Истории
Valeriy Gut
3272

Без какого ученого мы бы никогда не увидели «Звёздные войны»?

Вряд ли многие слышали об американском исследователе мифологии и религиоведения Джозефе Кэмпбелле? Именно благодаря ему молодой Джордж Лукас создал легендарный бренд, самую знаменитую киновселенную и целую религию. Точнее, после прочтения его книги «Тысячеликий герой», которая открыла миру сенсационную концепцию мономифа.

В закладки
Аудио
Фото со съемок "Звездные войны. Часть IV"​

Джозеф Кэмпбелл был из той плеяды ученых, которые умирают в полной неизвестности, проделав за свою жизнь важную, но предельно скучную, по мнению человечества, работу. Однако уже на склоне своих лет его сделал популярным американский тележурналист Билл Мойерс. И Джордж Лукас, конечно же, который не раз говорил о том, что встреча с трудами Кэмбэлла, а потом и с ним самим, стала для него судьбоносной.

История переплетения «Звездных войн» и «Тысячеликого героя», породившая джедаизм, столь любопытна, что нуждается в чуть более подробном и нескучном изложении.

Детское откровение Кэмпбелла

Проживавшие в начале XX века в Нью-Йорке родители отдали Джозефа в католическую приходскую школу, но мальчика необъяснимо тянуло к быту и традициям коренных американских индейцев. Постоянно читая Библию, Кэмпбелл уже в школьные годы обнаружил поразительное совпадение индейских мифов с библейскими мотивами: за что, естественно, только схлопотал от набожных родителей за абсолютно кощунственные мысли.

Позже он поступает в Колумбийский университет и начинает изучать археологию, этнографию, мифологию, средневековую литературу, романскую филологию, санскрит и психоаналитические теории Фрейда и Юнга. В 1926 году получает степень магистра в области средневековой литературы и уезжает в Европу, где с головой погружается в романскую филологию.

Для Кэмпбелла судьбоносной становится встреча с немецким индологом Генрихом Циммером, который изучал индийские мифы (как известно, в индийском пантеоне более 3 млн богов) как независимое от времени вместилище духовных истин. Циммера он будет считать своим наставником до конца жизни. В 1943 году индолог умирает, а в 1946 году Кэмпбелл переиздает его книгу «Мифы и символы индийского искусства и цивилизации».

Спустя несколько лет Джозеф выпустит свою знаменитую книгу «Тысячеликий герой», в которой проанализирует несколько сотен мифов никогда не пересекавшихся между собой народов мира, и окончательно придёт к выводу, что большинство сказаний имеют общую структуру.

Концепция мономифа в одной картинке

Кэмпбелл войдёт в историю прародителем концепции мономифа. В этой и своих последующих книгах («Маски Бога» и «Полет дикого гуся») он докажет «фундаментальное единство духовной истории человечества». А ещё именно ему принадлежит фраза:

«Следуйте за своим энтузиазмом, и Вселенная откроет тебе двери там, где раньше были стены»

«Изучая Гете, Шопенгауэра и Ницше, — вспоминает Кэмпбелл, — я осознал, что Манн, Юнг и Джойс говорят, в сущности, об одном и том же». У Юнга ученый позаимствовал процесс индивидуации – духовного становления индивида, и обнаружил, что у всех народов мира этап индивидуации имеет общий сюжет, в котором проживаются встречи с тем или иным архетипом.

Лукас + Кэмпбелл = Star Wars

В 60-е годы с «Тысячеликим героем» знакомится никому не известный в то время молодой автогонщик, который после страшной аварии на своей тюнингованной Autobianchi Bianchina остается в живых только благодаря хорошим врачам. Гонщика зовут Джордж Лукас, и после этого происшествия он переключается на учёбу в колледже, где среди прочих предметов именно антропологию выбирает своей новой страстью.

Лукас пытается разыскать автора и подружиться с ним, что ему удаётся. Спустя несколько лет режиссер напишет сценарий Star Wars, полностью соответствующий логике прочитанной книги, и отметит: «Я пересказываю старый миф на новый лад. Каждое общество знает этот миф и пересказывает его по-своему, в зависимости от среды, в которой оно живёт. Идея всюду одна и та же. Разница лишь в том, как она локализована».

Фильму предрекали провал даже близкие друзья молодого режиссера, а сама киностудия 20th Century Fox, находящаяся на грани банкротства, до последнего дня считала затею полнейшим чудачеством. Чтобы вы понимали, каким всё это выглядело бредом, послушайте, что сказала Лукасу прямо в разгар работы над «Звёздными войнами» его жена Марша: «Я ухожу к Скорсезе. Он снимает «Нью-Йорк, Нью-Йорк», и это настоящее искусство: не то, что твой детский сад про космос и роботов».

Спилберг, друг Лукаса, как-то пожаловался ему, что артисты, игравшие у него в «Челюстях», первом блокбастере в истории, работали вальяжно, с некоторой долей апатии, потому что не верили в успех и серьезность фильма про акулу-людоеда.

Со «Звездными войнами» сложилась такая же ситуация: на площадке все называли фильм «диснеевским детсадом», смеялись над реквизитом и внешностью главных героев (Харрисон Форд, например, постоянно подкалывал принцессу Лею за её прическу), и оттого никто не выкладывался на полную катушку. Пересмотрите ещё раз ранние серии и попробуйте найти там выдающуюся игру актёров.

Многие спецэффекты к фильму создавались в гараже режиссера в диких условиях: модели «Звезды Смерти», например, были сделаны из картона. Денег на что-то серьезное просто не было.

Лукас показывает незавершенный вариант картины своим друзьям-кинематографистам – Фрэнсису Форду Копполе, Мартину Скорсезе, Стивену Спилбергу и Брайну де Пальме – незадолго до премьеры. Все в шоке. Коппола, самый близкий друг Лукаса, не понимает, как Джордж мог отказаться от постановки «Апокалипсиса сегодня» ради этого «детского бреда».

Остальные также разделили позицию режиссера «Крестного отца», который чуть позже признают лучшим фильмом всех времен. Особенно «постарался» Брайан де Пальма, который назвал Великую силу «пердежем» и отчаянно ругал фильм за то, что герои постоянно несут какую-то тарабарщину. Жена Лукаса Марша, которая тоже присутствовала на этой домашней премьере, плакала в сторонке.

Единственным, кто в тот вечер поддержал режиссера и его фильм, был Стивен Спилберг, который тихо проговорил Лукасу: «Мужик, это будут смотреть».

(Прекрасно и подробно об истории появления первой части Star Wars описал Андрей Загудаев в статье "Больше, чем фильм. Как Джордж Лукас придумал «Звездные войны» на Disgusting Man)

В среду 25 мая 1977 года в США состоялась премьера «STAR WARS». Чтобы не травмировать свою психику перенапряжением, Лукас с женой просто гуляли в этот день по Лос-Анджелесу и не заходили в кинотеатры. Они знали: ни один фантастический фильм до того времени не выстреливал в прокате. С этой мыслью на следующий день супруги и улетели в отпуск на гавайский остров Мауи.

По приезду проверили автоответчик и поначалу не поверили своим ушам: сотни звонков от студийных начальников, агентов и еще бог пойми кого. Сообщения были примерно одного содержания – Лукасу советовали посмотреть новостные выпуски. Постановщик включил телевизор и обомлел: по всем каналам шли сюжеты о невиданных очередях на показы «Звездных войн».

Люди сходили с ума, перепродавали втридорога билеты на фильм или, наоборот, ходили по несколько раз – в общем, творилось настоящее безумие. Фильм стал культурным феноменом, так или иначе повлиявшим на весь мир.

Прошло больше 40 лет, а до сих пор миллионы человек по всей планете во время переписи населения в графе «религия» пишут «джедаизм». Когда переписчики просят их зачеркнуть это слово и исправить на традиционную религию, они наотрез отказываются это делать.

Лукас враз стал не только любимым режиссёром миллионов людей, но и успешным бизнесменом. Фильм с бюджетом в $11 млн собрал за год в международном прокате $410 млн, став самым успешным фильмом в истории Голливуда. Киностудия была спасена от банкротства. С тех пор на холмах поверили в фэнтэзи и в её способность вытягивать деньги из зрителей. Многие теоретики кино говорят, что Голливуд разделился на эпоху до Star Wars и после неё, потому что влияние на культуру США и всего мира у этого фильма было просто бесконечным.

Лукас впоследствии всегда называл Джозефа Кэмпбелла своим наставником. Известная серия интервью с Кэмпбеллом «Сила мифа» была снята на ранчо ставшего культовым режиссера. В 1999 году тот самый журналист Мойерс сделал фильм-интервью «Мифология Звёздных войн с Джорджем Лукасом и Биллом Мойерсом», где двое подробно обсуждают влияние работ Кэмпбелла на фильм Лукаса. Вот стенограмма на русском.

Главные кинематографические бренды – продукты мифов

Позже станет известно, что в этой же в концепции книги «Тысячеликий герой» были выстроены такие фильмы как «Матрица», «Властелин колец» и написаны все книги «Гарри Поттер» с последующей экранизацией. Близок к ней был и «Аватар», поскольку Джеймс Камерон также прочёл книгу Кэмпбелла.

Авторы этих произведений создали самые успешные вселенные с каким-то невероятным коммерческим потенциалом. Бренд Гарри Поттера принес его создателям 25 миллиардов долларов, Звёздные войны – более 50 миллиардов долларов на 2019 год. Аватар – самый кассовый фильм за всю историю кинематографа (до выхода «Мстители: Финал»). Не менее впечатляющие результаты оказались и у трилогии «Властелин Колец», которая в годы своих выходов становилась предметов обсуждений всего мира.

Предлагаю подробнее остановиться на феномене мифологии в попытке развенчать представление о том, что «креативные глупости в голове у каких-то там странных интровертов» вдруг случайным и непостижимым образом принесли своим создателям успех, равного которому еще не было в истории человечества. (Прочтите две статьи о мифологии в Звездных войнах: одна у Павла Орлова и вторая у Оксаны Седых)

Все создатели фильмов, конечно же, использовали множество своих авторских находок, прекрасно отрабатывали спецэффекты, но строили замысел будущих творений, основываясь на наработках ученого, возможно, лучше других разбиравшихся в коллективном бессознательном и его мифологической природе. Успех всех вышеописанных фильмов не был случайностью.

Равно как и большинство фэнтэзийных провалов происходило при нарушении алгоритмов реконструкции мифов. (Думаю, создатели "Тайны печати дракона" ритуально сожгли книгу Кэмпбелла, так и не открыв её).

«По всему населенному миру, во все времена и при любых обстоятельствах человеческое мифотворчество никогда не увядало; всякое порождение человеческого тела и духа есть плод вдохновения, черпаемого из этого источника. Не будет преувеличением сказать, что миф является каналом, через который потоки энергии космоса оплодотворяют человеческую культуру во всех ее проявлениях. Религии, философии, искусства, формы социальной организации первобытного и исторического человека, озарения первооткрывателей в науке и технике, сами сновидения, — все это зарождается в изначальном, магическом круге мифа»

Джозеф Кэмпбелл
«Тысячеликий герой»

Знаменитый автор сразу же предостерегает от того, чтобы люди по незнанию считали мифологические символы продуктом произвола; «их нельзя вызывать к жизни волею разума, изобретать и безнаказанно подавлять». Символы эти представляют собой спонтанный продукт психики, и каждый из них несет в себе в зародыше нетронутой всю силу своих первоистоков.

Несмотря на приближающуюся эру летающих автомобилей и подготовки экспедиции на Марс, определенные архаические структуры внутри нас никуда не пропадают, они просто подстраиваются под современную форму жизни и предстают перед нами в других обличьях. Если с этим тезисом захочется не согласиться, тогда почему «Игры престолов» стали самым популярным сериалом в мире за всю историю существования телевидения?

Мы же вроде бы как все взрослые люди и в сказки не верим. Почему из 25 самых кассовых фильмов всех времен 17 имеют мифологический контекст? Из этих 17, кстати, 8 – это продукты MARVEL. Новые технологии меняют способы нашей жизни, ускоряют её течение, но никак не разбавляют наш внутренний мифологический концентрат.

Интересно, изменится ли в этом вопросе что-нибудь спустя 300 лет, когда наша жизнь будет реально похожа на марвеловские комиксы?

Валерий Гут

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Написать
{ "author_name": "Valeriy Gut", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 24, "likes": 42, "favorites": 105, "is_advertisement": false, "subsite_label": "stories", "id": 129458, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 03 Dec 2019 20:14:39 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 129458, "author_id": 273815, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/129458\/get","add":"\/comments\/129458\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/129458"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 214351, "last_count_and_date": null }
24 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
6

Спасибо, хочу теперь почитать книгу 

Ответить
2

Алексей, книга - такая научная strong thing, что даже если красного перца в рот себе засыпать, то мозг не так закипит, как после неё)) Потому что она глубоко научная) Но если абстрагироваться, разрезать ее на пару недель - конечно полезно. Там дофига ценных вещей.

Ответить
1

Попробую просто ) Статья хорошая! 

Ответить
0

Я прочитал где-то половину и забросил. Как досужнее чтение ужасно скучна и мне не удалось почерпнуть из нее каких-то интересных сведений для пользы или хоть чтобы можно было блеснуть где-нибудь.

Ответить
6
Ответить
–9

Это интересно или нет? У меня проблемма, мне лень читать лонгриды. Заминусите меня к ебеням, что-бы меня попустило

Ответить
2

Это интересно) Читайте по пн, средам и пт, и скоро настанет конец))

Ответить
2

В "сегазавтра" вроде философ какой-то говорил, что в корне практически всех блокбастеров лежит настольная книга голливудских режиссеров и сценаристов "Морфология волшебной сказки"  В Я Проппа.. 

Ответить
0

Спасибо! Надо прочесть.

Ответить
1

Гляньте на классические немецкие сказки, и чудесным образом похожие сюжеты есть и у других народов, которые никак не могли контактировать с немцами. В той же индийской культуре можно найти подобное. Все это супер интересно и спасибо за крутую статью !!^^

Ответить
2

Отличный материал.
 
Вдобавок ещё посоветую найти видео, где сравнивается звучание известных древних языков, а также наскальной живописи. Удивительное дело, но иногда они похожи до степени смешения.

Ответить
0

Да, Михаил. Слышал об этом. 

Ответить
1

Приятно читать хорошо изложенный интересный материал!

Ответить
1

Гут.

Ответить
1

Сильная книга, меняет мировозрение.

Ответить
1

В(ал)ери Гут

Ответить
0

Так меня еще никто не называл (плачущий от радости смайлик) 

Ответить
0

Воу-воу! При чем тут фильм Властелин колец? Фильм снят по книге, не является вымыслом режиссёра. Не стоит ставить его в один ряд с остальными

Ответить
2

Властелин колец в точности повторяет мономиф. Жил был какой-то ноунейм, он встречает проводника в волшебный мир. Там ему выпадают испытания, он достигает нижней точки, но превозмогает себя, побеждает и возращается в нормальный мир прихватив волшебные предметы.

Ответить
0

Михаил, абсолютно стоит. Смотрим в Википедию про Толкиена: "Целью Толкина было создать английский эпос. Толкин был оксфордским филологом, хорошо знакомым со средневековыми мифами Северной Европы, такими как «Сага о Хервер», «Сага о Вёльсунгах», «Беовульф», а также с другими старогерманскими, староскандинавскими, староанглийскими и средневековыми английскими текстами. «Властелин колец» был вдохновлён и другими литературными источниками, например, легендами «Артуровского» цикла и карело-финским эпосом «Калевала». По мнению Толкина, англосаксам остро не хватало эпоса подобных масштабов. «Артуровский» миф он считал неподобающей заменой из-за его явных кельтских, а не англосаксонских корней".

Ответить
1

Да, хорошо. Но - в статье указан именно фильм, а не литературное произведение. Может это занудство с моей стороны, но тем не менее

Ответить
0

Так что из одного котла всё, даже если трудно в это поверить 

Ответить
0

филосов

Ответить
0

на площадке все называли фильм «диснеевским детсадом»

И попали прямо в точку!

Ответить

Комментарий удален

Обсуждаемое
Музыка
От Ланы Дель Рей до Tool: 20 важных альбомов десятилетия по версии редакции и пользователей TJ
Возможно, самый субъективный топ среди всех рейтингов.
Новости
В Нижнем Новгороде арестовали горожанина, который два года изводил соседей звуками лошадиного ржания
Нарушителю грозит от 3 до 7 лет заключения.
Санкт-Петербург
В Петербурге задержали подозреваемых в нападении на компанию девушек. Ими оказались подростки от 16 до 19 лет
Обвинения предъявили: безработному, семикласснику и студенту-юристу
Популярное за три дня
Истории
Адольф Гитлер до диктаторства: мечтательный художник и несостоявшийся архитектор
О временах, когда Гитлер зарабатывал рисованием, создавал эскизы собственных архитектурных проектов и даже не думал заниматься политикой.
Новости
ТНТ снял с эфира сериал «Слуга народа» с Зеленским после резонанса вокруг вырезанной шутки про Путина
Телеканал теперь заявляет, что не собирался показывать больше трёх эпизодов и называет свой же анонс всего сезона «маркетинговым ходом».
Разборы
Связи с ФСБ, карт-бланш на воровство и тюрьма «для галочки». Главное из расследования «Медузы» о хакерах Evil Corp
Кто состоит в группировке и как живёт её глава, за которого назначили награду в пять миллионов долларов.

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovy", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chfbk", "p2": "gnwc" } } } ]