Медный всадник - с литературы на сцену

В закладки

«Пушкин – наше всё», - это высказывание из уст русского поэта Аполлона Григорьева прозвучало более 150 лет назад.

​Поэт Аполлон Григорьев

Литературное наследие Александра Сергеевича действительно объединяет многих людей. Особым почитанием Пушкин пользуются у творческих людей: художники по его сюжетам пишут картины, а композиторы произведения поэта озвучивают прекрасной музыкой. Не обошёл стороной творения Александра Сергеевича и выдающийся советский композитор Рейнгольд Глиэр

​Композитор Рейнгольд Глиэр

Замечательный маэстро, вдохновлённый образами великого поэта, создал глубоко содержательный трехактный балет - лучшее сочинение композитора по одному из самых сильных произведений Пушкина - поэме «Медный всадник».

14 марта 1949 года в Ленинграде, состоялась премьера балета "Медный всадник" на музыку Рейнгольда Глиэра.

​Режиссер Ростислав Захаров, композитор Рейнгольд Глиэр, либреттист Петр Аболимов

«Медный всадник» — балет в 3-х актах 13 картинах с прологом композитора Рейнгольда Глиэра на либретто Петра Аболимова по одноимённой поэме Александра Пушкина. Постановка балета была приурочена к отмечавшемуся в 1949 году по всей стране 150-летию со дня рождения Пушкина.

​Советский артист балета, балетмейстер, оперный режиссёр, педагог, автор книг о балете : Ростислава Захаров
​Российский советский театральный художник, живописец, график и педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР: Михаил Бобышов

Премьера спектакля в постановке Ростислава Захарова и оформлении Михаила Бобышова состоялась на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова

Главные партии исполнили; Константин Сергеев(Евгений), Наталия Дудинская (Параша), Алла Шелест (Царица бала)

​Константин Сергеев(Евгений)
​Константин Сергеев(Евгений), Наталия Дудинская (Параша)
​Алла Шелест (Царица бала)
​Дирижер Евгений Дубовской

Летом того же года спектакль был перенесён Захаровым на сцену Большого театра. Премьера состоялась 27 июня 1949 года

Главные партии исполняли Владимир Преображенский (Евгений), Ольга Лепешинская (Параша), Марина Семёнова (Царица бала), Александр Радунский (Пётр I), дирижировал Юрий Файер.

​Владимир Преображенский (Евгений)
​Ольга Лепешинская (Параша)
​Марина Семёнова (Царица бала)
​Александр Радунский (Пётр I),
​Дирижер Юрий Файер

Вторая премьера прошла 29 июня 1949 года

Главные партии исполняли Алексей Ермолаев (Евгений), Раиса Стручкова (Параша), Софья Головкина (Царица бала), Александр Томский (Пётр I)

​Алексей Ермолаев (Евгений)
​Раиса Стручкова (Параша)
​Софья Головкина (Царица бала)
​Александр Томский (Пётр I)

В следующем театральном сезоне к исполнителям главных партий присоединились Михаил Габович (Евгений) и Галина Уланова (Параша).

​Михаил Габович (Евгений)
​Галина Уланова (Параша).

Это четвертый балет Ростислава Захарова на пушкинские темы. Он говорил: «Не имея опыта «Бахчисарайского фонтана», «Кавказского пленника» и «Барышни-крестьянки», я не рискнул бы взяться за это сложнейшее историческое и философское произведение... Историческая тема требовала особо тщательного изучения материалов петровской эпохи. В моем распоряжении оказались все нужные источники: Летний дворец, первоначальная планировка Летнего сада, Петровская галерея Эрмитажа. Изучая гравюры, рисунки, знакомясь с военным уставом Петра, правилами поведения на ассамблеях, я живо представил себе жизнь будущих героев спектакля». Композиционный план балета содержит 40 танцевальных номеров, включающих народные пляски, стилизации придворных танцев, пантомиму, лирические сцены.

Краткое содержание

На фоне пустынного берега Невы вырисовывается царственный образ Петра I. Он погрузился в раздумье о будущем государства Российского и мечтает о строительстве города, имеющего важное значение для всей страны.

1824 год, столица России. В ясный осенний день на центральной площади Санкт-Петербурга около горделиво возвысившегося монумента Петру I прогуливается народ.

Его внимание привлекает бродячий театр кукол, а также актёры балаганного театра - Коломбина и Арлекин. На площади около памятника появляется Евгений, здесь он должен встретиться со своей возлюбленной Парашей.

Девушка приходит, и счастливый молодой человек радостно устремляется к ней навстречу. Однако скоро начинает смеркаться, и величественный монумент Петра Великого пугает Парашу. Юноша успокаивает её и эмоционально начинает рассказывать о Петре…

Гавань в Санкт-Петербурге. На адмиралтейскую судоверфь, где идёт подготовка к спуску на воду вновь построенного корабля, в сопровождении Меньшикова прибывает Пётр I. Их встречает крестник царя Ибрагим Ганнибал. К пирсу пришвартовывается иноземный корабль, с которого на берег сходят иностранные гости. Они восхищаются строящимся городом и изумляются, насколько быстро и добротно русские пополняют свой флот. Пётр рубит канат, и корабль отправляется в море. Все ликуют.

Царь со своей свитой отправляется на ассамблею. Ибрагим Ганнибал на балу танцует с «Царицей бала». В зал входит Пётр I, он приказывает принести глобус и объясняет гостям свои планы по освоению морских просторов, а затем принимает верительные грамоты от послов разных государств. Вновь начинаются танцы, а далее гостям в качестве развлечения предлагается поиграть в жмурки: каждый мужчина с закрытыми глазами должен выбрать себе даму. Без партнёрши остаётся английский посол, который как проигравший выпивает большой кубок вина и, захмелев, падает под смех всех присутствующих. Бал окончен. Гости разошлись, но Пётр вновь в раздумьях. Он повелевает Меньшикову принести план строений города и в своих мечтах рисует облик будущей столицы России.

На этом рассказ Евгения заканчивается, и молодые люди прощаются.

На окраине Санкт-Петербурга, в небольшом домике на берегу залива вместе с матерью живёт возлюбленная Евгения. На лужайке собираются подружки, они затевают хоровод, к ним присоединяется Параша.

Мать девушки, наблюдавшая за танцем, вспоминает, как в пору её молодости умели веселиться и плясать.

Матушка уходит в дом, а девушки, услышав рассказ Параши о любимом молодом человеке, уговорили её погадать. Однако карты предсказали девушке беду, и подружки, чтобы отвлечь Парашу от грустных мыслей, хотят развеселить её танцем. Появляется Евгений, он старается быть незамеченным.

Увидев молодого человека, смутившись, девушки убегают, а Евгений и Параша остаются одни. Охваченные нежным чувством они признаются друг другу в любви. Девушки возвращаются и поздравляют молодых людей с помолвкой. Вдруг со стороны залива подул пронзительный ветер, Евгений спешит попрощаться с Парашей.

Евгений в своей комнате. Он нежно вспоминает о свидании с возлюбленной, как вдруг пушечные выстрелы предупреждают о наводнении. Беспокоясь о Параше, Евгений выбегает на улицу.

Напуганные горожане столпились на набережной, наблюдая, как стремительно прибывает вода. Люди в страхе разбегаются. На опустевшей набережной появляется Евгений. Молодой человек с ужасом смотрит, как стихия сметает всё на своём пути: погибают люди, рушатся дома. Завидев случайную лодку, Евгений не раздумывая, бросается в пучину, в надежде, что рыбаки помогут ему встретиться с невестой.

Буря наконец-то утихает и Евгений добирается до того места где со своей матушкой жила Параша. Но старого домика нет, только сиротливо стоит сломанное дерево. Юноша потрясён настолько, что едва начинает воспринимать увиденное. Рассудок молодого человека не выдерживает, и у него начинаются галлюцинации. Устав гоняться за видениями, Евгений в изнеможении падает на землю.

На Сенатской площади вновь многолюдно. Возле памятника Петру I бродит безумный Евгений. Прохожие смотрят на него с сожалением. Сознание молодого человека на некоторое время проясняется и он узнаёт то место, где недавно встречался и был счастлив с Парашей. Посмотрев на монумент, Евгений грозит ему, так как видит в нём причину всех своих несчастий. Воспалённому воображению юноши видится, что памятник ожил и хочет его затоптать. Евгений падает мёртвым, сил бороться у него больше нет.

В самом конце спектакля, в эпилоге, Р. Глиэр вставил музыкальный номер, восхваляющий Великий город и символично назвал его гимном. Это произведение действительно впоследствии воспринималось как визитная карточка Ленинграда. В 2003 году поэт Олег Чупров сочинил слова к этой музыке, а композитор Григорий Корчмар внёс редакционные изменения в музыку Глиэра. Такая версия произведения впоследствии была утверждена официальным государственным символом - гимном города Санкт-Петербурга.

{ "author_name": "Андрей Покровский", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 8, "likes": 9, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "subsite_label": "stories", "id": 143726, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 15 Feb 2020 21:46:52 +0300", "is_special": false }
Объявление на TJ
0
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Теоретический Женя

0

Это же Илюхер

Ответить
0

С литературы!
С!
У тебя буквы И З платные что-ли?

Ответить
0

Спасибо,  я прекрасно разбираюсь в предлогах. Предлог "с" выражает пространственное отношение, а именно "направление сверху вниз": спрыгнул с крыши, с чего то.  У предлога "из" несколько другое пространственное значение: из чего то,  вылез из.  В данном случае,  предлог С выражает образ Медного всадника сошедшего с литературы,  а не вылезающего из литературы. Речь идет именно об образе,  а не о произведение.  

Ответить
0

сошедшего с литературы

Таблетки не выпил?

Ответить
0

А вот частица Ли,  всегда пишется раздельно! 

Ответить
0

с литературы

когда прогуливал русский язык и литературу

Ответить
Обсуждаемое
Новости
«Впереди долгие месяцы сложной реабилитации»: Олег Тиньков перенёс пересадку костного мозга
Бизнесмен с супругой планируют создать фонд, который будет заниматься вопросами донорства костного мозга в России.
Новости
Илон Маск пригласил семью Королёва на запуск SpaceX. Внук учёного назвал его «очень весёлым человеком»
«Он был одним из лучших», — написал про Королёва Маск. «Он был лучшим», — твитнул в ответ «Роскосмос».
Новости
Нидерланды подали в ЕСПЧ иск против России из-за крушения рейса MH17 над Донбассом в 2014 году
Иск подали на фоне проходящего судебного процесса над четырьмя обвиняемыми по делу о крушении Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines.
Популярное за три дня
Новости
В Хабаровске прошла вторая за два дня акция протеста. Вчера в крае продлили запрет на массовые мероприятия
В поддержку арестованного губернатора Сергея Фургала организовали протестный автопробег.
Новости
В Петербурге на флагштоке школы появился флаг ЛГБТ
Директор школы назвала это диверсией и обратилась в полицию.
Истории
«Я живу на улице 15 дней»: TJ побывал на забастовке курьеров и пообщался с ними о конфликте с Delivery Club
Курьеры требовали встречи с руководством компании, вместо этого к ним пришёл «Левый фронт».

Комментарии