Истории
Никита Балаба

Вне социальных правил и цивилизации: жизнь и быт изолированных племён в современном мире

Борьба с бандитами и миссионерами, возможность умереть от простого гриппа и вечный страх потерять свою идентичность.

Лидер организации UNIVAJA, занимающейся правами индейцев​ Фото UNIVAJA

В современном мире существует больше 100 изолированных племён — народов, которые добровольно живут в изоляции от мира. У них кочевой образ жизни, они пользуются инструментами, которые не менялись уже много поколений и воюют против людей, которые пытаются захватить их землю. Несмотря на то, что их время неизбежно подошло к концу.

Люди из джунглей

Правозащитная организация Survival International описывает изолированные сообщества как «не имеющие постоянных контактов с доминирующей или мировой общественностью». При этом они не полностью закрыты от внешнего мира. Члены племени контактируют с другими такими же народами или изредка с представителями внешнего мира — туристами, учёными или рабочими, которые находятся на территории племени.

Такие народы обитают в Южной Америке, Индии и Океании. Они заселили эти земли задолго по появления современных государств и колонизации в 15 веке. Занимают труднодоступные территории с богатыми натуральными ресурсами, как вода, углеводороды и минералы. Также на выбор поселения влияет флора и фауна, которые необходимы для выживания.

Сегодня вряд ли можно полагать, что даже в наиболее отдалённых и глухих уголках амазонских джунглей всё ещё остаются единичные группы, которые ничего не слышали «белом» человеке и никогда, даже случайно, не контактировали с ним.

Андрей Матусовский

Иногда изолированные сообщества — это часть известного этноса, которая из-за каких-то конфликтов отделилась от большего народа и ушла в изоляцию в джунгли. Большая часть племени уже может жить в цивилизации, когда эта маленькая часть продолжит избегать контактов с внешним миром. Например, большая часть племени ваорани живёт в деревнях вместе с эквадорцами, но есть малые группы, как тагаери или виньятаре, которые продолжают изоляцию и живут в джунглях.

Точное их число неизвестно. По разным подсчётам, в Бразилии может быть от 27 до 67 племён. В Перу — 29, в Боливии и Венесуэле по три, а в Колумбии одно. Всего примерно 10 тысяч человек. Ещё есть племена, с которыми нет контакта из-за непроходимости их территорий, но о существовании которых учёные догадываются. Их количество неизвестно.

Член племени тагаери​ Фото Global Look Press

О культуре таких племён известно мало, ведь, они изолированы. Их образ жизни похож на жизнь в палеолите. Обычно это охотники или собиратели с кочевым образом жизни, высокомобильные группы, перемещающиеся по обширной территории, сплошь покрытой густыми тропическими лесами.

Убежища таких племён — это дома, сделанные из листьев и палок, в которых они обитают вместе. Они живут кланами, обычно внутри него и с соседними группами есть биологическое родство. Воинственность — часть их общества — часто они похищают женщин из других племён, чтоб поддерживать генетическое разнообразие.

Член племени на охоте​ Фото Getty 

Известно, что племя аирирео из Парагвая выращивает бобы, арбузы и тыквы. Охотятся на черепах и диких свиней, собирают мёд диких пчёл. Живут они в небольших сообществах, где у каждой семьи свой дом. Спят под крышей во время дождей, в другое время на улице. Их самый важный ритуал назван в честь птицы козодоя — первое пение птицы предшествует сезону дождей и месяцу празднеств.

Речь у них сохраняется ещё с доколумбовых времён, а язык почти не подвергся влиянию испанского и португальского. Языки разных племён могут быть как схожи между собой и составлять родственную группу как у племён Айорео и Чамакоко, так и сильно отличаться и входить в разные группы.

Хижина одного племени​ Фото SurvivalInternational

У аирирео нет письменности, но была наскальная живопись. В отсутствии календаря они считают время по циклам луны и солнца. Зато они знают музыку, а также изготавливают луки, копья и духовые трубки. Их они используют для охоты и войны.

Отзыв племени тсапанава из Бразилии о пении белых людей​ Скриншот из документального Lost Tribe of the Amazon

Копьё и духовая трубка Фото Андрей Матусовский

Копьё Фото Андрей Матусовский

Некоторые племена воинственны и яростно охраняют свою изоляцию. В 1987 году племя тагаири в Южной Америки убило двух миссионеров-капуцинов: Алехандро Лабака и Инес Аранго, которые проникли на их территорию и хотели вступить в контакт. А в 2018 индийское племя сентинельцев (уникальный народ, который, вероятно, прожил больше 60 тысяч лет без умения добывать огонь) убило миссионера Джона Чау, который приехал к ним, чтобы заниматься проповедованием.

Чау пробрался на остров незаконно, так как путешествия туда запрещены властями Индии. Тело миссионера так и не обнаружили — скорее всего, сентинельцы похоронили его так же, как делали с предыдущими незнакомцами. Скорее всего, там оно будет покоиться очень долго, так как любые официальные экспедиции на остров рискуют привести к массовому заражению сентинельцев болезнями, от которых у них нет иммунитета.

Изоляция ради защиты

Во времена великих путешествий и колонизаций среди членов экспедиций считалось привычным обращаться с коренными народами посредством силы. Колонизаторы убивали или обращали в рабство племена, вынуждая целые народы бояться незнакомцев и прятаться, уходя труднодоступные территории. Из-за внешнего вмешательства уничтожались целые древние империи, в том числе империя Ацтеков и империя Инков. «У людей романтизированный взгляд на причины изоляции», — говорит антрополог из Университета Аризоны Ким Хилл. Со слов самих жителей изолированных племён идёт одна и та же история: они хотели общаться со внешним миром, но боялись.

Нет такой группы людей, которая будет сидеть отдельно от остального лишь потому что это круто.

Ким Хилл

Некоторые ещё стали свидетелями разрушительных встреч с чужаками. В 1970-х и 1980-х Бразилия считала, что область Амазонки — незаселённая территория с большим потенциалом. Аборигенов, которые противились вторжению, убивали, а их поселения уничтожали. А перуанское правительство в начале 20-го века отрицало существование таких людей, чтоб свободно давать доступ компаниям к добыче каучука. Из-за разрушения традиционного уклада жизни племя Машко-Пиро бросило свои деревни и ушло жить в джунгли.

В мире остался лишь один человек, знающий перуанский язык тауширо. Потеряв родственников из-за различных трагедий, он ведёт жизнь отшельника и постепенно забывает родной язык. Когда-то у него было множество родственников, но под конец 20-го века осталось лишь одно племя тауширо из 17 индейцев. Для защиты они держали стаю охотничьих собак: несколько раз миссионеры и наёмники пытались захватить индейцев и заставить их работать на себя. Однако погубила клан не война.

Однажды ягуар пробрался в лагерь клана и убил спящего ребёнка, а другой ребёнок случайно захлебнулся в реке. Двух других членов племени покусали ядовитые змеи — они умерли без противоядия. В другой раз молодой охотник поранился и истёк кровью, пока искал добычу в лесу. Корь погубила остальных, а малярия убила главу племени. Его похоронили под полом дома и подожгли строение. Таковы традиции тауширо.

Однако со смертью индейца память о его клане может сохраниться. В 2017 году Министерство культуры Перу развернуло проект по сохранению истории племени. Лингвисты составили базу из 1500 слов, 27 мифов и трёх песен, относящихся к культуре тауширо. Лингвисты хотят записать речь Амадео на старом языке, чтобы сохранить оригинальное звучание после смерти носителя.

Племя Машко-Пиро, берега Амазонки Фото FENAMAD

Индийское племя сентинельцев предположительно ушло в изоляцию из-за волны алкоголизма и эпидемии различных болезней после встречи с внешним миром. Ряд из них также похищали и увозили в рабство.

Изоляция поддерживается не только самим племенем, но и организациями, связанными с ними. Во многих странах запрещено самому контактировать с племенем без веской причины. Сделано это для того, чтобы не нарушать мировоззрение и культуру народа. Индейцы легко принимают новые вещи, которые облегчают им жизнь. Они сразу начинают использовать новые инструменты и носить новую одежду, теряя свою идентичность.

Женщина из племени радуется одежде, инструменте и посуде  Скриншот из документального Lost Tribe of the Amazon

Lost Tribe of the Amazon

В надежде на безопасность

«Почти все человеческие сообщества были в контакте друг с другом, как показывают исторические и археологические записи . Человеческая история не похожа на игру в „Цивилизацию“, где вы начинаете с маленькой деревни, а вся карта затемнена», — рассказывает антрополог университета Гавайи Алекс Голуб.

В мире есть несколько правозащитных организаций, которые занимаются проблемами изолированных племён и регулярно контактируют с ними. Самые большие — FUNAI и Survival International. Первая — Национальный фонд индейцев, орган правительства Бразилии, которая занимается защитой прав индейцев в стране. Вторая — некоммерческая организация, которая следит за соблюдением прав аборигенов во всём мире.

В 2016 году бразильские власти начали создание специальной резервации площадью в 2558 квадратных километров для племени Кавахива. На ней запрещено вести любую промышленную и хозяйственную деятельность, что вызвало возмущение со стороны местных бизнесменов, задающихся вопросом — стоит ли отдавать такую большую территорию группе людей численностью в 50-60 человек.

​Вертолёт бразильской армии, который доставляет солдат для борьбы с нелегальной деятельностью в джунглях Фото FUNAI

Организация Survival International регулярно проводит разные кампании для помощи изолированным племенам. Благодаря одной из их акций бразильское правительство послало войска, чтобы разобраться с нелегальными лесорубами, которые уничтожали жилое пространство племени ава. Теперь патрули на земле племени охраняют их от незаконной вырубки. Также организация занимается изучением племён и их просвещением.

Часто к изолированным народом ездят проповедовать христианство миссионеры. Они селятся рядом с их деревнями (такое особенно распространено в Южной Америки), дарят различные полезные вещи, чтобы улучшить отношения, после чего начинают учить слову божьему.

Бывает и принудительное обучение — когда аборигенов ловят, насильно переселяют в резервацию, где они работают на миссионеров в обмен на различные товары, беря их практически в рабство. Сами индейцы порой подают в суд, чтобы миссионеров не допускали к ним. В апреле 2020 года бразильский суд постановил, что армия и полиция должна защищать племена в Долине Йавари от миссионеров и не допускать их к аборигенам.

В разгар пандемии COVID-19 миссионерская организация решила купить вертолёт, чтобы легче добираться до изолированных племён Фото NTM

Контакты с другими людьми имеют и негативные стороны. В Южной Америке на изолированные племена регулярно нападают люди, которые хотят забрать себе их территории. В этом числе нелегальные лесорубы, промышленные рабочие, наркоторговцы, скотоводы, герилья. Лесорубы вырубают деревья, которые необходимы для выживания племени, а промышленные работы разрушают экосистему, на которых племена охотятся.

Из-за подобного племена часто находятся на грани исчезновения. К примеру, народ ава почти вымер из-за нелегальной вырубки джунглей. На их территории строили поселения и нелегальные ранчо, наёмники охотились на членов племени, которые мешали незаконной деятельности, а их поселения уничтожались тракторами. Один из членов племени рассказывал, как однажды встретился с наёмниками.

Я спрятался в лесу и сбежал от белых людей. Они убили мою мать, моих братьев, сестёр и жену. Во время резни меня подстрелили [в спину], и это было очень тяжело, потому что я не мог обработать рану. Я не видел её. Невероятно, что я вообще сбежал — это был истинный Tupã (дух — прим. TJ). Я много времени провёл в лесу, голодный и преследуемый фермерами. Я был сам по себе. У меня не осталось родных, которые могли бы помочь, с которыми я мог бы поговорить. Так что я ушёл всё глубже и глубже в чащу.

Выживший член племени ава

По данным Survival International, за последние 500 лет изолированное племя гуарани потеряло почти всю свою территорию, и теперь 12 тысяч человек живут на 3000 гектарах в маленькой резервации. Из-за отсутствия земли они вынуждены работать на белых фермеров. На таких производствах им платят меньше нормы, они живут в антисанитарных условиях, а по возвращении домой ударяются в алкоголизм и домашнее насилие. Из-за того, что часть производств нелегальна, больше 200 членов племени сидят в тюрьме без адвокатов и без понимания правовой системы.

Индейцы капур в районе Амазонки поймали нелегальных лесорубов, после чего отдали их приехавшей полиции Фото National Geographic

В 1980-х годах из-за нападений золотоискателей племя яномами потеряло 20% населения за семь лет. В 1992 году правительство Бразилии запретило вход на территорию племени и добычу ресурсов, но через год группа золотоискателей пришла в деревню яномами и убила 16 человек, включая ребёнка. Позже пять из них признали виновными в геноциде и судили. При этом часть территории племени находится и в Венесуэле, где нет законов, защищающих их.

В Бразилии, несмотря на защиту властей, ситуация не лучше — у аборигенов всё ещё нет прав на свою землю, к тому же, на их территории ещё разместили солдат, что увеличило напряжения, а некоторые женщины аборигенов стали заниматься проституцией.

Sertanista — индейское слово, означающее человека, который порабощает индейцев.

Кроме убийства членов племени и разрушения хозяйственной среды есть и другая опасность — болезни. У жителей нет иммунитета к большинству современных заболеваний, так что любой контакт может привести к уничтожению племени или значительной потери людей. В 1970-х и 1980-х годах бразильское правительство устанавливало посты для привлечения индейцев и налаживания контакта. В них лежали различные инструменты, одежда и полезные материалы. Зачастую на этих вещах жили различные вирусы и паразиты, к которым у аборигенов нет иммунитета. Порой за пару недель поселение теряло половину людей.

В 1980-х годах в Перу племя Нахуо случайно встретилось с лесорубами. Один из членов племени подхватил грипп, из-за чего после его возвращения домой заразились остальные. Умерло около 60% населения. Через три недели после первого контакта члены соседних индейских племён также заболели гриппом. FUNAI вылечила их и провела вакцинацию, но после этого индейцы ушли глубоко в леса, где могут распространить вирус дальше. В этом случае специалисты FUNAI не смогут им помочь.

Хотя мы осознаем героизм и жертву многих наших коллег, нельзя забывать, что когда мы занимаемся привлечением этих людей, на самом деле формируется остриё сложного, холодного и решительного общества, которое не щадит соперников с не развитыми технологиями.

Мы вторгаемся на земли, на которых они живут, без их приглашения и согласия. Мы удовлетворяем потребности, которых у них никогда не было. Мы разрушаем чрезвычайно богатые общества. Мы забираем у них их мир и спокойствие. Мы запускаем их в другой, жестокий и тяжёлый мир. Часто мы доводим их до смерти.

из отчёта правозащитной организации IWGIA

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#общество #исследования #индейцы #лонгриды #лигаавторов