Истории
Leonid Pasternak

Профиль: Эммануэль Макрон

Потенциальный лидер Евроатлантического мира, желающий помирить Европу, США и Россию.

Фото Getty

Евроатлантический мир, объединяющий многие народы и страны с общими ценностями, переживает тяжёлый кризис. В США и Италии у власти находятся правые популисты, Великобритания готовится к выходу из Евросоюза, а в парламенте Испании, впервые после падения диктаторского режима Франко, появилась крупная фракция ультраправых националистов.

В это время президент Франции Эммануэль Макрон пытается взять на себя роль «спасителя Европы». Как убеждённый либерал, еврофил и глобалист, он амбициозно провозгласил курс на «европейский ренессанс», который сам же хочет и возглавить. «Со времён Второй мировой войны Европа никогда не была в такой опасности. Национализм ничего не предлагает. Это деструктивный проект», — считает Макрон, и намерен исправить ситуацию.

Эта статья во многом посвящена внешней политике Макрона, в том числе попытке помирить Евросоюз с Россией и наладить отношения с США. О митингах «жёлтых жилетов», одном из главных упущений президента, подробно рассказывается в этом материале.

«Финансовый Моцарт»

Макрон — выпускник государственного Университета Париж– Нантер, а также Института политических исследований и Национальной школы администрации — одних из самых престижных учебных заведений Франции. Ещё в юности он увлёкся экономикой и международными экономическими отношениями. После продолжительного обучения в трёх вузах он отправился на государственную службу. Это не удивительно — выпускники этих учреждений часто требовались в различных министерствах страны.

В 2004 году Макрон добился кресла инспектора Министерства экономики. Там же он решил полностью посвятить жизнь политике и в 2006 году вступил в популярную в те годы социалистическую партию.

Макрон в подростковые годы Кадр из репортажа телеканала France 3

В 2007 году Макрон занял должность заместителя докладчика для Комиссии по улучшению французского роста при Жаке Аттали — известном либеральном экономисте. Год спустя он покинул пост в Минэкономики, а в 2009 году разочаровался в идеалах левого движения, вместо этого уйдя в банк Ротшильда Rothschild & Cie Banque. Там он быстро добился успешной карьеры: за умение грамотно распоряжаться деньгами и понимание механизмов рынка его прозвали «финансовым Моцартом».

В 2012 году банкир пришёл в правительство Франсуа Олланда на должность заместителя генерального секретаря. В этой должности он проработал два года, после чего перехватил пост министра экономики. За реформы тех годов Макрона часто хвалят, указывая на его веру в идеалы капитализма и рыночной экономики.

В должности министра экономики Макрон добился разрешения открывать магазины по воскресным дням, наполнил автобусный сектор частными компаниями, а госкомпании занялись самопоглощением и точечным уходом из рынка, освободив место для инвестиций.

В 2016 году Макрон покинул пост министра и создал новое политическое движение, которое переросло в партию «Вперёд, республика!». Тогда же политик объявил о намерении участвовать в выборах президента Франции. Он заявил, что его политические взгляды не являются «ни левыми, ни правыми», и что он представляет центристскую альтернативу всей политической системе Франции.

В 2017 году, вопреки ожиданиям евроскептиков и популистов, Макрон выиграл президентские выборы, переиграв в первом туре всех конкурентов. В этом числе и Марин Ле Пен, представляющую взгляды крайне правых французских националистов. Во втором туре Макрон обогнал Ле Пен почти на 33%, заручившись поддержкой более 20 миллионов избирателей.

Марин Ле Пен Фото Getty

Победа либерала, еврофила и рыночника на некоторое время успокоила не только жителей Франции, но и весь Евросоюз, переживший серьёзное потрясение – референдум в Великобритании о выходе страны из состава ЕС. После брекзита победа Макрона ознаменовала установление некоторой стабильности и вселила надежду, что либеральный глобализм вовсе не проиграл националистическому популизму.

Впрочем, проблема миграции, кризис в отношениях с Дональдом Трампом, а также неопределённость будущего Евросоюза после результатов референдума по брекзиту, спровоцировали рост поддержки у правопопулистских и националистически настроенных политических партий. Попытка избирателей «ответить» на вызовы, с которыми столкнулась Единая Европа, привела к тому, что уже в 2018 году в одной из самых влиятельных стран ЕС, Италии, к власти пришли националисты.

«Сделаем нашу планету снова великой!»

С победой итальянских ультраправых в сознании европейцев лишь укрепилась идея о несостоятельности глобализма и крахе европейского мультикультурализма. На фоне политической нестабильности канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что Европа «больше не может полагаться на США и Великобританию», поэтому европейцы должны рассчитывать только на самих себя.

В Би-би-си речь канцлера назвали «страстной», а экс-лидер социал-демократической партии Германии Мартин Шульц поддержал Меркель и заявил, что «консолидация Европы будет лучшим ответом Трампу» В противовес этому Макрон выступил в поддержку еврофилов и выразил надежду на скорейшее «возрождение Европы».

Старания не прошли даром — президента поддержали молодые европейские избиратели-либералы. В Reuters даже вышла заметка о «поколении Макрона»: молодёжи, верной идеалам либерализма, демократии и европеизма. Растущая популярность Макрона среди молодых людей Франции и других стран ЕС позволила укрепить в умах европейцев идею «свободы и братства» и вернуть им надежду на общее будущее.

Фото Reuters

В 2018 году американское издание Politico назвало Макрона «новым лидером свободного мира», «идеологическим противником» Трампа и «надеждой прогрессистов» всей планеты. «Радикальный центризм» Эммануэля Макрона, по мнению издания, стал «изумительным риском», который полностью оправдался. С одобрением Макрона увеличивалась и поддержка «либеральной Европы».

Перед общеевропейскими выборами в парламент ЕС Макрон написал статью «За европейский ренессанс», которую опубликовали многие ведущие издания Европейского Союза. В материале политик подчеркнул надвигающуюся на Европу угрозу «безответственного популизма» и призвал союзников объединиться. Не забыл глава страны напомнить и о собственной идее общей «европейской армии», создание которой обсуждалось лидерами Германии и Франции в 2018 году.

Слова Макрона об укреплении безопасности на европейском континенте без учёта сил НАТО восприняли как ответ на критику Трампа, обвинившего страны ЕС в нежелании повышать военные расходы.

В мае 2019 года на выборах в Европарламент Макрон поддержал только что созданную группу европейских либералов «Обновление Европы», которая заняла третье место среди всех общеевропейских партий. Более того, он инициировал создание нового либерального движения на платформе «Альянса либералов и демократов за Европу».

Как итог — «Альянс» занял до 108 кресел депутатов в парламенте. Это лучший показатель для либеральных демократов за последние 20 лет. Тогда же многие политологи решили, что Макрон теперь станет главным политиком европейского континента.

Фото Getty

Обойдя идеологических противников на родине, президент выступил против Трампа после выхода США из международного соглашения по климату в 2017 году. Макрон выступил с речью, в которой раскритиковал такой шаг и подчеркнул общечеловеческую важность проблемы изменения климата и необходимости её решать. В конце выступления политик пригласил американских учёных во Францию, чтобы те могли свободно и беспрепятственно заниматься проблемами климата на благо всего мира.

Свою речь Макрон закончил словами: «Сделаем нашу планету снова великой!», намекнув на пренебрежение общечеловеческими ценностями и антиглобалистскую риторику Трампа.

Встреча с Путиным, саммит G7 и «перезагрузка»

В августе 2019 года во Франции прошёл саммит G7, во время которого Макрон воспользовался возможностью поднять авторитет и перехватить международную политическую повестку у Трампа и премьер-министра Бориса Джонсона. Он использовал G7 в качестве плацдарма для собственных политических амбиций в рамках Евроатлантики.

За несколько дней до саммита французский президент встретился с Владимиром Путиным в форте Брегансон. Демонстративный жест «доброй воли» перед главным событием западного политического истеблишмента многие расценили как попытку воплотить в жизнь собственный политический курс президента Франции, игнорируя альтернативные варианты ведения переговоров с Россией. Более того, французские газеты писали о стремлениях Елисейского дворца «обеспечить динамику потепления в отношениях с Москвой».

На встрече Макрон назвал Россию «европейской страной» и пообещал приехать в Москву в 2020 году на празднование 75-летия Дня победы. Московский центр «Карнеги» оценил переговоры Путина и Макрона и предположил, что подобное сближение может означать возможность для Франции «незримо представлять Россию на её собраниях». Это, по мнению аналитиков, «важный дипломатический актив» для французской стороны.

Фото Reuters

Главный редактор «Карнеги» Александр Баунов отметил, что российское «гражданское общество зреет, а режим увядает», но при этом «во внешнеполитических делах Россию представляет только Путин и его правительство, уже двадцатый год опирающееся на силовое и экономическое крыло». Но если силовики пытаются втянуть страну в состояние конфронтации с Западом, то экономисты в правительстве Путина хотят выстроить конструктивный диалог с лидерами Евросоюза, США и Канады и не желают новой «Холодной войны».

Баунов уверен, что наладить контакты с теми, кто в России готов разговаривать не только на языке силы, чтобы впоследствии укрепить связи во время транзита власти, пока возможно только через Путина. Приглашение российского президента на Лазурный Берег – демонстрация «флешбека» во времена, когда именно там был «второй дом русской интеллигенции».

Для Путина подобные встречи с лидерами передовых стран – это возможность вырваться из политической изоляции, в которой отчасти находится Россия с 2014 года. Попытка найти точки соприкосновения с французским президентом – это возможность для президента России вернуться в «элитный клуб» ведущих держав.

После переговоров с Путиным президент Франции высказался в Твиттере о своём видении современных международных отношений.

Россия – очень глубоко европейская страна. Мы верим в Европу, простирающуюся от Лиссабона до Владивостока. Налицо прогресс по многим политическим или экономическим вопросам, ибо мы прилагаем усилия для развития франко-российских отношений.

Я убеждён, что в ходе этого многостороннего переустройства нам надлежит разработать архитектуру безопасности и доверия между Европейским Союзом и Россией.

Эмманюэль Макрон

Европа «от Лиссабона до Владивостока» для Макрона не просто красивый проект, но способ напомнить России о её европейской миссии в Азии, полагает главред «Карнеги». Это своеобразное «напоминание» для российских правителей о гражданских правах, которые присущи каждому европейскому государству. Ведь инициатива Макрона по объединению Европы невозможна без сотрудничества с Россией.

«Перезагрузка» франко-российских отношений – это первый шаг к полноценному лидерству Макрона на международной арене. Но на этом инициативность президента Франции не заканчивается. Ровно в день саммита G7 Макрон пригласил в Биаррицу, где прошла встреча глав «Большой семёрки», министра иностранных дел Ирана Мохаммада Зарифа.

Этот жест примечателен тем, что при президенте Трампе отношения двух стран ухудшились после выхода США из ядерной сделки и нового витка «иранских санкций» со стороны Штатов. Так как представители Ирана и США почти наверняка могли пересечься на саммите G7, то, вероятно, Макрон решил сыграть роль посредника в переговорах или даже «старшего брата», который стремится самостоятельно формировать международную повестку.

Фото AFP

Более того, Макрон предложил вариант решения иранской проблемы, который поддержало большинство членов «Большой семёрки», кроме Трампа. Французский президент выступил за полноценную отмену санкций в отношении Ирана для достижения мира в регионе, а также призвал вернуть Россию в «Большою семёрку» в 2020 году. Такую инициативу поддержал и Трамп, но остальные лидеры высказались против.

Дальнейшая задача французского президента, если он претендует на существенное влияние в «элитном клубе», убедить Канаду, Японию, Италию, Великобританию и Германию в правильности своей идеи. Начавшийся обмен заключёнными между Россией и Украиной, во многом, как утверждают западные и российские СМИ, тоже заслуга Макрона, который сыграл роль посредника между украинским президентом Владимиром Зеленским и российским лидером.

9 сентября министр иностранных дел и международного сотрудничества Франции Ле Дриан и министр обороны Флоранс Парли провели переговоры в Москве. Эти переговоры стали частью глобальной идеи Макрона о «перезагрузке» отношений между Москвой и Парижем, которую он озвучил Путину ещё в августе.

Изгнание России из Европы – это серьёзная стратегическая ошибка. Следует забыть о всех наших разногласиях и снова поддержать друг друга. Европейский континент никогда не обретёт стабильность и безопасность, если мы не восстановим и не проясним наши отношения с Россией.

Эмманюэль Макрон

Политические амбиции

Благодаря G7 и ярким заявлениям Макрон продемонстрировал международному сообществу намерение стать новым лидером не только европейского континента, но и всего Западного мира. Самостоятельность и решительность французского президента – это, прежде всего, демонстрация собственной независимости.

Что уже успел сделать президент Франции для того, чтобы претендовать на звание главного политика Евроатлантики? Основал общеевропейскую либеральную партию с мощной поддержкой по всему Евросоюзу. Предложил лидерам G7 своё решение проблемы конфликтов на Ближнем Востоке и даже пригласил делегацию из Ирана для детального обсуждения вопроса мирного решения противостояния.

Вдобавок, Макрон запустил программу «перезагрузки» между Францией и Россией и, возможно, поспособствовал обмену заключенными между Украиной и Россией. Он же поднял тему угрозы для экологии всей планеты, указывая на непрекращающиеся пожары в бразильской Амазонке.

Макрон вынужден договариваться с разными лидерами – европейскими популистами, федералистами, сторонниками авторитаризма на Ближнем Востоке и теми, кого в Европе считают диктаторами. Но умение разговаривать на общем языке со всеми и найти решение проблем, которые стоят перед всем Западным миром, – это и есть демонстрация готовности возглавить Евроатлантический мир.

Макрон перехватил повестку дня у президента США Трампа и показал себя амбициозным политическим деятелем, который представляет мощную и конструктивную альтернативу популизму и национализму. Президент Франции рассчитывает объединить Европу «от Лиссабона до Владивостока» и надеется на помощь России в этом. Это большие цели, воплощение или провал которых, возможно, стремительно приближается.

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#профиль #истории #политика #россия #лонгриды #лигаавторов