Истории
Alexei Kuksin
12 346

Детям о блокаде Ленинграда

Что рассказывается об этом событии на уроках в школе.

В закладки
Аудио

27 января празднуется ровно 76 лет завершения одного из самых трагических событий Великой Отечественной войны. И это, пожалуй, одно из немногих событий, о котором в современной школе рассказывается на специальных «уроках-памяти».

Кто-то на таких уроках включает трогательные видео, кто-то устраивает интеллектуальные игры, а я… Я по старинке прочитал мини-лекцию, материал которой я выкладываю ниже. Вдруг кому-то будет познавательно и интересно. Детям понравилось.

Предыстория Блокады

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Началась внезапно без всякого объявления войны, и советские войска буквально были захвачены врасплох, что позволило немецким войскам на 18 день войны, даже несмотря на ожесточённое сопротивление выйти к границе современной Ленинградской области.

До самого Ленинграда оставалось чуть больше 300 километров. Город был заманчивой целью для немецких войск. Это был второй город страны, промышленная кузница и крупный важнейший порт. Это был город важный для русской истории и культуры. Все понимали, что врага нужно было остановить любой ценой.

Город и окружающие территории начали готовить к обороне. Силами женщин и детей, в рамках семидневных сцен на расстоянии сотен километров от города, началась строиться система оборонительных рубежей, получившая название Лужской. В самом городе в это время обустраивалась система бомбоубежищ, способная вместить одновременно за раз сотни тысяч жителей осаждённого города. И эти операции не прошли даром.

Немцы завязли в Лужском оборонительном рубеже, но, сформировав крупный ударный кулак, смогли его прорвать, и в рамках серии сражений с 8 по 30 августа окружили город и лишили его сообщения с большой землёй по железной дороге. 8 сентября пал Шлиссельбург, и город окончательно был блокирован. Но означало ли это, что город будет сдан на милость врагу? Как бы не так! Для Города наступало время величайшей трагедии и подвига. Наступило время Блокады Ленинграда.

Блокада Ленинграда

В сентябре немцы попытались сжать тиски блокады и затем взять Ленинград. Город потерял все свои предместья, но, благодаря храбрости солдат и офицеров Красной армии и полководческому гению маршала Жукова, враг остановился у самых границ города. Фронт проходил в 16 километрах от Зимнего дворца и 4 километрах от кировского завода. Его танки буквально с заводских стапелей отправлялись в бой.

Город не был взят, но враг не был бы подлым врагом если не искал способ как победить город и его людей. По его представлению это должен был сделать голод и жесточайшие авиационные бомбёжки, и артиллерийские обстрелы.

В начале в город пришли обстрелы.

«Немного впереди нас шёл переполненный народом трамвай. Он тормозит перед остановкой, где стоит большая группа ожидающих. Раздаётся разрыв снаряда, и многие на остановке падают, обливаясь кровью. Второй разрыв, третий… Трамвай разнесён в щепки. Груды убитых. Раненые и искалеченные, в основном женщины и дети, разбросаны по булыжной мостовой, стонут и плачут. Светловолосый мальчик лет семи-восьми, чудом уцелевший на остановке, закрыв лицо обеими ручонками, рыдает над убитой матерью и повторяет: — Мамочка, что они наделали…».

А затем голод.

Прочувствовали его ленинградцы с наступлением зимы 1941 года. Самой холодной и самой страшной зимы двадцатого столетия. Откуда же пришёл голод? Во-первых, значительные запасы продовольствия сгорели на складах во время первых бомбардировок города.

Во-вторых, подвозу продовольствия по единственному маршруту по Ладожскому озеру мешал лёд. Он был очень тонкий, и не подходил для задуманной идеи – организовать доставку всего необходимого прямо по льду. Для этого было необходимо время. Но этого времени не было у сотни тысяч ленинградцев.

Свободно купить еду в Блокадном Ленинграде было невозможно. Даже при наличии крупной суммы денег. Продовольствие можно было получить только по карточкам. Карточка – это сборник специальных талонов, в которых указывается количество еды, которое можно получить в магазине.

На эти же талоны, можно было, к примеру пообедать в столовой. Это очень неудобно, потому что на каждого человека по ним полагается только определённое количество продуктов. В основном хлеб, крупы, мясо, и небольшое количество сахара. По карточкам иногда выдавались и овощи, но это было чрезвычайно редко. Причём для каждой категории населения это количество было разное.

Что же могли получить из продуктов жители Блокадного Ленинграда? Для примера выберем категории иждивенцев и детей до 12 лет. Это самые бесправные категории в ту страшную пору. Ведь они получали самый минимум продовольствия

Прежде всего хлеб. В сутки эти категории получали не более 125 грамм на человека.

Мяса — 13 граммов, а точнее около 400 граммов в месяц. Сравнить это можно с одной банкой тушёнки. Но зачастую консервы выдавались в армии, а вместо мяса выдавался заменитель в виде требухи и прочих остатков мясного производства, что не употребляется в мирное время.

Крупы и макарон – 20-40 граммов в день (от 600 граммов до 1,2 килограмма в месяц). То есть, на день человеку полагалось не более столовой ложки крупы в день.

Сахара — 27-40 граммов (от 800 граммов до 1,2 килограмма в месяц).

Жиров – 6-16 граммов в день (от 200 граммов до полкило).

Приведённые нормы продуктов не насытят человека полноценно. В истории есть свидетельства о том, что первоначально многие тратили эти карточки буквально за неделю, а затем медленно погибали от голода. Однако даже экономия не всегда спасала. Ведь карточки не всегда можно было отоварить. В лучшем случае можно получить хлеб, да и не более того.

Вслед за бомбёжками и голодом, в Город пришёл холод.

Кончились запасы топлива, централизованное отопление прекратилось, а водопровод перемёрз. Электричество осталось только в отдельных оборонных заводах и учреждениях. На улицах остановился транспорт. Трамваи и троллейбусы встали грозными призраками на занесённых сугробами проспектах.

Обессиленные от голода люди были вынуждены были часами добираться пешком до своего места работы. И не все доходили…

Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания.

Умирали не только одинокие прохожие, но и умирали целыми семьями. По очереди. Как обыкновенная ленинградская школьница Таня Савичева.

До войны это была дружная большая семья. У неё было пять старших братьев и сестёр. Две сестры работали на Невском машиностроительном заводе. Другие братья на судомеханическом. В доме у Савичевых всегда было весело и шумно. До войны. В декабре 1941 года смерть пришла в дом Савичевых. Девочка, чтобы не забывать о каждом умершем, завела себе небольшую записную книжку, где выводила детским почерком даты смерти каждого из своих родных.

Это продлилось до мая 1942 года. Сама девочка прожила чуть больше, чем остальные. Однако её горести продолжались. Над Таней взяла опекунство дальняя родственница, но тепла и заботы девочка от неё не нашла. Родственница уходила на работу, а маленькая девочка должна была её ждать возле закрытых дверей. В итоге, ослабленная дистрофией, цингой и нервным потрясением Таня умерла 1 июля 1944 года в эвакуации.

Заключение

Несмотря на голод, холод и бомбёжки, город продолжал жить. В январе по ледяной дороге Ладожского озера прибыли первые крупные поставки продовольствия, а летом 1942 года в Ленинграде распахали множество земли под посадки овощей, и борьба за жизнь города продолжалась.

Продолжалась борьба и снаружи блокадного кольца. Сотни тысяч людей отдавали свои жизни ради спасения Ленинграда. В 1943 году Блокаду прорвали, а 27 января 1944 года город окончательно освободился от тисков немецких войск.

Как это неудивительно, но в конце во время завершающей беседы самые верные мысли насчёт того, «почему необходимо помнить жертвы и подвиг Блокады?», высказали самые маленькие дети с начальной школы. Они сказали, что эта история учит нас стоически переживать наши беды и горести, ведь по сравнению с жизнью Ленинграда в годы войны, они слишком маленькие и не стоят этих переживаний. Может быть это и правильно. Каждый на этот вопрос отвечает сам.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Написать
{ "author_name": "Alexei Kuksin", "author_type": "self", "tags": ["\u043b\u043e\u043d\u0433\u0440\u0438\u0434\u044b","\u043b\u0435\u043d\u0438\u043d\u0433\u0440\u0430\u0434","\u0432\u043e\u0439\u043d\u0430","\u0431\u043b\u043e\u043a\u0430\u0434\u0430"], "comments": 119, "likes": 44, "favorites": 95, "is_advertisement": false, "subsite_label": "stories", "id": 139042, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 27 Jan 2020 17:28:40 +0300", "is_special": false }
Создать объявление на TJ
Карьера
Вакансии в ИТ на начало апреля
От Tilda Publishing, «Яндекса», «Тинькофф» и других компаний.
0
119 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Трогательный бокал

58

К сожалению, Блокада тоже превращается в одну большую пропагандистскую сагу. И дело не в самой блокаде, это трагическая история нашей страны. А дело в том, что, в принципе Победу, как историческое событие, несколько лет назад взяли на вооружение в политических целях и теперь, по большей части, все события той войны используются в пропагандистских, а не исторических или гуманистических целях. А дети всегда чувствуют фальшь взрослых. И теперь перед этими горепатриотами, которые превратили историческую память в орудие словесных войн со своими оппонентами, появилась другая проблема - молодое поколение начало воспринимать вообще всю информацию о войне, как попытку их обдурить, морализаторство и зря потраченное время.
 Вот за это я этих любителей особого пути и не люблю. Они вытравили из россиян понимание о войне, как гуманистической трагедии, и привили мысль, что это блокадный хлебушек в виде акции, красивые фото улыбающихся солдат, громкая музыка на 9 мая и бесплатная каша.

Ответить
35

 Самой холодной и самой страшной зимы двадцатого столетия

Лёд был очень тонкий и не подходил для доставки всего необходимого по льду

Куксин что ты за пропаганду тут развёл? Ленинград тупо кинули без продовольствия решая текущие военные задачи. Сталин сам считал это большим позором и после войны распорядился уничтожить музей блокады.

Ответить
–17

Дед ну ты смешной. Прикинь сидят первоклашки, насасывают пальцы, а я им "Сталин кинул город без продовольствия".

Ответить
41

Ну да сидят такие дебилы и ты им заливаешь что в самую холодную и страшную зиму лёд был тонкий на озере

А если школьник тебя спросит как так, то ты его к директору отправишь

Ответить
6

Дед, блять. Пойди почитай про особенности Ладожского озера и отъебись от меня.

Ответить
51

Школьник: дядя куксин а как же так в самую холодную зиму лёд на озере не замёрз?

Куксин: блять, пойди почитай про особенности Ладожского озера и отъебись от меня

Ответить

Божественный

Ded
3

Ебать ты школьник, Дед

Ответить
9

Надо приглядеться к самым бухтящим ученикам. Даже знаю что использовать. Буду говорить фразу ловушку "Маск - гений!"

Ответить
1

Про глобальное потепление им отвечай)

Ответить

Сильный Орзэмэс

Alexei
0

Они умрут в пене 

Ответить
0

прогибограф збс тема, интересно послушать вместо воды про тоникий лёд.

Ответить
3
Ответить
2

Зачем вообще первоклашкам рассказывать про блокаду, они же вечером после школы в куклы играют.

Ответить

Дурацкий дым

Надежда
0

Чтобы помнили (автор даже в статье указал в выводах). 
Вообще сегодня еще и про холокост можно рассказать.

Ответить
8

Семилетнему ребёнку нахер не надо это помнить, он даже не способен осознать это знание. Ребенка сначала нужно научить  писать, читать и критически мыслить. 

Ответить

Дурацкий дым

Надежда
1

Они сказали, что эта история учит нас стоически переживать наши беды и горести

Смотри как "осознали это знание" первоклашки. Мне кажется, ты недооцениваешь мыслительные способности детей.

Ответить
16

Ну да, воспитаем ещё одно  поколение "надо переносить горести, надо потерпеть". Если бы они задали вопрос: "а кто вообще виноват, что так получилось?" - вот тогда я бы поверила в умственные способности детей.

А так ответили по шаблону и нормуль, взрослые умилились, можно дальше сидеть на жопе ровно.

Ответить

Дурацкий дым

Надежда
2

Ну да, воспитаем ещё одно поколение "надо переносить горести, надо потерпеть"

Странная логика. По этой логике историю не надо учить, не надо сопереживать людским бедам, чтоб не вырасти терпилами.

Ответить
11

Им 7 лет, зачем ты хочешь свалить на них грязь всей истории человечества в семь лет? Они ещё Малыша и Карлсона самостоятельно не прочитали, а ты им рассказываешь про трупы, голод, холод, смерть целых семей. Зачем? Думаешь, у них от этого больше шансов вырасти хорошими людьми? Может лучше пускай книжки добрые в детстве читают, чем ужасаются событиям 75-летней давности?

Ответить

Городской

Надежда
3

Категорически согласен, меня лично в начальной школе совершенно угнетала вся эта военная тема

Ответить
0

Тебя вообще в школе всё угнетало, и математику с теорией вероятности прогуливал, теперь веришь в мартингейл и что в рулетку можно выиграть

Ответить

Дурацкий дым

Надежда
1

Одно другому не мешает. Никто им не транслирует мысли о смерти 24/7. Рассказывать на классных часах об исторических событиях в памятные даты - стандартная практика.

Ответить
0

Вот поэтому я из школы и уволилась

Ответить

Дурацкий дым

Надежда
1

Кстати, я ж рассуждаю со стороны ученика и как мы в классе относились. 
Со стороны учителя конечно могут быть другие переживания и опыт.

Ответить

Городской

Дурацкий
1

В истории надо искать поводы для гордости.
Только вот сам факт оборонительной войны на собственной территории - повод в первую очередь для резонных вопросов о том, как можно было до такого унижения докатиться и кто в этом виноват.

Меня оскорбляет культ виктимности, который проповедуют носители советского дискурса. Быть жертвой - стыдно. Стыдно навязывать себе такую историческую роль.

Знаете, как ведет себя джентельмен? Он не превозмогает и не совершает подвигов. Он заставляет врагов превозмогать и совершать подвиги, а сам смотрит на это с невозмутимым и немного ироничным видом. Попивая при этом чаёк и заедая пирожком. Джентельмен ни от кого не защищается: он заранее предусматривает и нейтрализует все потенциальные причины для самообороны. Если же ему все же приходится отмахиваться, он делает это, не получая повреждений и не испытывая ни малейших неудобств.

Я хотел бы, чтобы именно таков был образ русского человека. И в истории России найдется достаточно примеров, подходящих под него. Когда-то империя захватила 1/6 часть суши, обломала когти Швеции и превратила гонорисую Польшу в свою провинцию. Так в то время поступали все, кто мало-мальски уважал себя: англичане, французы, те же шведы, которым просто не повезло. Вторая мировая же в репутационном плане и с точки зрения народного самосознания оказала и продолжает оказывать стране услугу совершенно медвежьего характера.

Ответить

Дурацкий дым

Городск…
4

В истории надо б знать правду. Есть там гордость или нет. 
Чтоб люди помнили, чтоб знали какие могут быть последствия от тех или иных действий. 
Мне наоборот не нравятся высосанные из пальца герои. Герои, которых облагораживают ради красивого образа.

Да, народу надо иметь героев, но о грустном нельзя забывать.
З.Ы. Детям конечно правду во всех подробностях не вываливают..

Ответить
1

*В истории надо б знать правду.*

И Вы знаете эту «правду»? Если да, как у Вас получается добывать «правду»? 🧐

Как вижу, люди не знают правду даже о том, что происходит с ними и сейчас. Что ж говорить о «делах давно минувших дней»?

Если бы «историческая правда» была достижима и доступна ширнармассе, не было бы никакой возможности переписывать историю в угоду политконъюнктуре. ☝️

Ответить

Дурацкий дым

Виталий
1

В том-то и дело что хотелось бы правды, а не, например, героического обмана.

Ответить
3

Оборонительная война на своей территории - унижение, поэтому надо нападать первыми! Бахнем!

Ответить
1

Выглядит так, что Вы поклоняетесь культу силы и Ваш идеал — нереалистичный ницшеанский перс Übermensch («джентльмен»). Но способны ли Вы сами быть Übermensch’ем, показать пример? 🧐

В реальности же человек/народ, не знающий поражений, — сказка. В реальности намного более описанного Вами артистизма имеет значение способность превозмогать трудности и «держать удар». ☝️

Ответить

Городской

Виталий
0

Я ничему не поклоняюсь, просто описываю, какой образ страны в целом более, а какой - менее привлекателен.

Ответить

Дурацкий дым

Надежда
0

Вообще странно. Те же евреи стараются не забыть Холокост, рассказывают о нем

Хуже Освенцима может быть только одно - забыть, что он был

Рассказываешь детям о Блокаде Ленинграда - ууу они еще глупые чтобы понимать, и вырастет поколение "надо переносить горести, надо потерпеть", никакого критического мышления.

Ответить
0

Я подневольный человек.

Ответить
0

Я человѣкъ маленькій, червякъ ползущій, ничтожество изъ ничтожествъ :(

Ответить
0

Узнаю старую и недобрую Башегурову. Теперь она меня подьебывает и на tj.

Ответить
0

Эй, я работаю над собой, ок?

Ответить

Божественный Орзэмэс

17

Мы ответим прямо
Повторим на бис
Победил не Сталин
Победил — ленд-лиз!

Ответить
5

это тщательно замалчивается (не делается акцент и занижается ключевая роль союзников)

Ответить
5

Да не замалчивается. Просто принижается значение. Объективно СССР он помог. Но имел ли он решающее значение в стране? Вопрос дискуссионный.

Ответить
10

никто об этом не знает почти, я узнал об этом по собственной инициативе, так как любознательный а уж никак не в школе

Ответить
8

В учебнике это есть. 

Ответить
5

Видимо у нас какие-то разные учебники. 

Ответить
3

Это отрывок из учебника по которому училось 90% российских школьников.

Ответить
–1

да, похоже. если вы хотите сказать, что "это написано про лендлиз", то я поспешу сказать - это бесформенная залупа, а не про конкретную , будем говорить реально - одностороннюю помощь в кредит со стороны США. так и растет "то самое" население.. вы преувеличиваете значимость адаптации "для детей". это не дауны, которые вырастут в нормальных людей, а гении, которые еще не раскрылись

Ответить
0

Ясен хуй, у тебя американский учебник

Ответить

Божественный

Alexey
0

Скажите, по какому вы учились?

Ответить
0

Предполагаю, что по Кредеру.

Ответить
5

В моем учебнике об этом был один абзац. Учитель сказал, что американцы поняли, что мы побеждаем и подмазались к победе, прислав тушенки и грузовых машин, но на результат это никак не влияло.

Ответить
0

Вот именно также нам и рассказывали.

Ответить
8

Не придумывай. Об этом в каждом учебнике по истории в соответствующих главах есть.

Ответить
4

Бля, чувак, даже я, будучи невнимательным пиздюком в школе, помню про лендлиз с уроков истории. Ты либо набрасываешь, либо иди тряхони свою училку, которая учебник скипнула.

Ответить

Всевозможный теркин30см

ouxen
1

Я в школе узнал.

Ответить
0

Ты в какие года историю в школе изучал?

Ответить

Авторский Кирилл

ouxen
0
Ответить
4

История не терпит сослагательного наклонения. Ленд-лиз был, и сыграл существенную роль в нашей победе. Тушенка "второй фронт" и яичный порошок кормили армию (хотя монголы поставили не меньше). Взрывчатка и алюминий позволяли строить самолёты и снаряжать снаряды. Виллисы и Студеры перевозили всё: от личного состава до Катюш. Валентайны и Матильды прилично воевали на юге Союза. Шерманы очень любили все танкисты. "Харрикейны", причём вместе с британскими пилотами мы получили в самое тяжёлое время - осенью 1941 г., когда не хватало не только самолётов, но и боевых лётчиков. "Аэрокобра" подверглась испытаниям в ЛИИ, в конструкцию были внесены некоторые изменения (в частности снята часть вооружения), и самолёт стал летать так, что американцы им гордятся до сих пор, а "КингКобру" вообще называли русским самолётом, и он у нас летал ещё в 50х годах. В армию поступали даже "Кольты" и "Томми-Ган". Не надо ставить вопрос: что было бы без ленд-лиза. Нужно просто сказать за него "спасибо". Мы победили немцев сами, но все равно спасибо. 

Ответить
–3

Несколько лет назад зарылся в тему ленд-лиза и, к своему удивлению, обнаружил, что значительные поставки начались только осенью 1943. Дотоле думал, что они были значительными на протяжении всей ВОВ.

Исходя из того, что к осени 1943 исход войны был уже предрешён, поставки через ленд-лиз не были решающими. Однако, как понял, они сберегли много жизней. На глаза попадали расчёты, согласно которым потери РККА были бы ≈ на два млн выше.

Ответить

Божественный Орзэмэс

ouxen
7

На самом деле нет

Ответить
6

Да ну, маме в школе про лендлиз рассказывали еще в 60-х, кем замалчивается то.

Ответить
0

Кем замалчивается?

Ответить
1

Советский народ победил

Ответить

Фантастический жар

Sergey
4

Сам себя

Ответить
0

Шо то говно шо это

Ответить

Авторский Кирилл

Божественный
0

там не только тушняк же шел, а куча автомобилей, техники

Ответить
14

еще бы без патетики типа «враг не был бы подлым врагом»

Ответить
9

Граждане! При снятом пейволле эта часть страницы наиболее опасна!

Ответить

Публичный ключ

7

Почему почти вся родня у Савичевой Тани умерла, а у товарища Жданова все выжили?

Ответить

Трогательный бокал

Публичный
6

Чую, чую русофобию в вашем вопросе!

Ответить
2

Жданов был украинец с мариуполя

Ответить
5

полководческому гению маршала Жукова

А в чём заключался гений? Какую именно гениальную комбинацию там сыграли?

Ответить
6

Разгадал планы немцем а точнее направление главного удара танковой армии Гота .А до этого распорядился снять все орудия с кораблей в том числе и крупный калибр , именно корабельные орудия раздолбали  танковую группировку Гота ,после этого наступление на Лениград прекратилось ,а 4 танковый корпус Гота перебросили под Москву.

Ответить
0

Спасибо, любопытно. Вот блин бы это и в статью.

Ответить
6

Слишком агитично

Ответить

Авторский Кирилл

4

взрослым о блокаде ленинграда

https://www.severreal.org/a/30389979.html

Ответить
2

Крутейшая статья, спасибо!

Ответить

Коммунальный холод

Авторский
1

Все очень логично. Кстати даже в советских фильмах (!) показывали как солдат с фронта кормит голодающую блокадницу тушенкой из вещмешка.

Ответить

Скрытый цвет

5

Очередное преступление Сталина против своего народа. 

Ответить

Божественный Орзэмэс

Скрытый
0

Интересно, много грузинов в Ленинграде жило?

Ответить

Скрытый цвет

Божественный
1

Так Сталин же главный русский вождь за всю историю. Телевизор не смотрел?

Ответить

Божественный Орзэмэс

Скрытый
3

Нет, спасибо, я не голодный (не коммунист)

Ответить
4

Мне не нравится, как написана статья, ты комменты лучше пишешь.

Ответить
1

Материал адаптирован для детей. 

Ответить

Божественный Орзэмэс

Alexei
9

А должен быть адаптирован для геюг. Или не пиши здесь

Ответить
0

Ну или хотя бы... Ну ты понял.

Ответить
2

У меня есть, видимо, тупой вопрос, но нигде не видел на него ответа. Почему никто не занимался рыболовством? Реки есть, берег ладожского тоже, так почему бы не поставить сети?

Ответить
4

Какие сети не было вайфая тогда

Ответить
0

Авиация противника имело полное превосходно в воздухе ,так что любую лодку Мессершмитт мог расстрелять и потопить.

Ответить
2

Но ведь машины как-то по дороге жизни перевозили продовольствие, да и не обязательно ставить сеть с лодки, достаточно и берега, тем более не так уж и легко рассмотреть человека в воде с самолета. Ну или по ночам этим делом заниматься.

Ответить
0

По дороге жизни возили продовольствие только  зимой.Не думаю что рыбой можно было прокормить Ленинград ,да и кому ставить сети женщины и старики окопы и противотанковые рвы рыли а мужское население все на фронт ушли.

Ответить
2

Я о дороге жизни сказал, имея ввиду, что если машины на ней не расстреливали, то и лодки вряд ли бы получилось тронуть.

Ну а кому ловить - вопрос интересный, я еще мелким в 9-10 лет смог бы поставить, а уж в те времена, когда жрать нечего, явно можно время найти. Скольких можно было бы прокормить не знаю, но на пару десятков тысяч человек хватило бы.

Ответить
0

У меня дед колюшку ловил в ЦПКиО, почему не ловили на Неве, к сожалению, не спрашивал.

Ответить
2

а где инфа, что город изначально был подготовлен к сдаче - из него вывезли все продовольствие?

Ответить
0

Первоклассникам про сдачу города? И про херню про вывоз продовольствия, я уже не выдюжу. Хотя надо бы написать статью про мифы блокады.

Ответить

Скрытый цвет

Alexei
1

Напиши про террор в армии

Ответить
0

ты можешь пока что один миф развенчать

Ответить
2

Ну логика же. Если город хотят сдать и вывозят продовольствие, то зачем строить лужский оборонительный рубеж? Причем еще на нем бодаться с немцами почти месяц. Ладно, после его прорыва и до падения Шлиссельбурга есть еще неделя. Как можно за неделю вывезти из многомиллионного города все запасы продовольствия, учитывая, что железнодорожные ветки буквально парализированны эвакуированными людьми?

Ответить
2

то есть, указ сталина "При вынужденном отходе частей Красной Армии угонять подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего. Колхозники должны угонять скот, хлеб сдавать под сохранность государственным органам для вывозки его в тыловые районы. Все ценное имущество, в том числе цветные металлы, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, должно, безусловно, уничтожаться." был полностью проигнорирован?

Ответить
1

Может быть он проигнорирован во первых из-за скорости событий, а во вторых, что Ленинград никто не собирался сдавать?

Ответить

Всевозможный теркин30см

1

Наконец-то Куксин сподобился написать статью о Ленинграде!

Ответить
4

не понятен месседж, деды терпели и нам велели, главное сидеть и не бухтеть?

Ответить
0

Ну а ты, что предложил бы? 

Ответить
3

нужно осудить этот убой, всё зря, ради амбиций узурпаторов

Ответить

Всевозможный теркин30см

Alexei
1

Да особо ничего. Самое яркое впечатление моей бабушки: её послали купить козинаки, она купила, а пока шла домой крошка за крошкой всё съела.

Ответить
0

Потом её пиздили всей семьёй?

Ответить

Всевозможный

the.nig…
1

Нет, простили.

Ответить

Всевозможный теркин30см

ouxen
1

Ну моя бабушка была в Ленинграде во время блокады, и её рассказы больше сходятся с рассказом Алексея, чем с теми рассказами, где люди ели крыс, либо спокойно наслаждались мороженым

Ответить
–2

Спокойно наслаждались крысами.

Ответить

Всевозможный теркин30см

the.nightmarez
2

Я понимаю, что ты шутишь, но я бы не хотел, чтобы зиждились такие мнения на безосновательных мнениях

Ответить
0

Был материал со школы, поэтому убил двух зайцев.

Ответить
1

И нет ни слова про Маннергейма?

Ответить

Скрытый цвет

Galyaska
3

Он великий русский военный, который сражался против красной чумы. Жаль мемориальную доску сняли

Ответить

Городской супер_стар

1

стоически переживать наши беды и горести

Мерзость.

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

«Если бы нас захватили немцы, пили бы хорошее пиво и ездили бы по хорошим дорогам»

©️TJournal

Ответить

Разнообразный спрей

0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Началась внезапно без всякого объявления войны, и советские войска буквально были захвачены врасплох.
Всегда удивлюсь этой трактовкой. А что до этого полтора года творилось в Европе никто на уроках истории не рассказывают, ни про социалистические преобразования Украины, Белоруссии, Литвы 39-ого года, ни про пакт Молотова-Риббентропа. Началась война внезапно! Год до этого начали принимать на вооружение Т-34, тяжёлые танки КВ, истребители Як-1, но тем не менее ни кто якобы не знал что война может начаться!

Ответить

Комментарий удален

0

 За период войны Кировский завод дал фронту 18 тыс. танков и САУ, 48,5 тыс. танковых моторов, 85 тыс. комплектов топливной аппаратуры, более 17 млн заготовок снарядов, разработал и поставил на серийное производство 13 типов боевых машин и 6 видов танковых двигателей. https://kzgroup.ru/rus/m/1993/70_let_welikoy_pobede.html
Вопрос возник - если завод всё это производил, то откуда брался весь этот металл, а ведь ещё были сопутствующие материалы для производства. Значит их как то подвозили, а продукты не могли?

Ответить
0

*откуда брался весь этот металл*

С металлургических заводов, не?

*их как-то подвозили, а продукты не могли?*

Продукты чего? Почему не могли?

Не смог понять, что Вы имеете в виду. Раскройте, пожалуйста, свои вопросы, либо перефразируйте их.

Ответить
Обсуждаемое
Интернет
Путин возложил ответственность в борьбе с Covid-19 на регионы. В соцсетях посчитали это сиквелом речи «Вы держитесь там»
После короткого обращения с продлением «нерабочей недели» президенту поставили в укор и боязнь слова карантин, и нежелание брать на себя непопулярные меры.
Новости
Путин выступит с новым обращением к нации
После 16:00 по московскому времени.
Новости
Путин продлил нерабочие дни до 30 апреля
Изначально нерабочая неделя длилась до 5 апреля.
Популярное за три дня
Петербург
В Петербурге сделали граффити-портрет неунывающего командора из «Крутого пике». Его закрасили через сутки
1 апреля жители Петербурга заметили на Литейном проспекте новый стрит-арт. Художник из команды HoodGraff нарисовал Командора и его второго пилота Дринкинса из юмористической телепередачи 1990-х годов «Крутое пике», входившей в журнал видеокомиксов «Каламбур».
Новости
Собянин выступил против финансовой помощи россиянам от государства: «Бизнес должен проявить социальную позицию»
По словам мэра Москвы, если государство выплатит всем деньги, «бюджеты треснут».
Новости
Небольшой город в Испании ещё в марте изолировался и прогнал всех туристов. Там до сих пор нет заражённых коронавирусом
Два раза в неделю город дезинфицируют, а продукты и лекарства разносят два человека.

Прямой эфир