Истории
Софья Вольянова

«Я поняла: готовят фальсификацию». Петербурженка — о том, как три дня борется за утверждение результатов выборов

Леокадия Френкель — член ИКМО в муниципальном округе «Владимирское», где не победил ни один кандидат от «Единой России».

Леокадия Френкель общается с местными жителями, протестующими против фальсификаций​ Фото Давида Френкеля

В Петербурге спустя три дня после единого дня голосования до сих пор не утвердили итоги муниципальных выборов. Сразу в четырёх округах, где кандидаты от «Единой России» не получили большинство мандатов, избиркомы откладывают итоговые заседания. В МО «Владимирский округ» по результатам голосования все кандидаты правящей партии проиграли: 12 мандатов получило «Яблоко», пять — самовыдвиженцы, три — «Справедливая Россия».

На некоторых участках, где тоже лидировали оппозиционеры, голоса решили пересчитать. Это в итоге приводило к тому, что с большим отрывом внезапно побеждали представители «Единой России», а независимые кандидаты лишались решающих голосов.

Член избиркома с правом решающего голоса в ИКМО «Владимирский» Леокадия Френкель рассказала TJ, что вместе с победившими кандидатами пытается не допустить подобных фальсификаций в своём округе: ей пришлось ночевать в здании администрации района, а также на неё напала заместительница председателя ИКМО (избирательной комиссии муниципального образования), которая попыталась закрыть её в кабинете.

Подсчёт голосов прошёл спокойно, но кандидаты и члены ИКМО ночью сторожили бюллетени

В день выборов я пришла к 7 утра в администрацию Центрального района, где находилась ИКМО. Мы погасили бюллетени, я получила бумаги, которые должна была разнести по разным участкам, я их разносила, общалась с УИКами, смотрела за ситуацией, что и как там происходит. К 8 вечера я вернулась в здание администрации, где мы гасили оставшиеся бюллетени.

Во время подсчётов и выборов не поступило ни одной жалобы. Всё было предельно честно, у меня к председателю нет никаких претензий.

Председатель ИКМО сказала: «Председатель УИКа пойдёт со мной, и мы занесём результаты в ГАС». А потом, ночью, кто-то сказал, что всех председателей отпустили и никто в ГАС ничего не вносил, потому что ГАС не работали. Мы об этом узнали совершенно случайно. Я спросила у секретаря ИКМО, что происходит, почему не вносят [итоги] в ГАС и почему председателей отпустили. Она сказала, что там что-то сломалось. Мы проверили и выяснилось, что ничего не было сломано. Это было сделано для того, чтобы затянуть время, чтобы они придумали повод пересчитать голоса. И тогда мы поняли, что это какая-то фальсификация и остались ночевать [в здании администрации].

Почему я там осталась: я боялась, что без меня проведут заседание ИКМО, а я хочу присутствовать и заявить особое мнение, если там будут какие-то пересчёты. Кандидаты спали в этом же здании, потому что там, в подвале, находились упакованные бюллетени. Они охраняли, чтобы их не похитили. Там были члены [участковой] комиссии с правом совещательного голоса и решающего голоса, которые сделали честно свою работу и не хотели, чтобы были фальсификации. Комиссия ушла в ночь с 8 на 9 сентября и сказала, что явится в 4 часа [дня]. Но в 4 часа комиссия не пришла, мы остались ждать и в конце концов подали жалобы в ТИК и в ЦИК.

Мы были целый день в здании, с нами общался очень милый и гостеприимный глава администрации Центрального района, который поставил нам стулья, чтобы мы не лежали на полу. Наши и мои друзья передали нам еду и воду. Фактически больше суток мы находились в этой администрации и глава района передал нам решение Горизбиркома и сказал, что сейчас соберутся все председатели УИКов и всё будет внесено в ГАСы.

Когда председатель комиссии явилась, она вызвала всех председателей УИКов, которые в 9 вечера стали вносить результаты в ГАС «Выборы». Все результаты были введены корректно и правильно, ничего не было сфальсифицировано. Но дело в том, что потом наша председатель ИКМО не приехала за результатами. Сначала она говорила, что они не готовы, хотя они были готовы. Нужно было их забрать и провести итоговое заседание по утверждению результатов и кандидатов. В МО «Владимирский» победило много независимых кандидатов, новых людей. Никого [из «Единой России» нет], поэтому возможно они обиделись или они как-то аффилированы с муниципальным образованием.

Леокадия Френкель спит возле кабинета замглавы администрации Центрального района

В избиркоме произошла потасовка, а на итоги выборов пожаловался кандидат «Единой России»

После этого [внесения результатов в ГАС «Выборы»] я ушла домой, вчера занималась своими делами. Но заседание не проводится, а документы всё не забираются. Я позвонила председателю и спросила, в чём дело. Она сказала, что всё будет проведено, что всё будет честно, чтобы я не волновалась.

В 9 утра [11 сентября] кандидаты позвонили мне и сказали, что некоторые председатели УИК почему-то начали приходить в муниципальное образование непонятно с какой целью. И я тогда тоже отправилась в ИКМО и снова спросила, когда же будет проведено итоговое заседание и почему не забирают документы, которые уже давно готовы.

В кабинете находилась только зампредседателя, я стала спрашивать её. И на столе я увидела бумагу, на которой не было даты, не было номера реестра. Это было заявление от кандидата в муниципальные депутаты от «Единой России» [Игоря] Карцева с требованием пересчёта голосов. Я поняла ситуацию: они готовят фальсификацию. Они готовят не итоговое заседание, а таких людей, который аффилированы с ними, чтобы написать жалобы с требованием пересчёта голосов, как это сейчас происходит в других округах, чтобы украсть у независимых кандидатов победу.

Я взяла эту бумагу, чтобы сфотографировать, на меня сзади напала зампредседателя комиссии, она попыталась уничтожить бумагу, вырвать её у меня из рук. Там было много людей и кандидаты, и члены ИКМО с правом совещательного голоса. Один из них взял бумагу, которую у меня попытались вырвать, чтобы спасти, чтобы не уничтожили, сфотографировал и выложил [в соцсети].

А меня пытались закрыть в кабинете и не выпускать, дверь держали. Там произошла небольшая борьба: я поставила ногу в проём, меня пытались [стукнуть] дверью, чтобы я не вышла. Они отпустили дверь и я убежала. Я написала заявление в ГИК о том, что обнаружена такая бумага непонятная, что я боюсь, что готовят фальсификации, потому что до сих пор не проведено итоговое заседание.

В полицию я подала заявление о нападении и о том, что ИКМО пыталось уничтожить документы и что вообще были обнаружены такие документы. И я сняла в травмпункте травму на ноге, когда меня били дверью, чтобы закрыть меня в ИКМО. Там такой синяк есть, конечно.

ИКМО находится в здании муниципального образования, туда вызвали полицию и скорую. Якобы кто-то кого-то ударил или якобы я кого-то ударила, но я не могла никого ударить, я находилась с другой стороны [в кабинете, где никого не было]. Написали заявление, что я якобы похитила какие-то документы, но я их не похищала — я находилась в помещении ИКМО и меня оттуда не выпускали, я никак не могла их похитить.

А ещё женщина-зампредседателя подала заявление, что её то ли кто-то ударил в коридоре, то ли ещё что- то. Она тоже снимала какие-то [повреждения в травмпункте], и её увезли в больницу.

Местные жители и кандидаты проводят пикеты против фальсификаций. Они дежурят около здания администрации

Я не знаю, что здесь происходит, но началось всё с того, когда они [действующие депутаты] увидели результаты выборов. Всё. Когда они поняли, что проиграли по всем округам, они стали затягивать проведение итогового заседания и утверждения. Сначала затягивать введение [результатов] в ГАС, когда в ГАС ввели всё правильно, они стали [тянуть] с подведением итогов.

Проведение пересчёта голосов — это один из способов подменить бюллетени, принести фальшивые бюллетени, но на которых должны стоять подписи хотя бы двух членов комиссии. Они хотят подменить бюллетени и пересчитать голоса. За что они борются: за то, чтобы получить большинство в совете, не дать независимым кандидатам набрать большинство и затем выбрать своего председателя.

Завтра последний день, когда они должны провести итоговое заседание, сейчас в соцсетях сообщают, что якобы в 9 утра ИКМО собираются в здании администрации Центрального района и якобы результаты выборов, которые честно были посчитаны УИКами, будут утверждены.

Леокадия Френкель Фото Давида Френкеля

Сейчас [вечером 11 сентября] очень много людей собрались около муниципального образования «Владимирский округ»: независимые кандидаты, которые выиграли, и члены комиссии, которые возмущены ситуацией и тем, что пытаются фальсифицировать выборы. Это люди, которые сказали, что не уйдут, потому что [результаты] фальсифицируют.

Победившие кандидаты целый день дежурили у ИКМО с пикетами и требованиями незамедлительно утвердить результаты. А сейчас здесь кого-то задержали (Позже выяснилось, что задержали девушку, стоявшую в одиночном пикете против фальсификаций. У неё не было городской регистрации, её посадили в полицейскую машину, но проверили билеты и отпустили — прим. TJ).

Я пришла сюда посмотреть, что происходит, тут всё закрыто, но люди всё равно собрались. Кандидаты обзвонили жителей, которые ставили за них подписи и сообщили, что сейчас их голоса хотят украсть, и пришли сами жители.

Кандидаты будут дежурить [у здания администрации], и как только они увидят, что председатель появилась, я тоже прибегу. Будет выдан протокол, если потребуют пересчёт, я буду писать особое мнение в ГИК и ЦИК о том, что были фальсификации и пересчёт голосов.

Всё тяжёлое будет впереди, [сейчас] я не вижу ничего тяжёлого. Я вижу много молодых людей, которые настроены на борьбу, они активные и позитивные. Конечно, для меня будет ударом, если всё, над чем мы старались, будет недействительным, будет пересчёт и украдут победу. Но мы будем бороться.

У меня только позитивные [мысли]. Я не ожидала, что они [оппозиционеры] победят, но они победили во всех округах. И это впервые, когда победили те, кто заслуживает, всё было честно в этом плане. Раньше такого не было, это было никому неинтересно, никто никогда не голосовал и вдруг появились молодые люди [кандидаты], их друзья и помощники, это здорово. Я увидела другой мир — молодых людей.

#выборы #политика #петербург