатель главной китайской технологической компании Alibaba Джек Ма ушёл на пенсию, передав пост председателя совета директоров генеральному директору Дэниэлю Чжану. Церемонию прощания основатель фирмы провёл на сцене, исполняя поп-хиты перед тысячами сотрудников.

Но Чжан, в отличие от эксцентричного Ма, тихий и спокойный человек, которого плохо знают не только в Китае, но и в самой компании. Там, где его предшественник брал харизмой и визионерством, Чжан пробивается через прагматизм и наблюдательность, благодаря чему появилось одного из его главных детищ — «День одиночек». Теперь же он намерен «убить» существующий бизнес компании, которая одновременно важна для китайской экономики и мировой сферы технологий, чтобы построить на его месте новый.

Из неудавшегося трейдера в авторы «Дня одиночества» от Alibaba

Если выйти на улицы китайских мегаполисов 11 ноября, то вероятность встретить толпы торопящихся куда-то курьеров или улыбающихся молодых пар многократно увеличивается. В кафе и ресторанах организуются «свидания вслепую», в местных загсах значительно вырастает количество венчаний, а сотрудники Alibaba едва успевают перевести дух, обрабатывая онлайн-заказы на различные подарки — от бутылок шампанского до холодильников и компьютеров.

В ответе за этот ажиотаж 47-летний Дэниэл Чжан, придумавший на основе студенческой легенды «День одиночества» (ещё известный как «День холостяков») — шуточный праздник, который долгие годы обеспечивает Alibaba огромной прибылью. В этот день в китайские онлайн-ритейлеры снижают цены на 60-80%, а по городам устраивают финансируемые Alibaba парады и свидания вслепую, называя этот день праздником «для тех, кто гордится своим одиночеством». К этому отсылает и дата проведения — 11 число 11 месяца, что в стране символизирует неженатый статус.

Свидание вслепую в «День одиночества» Фото South China Morning Post

Считается, что «День одиночества» придумали студенты Нанкинского университета в 1993 году как способ отпраздновать своё одиночество, радуя себя подарками. Сначала традицию поддерживали только молодые люди, но вскоре подхватили и девушки. С годами она менялась и отходила от оригинального концепта, став скорее китайским аналогом Дня святого Валентина: студенты устраивали свидания вслепую, тайно выпивали в общежитиях и наутро следующего дня часто просыпались парами.

Эта забава пришлась на время ассимиляции Китаем западной культуры, в том числе романтических свиданий. До этого в обществе не говорили о себе как об «одиноком», вместо этого используя статус «не женат». Эта позиция связана не только с историческими традициями, но и с социальным положением. С каждым годом в стране растёт количество мужчин, и специалисты из университета Нового Южного Уэльса считают, что к 2020 году мужчин в Китае будет на 35 миллионов больше, чем женщин.

Менеджер Alibaba проводит инструктаж перед началом «Дня одиночества» Фото South China Morning Post

Сын простого бухгалтера, Чжан мечтал стать трейдером и в 1995 году едва не устроился в китайское отделение британского банка Barings Bank — одного из старейших в мире. Вскоре банк рухнул из-за несанкционированных действий главы сингапурского отдела продаж. Чжан наблюдал, как 200-летнее учреждение исчезло в один момент, и подался в аудиты (ревизионист бухгалтерских книг, документов и отчётности), а потом дослужился до финансового директора в видеоигровом холдинге Shanda.

В 2007 году там его и нашёл соучредитель Alibaba Джозеф Цай. Тогда флагманом компании был аналогичный Ebay интернет-магазин Taobao, который сконцетрировался на конкуренции на международном уровне. Чжану же доверили Tmall — версию Taobao специально для Китая, Гонконга, Макао и Тайваня. Чтобы привлечь крупные бренды на сайт, топ-менеджер делился с ведущими продавцами всё более ценной информацией о клиентах: сначала списками их покупок, затем их примерным адресом и описанием, на какие виды рекламы они реагировали лучше всего.

Продажи рванули вверх, а Чжан получил свободу для экспериментов и придумал, как зарабатывать на студенческом «Дне одиночества». Взяв за основу День святого Валентина и изучив недостатки американской «Чёрной пятницы», во время которой неоднократно погибали или калечили людей из-за давки, Чжан предложил руководству Alibaba свой аналог.

Джек Ма и Чжан, 2015 год Фото Reuters

Ма, давно изучавший концепцию больших скидок на праздники в контексте интернет-продаж, сразу же поддержал идею. Получив отмашку, маркетологи компании развили и распространили по Китаю идею «Дня одиночества». Праздник стал поводом не только для личного поощрения, но и для покупки подарка понравившемуся человеку. Романтическая концепция вкупе с большими скидками на множество товаров быстро прижилась. Alibaba оставалось лишь поддерживать стабильность своих сервисов, чтобы они не рухнули под нагрузкой, и нанять достаточно людей для доставки товаров.

К 2012 году продажи Alibaba в «День одиночества» достигли шести миллиардов долларов, а сама дата стала одной из самых изматывающих и загруженных для китайских курьеров.

В 2018 году суммарные продажи в праздник перевалил за 31 миллиард долларов — это рекордная сумма для подобных распродаж, в два раза опережающая американскую «Чёрную пятницу». «По сути, Tmall и „День одиночества“ дали тот толчок, что сделал компанию нынешним ритейл-гигантом», — говорил автор книги «Alibaba: Дом, который построил Джек» Дункан Кларк.

Скромный трудоголик на замену самому известному за рубежом китайскому бизнесмену

Для Ма 10 сентября 2019 года мог стать днём, когда он, подобно множеству основателей, покидающих свои детища, публично выступил бы с прощальным словом и скромно ушёл за кулисы. Но тогда это был бы не Ма — начавший Alibaba в квартире, а оставивший с более чем 60 тысячами сотрудников. В день прощания многие из них пришли на стадион в Ханчжоу, где Ма, одетый в кожаную байкерскую куртку и с жёлтой электрогитарой на плече, давал прощальный концерт.

«Мир так прекрасен. Я столько всего ещё хочу попробовать и ощутить. Более того, в мире всё ещё много плохого и неправильного», — обращался к собравшимся основатель Alibaba, пока на фоне играла мягкая классическая мелодия. Как пишет The Wall Street Journal, по уровню масштабов концерт напоминал открытие Олимпийских игр: на сцене то появлялись люди в костюмах талисманов компании, то группа работников бралась за руки и исполняла поп-хит «Миллиардер» рэпера Трэви Маккоя.

Прощальный концерт завершился песней «Ты поднимаешь меня» Джоша Гробана, которую лично исполнил Ма Фото AP

Судя по всему, Чжана на концерте не оказалось. К должности председателя совета директоров он готовился с 2018 года, когда Ма впервые объявил о планах передать ему контроль над компанией. Сам же основатель уходит недалеко: до 2020 года он всё ещё будет состоять в совете директоров, а также останется пожизненным членом объединения топ-менеджеров компании. «Могу пообещать одно: Alibaba никогда не была о Джеке Ма, но Джек Ма навсегда принадлежит Alibaba», — говорил он в 2018 году.

Дата ухода Ма, 10 сентября, символична не только потому, что это его день рождения. В эту дату в Китае отмечают День учителя — с этой профессии начал свою карьеру основатель Alibaba, а в компании его называют «Учитель Ма». Официальная причина ухода Ма — желание больше времени уделять благотворительности, особенно в сфере образования.

В открытом письме к акционерам и сотрудникам Alibaba Ма заявил, что никто не может вечно оставаться председателем и гендиректором банально по причине ограничений человеческого организма. «Я хочу вернуться к образованию, которое так радует меня, потому что это то, что я люблю», — объяснял 55-летний Ма.

На успехе «Дня одиночества» Чжан не завершил поиск потенциально звёздных проектов. Один из главных — это сеть по доставке еды Freshippo, который за три года вырос до 100 магазинов с цифровым управлением. Концепция устроена следующим образом: пользователь заказывает еду через приложение в магазине сети Freshippo, после чего её собирает персонал и отправляет домой к заказчику. Доставка в радиусе трёх километров занимает 30 минут.

В 2014 году глава Freshippo Хоу И (Hou Yi) планировал открыть независимую компанию, когда на него вышел Чжан. За чашкой кофе топ-менеджер убедил бизнесмена присоединиться к Alibaba и выделил на старт проекта 100 миллионов долларов без ожидания прибыли в первые два года.

Можно ли в 2019 году уверенно сказать, что это оказался грамотный вклад? Как пишет Bloomberg, не уточняя конкретных цифр, Freshippo далёк от 100% успеха, так как ему приходится конкурировать с аналогичными сервисами других компаний. Однако Чжан уверен, что к 2020 году Alibaba покроет как минимум 50% рынка по доставки еды.

Чжан также намерен исполнить обещание Ма и добиться того, чтобы доход Alibaba за рубежом составлял хотя бы половину от внутреннего. Пока эта задача кажется наиболее амбициозной и сложной, так как до сих пор сервисы китайской компании за границей закрепились только в двух странах — России и Бразилии. Другие регионы поддаются с трудом: Alibaba потратила больше четырёх миллиардов долларов для продвижения в Южной Азии, но пока не завоевала даже Вьетнам или Индонезию.

В ближайшие несколько лет внимание инвесторов Alibaba и конкурентов компании будет приковано к Чжану. Хотя он занимал должность гендиректора Alibaba с 2015 года, с уходом Ма ответственность за фирму полностью ложится на него.

И, судя по графику Чжана, он это прекрасно понимает. По заветам китайской техиндустрии работать нужно с 9 утра до 9 вечера, шесть дней в неделю (стандарт сокращено называют «996»), но Чжан пошёл дальше.

Бывший гендиректор Yahoo и член совета директоров Alibaba Джерри Янг добавлял, что Чжан привык держаться в тени, вместо слов предпочитая действия и результат. Отсюда и малая известность топ-менеджера даже в своей компании. Однажды сотрудники приняли его за уборщика — настолько непримечательно он перемещается по коридорам и офисам Alibaba.

По словам бывших коллег, будни топ-менеджера давно состоят из работы с перерывами лишь на еду и сон, а по выходным он встречается с двумя-тремя гендиректорами других компаний и обсуждает рабочие процессы. Учитывая то, как нелегко заменять основателей знаменитых компаний, такие жертвы выглядят необходимыми. «Всегда сложно продолжать путь основателей», — говорит исследователь Йельской школы менеджмента Джеффри Сонненфельд. «Ещё сложнее продолжать путь кого-то с мировым именем».

Чжан в офисе Alibaba Фото Bloomberg

Сам же Чжан остаётся верен привычкам и почти не рассказывает о себе публично. Каждый год он даёт себе оценку, анализируя, сколько новых видов бизнеса и людей добавил Alibaba. В компании его называют Xiaoyaozi, что дословно означает «свободный и беспрепятственный». Как предположили в Wired, это может быть отсылка к персонажу китайского романа боевых искусств, который не участвует в битвах, но отлично обучает других.

Судя по свежим интервью, больше всего Чжана занимает собственная идея, что каждому бизнесу отведён свой срок, и важно понимать, когда нужно убить один, чтобы дать дорогу другому.

Я считаю, что у каждого бизнеса есть жизненный цикл. Вы должны быть инновационными и создавать новые предприятия с новыми технологиями, с новой моделью. Тогда это может сделать ваш бизнес устойчивым. Мы всегда говорим, что хотим построить устойчивый, долгосрочный бизнес. Но большая часть из них не живёт вечно. Уверен, что если мы не убьём наш существующий бизнес, это сделает кто-то другой. Поэтому я бы предпочёл, чтобы наш новый бизнес убил наш существующий.

Дэниел Чжан

#профиль #истории #китай #технологии #лонгриды