Как сложилась судьба советских локомотивов выпускавшихся на экспорт в США, Китай, Финляндию и другие страны

Локомотивостроение в СССР являлось флагманским производством, на пике развития отрасли советский союз добился многих успехов: создан самый мощный в мире электровоз, установлен мировой рекорд скорости для тепловозов, как итог — советский союз имел большое количество заказов на производство локомотивов от многих стран.

В закладки
Аудио

Рассказ о том, как сложилась судьба советских тепловозов и электровозов выпускавшихся на экспорт, насколько удачными оказались проекты и что с ними стало теперь.

Электровоз Sr1 «сибирский волк»

​Первый серийный образец электровоза trainpix.org

По заказу Финляндии с 1971 по 1995 год Новочеркасским электровозостроительным заводом был построено 112 электровозов Sr1. Название электровоза может быть расшифровано как Sähköveturi raskas — электровоз тяжёлый. По другой версии название расшифровывается как Sekajunaveturi raskas — грузо-пассажирский тяжёлый.

Sr1 стали первыми электровозами на железных дорогах Финляндии и имели скорость до 140 км/ч (в дальнейшем, у модернизированных электровозов скорость повышена до 160 км/ч).

Прозвище «сибирски волк» (Siperian susi) электровоз получил из-за схожего с волчьим воем звук мотор-вентиляторов.

На сегодняшний день почти все электровозы находятся в строю и составляют основу электровозного парка Финляндии.

ТЭ109

первый образец тепловоза на Луганском заводе trainpix.org

Грузо-пассажирский односекционный тепловоз габарита европейской колеи производился с 1968 по 1981 год на Луганском (Ворошиловградском) тепловозостроительном заводе для экспорта в союзные республики. Основным заказчиком были железные дороги ГДР.

Общее количество построенных экземпляров более 1000, изначально тепловоз предполагалось использовать исключительно в грузовом движении (в СССР тогда ещё не наладили производство тепловозов с оборудованием для электроснабжения вагонов- отопление, кондиционирование, освещение и др.), но в дальнейшем из-за удачной и надежной конструкции тепловоза было произведено еще 250 машин 6 разных модификаций в том числе и для пассажирского движения.

На сегодняшний день Тепловоз активно эксплуатируется в Германии, Польше, Болгарии, Чехии.

М62

​первая модель тепловоза для железных дорог Венгрии(MÁV-START) эксплуатируется по настоящее время.

Один из самых популярных советских грузо-пассажирских тепловозов, производился на Луганском заводе с 1965 по 2001 год, всего было построено более 6000 секций.

Первым заказчиком стала Венгерская Народная Республика, именно по их требованию тепловоз получил обозначение М62. В соответствии с системой, принятой на венгерских железных дорогах, это расшифровывалось как «mootorvedur» — дизельный локомотив, 6-осный, 2-й тип (тепловозы серии М61 поставлялись в Венгрию из Швеции, фирмой «NOHAB»).

Основное количество тепловозов типа М62 было поставлено на экспорт в Восточную Европу, более 1000 тепловозов были поставлены в Польшу, 575 — в Чехословакию, 378- в ГДР.

Помимо Европы в 1967-1974 г. 48 тепловозов колеи 1435 мм и в 1973 г. 5 тепловозов колеи 1520 мм (для работы в пограничной зоне) были поставлены в Северную Корею, дополнительно к указанному количеству, с конца 1980-х было приобретено еще 60 тепловозов ранее эксплуатировавшихся на дорогах ГДР, Польши, Чехословакии. Большинство тепловозов эксплуатируются в настоящее время.

Для Ирана в 1967 г. были построены два опытных тепловоза, которые стали первыми М62, изготовленными в тропическом исполнении, однако охлаждающие устройства тепловозов не обеспечивали надежную работу в данных климатических условиях. В настоящее время на железных дорогах Ирана эксплуатируются приобретенные в 1990-х годах в Украине 5 сдвоенных моделей 2М62.

В 1974-1975 г.г. было построено и отправлено морским путём на Кубу 20 тепловозов колеи 1435 мм, в тропическом исполнении, с дефорсированными дизелями и изменённой системой охлаждения. В настоящее время эксплуатация этих машин там уже прекращена.

66 тепловозов было построено для Монголии, так же, начиная с 2005 было передано еще 11 тепловозов ранее эксплуатировавшихся в России.

Массовая эксплуатация тепловозов типа М62 в Европе продолжается только в Венгрии, Латвии и Литве; в Польше эти машины остались в основном только на колее 1524 мм (линия LHS), а в Германии и Чехословакии — не эксплуатируются уже давно (большинство локомотивов там было списано в первой половине 1990-х г.). Так же эти тепловозы можно встретить в Украине, Белоруссии и России.

ТЭМ7А для Америки

В 1992 году на Людиновском тепловозостроительном заводе по заказу порта Хьюстон было произведено 11 маневровых тепловозов. В ходе производства был внесен ряд изменений в базовую модель: пульт машиниста перенесли на другую сторону, в России ездят большим капотом вперед, а в Америке — малым, были изготовлены тележки под колею шириной 1435 мм и поставлена американская полуавтоматическая сцепка.

Один тепловоз предназначался для самой компании-покупателя и был окрашен в синий цвет, остальные тепловозы были на продажу и имели красную окраску.

После прибытия в США у тепловозов начались проблемы- таможенная служба заподозрила коррупционную составляющую и несоответствие документации, FRA (федеральная администрация железных дорог) не выдала сертификат на использование из-за несоответствия требованиям безопасности. Тепловозы были арестованы, продажа и эксплуатация были запрещены и ТЭМ7А на 10 лет были поставлены на стоянку на территорию старого сталелитейного завода ARMCO.

в 2004 году Россия договорилась о выкупе тепловозов, произведя капитальный ремонт тепловозы используются в настоящее время фирмами «Лукойл», «ГазПромТранс», «НоваТЭК».

Электровоз 8G

В 1989-1990 годах СССР поставил в Китай 100 электровозов мощностью 6400 кВт. По китайской классификации он получил обозначение 8G (8 — количество осей, G — с кремниевыми выпрямителями) Кузов электровоза построен по новому унифицированному типу аналогичному финскому Sr1.

Проект был создан на основе советского электровоза ВЛ80С. И хотя электровоз был уже технологически отсталым, по сравнению с западными аналогами, его тяговые характеристики превосходили многие китайские локомотивы, а конструкция была простой, надежной и недорогой в обслуживании.

Некоторые электровозы эксплуатируются по настоящее время.

Данный электровоз был последним отечественным локомотивом массово выпускаемым на экспорт.

{ "author_name": "Алексей Любимцев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 20, "likes": 127, "favorites": 92, "is_advertisement": false, "subsite_label": "stories", "id": 134599, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 03 Apr 2020 19:58:36 +0300", "is_special": false }
Объявление на TJ
0
20 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
25

Эх, что-то немыслимо теплое и ламповое в этих локомотивах есть

Ответить
10

Железнодорожная тема заразная. Я знавал одного фотографа, он фоткал поезда, локомотивы, вокзалы и вот это всё. Я думал про себя «что за ебанутый». А потом я сам внезапно увидел с другой стороны этих многотонных стальных красавцев, почувствовал особый жизненный ритм вокзалов, гул стальных путей и грозную силу электричества. И всё, пиздец. Уже тянет самому снимать поезда.

Ответить
9

Алексей, сердечно благодарю Вас за неожиданное освещение столь редкой темы. 😊👍

Ответить
1

Самое ламповое, когда после Новочеркасского бунта НЭВЗ стали выпускать локомотивы Владимир Ленин

Ответить
2

Что к чему? ВЛ-ки выпускали на НЭВЗ еще в 50-х (ВЛ22, ВЛ8).

Ответить
1

не смог найти ссылку на факт переименования завода в целях замалчивания восстания на НЭВЗе

Ответить

Рациональный спрей

1

отличный материал, внутренняя Дагни Таггерт в восторге

Ответить
0

Интересно!

Ответить
0

Очень познавательно

Ответить
0

помню малой ходил через станцию, под мордой этого локомотива страшновато. Они из лягушачей перспективы очень грозно смотрятся. в Батайске, как знаете, огромная железнодорожная сортировочная станция.

Ответить
0

В ходе производства был внесен ряд изменений в базовую модель: пульт машиниста перенесли на другую сторону, в России ездят большим капотом вперед, а в Америке — малым

Можно здесь немножко поподробнее?
Быстрый поиск в гугле ничего не говорит о том, что такое "большой капот" и "малый капот".
Вы имеете в виду, что кабину просто переместили назад, за двигатель?

Ответить
0

Никто не говорит большой и малый, есть длинный и короткий капот, у американцев машинист смотрит в сторону короткого, наши в сторону длинного, поэтому кабину нужно развернуть наоборот

Ответить
0

Капот - это закрытая часть с дизельным помещением, на фото пример движения малым( т.е. маленькой частью капота вперед),т.к. у нас пульт управления располагается с правой стороны кабины (машинист сидит справа и смотрит вперед длинной части капота) , по фото получается тепловоз едет назад. В США наоборот, пульт управления расположен так, что машинист смотрит вперед короткой части капота , и если бы это фото было сделано в Америке ,то тепловоз бы ехал вперед  

Ответить

Ученый бинокль

Николай
0

бля

Ответить
0

Смотрю на электровозы и тепловозы и вижу к них лица. Прям отчётливо их видно.....

Ответить
0

"Венгри" где то буква проебалась.

Ответить
0

поправил, спасибо

Ответить
0

"корупционную" - букву "р" проебали.

Ответить
0

М62 – вспомнил сразу советский же фильм-катастрофу «Поезд вне расписания».

Ответить
0

ТЭ114 забыли что был в Сирию, Иран и на Кубу поставлен. А еще забыли маневровые, ТЭМ2 много в Польшу поступили. ТГМ8 только на экспорт шел, в Югославию, КНДР, Вьетнам, Кубу. Узкоколейные ТУ7 во Вьетнам и на Кубу.

Ответить
Обсуждаемое
Интернет
Репортаж из соцсетей: Протесты против полицейского насилия и расизма по всему миру
К протестам в США присоединились французы, немцы, австралийцы и многие другие.
Новости
YouTube заблокировал агитационный ролик за поправки в Конституцию, в котором мальчика усыновляют геи
Модерация посчитала, что видео содержит дискриминационные высказывания.
Разборы
Кем был Джордж Флойд, из-за смерти которого в США начались протесты
Краткая биография погибшего во время задержания полицией мужчины.
Популярное за три дня
Интернет
Ролик о гей-родителях и поправках в Конституцию привёл к обратному эффекту — в сети говорят, что выбрали бы такую Россию
Однополая пара забирает ребёнка из детдома, а авторы спрашивают: «Такую Россию ты выберешь?». А артах и мемах отвечают — #ДаВыберу.
Новости
YouTube заблокировал агитационный ролик за поправки в Конституцию, в котором мальчика усыновляют геи
Модерация посчитала, что видео содержит дискриминационные высказывания.
Интернет
«Полиция убивает»: либертарианцы запустили движение против полицейской жестокости Russian Lives Matter
Пока одни требуют упразднить Росгвардию и прекратить пытки в колониях, другие критикуют хештег за «перетягивание одеяла» с Black Lives Matter.

Прямой эфир