Истории
Мила Витива
2306

«В провинции есть особая атмосфера»: как жители российских регионов создают нишевые проекты для творчества

Проекты, которые помогают поэтам учиться, комикам выступать, а музыкантам – делиться опытом.

Творческие люди часто уезжают в столицу, считая, что в регионах для них нет перспектив. Однако комики в Казани могут выступать каждый день. Поэты Самары имеют собственную площадку на Грушинском фестивале. На фестиваль в Белгород охотно приезжают гости со всей страны. В этом материале собраны истории трёх проектов с совершенной разной судьбой, но общей схожестью — их создали увлечённые люди, предпочитающие родной регион перспективам столичных городов.

В закладки
Аудио

Мастерская по созданию поэтов

В 2014 году в Самаре открылась «Поэтическая Мастерская», идея создания которой принадлежит поэту Роману Мнацаканову и организатору развлекательных мероприятий Александру Максимову. Они заметили, что специалисты в творческих сферах почти всегда имеют собственные школы: будущие художники и музыканты с детства занимаются у педагогов и совершенствуются в своём деле.

Однако у литературы подобного заведения нет. Тогда друзья решили создать проект по обучению авторов всему необходимому для творческой карьеры. Он и получил название «Поэтическая Мастерская».

Очень часто талантливым авторам просто не хватает каких-то умений. Есть много тех, кто пишет отличные стихотворения, но не могут правильно держать себя на сцене. Другим надо поработать над текстом. Мы создали место, где эти ребята могли бы получить всё, что нужно для творчества и выступлений.

Александр Максимов
сооснователь «Поэтической Мастерской»

Для повышения качества выступлений у авторов, основатели решили привнести в творческую деятельность профессиональное отношение. К примеру, на большинстве поэтических событий организатор мероприятия берёт на себя все обязанности, к тому же и сам выступает на вечере. Основатели разделили ответственность: Роман стал художественным руководителем «Поэтической Мастерской», а Александр отвечал за продюсирование и организацию. Оба равнозначно занимались проектом и делали его вместе.

Такое разделение сняло ответственность за организационные вопросы с выступающих и позволило им заниматься только творчеством. Продюсер и художественный руководитель смогли заниматься исключительно своими обязанностями.

Чтобы в «Поэтической Мастерской» оказывались только те, кому это действительно нужно, организаторы провели кастинг. Они подбирали поэтов «под себя», создавая коллектив людей с общей целью и похожими взглядами на творчество. Отбор проходил два раза: первый состоялся на городском фестивале «Старт», там набрали большинство участников. Через несколько недель второй кастинг прошёл в Самарской Областной Юношеской Библиотеке. На нём организаторы вместе с уже отобранными участниками выбирали вторую волну.

Первый набор «Поэтической Мастерской» из архива Александра Максимова

На кастинге требовалось прочитать два собственных стихотворения: одно под музыку, а второе без. После этого создатели «Поэтической Мастерской» расспрашивали участников о том, что ещё они умеют делать. В проект в основном попали авторы без опыта выступлений с поэтическими текстами от 15 до 25 лет.

Я сказала, что умею играть на фортепиано и меня попросили спеть, играя на стоящем в зале пианино. Было ужасно страшно. Помню, как тряслись руки, пока пыталась сыграть «Агату Кристи» на фортепиано. Сейчас вспоминается, как в тумане. Но в итоге меня взяли. После кастинга мы сели в круг, посмотрели друг на друга и с того дня началась наша история, которая продолжается до сих пор.

Настасья Явцева
руководитель второго набора «Поэтической Мастерской», участник первого

Как только набрали первый состав, начались занятия. Участники собирались в Юношеской библиотеке два раза неделю по 3-4 часа. На этих встречах проходили мастер-классы по речи, сценическому движению, встречи с творческими деятелями, а также разборы стихотворений участников Мастерской. Кроме того, все вместе готовились к итоговому концерту.

У нас постоянно были какие-то активности. Бывало, Саша просто писал, например: «Завтра возьмите с собой спортивную одежду». И никто не знал, чем мы, собственно, будем заниматься. Потом уже только выясняли, мол, будут телесные практики.

Софья Левицкая
руководитель второго набора «Поэтической Мастерской», участник первого

В разговоре с TJ участники «Поэтической Мастерской» замечают, что самое сложное — научиться не каким-то техническим моментам, а умению слышать критику других людей и развиваться благодаря ней.

Думаю, как и для всех, самым сложным было научиться адекватно воспринимать критику, понимать, как использовать её с пользой. Я бы назвала это обучение кротости. Кротость для поэта полезна, хотя и не во всём. Но каждый должен уметь с ней обращаться.

Эмпатия – второй неожиданный образовательный инструмент в этой программе. Наши стихи становились лучше, благодаря взаимопроникновению, пониманию, совместным переживаниям и опыту.

Настасья Явцева
руководитель второго набора «Поэтической Мастерской», участник первого

После завершения обучения коллектив «Поэтической Мастерской» стал активно выступать. Больше всего в проекте прижился перфоманс. Александр Максимов объясняет это тем, что в современности, когда можно прочитать и послушать любые стихи в интернете, нужны формы, которую привлекают внимание и дополняют смысл текста.

Максимов вспоминает поэтический вечер, приуроченный ко Дню Победы. Авторы решили не писать тексты про войну, посчитав, что это будет выглядеть натужно, и решили искать образ победы в собственных текстах. Они выбрали стихи на самые разные темы и постарались найти в них образы сражений и борьбы. Далее они составили их них программу, и произведения в этом контексте стали звучать эхом Великой отечественной войны или войны в принципе, говорит Максимов.

В 2015 в Самаре запустился самый популярный проект коллектива: «Четверг в Библиотеке». «Библиотека» – это небольшой клуб в Самаре, там любители поэзии Серебряного века, среди которых и участники «Поэтической Мастерской», каждую неделю проводили вечера, читая стихотворения Цветаевой, Бродского, Ахмадулиной, Гиппиус и Пастернака. Каждый четверг героем вечера становился конкретный поэт.

Замысел организаторов (среди которых сооснователи проекта Евгения Козаченко и Павел Куприянов) в том, чтобы сделать посвящение великим авторам – в разных форматах, жанрах, но всегда – искренне и очень лично. Проект стал уникальным примером разнообразных масштабных номеров и перфомансов. Однако увидеть их было сложно: небольшой размер клуба не позволял продавать много билетов, поэтому их не хватало на всех желающих.

Эти вечера быстро обрели культовый статус. Во многом это связано с их закрытостью. Попасть на них было сложно.

Александр Максимов
сооснователь «Поэтической Мастерской»

Благодаря известности «Четвергов» и перформансов «Поэтической Мастерской», её членов начали приглашать не только в библиотеки и клубы, но и читать на праздниках и свадьбах. Это дало поэтам дополнительную аудиторию и деньги, которые требовались для старта новых проектов. Заработанное обычно вкладывалось в ближайшие нужды объединения. Для таких выступлений Роман Мнацаканов придумывал концепцию, и в зависимости от неё участники подбирали тексты и элементы перформанса.

Однако в итоге многие участники «Поэтической Мастерской» решили, что чаще всего коммерческие выступления становятся неудачным опытом для поэтов. На праздничных банкетах люди не хотят вслушиваться в стихотворения, ведь туда они пришли пообщаться и расслабиться.

Самое, пожалуй, запоминающееся выступление у нас было в городе Тольятти, куда мы поехали выступать на 8 марта с большим, очень замороченным концертом, над которым долго работали. Но нам, к сожалению, не повезло с публикой и с площадкой в целом. Всё-таки не стоит делать концерты с серьёзной идеей в местах, куда люди приходят просто поесть. Но мы вынесли из этого хороший урок, долго потом обсуждали это выступление, и часто до сих пор о нём вспоминаем.

Настасья Явцева
руководитель второго набора «Поэтической Мастерской», участник первого

Одно выступление на банкете поэты всё же вспоминают с улыбкой. Это была свадьба двух участников «Поэтической Мастерской», для которых поэты выступали без гонорара. Авторы читали стихотворения про любовь, собранные в перфоманс.

Первый набор «Поэтической Мастерской» из архива Александра Максимова

«Поэтическая Мастерская» выступала не только в Самаре. Коллектив ездил на Грушинский фестиваль, где делал собственную площадку «Пространство слов», в рамках которой проходили как выступления, так и мастер-классы и творческие встречи. На одной из них у «Поэтической Мастерской» состоялась творческая встреча с Евгением Евтушенко. Это была его последняя поездка в Россию (Евтушенко жил в США), через 10 месяцев советский поэт умер.

Важное место сообщества в творческой жизни Самары признают и коллеги. Самарская поэтесса и литературный куратор Екатерина Сим подчёркивает, что для Самары «Поэтическая Мастерская» – органичный ответ на многие накопившиеся проблемы литературного сообщества.

Существует трудность включения совсем начинающего автора в диалог с пространством. Ведь не идти же в союз писателей? Из-за отсутствия возможности регулярного обучения, «сложившийся автор» – это, так или иначе, самоучка. Однако «Поэтическая Мастерская» решает эту проблему.

Екатерина Сим
поэтесса и литературный куратор

У «Поэтической Мастерской», по её мнению, есть и минусы. Проект ориентируется на классические представления о том, каким должно быть стихотворение и поэзия в целом: текст должен иметь ритм, быть цельным и так далее. Но всё это, тем не менее, дополняется актуальными практиками, подходами к письму.

«Поэтическая Мастерская» как явление – хорошее дело. Только главное, чтобы рост авторов и их оптика относительно того, какая бывает поэзия, на ней не заканчивался, а начинался.

Екатерина Сим
поэтесса и литературный куратор

В 2019 году «Поэтическая Мастерская» набрала третий состав, а новым художественным руководителем и продюсером стали участники предыдущего набора. К примеру, Настасья Явцева и Софья Левицкая обучались в первом составе «Мастерской», а в 2017 руководили вторым.

После того, как первый наш состав стал потихоньку сдуваться, его руководители потихоньку тоже, я и Софа Левицкая стали руководителями нового набора – ПМ 2.0. Через год участница второго набора стала руководительницей ПМ 3.0, которая и действует сейчас. Поколения семьи сменяются, проект меняется и живёт. И конечно, он уже не такой, как в моих воспоминаниях, и это – совершенно нормально. Он не стал хуже или лучше. Он стал другим. Но главное в нём осталось.

Настасья Явцева
руководитель второго набора «Поэтической Мастерской», участник первого

Основатели ушли из проекта, перепоручив ученикам его развитие. С тех пор Роман Мнацаканов выступает и выпускает стихотворения в аудиоформате, а Александр работает над похожим проектом: поэтическим акселератором «ВПрофессии» вместе с поэтом Стефанией Даниловой. По сути, это «Поэтическая Мастерская» в масштабе целой страны – организаторы отбирают для проекта авторов из любой точки России и неделю обучают их в Петербурге.

В ходе проекта отбирают по пять участников по шести направлениям: текст, мелодекламация, видеопоэзия, поэтический стендап, поэтический научпоп, продюсер. В течение недели они участвуют в репетициях по разработке и созданию поэтических продуктов, фотосессий и съёмок. Оплата проживания и питания — за счёт организаторов.

Участники «Поэтической Мастерской» двух первых наборов занимаются собственными карьерами и не связаны с объединением, однако вспоминают его с благодарностью.

В первую очередь я вынесла из «Поэтической Мастерской» знакомство с людьми, которые стали моей семьёй. Это, пожалуй, самое важное. Ещё, конечно, опыт разнообразных выступлений, умение держаться на сцене, уверенность в себе, умение мастерить реквизит и генерировать идеи в режиме чрезвычайной ситуации, начитанность, насмотренность.

Софья Левицкая
руководитель второго набора «Поэтической Мастерской», участник первого

На время карантина из-за пандемии коронавируса «Поэтическая Мастерская» полностью перешла на дистанционный режим. Обычные занятия сменились обсуждением чужих текстов и чтением своих онлайн. 1 мая коллектив провёл концерт в рамках всероссийского проекта «ССЫЛКА». Вся подготовка, репетиции и само выступление проходили по видеосвязи.

Стендап-клуб за три недели

В 2015 году Артур Шамгунов переехал в Казань, зная, что здесь будущий участник программ «Comedy Баттл» и «Stand up» Феликс Никитин раз в месяц организует открытые микрофоны – вечера юмора, на которых может выступить любой желающий. Однако Феликс к тому времени переехал в Москву и лишь изредка приезжал на родину для организации вечеров.

Параллельно с Феликсом открытые микрофоны делал будущий резидент казанского стендап-клуба Алмаз Матьякубов, но они были редкими, раз в 2-3 недели. В середине 2015 года Феликс перестал появляться в Казани, а открытые микрофоны Алмаза Матьякубова прекратились. Тогда Шамгунов решил проводить мероприятия сам.

Сначала он делал открытые микрофоны, на которых комики проверяют новый материал, чтобы дорабатывать его. Запись на такие выступления свободная. Идея Артура заключалась в том, чтобы организовывать открытые микрофоны регулярно – как минимум раз в неделю.

Артур Шамгунов ведёт открытый микрофон из архива казанского стендап-клуба

Открытые микрофоны старались проводить в одном и том же месте, но это не всегда получалось. За время проведения таких мероприятий казанские комики обосновывались в нескольких заведениях: Escobar, «Наш Паб», «Все Свои» и некоторых других. «Было очень много площадок с начала 2016 года по 1 апреля 2019 года. Везде мы рассчитывали на аудиторию самого заведения, но и постоянные зрители тоже приходили в ожидании новых шуток. В какой-то момент у нас получилось четыре мероприятия в неделю, но это продлилось недолго», — рассказывает резидент казанского стендап-клуба Никита Никитин TJ.

В то время приходилось искать не только зрителей, но и выступающих, из которых можно было бы составить мероприятие. После большого перерыва в городе оказалось мало комиков, и требовалось привлечь внимание тех, кто хотел бы заняться юмором, но не знал о возможных площадках. Тогда Шамгунов начал обучать людей, увлекающихся стендапом, и организовывать работу комиков в команде. Он помогал начинающим улучшать материал, а помимо открытых микрофонов проводил отчётные концерты, на которых юмористы зачитывали шутки, написанные за определённое время.

Мы периодически собирались, писали шутки, зачитывали друг другу мысли, играли в «Большую игру» (было такое телевизионное шоу на СТС) для развития креативного мышления.

В конце августа-начале сентября 2015 мы подготовили первое Stand Up Show. Собралось около 220 человек и было круто, по-моему, даже один из местных телеканалов приехал. После этого к нам начали присоединяться ещё люди.

Никита Никитин
резидент казанского стендап-клуба

Однако долго эта система не просуществовала. Многие комики стали уходить в другие сферы деятельности. Теперь Шамгунов считает такой подход нежизнеспособным. «Люди не начинают работать сами. К тому же, если у тебя хватает мозгов и таланта, чтобы заниматься стендапом, то очень велика вероятность, что тебя переманят в какую-то другую сферу — ту, в которой намного легче и быстрее можно заработать деньги. Остаются те, кто заболел стендапом», — рассказывает он.

Четверо «болеющих» комиков (Алмаз Матьякубов, Тимур Хамадуллин, Булат Ханмурзин и Никита Никитин) всё же продолжило выступать. Благодаря этому Артур стал проводить ежегодные стендап-фестивали, на которых комики выступали на разных площадках, а зрители могли пойти куда угодно и увидеть разные виды комедии. Кроме того, у фестиваля появилась конкурсная программа: лучший по мнению жюри комик получал денежный приз.

После второго фестиваля в 2017 году Шамгунов решил «масштабировать» свою деятельность. Он связался с Ильдаром Фаттаховым, руководителем Первой лиги КВН, который имел опыт организации больших мероприятий. Вместе они решили сделать стендап-фестиваль не только для местных. Так появился Международный стендап-фестиваль в Казани.

После одного из международных фестивалей у организаторов появилась идея открыть стендап-клуб. Однако подходящего места они не могли найти около года. Но когда оно появилось, Артур и Ильдар сразу же взялись за работу: взяли все сбережения, назанимали денег у знакомых и сразу арендовали место. Затем наняли юристов для согласования контракта с владельцами помещения, а параллельно самостоятельно делали ремонт.

Идею расположения создатели взяли с московского стендап-клуба на Арбате, выбрав место на главной пешеходной улице города. Там большой поток туристов и просто отдыхающих, готовых провести вечер на юмористическом мероприятии.

Мы целый год вынашивали эту идею, но не могли найти площадку. И тут совершенно случайно подвернулось помещение на Баумана – нашей главной пешеходной улице. Это было идеально: мы понимали, что у нас нет звёзд, за которыми поедут даже на окраину города. Поэтому нам ближе путь московского стендап-клуба на Арбате. Его мы и воспроизвели.

Артур Шамгунов
создатель казанского стендап-клуба

Но три недели — это маленький срок, чтобы сделать всё основательно, поэтому даже после открытия в стендап-клубе время от времени что-то добавляют и ремонтируют. Создатель стендап-клуба признаёт, что у них не было какого-то бизнес-плана и желания заработать. Главная цель заключалась в возможности дать комикам удобную площадку и расширить аудиторию.

Зрители шоу в казанском стендап-клубе из архива казанского стендап-клуба

1 апреля 2019 года в Казани появился стендап-клуб, выступления в котором проходят шесть дней в неделю. Несколько раз в неделю проводится открытый микрофон, один раз – шоу резидентов и импровизационный формат «Разгон», когда комики пытаются на ходу придумать или развить шутки на определённые темы, которые они подготовили заранее.

Каждую неделю на сцене выступают приглашённые комики: звёзды канала ТНТ, резиденты московских стендап-клубов. Организаторы не могут предложить комикам большие гонорары, поэтому выработали систему, по которой организовывают гостю мероприятие не только в Казани, но и в соседних городах. Тогда затраты на поездку уменьшаются, подчёркивает приезжавший с выступлением в Казань московский комик Илья Якямсев.

Казанский стендап-клуб предложил не очень большой гонорар, зато организовал поездку с несколькими выступлениями. В течение трёх дней мы выступали каждый вечер. Тем более, в неё входил один новый город – Нижнекамск – который мы осмотрели. Я был с Викой Складчиковой и Максимом Евдокимовым, главной звездой была Вика, мы с Максом читали минут по 15-20.

Московские комики ездят в Казань, потому что там хорошее место для выступлений. Условия проживания тоже отличные. К тому же, руководство клуба понимает, как создать атмосферу. Мне понравилось, зал был тёплый, все смеялись. Что может быть лучше?

Илья Якямсев
стендап-комик, создатель YouTube-канала «МятаМята»

Каждый формат подразумевает определённых стендаперов: на сольные концерты часто привозят звёзд, открытые микрофоны состоят из более чем десятка выступлений не только опытных, но и начинающих юмористов, а шоу резидентов собирает только проверенных казанских комиков. От этого зависит и стоимость билетов: вход на открытый микрофон и шоу «Разгоны» бесплатный, выступления резидентов – 400 рублей, звёзд – от 800 рублей.

В постоянном составе выступающих семь человек. Большая часть резидентов занимаются стендапом уже несколько лет, то есть, со времени, когда Артур начал организовывать мероприятия. Резидентами становятся те, в чьих выступлениях организатор может быть уверен: им нужно иметь как минимум 20 минут «смешного материала».

Я думаю, через год резидентов будет как минимум в два раза больше. За год существования клуба все выступающие сделали качественный скачок, превратившись из любителей в полупрофессионалов. Это произошло просто потому, что есть клуб. Комики знают, что им надо постоянно писать материал, каждую неделю есть выступления – пусть не за большие деньги, но за деньги. Всё это настраивает ребят на развитие.

Артур Шамгунов
создатель казанского стендап-клуба

Стендап-комик Виктор Копаница (участник Comedy баттл, создатель youtube-канала «Stand-up с Виктором Копаницей» и паблика «Стендапьё») переехал из Екатеринбурга в Казань, чтобы стать резидентом стендап-клуба.

Вечером, где-то в 23:00, я рассказал об этом жене и сказал, что хотел бы попробовать стать частью стендап-клуба Казани. В Екатеринбурге комиков хватало на тот момент, как хватает их и по сей день. Поздней ночью полусонная жена сказал мне: «Ну так поехали в Казань».

Мы бросили работу в Екатеринбурге и не жалели. Работа у нас обоих была так себе, жилья своего не было, детей тоже. Так что терять нам было нечего.

Виктор Копаница
резидент казанского стендап-клуба

Через пару недель Копаница с женой оказались в Казани на открытии заведения. Копаница же стал первым, кто вышел с монологом на сцену казанского стендап-клуба.

Тот факт, что я переехал, многим людям в стране, тем кто в теме, показал, что я мобилен, я стараюсь делать что-то для комедии и готов выступать. Меня начали приглашать в разные города выступать. В итоге я дал 11 сольных концертов в разных городах и вроде как никого не разочаровал.

А ещё регулярные выступления – это совсем иной опыт. Он отличается от всего, что было у меня раньше. Здесь я намного быстрее развиваюсь.

Виктор Копаница
резидент казанского стендап-клуба

Шамгунов отмечает, что аудитория стендапа в Казани весьма требовательная. Это люди с достатком чуть выше среднего, немного старше тридцати лет. Так как в городе огромная конкуренция в концертной среде, они ожидают высокого уровня выступлений. К тому же, такая публика покупает билеты на многие концерты клуба и быстро начинает разбираться в качестве юмора.

Приятно, что они приходят иногда после концертов комиков с ТНТ и говорят: «А ваши ребята, никому неизвестные, намного смешнее! Будем на них ходить». Зритель очень быстро разбирается.

Артур Шамгунов
создатель казанского стендап-клуба

Пока казанский стендап-клуб вкладывает все заработанные деньги в развитие. К этому относится оптимизация кухни, расширение меню заведения, его ремонт, привоз более известных комиков. Артур подчёркивает, что пока что стендап-клуб – это не бизнес, заработать много на нём ещё нельзя. Но существование этого места помогает появляться новому творчеству и создавать новые проекты. Резиденты и приезжающие стендаперы понимают это и соглашаются работать за небольшие гонорары, утверждает Шамгунов.

Выступление на вечере приглашённых комиков из архива казанского стендап-клуба

Шамгунов считает, что стендап-клуб можно открыть в любом городе-миллионнике. Главное, чтобы были комики, которые горят своим делом и готовы бороться со сложностями.

Главная проблема для творчества в регионах – отсутствие конкуренции. Нужно видеть перед собой людей, которые вчера выступали с тобой на открытом микрофоне, а завтра уже приходят на «Вечерний Ургант». Это заряжает на дальнейшее развитие. Но в регионах этого особо не увидишь.

Но сейчас есть интернет, поэтому проблемы провинции исчезают. Все знают друг о друге. Я думаю, если бы Денис Чужой остался жить в Курске, то всё равно бы мог собирать залы по всей России, как это делает сейчас. Эта грань стирается, и я надеюсь, что комики из провинции будут делать собственные шоу и YouTube-каналы и становиться известными и конкурентноспособными.

Артур Шамгунов
создатель казанского стендап-клуба

С 20 марта казанский стендап-клуб закрыт из-за пандемии коронавируса. На это время владельцы заведения взяли арендные каникулы. Незадолго до введения режима самоизоляции они начали делать масштабный ремонт, поэтому после открытия клуб должен преобразиться.

Место встречи: на «этаже»

Фестиваль «Этажи» появился в Белгороде в 2016 году по инициативе Юлия Шапошниковой. В тот момент она работала в Белгородской филармонии режиссёром, а идея фестиваля появилась из опроса, который провёл отдел маркетинга филармонии. Из него следовало, что местная молодёжь не посещает филармонию, а часть опрошенных даже не знает, где находится её здание.

Шапошникова задумалась, чем привлечь новую аудиторию, и решила организовать свой фестиваль: изначально команда филармонии рассчитывала сделать мероприятие, посвящённое исключительно музыке. Со временем идея трансформировалась: «Этажи» стал фестивалем самых разных видов искусства. Свой «этаж» в филармонии получили актёры, поэты, танцоры, режиссёры и многие другие творческие люди.

Каждый участник фестиваля проводил собственное мероприятие. Они распределялись по площадкам, которые находились на пяти этажах филармонии: в Большом и Органном залах, Jazz-подвале, Арт-веранде и так далее. Зрители могли переходить с одного концерта на другой, или оставаться с выступающими после выступления.

Юлия Шапошникова и волонтёры на закрытии фестиваля «Этажи-2019» Фото Ивана Веневцева

Чтобы провести такой фестиваль, понадобились волонтёры. Филармония набрала около 40 человек, большая часть которых осталась в команде в следующие года и занялась организаторскими функциями: продвижением в социальных сетях, контролем остальных волонтёров и прочим.

Волонтёры начинают собираться в сентябре. Их иногда просят помочь в подготовке по мере возможностей. К примеру, сделать бейджики. За неделю до фестиваля открывается волонтёрский штаб. Туда ребята приходят во время фестиваля, когда появляется свободная минутка: перекусить, обсудить мероприятия или рабочие вопросы. Основная работа начинается за пару суток до начала.

Юлия Беккер
волонтёр фестиваля «Этажи»

По словам Шапошниковой, на «Этажах» может случиться всё, что угодно. И всем этим волонтёр должен заниматься: помощь зрителям, уборка площадки, поиск ключей и реквизита, вызов персонала и встреча гостей. Кроме того, волонтёра могут отправить на выполнение нового задания в любой момент. Помимо волонтёров, задействованных в организации, есть те, кто занимается занимается социальными сетями и фото.

Есть ещё направление «Медиа». Все фото и тексты, что появляются в группе, создают волонтёры. Я, например, иногда сижу до двух часов ночи в филармонии, а до девяти утра нужно уже сдать фотографии вчерашних мероприятий.

Юлия Беккер
волонтёр фестиваля «Этажи»

Одним из главных вопросов для организаторов был поиск денег. Шапошникова подала заявку на форум «Таврида» и получила грант в 200 тысяч рублей на проект. Кроме того, филармония запустила краудфандинг и собрала 120 тысяч. Эти деньги и стали основой бюджета.

Юлия отмечает, что первый фестиваль организовывался в экстремальных условиях. Идея пришла к ней в начале июля, и улаживание организационных и финансовых вопросов проходило в течение лета. Уже в конце сентября прошёл фестиваль. Из-за таких сжатых сроков организатором приходилось полагаться на удачу: одновременно договариваться с гостями, искать волонтёров, финансы, размещать мероприятия по площадкам здания.

В первом году мы работали в бешеном режиме. Приезжали домой буквально на несколько часов. В три часа ночи мы заканчивали работать, немного спали и с утра начинали снова. Дел было столько, что мы ничего не успевали.

Юлия Шапошникова
организатор фестиваля «Этажи»

Несмотря на сумбурную подготовку, первый фестиваль получился масштабным – на него пришли больше 2000 человек. Там выступили хореограф Александр Могилёв, уральская группа N.E.V.A, поэт Арс-Пегас и многие другие.

Фестиваль «Этажи» ворвался в мою жизнь случайно и, к моему удивлению, остался там до сих пор. В первый год мне повезло попасть туда бесплатно, да ещё и поучаствовать в поэтическом перформансе, где я познакомилась с поэтами из Москвы и Питера. До этого я лично знала только местных авторов, так что «Этажи» расширил границы моего поэтического мира, за что я благодарна организаторам.

Помимо поэтических мероприятий, я стараюсь по максимуму посещать другие направления фестиваля. Музыка разных направлений, выставки картин, лекции по клип-мэйкингу, модный показ, театр — за неполные три дня можно погрузиться в искусство с головой, чем я с удовольствием пользуюсь.

Елизавета Михайличенко
поэт, постоянный гость фестиваля «Этажи»

Такой подход остался на фестивале на протяжении всех лет. Он породил множество творческих союзов, из которых в дальнейшем вырастали собственные проекты. К примеру, белгородский хип-хоп коллектив «Четыре\четверти» и музыканты филармонии делают совместные проекты уже несколько лет. Объединение выступало ещё на первом фестивале, тогда же решив продолжить сотрудничество.

Выступление хип-хоп коллектива «Четыре\четверти» из архива Белгородской филармонии

На «Этажах-2017» они попробовали взаимодействовать с джазовыми музыкантами, вместе создав номер «Сила единства». В 2018 году «Четыре\Четверти» поставить хип-хоп хореографию под классическую музыку. Вместе с виолончелистом Глебом Мацевитым они в том же году показали на фестивале «демо-версию» совместного спектакля. А в ноябре 2019 года прошла премьера спектакля «Человек» на сцене филармонии. Расширенный состав танцоров показал хип-хоп хореографию под музыку Иоганна Баха и Альфреда Шнитке.

Фестиваль «Этажи» стал отправной точкой для реализации наших идей. Дал возможность воплотить давние мечты в реальность, показать зрителям хип-хоп культуру многогранной, какой знаем её мы, поделиться мыслями через синтез искусств. К тому же, площадка фестиваля – это место встречи друзей и единомышленников, особая атмосфера, в которой зарождается что-то новое.

Дарья Дробот
руководитель хип-хоп объединения «Четыре\четверти»

Сотрудничество рэпера Noize MC и белгородского оркестра народных инструментов тоже началось на фестивале «Этажи». В 2017 году музыкант согласился выступить с коллективом, потому что его дирижёр – преподаватель Ивана по гитаре Евгений Алешников. Вместе они выступили на закрытии фестиваля, исполнив четыре песни: «На Марсе классно», «Иордан», «Сохрани мою речь» и «Сам». Оркестр продолжил сотрудничать с Noize MC и позже ездил с ним в тур по России.

Фестиваль – это ещё и возможность завести новые контакты. Находясь несколько дней в одном пространстве, многие наши гости ходят на выступления друг друга, общаются, взаимодействуют. В последние несколько лет стало традицией: когда к нам приезжают участники, местные ребята, которые занимаются чем-то подобным, знакомятся с ними, привлекают их в какие-то свои проекты.

Юлия Шапошникова
организатор фестиваля «Этажи»

На фестивале «Этажи-2019» оказалось особенно много местных участников: художницы Анастасия Лукша и Анастасия Мазур-Скробова, музыканты биг-бенда No Comment и фолк-группаа «Наречие». Посмотрев на уровень гостей фестиваля в прошлые годы, многие из них решили показать что-то подобное. Шапошникова говорит, что они набирают для фестиваля не только уже прославившихся людей, но и почти новичков. Главное, чтобы человеку было, что предложить.

Принять участие мне предложила основатель фестиваля Юлия Шапошникова. «Этажи» подарили вдохновение на новые работы и повод переосмыслить своё творчество. Ведь на фестивале были задействованы самые разные формы искусства, из каждого я смогла что-то почерпнуть.

Фестиваль сближает. Там я подружилась с проектом «Культурный регион», с которым мы стали сотрудничать. С самой филармонией у меня тоже сложились тёплые отношения. Буду счастлива, если в дальнейшем удастся быть причастной к подобным мероприятиям.

Анастасия Лукша
художница

При большой популярности фестиваля в Белгороде, «Этажи» не окупаются. Организаторы решили в 2020 году сделать мероприятие однодневным, чтобы выйти в ноль по затратам. При этом в разговоре с TJ Шапошникова замечает, что за эти годы появилось много людей, которые «начинают бить тревогу», как только она размышляет о перспективе не проводить «Этажи». Такую реакцию она объясняет редкостью фестивалей такого формата в регионах. С этим согласны и за пределами Белгорода, говорит Шапошникова.

Велик риск остановиться. Здесь нужно себя постоянно чем-то «поджигать». Потому что обычно творчество в провинции – это история не про коммерцию. Ко многим приходит ощущение, что это никому не нужно. Большая сложность в том, чтобы не дать обстоятельствам погасить огонь внутри тебя. Ведь нужно развиваться, экспериментировать, идти против обстоятельств.

В провинции размеренный ритм жизни. И многие оседают. В молодости они ещё рвут на себе рубашку и говорят, что надо уезжать. А потом проходит 10 лет, а они всё тут и больше не проводят ночи в поиске творческих смыслов. Мне кажется, главное не предавать свою мечту, всегда идти вперёд и не сдаваться.

Юлия Шапошникова
организатор фестиваля «Этажи»

Из-за пандемии коронавируса планы по проведению «Этажей» приостановили. Организаторы надеются, что к сентябрю ситуация изменится в лучшую сторону, и они смогут провести фестиваль в 2020 году.

{ "author_name": "Мила Витива", "author_type": "editor", "tags": ["\u0442\u0432\u043e\u0440\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e","\u0441\u0442\u0435\u043d\u0434\u0430\u043f","\u0440\u0435\u0433\u0438\u043e\u043d\u044b","\u043b\u043e\u043d\u0433\u0440\u0438\u0434\u044b","\u043b\u0438\u0442\u0435\u0440\u0430\u0442\u0443\u0440\u0430"], "comments": 0, "likes": 18, "favorites": 17, "is_advertisement": false, "subsite_label": "stories", "id": 154442, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Tue, 19 May 2020 16:46:09 +0300", "is_special": false }
Объявление на TJ
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку
Обсуждаемое
Новости
В России резко упали продажи смартфонов. А покупатели стали выбирать более дешёвые модели
Эксперты считают, что люди отказываются от дорогих покупок на фоне пандемии коронавируса.
Интернет
В соцсетях заметили детское YouTube-шоу евангелистов. Порой оно выглядит слишком жёстким и радикальным
«Когда люди ведут себя очень плохо, они заслуживают смерти».
Наука
Первый пилотируемый запуск SpaceX отменили из-за погоды
Против природы не попрёшь.
Популярное за три дня
Интернет
Фандом и никакого хейта: как политолог Екатерина Шульман стала интернет-феноменом и что она думает о внимании соцсетей
В соцсетях обсуждают её видеоблоги с кухни, ведут фанатские паблики и признаются в любви — сама Шульман удивляется такому вниманию.
Истории
Испанец остался один в огромном отеле из-за пандемии. Он следит за зданием и раз в пять дней спускает 1400 кранов
Он спускает воду в закрытом отеле Барселоны, чтобы уберечь будущих гостей от пневмонии.
Новости
Бывший губернатор Чувашии подал в суд на Путина за то, что тот снял его с поста
Игнатьев оспорит отправление в отставку после призыва «мочить журналистов» и обвинений в издевательстве над пожарным.