Истории
Влад Скрабневский

Адольф Гитлер до диктаторства: мечтательный художник и несостоявшийся архитектор

О временах, когда Гитлер зарабатывал рисованием, создавал эскизы собственных архитектурных проектов и даже не думал заниматься политикой.

Венская государственная опера Картина Адольфа Гитлера

Адольф Гитлер известен всему миру как диктатор и основатель нацистского режима в Германии. За развязывание Второй мировой войны и жестокие репрессии против национальных меньшинств Гитлера часто называют главным преступником 20-го века. В историю он вошёл как безжалостный тиран.

Вплоть до конца Первой мировой войны Адольф Гитлер и не думал связывать свою жизнь с политикой. С самого детства он мечтал стать художником, а когда не смог поступить в венскую Академию изобразительных искусств, переключился на архитектуру. Всё свободное время юноша рисовал акварельные картины и чертил эскизы, надеясь, что когда-нибудь его талант заметят. Но судьба распорядилась иначе.

Основные источники статьи:

  • Адольф Гитлер. «Моя борьба» (книга запрещена на территории РФ как экстремистская);
  • Бригитта Хаманн. «Гитлер в Вене. Портрет диктатора в юности»;

  • Вернер Мазер. «Адольф Гитлер. Легенда. Миф. Действительность»;
  • Иоахим Фест. «Адольф Гитлер».

«Я хотел стать художником, и никакая сила в мире не заставила бы меня стать чиновником»

Адольф Гитлер родился 20 апреля 1889 года в семье таможенного чиновника Алоиса Гитлера и Клары Гитлер. Отца Адольфа современники описывали как малосимпатичного и строгого человека, настоящего приверженца патриархата. Свободное время он любил проводить на пасеке или за кружкой пива в трактире.

Алоис Гитлер Фото Йозефа Райнигера

Адольф стал «мальчиком, который выжил» – первые три ребёнка Клары умерли в младенчестве. В 1894 году у Адольфа Гитлера появился брат Эдмунд, проживший всего шесть лет, а ещё спустя два года в семье родилась девочка Паула. Она дожила до 1960-го года.

Раннее детство будущего диктатора прошло в деревушке Рансхофен близ Браунау-на-Инне, прямо у границы Австрии с Германией. Но своим домом Гитлер всегда называл город Линц, куда они с семьёй переехали в 1898 году.

Всю жизнь Алоис носил фамилию матери, сменив её на Гитлер только в 1876 году. Не сделай он этого, и имя лидера нацистской Германии звучало бы совсем иначе — Адольф Шикльгрубер.

До того, как осесть в Линце, семья постоянно переезжала. Адольф успел сменить три школы, что никак не отразилось на его успеваемости: он учился на «отлично» и даже пел в церковном хоре. В свободное от уроков время Гитлер обожал играть в войнушку и постоянно вынуждал одноклассников составить ему компанию.

В 1900 году, по настоянию отца, мальчик поступил в реальное училище в Линце. Алоис Гитлер хотел, чтобы сын пошёл по его стопам и стал таможенником. Гитлер-младший, напротив, с ранних лет мечтал о карьере художника и не боялся заявлять об этом.

Конфликт отцов и детей проявился в семействе Гитлеров во всей красе. Ругань, угрозы, уговоры – Алоис перепробовал всё, но сломить волю сына к рисованию не мог. «Мне становилось противно при одной мысли о том, что я превращусь в несвободного человека, вечно сидящего в канцелярии», – спустя четверть века напишет Адольф Гитлер в первой главе «Моей борьбы». Уже в 12 лет он понял, что свяжет свою жизнь с искусством.

Всё больше приходил я к убеждению, что в качестве государственного чиновника я никогда не буду счастлив. Ни просьбы, ни угрозы не могли ничего изменить. Я хотел стать художником, и никакая сила в мире не заставила бы меня стать чиновником.

Адольф Гитлер

В училище Гитлер уделял время только истории и рисованию, игнорируя все остальные предметы. Позже он признался, что саботировал учёбу назло отцу. Впрочем, после смерти Алоиса Гитлера 3 января 1903 года ничего не изменилось: мать перевела Адольфа в другое училище, занятия в котором подросток повально прогуливал.

В 1905 году Гитлер окончательно забросил учёбу, так и не получив аттестат зрелости. Вероятно, он не видел в этом необходимости, ведь для поступления в Академию художеств ему вполне хватало школьного образования.

Современники характеризовали Гитлера-подростка как человека, неспособного к монотонному и кропотливому труду и поэтому не потянувшего многие предметы в училище. По мнению биографов, историю про саботаж Адольф придумал, стыдясь признаться в неуспеваемости.

Избавившись от необходимости прозябать в ненавистном училище, 16-летний Адольф Гитлер принялся жить в своё удовольствие. Днями напролёт он читал и рисовал, выбираясь из дома только до музея или театра. Один из постояльцев пансионата, который держала Клара Гитлер, вспоминал, что Адольф мог внезапно оторваться от обеда и начать рисовать наброски зданий и колонн.

Йозеф Майрхофер, ставший опекуном Гитлера после смерти Алоиса, требовал, чтобы молодой человек нашёл работу и помог матери деньгами. В ответ Адольф гордо заявлял, что его удел – творить. В мае 1906 года он уехал в Вену с намерением поступить в венскую Академию изобразительных искусств.

Венская Академия изобразительных искусств в 1906 году Фото Бруно Райффенштейна

В столице Австро-Венгрии Гитлер пробыл до июня. Всё это время он посещал картинную галерею дворцового музея, Придворную оперу, да и просто гулял по городу, восхищаясь его архитектурой. Так и не дождавшись вступительных экзаменов (почему – остаётся неясным), Адольф вернулся в Линц, где продолжал бездельничать. В октябре 1906 года он решил стать музыкантом и даже брал уроки игры на фортепиано, но, не добившись моментальных успехов, очень скоро к музыке охладел.

В начале сентября 1907 года Адольф Гитлер вновь уехал в Вену. Так начался новый период в жизни мечтательного подростка, готового с мольбертом в одной руке и холстом в другой покорять столицу.

Школа жизни

В Вене начала 20-го века существовало два противоборствующих лагеря: Школа художественных искусств и ремёсел, где сосредотачивалось современное искусство, и Академия изобразительных искусств, ставшая оплотом консерваторов. К современному искусству Гитлер относился с презрением, поэтому выбора, куда поступать, перед ним не стояло.

С уверенностью, «что играючи выдержит все испытания», и толстой папкой в руках Гитлер отправился сдавать экзамен. Его первый этап заключался в написании двух этюдов на выбор абитуриента. Среди тем: «Рабочие на стройке», «Возвращение блудного сына», «Добрый самаритянин» и другие. Неизвестно, что выбрал Адольф Гитлер, но эту часть экзамена он выдержал.

На следующем этапе поступающие показывали своё портфолио. Вывалив на стол рисунки, сделанные в Линце, Адольф готовился выслушивать восторженные возгласы комиссии, но прогадал: за рисунки он получил оценку «неудовлетворительно». Причина – слишком мало портретов.

Одна из акварелей, которую Гитлер написал к вступительным экзаменам в 1907 году

Провал подействовал на Гитлера «как гром с ясного неба». Не желая принимать поражение, он отправился к ректору Академии Зигмунду л'Альману за объяснениями. Тот сказал юноше, что «его способности, несомненно, лучше всего проявятся в области архитектуры». Адольф Гитлер не умел и не любил рисовать людей, однако здания получались у него великолепно.

В один день с Гитлером экзамен провалил Робин Христиан Андерсен. Он продолжил рисовать и в 1946 году вернулся в Академию, но уже в качестве ректора.

Всегда тяготевший к проектированию, но никогда не рассматривающий эту сферу деятельности как основную, юный Гитлер понял, что он на самом деле архитектор. Решив развиваться в этом направлении, Адольф подал заявление на архитектурное отделение Академии и снова услышал отказ: для поступления требовался аттестат зрелости. Позже Гитлер скажет, что так реальное училище жестоко отомстило ему за упрямство.

Мне и самому стало вполне ясно, что я должен стать архитектором. Чтобы попасть на архитектурное отделение академии, надо было сначала пройти строительно-техническое училище, а чтобы попасть в это последнее, надо было сначала иметь аттестат зрелости из средней школы. Выходило, что исполнение моего желания совершенно невозможно.

Адольф Гитлер

В ноябре 1907 года он вернулся домой, чтобы взять на себя уход за больной матерью. В конце декабря Клара Гитлер умерла в возрасте 47 лет. Её лечащий врач, еврей Эдуард Блох, вспоминал: «За всю свою почти сорокалетнюю врачебную практику я никогда не видел молодого человека, который бы так страдал, как Адольф Гитлер». В благодарность за работу, Гитлер подарил ему большую картину, а в канун 1908 года – открытку с акварельным рисунком капуцина.

Многие жители Линца сочувствовали «студенту, изучающему искусство» – Адольф никому не признался, что провалил экзамен. Доброжелателям, предлагавшим сироте работу, Гитлер отказывал со словами, что намерен стать великим художником. На возражения, что для этого нужны деньги и связи, юноша восклицал: «Макарт и Рубенс тоже выбились в люди из низов!».

Соседка семейства Гитлеров Магдалена Ханиш решила помочь молодому человеку. Она написала длинное письмо своей подруге Иоганне Мотолох, жившей в Вене и находившейся в близких отношениях с известным театральным художником Альфредом Роллером, в котором просила её рассказать Роллеру о молодом и амбициозном художнике Адольфе Гитлере. Вскоре Магдалена получила ответ – Роллер ждал юношу у себя в оперной мастерской. Счастью Гитлера не было предела.

Уладив дела с материнским наследством и сиротской пенсией (чтобы её заполучить, Гитлер вновь соврал, что он студент), в феврале 1908 года Адольф Гитлер вместе со своим лучшим другом Августом Кубичеком вернулся в Вену. Он был музыкантом и ехал поступать в Венскую консерваторию. Гитлер, получив ответ Роллера, воспрянул духом и решил ещё раз штурмовать Академию изобразительных искусств.

До Альфреда Роллера юный художник так и не дошёл, переволновавшись и свернув прямо у входа в оперу. Возможно, Гитлер забоялся услышать негативный отзыв на свои картины и поэтому спасовал. Сам он свой поступок никогда не объяснял.

В Вене вторым домом Гитлера стала Придворная опера (после 1918 года – Венская государственная опера), в которой часто ставили произведения его любимого композитора Рихарда Вагнера.

В свободное время Гитлер продолжал проектировать, рисуя бесконечные эскизы уже существующих зданий или создавая планы тех, которые намеревался построить сам. Особенно Адольф восхищался улицей Рингштрассе, на которой все его любимые архитектурные стили – неоклассицизм, неоготика и неоренессанс – слились вместе, дав невероятный результат.

Своим кумиром Гитлер называл архитектора Готфрида Земпера, создателя Бургтеатра. Именно это здание юноша рисовал раз за разом, мечтая однажды построить что-то подобное на родине, в Линце.

Бургтеатр в Вене Рисунок Адольфа Гитлера

До глубокой ночи Гитлер изучал книги по истории зодчества. Молодой человек зазубривал наизусть строение соборов, театров и других сооружений разных стран мира. Находясь в сотнях километров от Парижской оперы, он мог рассказать, куда ведёт каждая находящаяся в ней лестница.

Адольф часами рассматривал здания и запоминал всё, даже незначительные мелочи. Потом, дома, он зарисовывал для меня эти здания в горизонтальном или вертикальном разрезе. Он брал в библиотеке книги и углублялся в историю создания отдельных построек… Он не уставал созерцать Рингштрассе, на примере этой улицы он проверял свои знания в области архитектуры и высказывал свои взгляды.

Август Кубичек

Не забыл Гитлер и о мечте стать великим художником, тем более что на архитектурный факультет путь ему был заказан. По возвращении в Вену он записался на дорогостоящие уроки искусства к скульптору Панхольцеру, чтобы подготовиться к грядущим экзаменам. В сентябре 1908 года Гитлер предпринял ещё одну попытку поступить в Академию, но на этот раз провалился на первом же этапе.

Испытывая чувство обиды на весь мир, Адольф возвратился в их с Кубичеком съёмную квартиру, собрал вещи и съехал, не оставив другу нового адреса. Вновь товарищи встретились спустя почти 30 лет.

К осени 1909 года Гитлер остался почти без денег, окончательно растратив всё родительское наследство, а к зиме лишился крыши над головой. Родственница его бывшей арендодательницы Марии Закрейс вспоминала: «Однажды я видела Адольфа в очереди за бесплатным монастырским супом; он очень пообносился, больно было на него смотреть, ведь раньше он так хорошо одевался».

Из записи в полицейском протоколе начала 1910 года известно, что Гитлер некоторое время проживал в Майдлингском приюте для бездомных. Большинство благотворительных организаций и приютов в Вене в начале 20-го века создавали евреи-филантропы. Как Адольф Гитлер отплатил им за кров, хорошо известно.

Медицинское обследование в приюте для бездомных в Майдлинге Фото из книги Бригитты Хаманн

В приюте Гитлер сблизился с бродягой Райнхольдом Ханишем. Тот, узнав, что юноша – бывший студент Академии изобразительных искусств, предложил ему рисовать на продажу открытки и картины с видами Вены. Адольф быстро согласился, а заработок товарищи договорились делить пополам: Гитлер творил, а Ханиш находил покупателей.

Карлскирхе Картина Адольфа Гитлера

Перхтольдсдорф Картина Адольфа Гитлера

Бельведер в Вене Картина Адольфа Гитлера

Замок Лемберг Картина Адольфа Гитлера

Рисунки, сделанные Адольфом Гитлером в Вене

Предприятие оказалось успешным, и 9 февраля 1910 года компаньоны переехали из приюта в мужское общежитие. Там Гитлер продолжал ежедневно рисовать то, что нравилось приезжим – здание парламента, ратушу, собор святого Стефана, квартал «Ратценштадль» и так далее. Все картины Гитлер срисовывал с почтовых открыток и иллюстрированных книг, редко прибегая к рисункам с натуры – на это тратилось очень много времени и сил.

Ханиш сбывал товар в гостиницы, ремесленные мастерские и магазины. Многие из покупателей оказывались евреями, но двадцатилетнего Адольфа Гитлера это не заботило: он наконец начал зарабатывать сам и ему это нравилось.

В 1930-х годах, когда цены за картины юного Гитлера достигали сотен тысяч марок, фюрер признавался своему близкому знакомому Генриху Гофману: «Больше, чем 150–200 рейхсмарок эти вещи не стоят, даже сегодня. Платить больше — это безумие. Я ведь не собирался становиться художником, я рисовал эти картины, только чтобы заработать на жизнь и иметь возможность учиться».

К лету 1910 года отношения между напарниками сильно испортились. В августе Гитлер обратился в полицию, обвинив Ханиша в воровстве его картины «Парламент» стоимостью 50 крон и акварельного рисунка стоимостью 9 крон. 11 августа 1910 года Райнхольда приговорили к неделе тюремного заключения.

Отныне Гитлер сам встречался с покупателями. Его сосед по общежитию Карл Хониш вспоминал, что Адольф вёл размеренный образ жизни, не веселился, не пил, не курил и сторонился любых компаний. Оторвать его от холста могло только обсуждение политики. Гитлер с удовольствием вступал в дебаты, оттачивая ораторское мастерство.

Бывало, он вскакивал, отбрасывал кисть или карандаш и излагал свою точку зрения, не боясь крепких выражений, сверкая глазами и резко откидывая прядь волос, постоянно падавшую ему на лоб. Часто он обрывал свою речь на середине и, разочарованно махнув рукой, снова усаживался за работу, словно говоря: жалко тратить на вас слова, всё равно вы ничего не поймёте.

Карл Хониш

Параллельно Гитлер продолжал обучаться архитектуре и чертить. Жители общежития рассказывали, что эскизы валялись везде. «Во мне крепла вера, что, хотя и через много лет, для меня всё-таки наступит лучшее будущее. Я был убеждён, что придёт время, и я составлю себе имя как архитектор», – писал он о том периоде своей жизни. Очевидно, что в 1910-1912 годах Адольф всё ещё лелеял надежды стать архитектором, постепенно забывая о карьере художника.

В мае 1913 года 24-летний Адольф Гитлер воплотил в жизнь старую мечту – переехал в Германию, в Мюнхен. Там молодой человек продолжил копировать почтовые открытки и рисовать небольшие акварельные пейзажи на продажу. Его работы охотно раскупали художественные магазины.

Я зарабатываю как свободный художник только для того, чтобы обеспечить себе дальнейшее образование, так как совершенно лишён средств. Добыванию средств к существованию я могу посвятить только часть времени, так как всё ещё продолжаю своё архитектурное образование.

Адольф Гитлер

До самого начала Первой мировой войны все мысли Адольфа Гитлера занимало рисование и архитектура. За кисть он брался теперь только для того, чтобы снова не оказаться на улице. С архитектурой Гитлер намеревался связать своё будущее, но не предпринимал для этого никаких усилий – он по-прежнему нигде не учился и не собирался начинать, уповая на собственную гениальность.

Спустя 30 лет, во время Второй мировой войны, Гитлер продолжал уверять собеседников, что если бы в 1914 году не началась война, он бы стал первым архитектором Германии.

Хофброй Картина Адольфа Гитлера

Двор старой резиденции в Мюнхене Картина Адольфа Гитлера

Мюнхенский театр Картина Адольфа Гитлера

Мюнхенский загс Картина Адольфа Гитлера

Триумфальная арка в Мюнхене Картина Адольфа Гитлера

Рисунки, сделанные Адольфом Гитлером в Мюнхене

Война и смена приоритетов

Пока Адольф Гитлер искал своё предназначение, его искала австрийская армия. Юный художник очень долго избегал службы – по словам самого Гитлера, он с удовольствием отслужил бы в немецкой армии, но никак не в австрийской. В феврале 1914 года военный трибунал Зальцбурга признал молодого человека непригодным к военной службе и закрыл дело.

1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Гитлер отнёсся к этой новости с восторгом и сразу же написал королю Людовику письмо с просьбой взять его, австрийского гражданина, в немецкую армию. Вскоре он получил положительный ответ и направился служить в 16 Баварский резервный полк, известный как полк командующего Листа.

Адольф Гитлер слушает объявление о начале войны. 2 августа 1914 года, Мюнхен Фото Keystone Pictures USA

На войне Гитлер рисовал акварели с изображением пейзажей и разрушенных зданий. «Ущелье Витшете», «Развалины монастыря в Мессине», «Обурдэн» – эти и другие картины в 1919 году Гитлер передал профессорам мюнхенской академии изобразительных искусств. Те высоко оценили талант тогда ещё никому не известного ефрейтора.

Фромель Картина Адольфа Гитлера

Руины монастыря в Мессине Картина Адольфа Гитлера

Хаубурдин Картина Адольфа Гитлера

Дом с белой оградой Картина Адольфа Гитлера

Приют в Фурне Картина Адольфа Гитлера

Ардой во Фландрии Картина Адольфа Гитлера

Рисунки, сделанные Адольфом Гитлером во время Первой мировой войны

В марте 1917 года Гитлер вернулся на фронт после ранения. Его товарищ Эрнст Шмидт вспоминал, что в ту пору Адольф часто размышлял о будущем и даже думал заняться политикой параллельно с архитектурой. Впрочем, к какому-либо конкретному решению будущий фюрер так и не пришёл.

В октябре 1918 года полк Листа перенёс газовую атаку. На некоторое время Гитлер потерял зрение и до конца войны пролежал в лазарете. Тогда его волновало два вопроса – сможет ли он когда-нибудь снова рисовать и верны ли слухи, что немецкая монархия вот-вот падёт.

Адольф Гитлер (задний ряд, второй справа) в военном госпитале, 1918 год Автор фото неизвестен

Опасения оправдались – 9 ноября 1918 года в Германии была провозглашена Республика. Спустя два дня Рейх капитулировал, Великая война закончилась. В «Моей борьбе» Гитлер назвал этот день самым ужасным в его жизни, признавшись, что тогда заплакал впервые после смерти матери.

Мысль о том, что Германия пала, не давала ему покоя. Капитуляцию он считал унизительной и воспринимал случившееся как личное оскорбление. Спустя несколько дней Гитлеру стало ясно, что его предназначение – вернуть Германии утерянное достоинство.

Теперь я только горько смеялся, вспоминая, как еще недавно я был озабочен своим собственным будущим. Да разве не смешно было теперь и думать о том, что я буду строить красивые здания на этой обесчещенной земле... Моё решение созрело. Я пришёл к окончательному выводу, что должен заняться политикой.

Адольф Гитлер

После войны

После Первой мировой войны Гитлер с головой ушёл в политику, променяв холст на ростру. И всё же ему удалось воплотить некоторые свои мечты в реальность, но уже гораздо позже.

Во второй половине 1930-х годов фюрер Германии Адольф Гитлер издал указ «О перестройке немецких городов». На смену старинным постройкам должны были прийти громадные здания, которые олицетворяли бы всю мощь Германии и величие её народа. Эту идею Гитлер пытался донести до немецких архитекторов.

Ещё в юности его архитектурный стиль определялся не свободными линиями, а монументальностью, симметрией и строгостью во всех деталях. К грандиозным проектам Гитлер тяготел и будучи лидером Германии.

Современники утверждали, что фюрер не только сам отбирал архитекторов, но и принимал участие в процессе разработки новых построек. Если ему что-то не нравилось, он без разрешения вносил в проект правки. Третий рейх должен был выглядеть так, каким его представлял себе Адольф Гитлер.

Трибуна Цеппелина, построенная в 1937 году Фото Федерального архива Германии

В 1920-х годах Гитлер из художника превратился в коллекционера. На деньги от продажи книги «Моя борьба», написанной им в 1925-1926 годах, а также пожертвования почитателей, Гитлер скупал картины немецких художников 19-го века. В будущем он мечтал основать «Музей фюрера» в Линце.

Картины приобретались работавшими на Гитлера агентами, передавались фюреру лидерами других стран в качестве подарков и конфисковались из музеев государств, захваченных Германией во время Второй мировой войны. К 1945 году личная коллекция Адольфа Гитлера насчитывала 6755 картин старых мастеров.

Адольф Гитлер дарит Герингу картину Ханса Макарта «Дама с соколом» Фото Национального управления архивов и документации

Современная немецкая живопись рейхсканцлера по-прежнему не интересовала. Гитлер всегда повторял, что искусство Третьего рейха должно следовать традициям. Об импрессионизме, кубизме, сюрреализме и других авангардных течениях фюрер и слышать не желал – новых тенденций в живописи для него не существовало.

Ему предстояло войти в историю — правда, совсем не так, как он надеялся в юности, когда мечтал о карьере художника.

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

Блок special_button недоступен

#истории #искусство #лонгриды #лигаавторов